Марина Клочихина
Проект (для детей старшей группы) «По дорожкам безопасности»
▼ Скачать + Заказать документы
Тип проекта.
- Практико-ориентированный
- Долгосрочный (май 2016-май 2017)
- Групповой.
Методы.
Беседы, чтение, вопросы, рассматривание иллюстраций, игры-драматизации, анализ прочитанных произведений (авторизация, анализ сюжета сказок, героев и их поступков).
Участники проекта.
Дети старшей группы, воспитатели, музыкальный руководитель, родители, преподаватели и студенты Медицинского колледжа, сотрудники ГИБДД, Кабанское телевидение, пожарная часть, жители пгт. Селенгинска.
Публикация «Проект (для детей старшей группы) „По дорожкам безопасности“» размещена в разделах
Цель проекта :
формирование у детей осознанного выполнения правил поведения, обеспечивающих сохранность их жизни и здоровья в современных условиях улицы, транспорта, природы, быта.
Задачи проекта :
Дети:
• Знакомить детей с правилами дорожного движения и правилами безопасного поведения на улице;
• Учить доносить информацию о правилах дорожного движения и поведения на улице до людей (участников дорожного движения –пешеходов, водителей);
• познакомить с профессией «спасатель»; формировать представление о структуре МЧС; закреплять и расширять представления о правилах безопасного поведения в экстремальных ситуациях; способствовать активизации познавательной деятельности;
• развивать внимание, наблюдательность, умение самостоятельно пользоваться полученными знаниями в повседневной жизни, любознательность; активизировать речь детей.
• воспитывать желание быть здоровым, чувство ответственности за личную безопасность, желание оказать помощь; довести до понимания детей, что зачастую оказанная первая помощь может спасти человеку здоровье и жизнь.
Приобщать детей к социальному взаимодействию (детский сад, школа участники дорожного движения – водители, пешеходы, инспектора дорожного движения);
Родители:
- создание в семье благоприятных условий для развития ребенка, с учетом опыта детей, приобретенного в детском саду;
- развивать у родителей способность видеть в ребенке личность, уважать его мнение, обсуждать с ним предстоящую работу;
- заинтересовать родителей жизнью группы, вызвать желание участвовать в ней.
Гипотеза:
Мы предположили, что целенаправленный комплексный подход к проблеме безопасности детей поможет сформировать базовые знания, умения, навыки у детей дошкольного возраста по ОБЖ.
Актуальность темы.
Ни для кого не секрет, что сложившаяся социальная и экологическая обстановка вызывает беспокойство у людей всей планеты. Особую тревогу мы испытываем за самых беззащитных граждан – маленьких детей. Пока ребенок маленький, взрослые более или менее спокойны: они помогут ребенку, подстрахуют, предупредят, не допустят… Но скоро, очень скоро наступит момент в жизни семьи, когда ребенка надо будет начать отпускать от себя. Готов ли ребенок к самостоятельным шагам? Сможет ли защитить себя, избежать опасностей? Об этом надо думать и заботиться уже сейчас, пока ребенок рядом с нами, взрослыми. Задача нас педагогов и родителей состоит не только в том, чтобы оберегать и защищать ребенка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями. Опыт работы показывает, что помочь себе в трудной ситуации может лишь тот, кто получит необходимые знания о существующих опасностях, научится их своевременно распознавать, обходить стороной, сдерживать и уменьшать. Правильно говорили в старину : берегись бед, пока их нет.
Дошкольный возраст – важнейший период, когда формируется личность и закладываются прочные основы опыта жизнедеятельности, здорового образа жизни. Малыш по своим физиологическим особенностям не может самостоятельно определить всю меру опасности. Поэтому на взрослого человека возложена миссия защиты своего ребенка.
П. Лич и П. Статмэн в своих исследованиях отмечает, что преимущество дошкольников в обучении персональной безопасности состоит в том, что они любят правила и целиком придерживаются их. Если правила кем-то забываются, отклоняются, то малыш мгновенно реагирует на это. Стремление ребенка этого возраста к логичности поможет взрослым обучить его правилам безопасности.
К. Д. Ушинский писал, что «образование уменьшает число опасностей, угрожающих нашей жизни, уменьшает число причин страха и, давая возможность измерить опасность и определить ее последствия, уменьшает напряженность страха ввиду этих опасностей».
Содержание проекта строится на принципах:
* Основополагающий принцип – принцип развивающего обучения, ориентированный на потенциальные возможности каждого ребенка и формирование способностей, интересов, склонностей, положительных взаимоотношений между детьми.
* Принцип обогащения мотивации речевой деятельности.
* Принцип наглядности – «золотое правило дидактики» - основная информация усваивается ребенком через зрительное и слуховое восприятие.
* Принцип систематичности и последовательности предполагает усвоение материала идет в определенном порядке, системе.
* Принцип коммуникативно-деятельного подхода к развитию речи.
* Принцип доступности предполагает соотнесение содержания, характера и объема материала с уровнем развития, подготовленности детей.
* Принцип взаимосвязи сенсорного, умственного и речевого развития детей.
* Принцип интегративности – приобщение к миру литературы, искусства, народной литературы, музыки.
* Принцип связи с реальностью – осознание того, что каждая сказочная ситуация разворачивает перед нами некий жизненный урок.
* Принцип осознанности предполагает осознание причинно-следственных связей.
* Принцип поиска ассоциаций – это вопросы «провокаторы», с помощью которых педагог учит детей находить выход из проблемной ситуации, развивает логику, фантазию ребенка.
* Принцип контрастного сопоставления – предлагает анализировать поведение и поступки других детей по алгоритму добро – зло, хорошо – плохо.
Планируемый результат:
Реализация проекта «По дорожкам безопасности» поможет:
• Сформировать у детей навыки безопасного поведения на улице, в природе и в быту;
• Выработать алгоритм действий в чрезвычайных ситуациях;
• Сформировать простейшие представления о мероприятиях, направленных на сохранение здоровья и оказания первой помощи.
Ресурсы:
Затратность – минимальная. Приобрести: ткань белая на халаты детские 3 м; бумага белая офисная «Снегурочка» 1 пачка.
Оборудование: плакаты МЧС (через проектор на экран); стихи по безопасности; предметные картинки, кукла, предметы первой помощи; картинки с изображением дорожных знаков (вариант пазл); картинки для поощрения (медали МЧС, каска пожарного, боевка, коляски кукольные, наборы детской больнички, машины, дорожные знаки, банкомат игрушечный, костюм инспектора ГИБДД (взрослый и детские, жезл.
СЕТЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ: МАДОУ – Селенгинская гимназия – родительская общественность, Медицинский колледж, ГИБДД, Пожарная часть.
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА :
Первый этап: Подготовительный.
Цель: определить основные направления работы.
Задачи: разработать концептуальные подходы к вопросам, которые формируют навыки обеспечения жизнедеятельности ребенка в детском саду.
Второй этап: Организационный.
Цель:на основе разработанной и внедренной рецензированной программы «Дорожки детской безопасности» составить план проекта, где будут рассмотрены пути взаимодействия семьи, детского сада и служб, обеспечивающих безопасность жизнедеятельности человека.
Задачи: оценить возможности субъектов профилактики; подготовить материально-техническую базу. Создать необходимые условия для профилактики основ безопасности жизнедеятельности детей.
Третий этап. Основной.
Цель: провести мероприятия проекта по профилактике основ безопасности. Задачи: подбор инновационных методов работы по организации профилактики основ безопасности жизнедеятельности детей.
Четвертый этап. Аналитический.
Цель: систематизировать методический материал и сопоставить промежуточные результаты с задачами проекта.
Задачи: количественная и качественная обработка промежуточных итогов работы.
Пятый этап. Заключительный.
Цель: обобщение полученного опыта; осмысление его в виде модели психолого-педагогического взаимодействия семьи, детского сада и городских служб, обеспечивающих безопасность жизнедеятельности человека.
ПЛАН РАБОТЫ ПО ПРОЕКТУ :
Май 2016 г. – Акция по ПДД.
Цель: учить детей различать дорожные знаки, закреплять знания детей о правилах дорожного движения; воспитывать умение самостоятельно пользоваться полученными знаниями в жизни. Пропаганда правил дорожного движения среди детей и населения. закрепить на практике знания детей по ПДД, привлечь внимание общественности соблюдать ПДД.
Июнь – Развлечение по правилам дорожного движения «Маша и медведь знакомятся с правилами дорожного движения».
Цель: повторить правила дорожного движения : значение сигналов светофора, правила безопасности на улицах и дорогах, дорожные знаки. Воспитывать у детей желание изучать и соблюдать правила дорожного движения.
Сентябрь - Встреча со школьниками Селенгинской гимназии. Просмотр постановки по рассказу Драгунского «Тайное становится явным» из цикла «Денискины рассказы».
Цель: познакомить дошкольников с идейным смыслом рассказа, что все тайное становится явным. Формировать понятие «правила в обществе» и необходимость их выполнения.
Октябрь- Конкурс детского рисунка «Я - спасатель».
Цель: повысить интерес к изучению основных правил безопасного поведения в повседневной жизни и учить детей с помощью рисунка передавать свое отношение к людям, которые помогают человеку в различных ситуациях, вплоть до чрезвычайных.
Ноябрь - Открытое образовательное событие по ОБЖ «Я б, в спасатели пошел…».
Цель: формировать представление детей о профессии «спасатель»; умение обобщать знания о правилах безопасности, познакомить с профессией «спасатель»; формировать представление о структуре МЧС; закреплять и расширять представления о правилах безопасного поведения в экстремальных ситуациях.
Декабрь - Экскурсия в Медицинский колледж.
Цель: познакомить дошкольников с системой работы по подготовке будущих медиков, дать представление о получаемых профессиях в данном образовательном учреждении.
Январь - Большая игра в ДОУ «По дорожкам безопасности».
Цель: формирование у детей осознанного выполнения правил поведения, обеспечивающих сохранность их жизни и здоровья в современных условиях улицы, транспорта.
Февраль - Участие во Всероссийской викторине «Азбука безопасности».
Цель: предупреждение детского дорожно-транспортного травматизма, воспитание у детей дисциплинированности, ответственности за свое поведение в процессе дорожного движения, формировать и обобщать знания детей о правилах безопасного поведения в различных ситуациях.
Март – Апрель - Экскурсия в пожарную часть. Акция по ПДД.
Цель: формирование у детей представления о системе работы пожарных, обобщение знаний о правилах пожарной безопасности, о правилах дорожного движения, умений ориентироваться в различных жизненных ситуациях.
Май - Открытие клуба «Юный спасатель». Подведение итога проекта.
Цель: учить детей оказывать первую помощь в различных ситуациях, подвести итоги проектной деятельности.
Подведение итогов работы всех участников проекта.
ПРОМЕЖУТОЧНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ РАБОТЫ: собран информационный, дидактический, игровой материал по ПДД и ОБЖ; детьми и родителями выполнена творческая работа (рисунки);применение знаний детей в непосредственно-образовательной деятельности; вызван интерес к данной теме и ее проявление в игровой деятельности.