Наталья Шалимова
Проект для подготовительной группы с ТНР «Скоро в школу мы пойдем»
▼ Скачать + Заказать документы
ПРОЕКТ
в подготовительной группе (6-8 лет) с ТНР
на тему:
«Скоро в школу мы идём!»
Воспитатели: Шалимова Н. А.
Черемных М. С.
2021 год
Краткосрочный педагогический проект на тему :
«Скоро в школу мы пойдём!» в подготовительной группе с ТНР 6-8 лет.
Публикация «Проект для подготовительной группы с ТНР „Скоро в школу мы пойдем“» размещена в разделах
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Подготовительная группа
- Проекты. Проектная деятельность
- Школа. Скоро в школу
- Темочки
Тип проекта : познавательно-творческий.
Вид проекта : групповой.
Продолжительность: краткосрочный (01.09.21-10.09.21г. г.).
Возраст: 6-8 лет.
Участники: воспитатели, логопед, дети подготовительной группы №16, родители.
Интеграция образовательных областей: познание, коммуникация, чтение художественной литературы, художественное творчество.
Актуальность: Поступление в школу - качественно новый этап в развитии дошкольника, связанный с изменением социальной ситуации и личностными преобразованиями, которые Л. С. Выготский назвал кризисом семи лет.
Главное, что необходимо ребенку - положительная мотивация к обучению. По результатам опроса на начальном этапе дошкольники представляют свою будущую школьную жизнь примерно так : школьник самый счастливый ребенок ему купили новый портфель, форму и всякие принадлежности, он будет слушать учителя и получать пятерки. Подобные детские надежды таят в себе опасность, потому что ребенок воспринимает школу как очередную игру, которая может оказаться совсем не такой привлекательной. Таким образом, стала очевидным целенаправленная работа по воспитанию положительного отношения к школе, формированию умения сотрудничества со взрослыми.
Отношение ребенка к школе формируется до того, как он в нее пойдет, и здесь важно правильно подать информацию со стороны родителей и детского сада. В дошкольном возрасте важно настроить ребенка на ежедневный труд и внушить ему, что у него все получиться, если он постарается. И поэтому, реализуя данный проект, углубились в формирование у детей знаний о тех предметах, качествах характера и условий которые необходимы школьнику для получения результата.
Проблема: Недостаточное формирование у детей мотивационной готовности к школе повлияла на разработку и реализацию проекта «Скоро в школу мы пойдём!» с детьми подготовительной к школе группы от 6-8 лет.
Цель: формирование у детей представлений о школе и положительное отношение к школьной жизни.
Задачи:
- Формировать представления детей о школе и ее значении;
- Развивать навыки общения и работы в коллективе;
- Воспитывать доброжелательное отношение к школе и учителю, дружелюбное отношение к сверстникам;
- Повысить компетенции родителей по вопросам подготовки детей к школе;
- Привлечь семьи к участию в воспитательном процессе на основе педагогического сотрудничества (консультации, памятки).
Ожидаемые результаты реализации проекта :
- Формирование у детей мотивационной готовности к школе;
- Расширение знаний детей о мире школьников, интерес к школе, школьной атрибутике;
- Повышение педагогической компетентности всех участников проекта.
- Продукт проектной деятельности : выставка детского творчества;
формирование у детей мотивационной готовности к школе;
Аннотация проекта :
Работа направлена на формирование у детей мотивационной готовности к школе; расширение знаний детей о мире школьников, интерес к школе, школьной атрибутике; повышению грамотности родителей в вопросах формирования у детей мотивационной готовности к школе.
Данный проект был реализован в рамках комплексно-тематического планирования «Дня знаний» и состоит из трех этапов: первый этап - подготовительный : накопление знаний, второй этап - основной: совместная деятельность детей, родителей, воспитателей. И третий этап - заключительный: подведение итогов, результатов.
Первый этап - подготовительный :
постановка проблемы, определение целей, задач проекта, определение актуальности и значимости проекта, сроков реализации; анализ имеющихся условий в группе и на территории ДОУ; подбор методической литературы для реализации проекта (журналы, художественная литература, иллюстрации, музыкальные произведения, дидактические пособия и игры и т. п., составление тематического плана с учетом интеграции образовательных областей;
подготовка к празднику «День знаний» в ДОУ;
привлечение внимания родителей к проблеме недостаточного формирования у детей мотивационной готовности к школе.
Второй этап - основной (практический) :
Данный этап проводился в 3-х направлениях: работа воспитателя и логопеда с детьми, работа воспитателя с родителями, совместная деятельность детей и родителей. Второй этап - это реализация плановых мероприятий:
1. Работа воспитателя с детьми:
С детьми проводились:
- беседы и занятия - «Что такое школа?», «Как себя надо вести в школе», «Почему нужно знать много», «Почему дети учатся в школах», проблемная ситуация «Если бы не было школы», «Ознакомление со школой», рисование «Как я представляю себе школу», лепка «Школьные принадлежности»;
- чтение художественной литературы: А. Алексин «Первый день», А. Барто «В школу», В. Берестов «Читалочка», Л. Воронкова «Подружки идут в школу», Л. Н. Толстой «Филлипок», С. Я. Маршак «Первый день календаря»;
- чтение пословиц и поговорок о школе, школьной жизни;
- сюжетно-ролевые игры на тему «Школа», «Магазин школьных принадлежностей», «Я – учитель», изучение подвижных и малоподвижных игр для школьных переменок;
- слушание музыки и песен о школе;
- рассматривание картин, иллюстраций по теме проекта;
- организация и участие в развлечении на тему: «День знаний».
- физкультминутки;
- артикуляционная гимнастика «Скоро в школу мы пойдем»;
- пальчиковая гимнастика;
Физкультминутка «Скоро в школу».
Скоро в школу мы пойдём (шагаем)
И портфель с собой возьмём (ритмичные хлопки)
В школе будем мы читать (повороты головы вправо, влево)
В школе будем мы писать (пальчики «здороваются»)
И учиться все на пять! (показать 5 пальцев)
Пальчиковая гимнастика
Скоро в школу я пойду
В школу осенью пойду.
(«шагают» пальцами по столу)
Там друзей себе найду,
(загибают пальцы по одному)
Научусь писать, читать,
Быстро, правильно считать.
Я таким ученым буду,
(сжимают и разжимают кулачки)
Но свой садик не забуду! (Нищева Н. В. «Система коррекционной работы»)
Портфель
Семь вещей у нас в портфеле:
(сжимают и разжимают пальцы рук)
Промокашка и тетрадь,
(загибают поочередно пальцы)
Ручка есть, чтобы писать,
И резинка, чтобы пятна
Убирала аккуратно,
И пенал, и карандаш,
И букварь – приятель наш.
(Никитина А. В. «33 лексические темы»)
Артикуляционная гимнастика
"Часики"
Цель: укреплять мышцы языка, отрабатывать его подвижность.
Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот, высунуть острый язык как можно дальше вперед и производить им плавные движения от одного уголка рта к другому: «Тик-так, тик-так». (10-12 раз). Проделать упражнение 10-15 раз.
"Окошко"
Цель: развивать мышечную силу и подвижность губ.
Описание: Зубы почти сомкнуты. Губы принимают положение окошечка. Удерживать их в таком положении 5-10 секунд.
"Улыбка"
Цель: вырабатывать умение удерживать губы в улыбке, обнажая нижние и верхние передние зубы. Укреплять мышцы губ и развивать их подвижность.
Описание: Улыбнуться без напряжения так, чтобы были видны передние верхние и нижние зубы. Удержать мышцы губ в таком положении под счёт от 1 до 5-10.
"Чистим зубки"
Цель: развивать подвижность языка, укреплять кончик языка. Отрабатывать подъем языка.
Описание: Улыбнуться, открыть рот и широким языком «почистить» верхние и нижние зубы с внутренней и наружной стороны, делая движения из стороны в сторону.
"Пожуем блинчик"
Цель: добиваться расслабления мышц языка, усиления кровоснабжения мышц языка, улучшения иннервации (нервной проводимости).
Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот и покусать язык.
Варианты: 1. Покусать кончик языка. 2. Покусать середину языка. 3. Покусывать язык, продвигая его постепенно вперёд-назад. Во время выполнения упражнения произносить: «та-та-та». Произношение слогов («та-та-та») помогает ребёнку выполнять задания.
"Вкусное варенье"
Цель: отрабатывать движение широкой передней части языка в форме чашечки вверх. Укреплять мышцы языка.
Описание: Улыбнуться, открыть рот и языком в форме чашечки облизывать губу, делая движение сверху вниз. Можно продолжить движение и убрать язык в рот, не разрушая «чашечку».
"Ступеньки"
Цель: выработать подъём языка вверх, умение удерживать его в верхнем положении при чередовании движений.
Описание : чередование: «чашечка» на верхней губе, «чашечка» на верхних зубах, «чашечка» внутри рта за зубами. В каждой позе держим язык по 3-5 секунд.
"Колокольчик"
Цель: отрабатывать подъем языка и подвижность кончика языка.
Описание: Рот приоткрыт, губы округлены, язык бьется о края губ, как язычок звонкого колокольчика.
2. Работа воспитателя с родителями (заключается в просвещение родителей по данной теме проекта, а именно) :
Консультация для родителей «Как современные родители понимают «готовность ребенка к школе»;
Памятка «Советы родителям будущих первоклассников»;
Индивидуальная беседа «Развиваем волевые качества будущего школьника», папка-передвижка «Если ребенок боится идти в школу»;
Консультация для родителей на тему: «Какие игры можно использовать в домашних условиях при подготовке ребенка к школе»;
Консультации для родителей «Возрастные особенности детей 6-7 лет»;
Консультации для родителей «Навыки первоклассника»;
Консультация для родителей «Как выбрать школу?».
3. Совместная деятельность детей и родителей:
Привлечение детей и родителей к совместной деятельности, заключающейся в обогащение предметно-развивающей среды в группе, изготовление атрибутов к сюжетно-ролевой игре «Школа».
Третий этап - заключительный:
(выставка работ детского творчества).
Успешной работе по реализации проекта способствовало тесное сотрудничество воспитателя с родителями воспитанников, результатом которой стало пополнение предметно-развивающей среды в группе, изготовление атрибутов к сюжетно-ролевой игре «Школа».
План реализации проекта «Скоро в школу мы пойдем!» в подготовительной группе для детей с ТНР
№ Мероприятие Срок Ответственные
1 Организация и участие в развлечении на тему: «День знаний»;
Беседа на тему: «Что такое школа?». Рассматривание иллюстраций о школе. 01.09. 21 Воспитатели:
Шалимова Н. А.
Логопед:
Хлопина С. В.
Муз. руководитель
Физ. руководитель
2 Беседа на тему: «Почему дети учатся в школах», Рисование «Как я представляю себе школу».
02.09. 21 Воспитатели:
Шалимова Н. А.
3 Беседа на тему: «Как себя надо вести в школе». 03.09. 21 Воспитатели:
Шалимова Н. А.
4 Беседа на тему: «Почему нужно знать много»;
лепка «Школьные принадлежности». 07.09. 21 Воспитатели:
Шалимова Н. А.
5 Чтение художественной литературы; чтение пословиц, загадок и поговорок о школе и школьной жизни. 01.09-10.09. 21 Воспитатели:
Шалимова Н. А.
Логопед:
Хлопина С. В.
6 Сюжетно-ролевые игры; дидактически и подвижные игры; слушание музыки; рассматривание картин, иллюстраций по теме проекта. 01.09-10.09. 21 Воспитатели:
Шалимова Н. А.
7 Пальчиковая гимнастика; артикуляционная гимнастика; физкультминутки
01.09-10.09. 21 Воспитатели:
Шалимова Н. А.
Логопед:
Хлопина С. В.
Ресурсное обеспечение:
Закон РФ «Об образовании» от 29.12.2012г. № 273 ФЗ;
Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013г. №1155 «Об утверждении ФГОС дошкольного образования»;
СанПиНы 2.4.1.3049-13;
Устав.
Риски:
Низкая заинтересованность родителей;
Низкая заинтересованность детей.
Пути преодоления рисков:
Для повышения интереса родителей необходимо проводить консультации, привлечь родителей к активному участию совместно со своими детьми;
Для повышения интереса детей в проект включены разнообразные формы работы с детьми, они представлены также в игровой форме, а также личный пример воспитателей и родителей;
Выводы: подводя итоги проделанной работы по краткосрочному образовательному проекту : «Скоро в школу мы пойдем!» с детьми подготовительной к школе группы от 6-7 лет, необходимо отметить, что в ходе реализации проекта в рамках «Дня знаний» дети проявили активную заинтересованность, у детей подготовительного к школе возраста сформировались знания о мире школьников, интерес к школе, школьной атрибутике.
То есть, реализация деятельности по проекту способствовала развитию представлений детей о школе и мотивационной готовности к школе.
Также на протяжении реализации всего проекта, в коллективе наблюдалось любознательное, доброжелательное настроение.
Важно отметить, что у воспитанников повысился уровень знаний по теме проекта, они ориентированы на школу, на получение знаний, а совместная деятельность детей, родителей, воспитателя и логопеда еще более всех сплотила.
Список литературы:
1. «От рождения до школы», Основная общеобразовательная программа дошкольного образования Н. Е. Веракса, Т. С. Комарова. М. А. Васильева и др. Издательство «Мозаика-Синтез», 2010.
2. Божович, Л. И. Проблема развития мотивационной сферы ребенка [Текст]/ Л. И. Божович // Изучение мотивации поведения детей и подростков. - М. : Просвещение, 2006. - №3.-С. 42-45.
3. Герцен, А. И. Реферат на тему: Взаимодействие детского сада и семьи в подготовке детей 5-6 лет к школе : [Электронный ресурс]/ А. И. Герцен// www.nauka-pedagogika.com.- 1993.-13 января.
4. Эльконин, Д. Б. Психологические вопросы формирования учебной деятельности в старшем дошкольном возрасте [Текст] / Д. Б Эльконин // Вопросы психологии обучения и воспитания. Киев. – 1961. – 12-13 с.
5. Материалы интернет-сайтов: международный интернет портал МААМ. RU
6. Нищева Н. В. «Система коррекционной работы»
7. Никитина А. В. «33 лексические темы»