Людмила Федорова
«Дружат в нашей группе девочки и мальчики». Проект для дошкольников старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Уважаемые коллеги, вашему вниманию представляем проектную деятельность с детьми старшего дошкольного возраста, имеющих речевые нарушения.
Тема проекта: «Дружат в нашей группе девочки, и мальчики».
Тип проекта: коллективный, среднесрочный.
Участники проекта: воспитанники группы, родители воспитанников, педагоги группы.
В современном обществе создание новых социальных отношений делает проблему развития общения приоритетной, так как процессы общения пронизывают все сферы жизнедеятельности современного общества. Человек не может жить, трудиться, удовлетворять свои материальные и духовные потребности, не общаясь с другими людьми. Вне общения формирование личности вообще невозможно.
Темочки:
- Гендерное воспитание
- Гендерное воспитание. Проекты
- Дружба. Учимся дружить
- Проекты, проектная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
С самого рождения ребёнок вступает в разнообразные отношения с окружающими. Именно в процессе общения со сверстниками ребенок усваивает общечеловеческий опыт, накапливает знания, овладевает умениями и навыками, формирует свое сознание и самосознание, вырабатывает убеждения, идеалы и т. п. Только в процессе общения у ребенка формируются духовные потребности, нравственные и эстетические чувства, складывается его характер. И от того, с кем он общается, каков круг и характер его общения, зависит дальнейшее его развитие.
Проблема межличностных отношений дошкольников, на сегодняшний день, сверх актуальна, и вот почему. Наблюдая изо дня в день, как общаются дети в детском саду, и, анализируя высокую эмоциональную напряжённость и конфликтность в их отношениях, мы пришли к выводу, что повышенная агрессивность является одной из наиболее часто встречающихся проблем в детском коллективе, и волнует она не только нас, педагогов, но и родителей. Те или иные формы агрессии характерны для большинства дошкольников. В итоге снижается их продуктивный потенциал, сужаются возможности полноценного общения, деформируется личностное развитие. Агрессивный ребёнок создаёт массу проблем не только окружающим, но и себе.
Практически в каждой группе детского сада разворачивается сложная и порой драматичная картина общения детей. Дошкольники дружат, ссорятся, мирятся, обижаются, ревнуют, помогают друг другу, а иногда делают мелкие пакости. Такое общение остро переживается и несет массу разнообразных эмоций.
Тема достаточно актуальна. Проблема взаимодействия личности и коллектива нашла своё отражение в психолого - педагогических исследованиях таких учёных как: А. В. Запорожец, А. А. Люблинска, Д. Б. Эльконин, Л. И. Божович, В. Г. Нечаева, Т. А. Маркова и др. Учёные особо подчёркивают влияние характера взаимоотношений на повседневное самочувствие и настроение детей и доказывают необходимость создания педагогических условий, благоприятной окружающей атмосферы для развития положительных взаимоотношений между детьми.
Тема общения со сверстниками в дошкольном возрасте сегодня часто поднимается как в теоретической литературе, так и в практической деятельности. Однако рекомендации для педагогов и родителей по данному вопросу относятся в основном к начальной школе и не освещают опыт организации с детьми дошкольного возраста, хотя очевидно, что для дальнейшего успешного обучения необходимо раннее выявление и развитие общения со сверстниками, а именно уже в дошкольном возрасте. Поэтому мы решили более углублённо работать над этой проблемой - проблемой формирования дружеских взаимоотношений в детском коллективе, а также накопления у детей с ТНР нравственных понятий и представлений о нравственных нормах.
Для этого определили цель проекта: формирование дружного детского коллектива и воспитание нравственных черт личности ребёнка с ТНР.
Исходя из всего вышесказанного и цели проекта, определили следующие задачи:
Обучающие:
• Дать представление о нравственной стороне человеческих отношений, опираясь на поступки детей, образы художественной литературы и других видов искусства.
• Учить детей анализировать свои поступки и поступки товарищей, обоснованно их оценивать («можно» - «нельзя», «хорошо» - «плохо», находить причину конфликта.
• Учить дифференцировать противоположные эмоциональные переживания: дружелюбие и враждебность. Способствовать их усвоению и использованию в поведении.
• Формировать коммуникативную компетенцию. Учить выражать своё мнение публично.
Воспитательные:
• Учить проявлять терпение к недостаткам других; формирование мотивации на толерантное общение.
• Учить соблюдать нравственные нормы поведения.
Развивающие:
• Развивать коммуникативные навыки и умение без насилия решать конфликты; накопление личного опыта осознанного применения коммуникативных универсальных учебных действий в ситуациях общения.
Спрогнозировали предполагаемые результаты:
• Создать дружескую атмосферу в группе.
• Сформировать эмоционально – положительные взаимоотношения между детьми на основе доброжелательного общения друг с другом.
• Вовлечь замкнутых, а также неуравновешенных и не пользующихся популярностью детей в дружеские микро-объединения.
• Научить соблюдать нравственные нормы и правила поведения во взаимоотношениях со сверстниками.
Группа детского сада - это первое социальное объединение детей, в котором они занимают различное положение. В дошкольном возрасте проявляются дружеские и конфликтные взаимоотношения, выделяются дети, испытывающие трудности в общении.
Реализацию проекта начали с изучения уровня положительных взаимоотношений детей в группе, определения мотивов, лежащих в основе общения детей друг с другом. Так как вся последующая коррекционно-развивающая работа с детьми с ТНР, в рамках проектной деятельности, предполагала строиться на результатах этой диагностики.
В качестве диагностического материалы использовали методики Г. А. Урунтаевой:
• «Критерии выбора партнера»
Цель методики: Выявление избирательности у детей дошкольного возраста.
Использовался вспомогательный метод беседы: воспитанники назвали своих друзей в группе. Объясняя, почему они считают этих детей своими друзьями.
При апробации данного метода выяснилось, что дети не могут осознать собственные предпочтения в общении и называют того, кто из детей находился в этот день в группе.
• «Изучение свободного общения»
Цель методики: Выявление показателей интенсивности (количество детей в объединении, продолжительность игровых объединений) и средств общения.
Использовался выборочный, однократный метод наблюдения, когда, не вступая во взаимодействие с детьми, проводилось наблюдение за взаимоотношениями между ними во время свободной игровой деятельности.
При апробации данной методики было выявлено, что она является наиболее эффективной, т. к. данная процедура не оказывала никакого влияния на детей. Дети играли в привычной для них обстановке. Были отмечены проявления совместной деятельности, собственно деятельности, потребности в сотрудничестве, склонность к конкуренции и соревновательности, непримиримость к оценке товарищей, а также экспрессивно - мимические средства, речевые средства, продолжительность общения, предпочтения при выборе партнера.
В результате бесед с детьми и, в ходе наблюдения за поведением детей в процессе игровой деятельности, мы узнали личностные особенности детей и выяснили их отношения в группе. Выявили критерии выбора детьми друзей, изучили качества дошкольников, наиболее ценностные для сверстников. Выяснилось, что дети, в основном, выбирают себе друзей по внешним показателям, по их умениям, и по лидерству в группе.
Исходя из полученных результатов, были намечены этапы дальнейшей работы.
Первый подготовительный этап включает в себя разнонаправленную предварительную работу.
Второй основной этап – это непосредственно сама деятельность по реализации проекта.
Продумали систему работу с использованием этических бесед: «Помогу – ка другу я», «Хорошие товарищи», «Глупые ссорятся, а умные договариваются» и другие. Темы бесед объединили общей тематикой: «Дружба», «Вежливость», «Доброжелательность».
В основе каждой беседы лежит то или иное художественное произведение, которое позволяло знакомить детей с разнообразными нравственными ситуациями и соответствующими им правилами, и нормами поведения; поднимающие на более высокий уровень нравственные чувства и представления детей, помогающие осознать сложные взаимоотношения и поступки людей.
Сама по себе группа не будет дружной. Сплочение коллектива не будет хорошим, если не создавать в нём специальные условия, благоприятную окружающую атмосферу для развития положительных взаимоотношений между детьми. Важно, чтобы работа по объединению детей в дружный коллектив была системной, проводилась ежедневно: на занятиях по развитию речи, ознакомлению с окружающим миром, изобразительной деятельности, на музыкальных и физкультурных занятиях, а также в досуговое время.
С этой целью организовывали театрализованную деятельность: разыгрывание небольших занимательных сценок на нравственную тему.
Использовали чтение художественной литературы: произведений советских писателей В. Осеевой, Е. Пермяка и других. А также сказок, передающих из поколения в поколение основные нравственные ценности: добро, дружбу, взаимопомощь; произведения устного народного творчества (считалочки, пословицы и поговорки о дружбе). Каждый рассказ, сказка, произведение устного народного творчества заканчивались обсуждением. Понять главное в нравственном содержании текста помогали вопросы, которые подбирались с учётом интеллектуального развития и возможностей детей. Тем самым усиливалось воспитательное воздействие применённых средств.
Продуктивную, изобразительную деятельность: коллективные поделки из бумаги, пластилина, природного и бросового материала.
Организовывали сюжетные, дидактические, словесные, подвижные игры: «Не сердись, улыбнись», «Приветствуем друг друга», «Назови ласково», «Колечко, колечко», «Ниточка и иголочка» и другие.
Предлагали детям решение проблемных ситуаций: «Почему поссорились мальчики, когда убирали игрушки?», «Почему нужно уметь уступать?», «К чему ведут ссоры в игре?» и др.
Цель таких игр и бесед была направлена не только на объединение и сплочение детского коллектива, но и как попытка объяснить детям значение правил игры, научить их правильно реагировать на проигрыш или выигрыш.
В результате вместе с ребятами были придуманы «Правила дружной игры»:
• Прежде чем начать игру, подумай, во что будешь играть и с кем, что понадобится для игры.
• Уважай тех, кто играет рядом, не мешай им, не разрушай их постройки, не отнимай игрушки.
• Если хочешь включиться в общую игру, вежливо спроси об этом играющих.
• Честно соблюдай правила игры.
• В ходе игры при необходимости умей ждать, уступать, делиться, оказывать помощь.
• Не злись на проигрыш. Не дразни проигравшего.
• Не ссорься! Спор, возникший во время игры, решай вежливо.
• Делись игрушками. Не набирай игрушек больше, чем тебе понадобится.
• В подвижные, шумные игры в помещении играть нельзя.
• Не забывай после игры убрать на место всё, с чем ты играл. Береги игрушки.
Учили детей решать спорные вопросы, избегать ссор во время самостоятельной игровой деятельности. Но если всё-таки между детьми и возникали конфликты, подсказывали, какие слова помогут помириться. Для этого выучили «мирилки».
Практически в каждом детском коллективе есть так называемые, «отверженные» дети, у которых складываются весьма сложные отношения в кругу сверстников. В нашей группе тоже есть такие дети. Задача состояла в том, чтобы наладить отношения замкнутых и агрессивных детей со сверстниками, подготовить их к сотрудничеству, снять негативное отношение к сверстникам, подружиться с детьми, помочь им войти в коллектив, в котором все делают одно общее дело.
Организовывали деятельность в парах, где замкнутый, либо агрессивный ребенок имел возможность работать вместе с ребенком, имеющим ярко выраженные индивидуальные особенности. Такая организация работы (по секрету) способствовала объединению, побуждала договариваться и согласовывать свои действия. Привлекали их к участию в других видах деятельности. В результате, замкнутые ребята становились более общительными. Агрессивные - дружелюбными и не столь вспыльчивыми.
Воспитание дружеских взаимоотношений в детском саду не заканчивается, оно подкрепляется в семье. В рамках проекта для родителей (законных представителей) воспитанников было проведено интегрированная НОД «Когда и почему ты ссоришься с друзьями?». Рисунок на тему «Дружба» с целью приобщения к элементарным нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми.
Подготовили для родителей ряд консультаций с целью выявления проблемных форм общения и помощи ребенку в их преодолении по теме: «Для чего ребёнку нужны друзья?», «Как научить детей не ссориться и быть добрее друг к другу?», «Что делать, если ребёнка обижают?», «Почему дети ссорятся?», «Почему ребёнка не принимают в игру?», «С кем предпочитает играть Ваш ребёнок?», «Чтобы ребёнок не стал ябедой», «Как научить ребёнка постоять за себя?» и другие.
Третий заключительный этап.
Результатом проделанной работы в группе стали:
• Оформление альбома с совместно (детьми и родителями) составленными рассказами «Давайте жить дружно!».
• Оформление альбома-книги «Рассказы и стихи о дружбе».
• Оформление картотеки «Игры на сплочение коллектива» - коммуникативные игры.
• Создание банка консультаций для родителей по вопросу формирования дружеских взаимоотношений между дошкольниками
• Оформление вернисажа коллективных поделок с использованием средств изобразительной деятельности.
В конце проектной деятельности была проведена повторная диагностика с использованием методики Г. А. Урунтаевой. Она показала положительную динамику, и эффективность использованных в ходе проекта методов и приёмов. Исходя из полученных данных, можно сделать вывод, что проделанная работа не была напрасна. В результате проводимых подвижных, дидактических, сюжетных игр, игр-соревнований основанных на развитие коммуникативных способностей, у детей формируются положительные взаимоотношения, дружелюбие. Они охотней организуют помощь сверстникам. Проявляют нравственные качества в поведении.
Проект позволил вызвать у детей ряд положительных эмоций, желание действовать сообща, способствовал объединению детей в группе, сплочению коллектива.