Мария Леонтьева
Проект по безопасности жизнедеятельности «Я знаю правила безопасности дома» для старшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
Представляю вашему вниманию проект, по безопасности жизнедеятельности. Внизу можно увидеть презентацию; «Я знаю правила безопасности дома".
Автор проекта; Леонтьева Мария Николаевна – воспитатель 2016г
Проект реализовывали воспитатели; Леонтьева Мария Николаевна, Анишкевич Оксана Ивановна
Тип проекта : исследовательский, познавательно – ориентированный.
Вид: групповой.
Публикация «Проект по безопасности жизнедеятельности „Я знаю правила безопасности дома“ для старшей группы» размещена в разделах
Форма проведения: беседы, наблюдения, опытно - исследовательская и трудовая деятельность, экскурсии, дидактические и сюжетные игры, чтение художественной литературы, просмотр видеофильмов, досуг.
Продолжительность проекта : краткосрочный (5 недель)
Сроки выполнения проекта : октябрь(1-4 недели) - ноябрь (1 неделя)
Место проведения: исследовательская зона детского сада, здание детского сада, группа, семья.
Возраст детей: 5-6 лет (старшая группа)
Участники проекта : дети, воспитатели, родители, музыкальный руководитель.
Игровая мотивация: «Ты остался дома один, что ты будешь делать?»
1. Проблема.
В беседе выяснилось, дети знают не все правила безопасности дома. Правила безопасного поведения дома нужно объяснять детям, показывать в различных развивающих ситуациях, а затем следить за их выполнением. Однако безопасность и здоровый образ жизни, это не только сумма знаний, а стиль жизни, адекватное поведение в различных жизненных ситуациях.
2. Актуальность.
Основы безопасности – один из самых актуальных вопросов для любого возраста. С первых дней жизни любознательность ребенка, его активность в познании окружающего мира, поощряемая взрослым, становится небезопасной для него самого. Дети могут оказаться в неожиданной ситуации дома, а определить правильно или не правильно вести себя в тех или иных обстоятельствах очень сложно самому. Многие предметы домашнего быта являются потенциальными источниками опасности для детей (спички, электроприборы, газовые плиты, электрические розетки, режущие предметы и т. п.)
Необходимо выделить такие правила поведения, которые дети должны выполнять неукоснительно, так как от этого зависит их здоровье и безопасность.
3. Цель проекта.
Формирование у детей осознанного выполнения правил безопасного поведения дома, обеспечивающих сохранность их жизни и здоровья в современных условиях.
4. Задачи проекта;
1. Формировать навыки безопасного поведения у детей дома, через практическую деятельность (познакомить с источниками опасности, при использовании электроприборов, колющих и режущих предметов; опасности возникновения пожара и правилами обращения с огнем и поведения при пожаре);
2. Познакомить с практическими действиями при возникновении разных несчастных случаев.
3. Формирование умения адекватно вести себя в различных ситуациях;
4. Развитие наблюдательности, умении анализировать, объяснять, рассуждать;
5. Развитие умения составлять небольшие рассказы по теме проекта;
6. Воспитывать чувство осторожности, самосохранения и взаимопомощи;
Для родителей:
1. Показать родителям значимость взаимодействия с ребенком
2. Привлечь родителей к совместной деятельности по закреплению правил безопасного поведения детей с источниками опасности дома.
Методы, используемые в проекте :
Наряду с традиционными методами и формами работы отдается предпочтение опытам, занятиям – исследованиям, стимул к самостоятельной поисковой деятельности, проведению игр на развитие как практических, так и творческих способностей детей и т. д. В процессе работы дети овладевают элементарными правилами безопасного поведения дома; учатся осторожному обращению с опасными предметами, огнем, адекватному поведению в различных ситуациях дома, что способствует развитию чувств самосохранения и взаимопомощи.
- исследовательские: опыты, развивающие и проблемные ситуации, наблюдения, эксперименты;
- словесные: беседы, чтение литературы по теме, консультации для родителей, дидактические, словесные, ситуативные игры;
- наглядные: наглядный материал в виде иллюстраций, сюжетных картин для рассказа, мнемотаблиц, видеоматериала, выставки плакатов совместно с родителями «Огонь – не игрушка», вечер досуга «Мы идем в гости», наглядный материал для родителей, посещение пожарной части, а также сказки по безопасному поведению в «Сказкином доме», тема «Солдат Панкрат и Муха Горюха» .
Предполагаемый риск:
низкая заинтересованность родителей к теме.
Предупреждение риска;
- привлечение родителей к активному участию в проекте совместно с детьми, участие в выставке плакатов «Огонь – не игрушка»»,
- совместное посещение сказки в «Сказкином доме», тема «Солдат Панкрат и Муха Горюха»,
- провести общее анкетирование по разъяснению запланированных задач по проекту «Я знаю правила безопасности дома».
5. Продукт проекта.
- Подготовка и проведение обобщающего досуга «Мы идем в гости»
- Выставка плакатов родителей с детьми «Огонь – не игрушка!»
- Оформление фотоальбома «Содержимое детских карманов».
- Создание альбома наблюдений и экспериментов «Моя безопасность».
6. Ресурсное обеспечение проекта.
1. Наглядно-демонстрационный материал; иллюстрации, фотографии, плакат, мнемотаблицы.
2. Методический инструментарий; картотека игр, опытов с различными предметами, материал для проведения бесед по безопасности дома, развивающих ситуаций, ситуативных игр, материала для творческой деятельности, сценарий досуга.
3. Уголок экспериментирования, книжный уголок (атрибуты для опытов с песком, водой, предметами, свечой, наглядный материал по теме, картотека сюжетных картинок «Моя безопасность», «Вредное - полезное», «Распорядок дня», «Электроприборы», «Пожарная безопасность», «Один дома»).
4. Подборка художественной литературы.
5. Материалы для художественного творчества.
6. Подборка настольно-печатных, дидактических, ситуативных игр.
7. Подборка музыкального сопровождения.
8. Подбор мультфильмов по теме.
Ожидаемый результат по проекту :
Для детей:
- расширение знаний детей по теме правила безопасного поведения дома, в обращении с опасными предметами, адекватное поведение в разных ситуациях.
- развитие познавательного интереса, обогащать словарный запас слов.
- научатся практическим действиям при возникновении несчастного случая, при проигрывании различных ситуаций, соучастия, взаимопомощи друг другу.
Для педагогов:
- Создание условий для развития коммуникативных навыков, умение работать в коллективе.
- Расширение кругозора детей через совместную трудовую деятельность, игры, чтение художественной литературы, беседы.
- Развитие музыкально – творческих способностей.
Для родителей:
- Привлечение к сотрудничеству по созданию в группе развивающей среды, соответствующей правилам безопасного поведения. Повышение педагогической культуры родителей в расширении вариантов преподнесения темы «Безопасность ребенка дома»
- Привлечение к выставке плакатов «Огонь – не игрушка!»
- Совместное чтение художественной литературы, проведение экспериментов, наблюдений.
- Посещение с детьми сказки по теме безопасности дома «Солдат Панкрат и Муха Горюха».
Предполагаемые результаты:
- повышение уровня знаний о правилах безопасного поведения дома у дошкольников,
- сотрудничество родителей с детским садом по основам безопасности жизнедеятельности детей,
- проявление инициативы, познавательной активности детей,
- воспитание чувства соучастия, взаимопомощи друг другу, освоение норм поведения в различных ситуациях.
7. Этапы проекта.
7.1. Организационный этап.
Сбор информации (воспитатель, родители, дети).
- сбор информации по правилам безопасного поведения детей дома, различных ситуаций по теме, практических, ситуативных игр выхода из ситуаций, из различных интернет – ресурсов;
- подборка информации из журналов, энциклопедий;
- подборка иллюстраций, сюжетных картинок, фотографий связанных с темой «Безопасность жизнедеятельности», «Чтобы быть здоровым», «Пожароопасные ситуации», «Один дома», «Можно – нельзя», «Опасные предметы» ;
- подборка художественных произведений связанных с темой «Безопасность дома», мультфильмов по теме проекта.
Работа с родителями (воспитатель, родители)
- обсуждение целей и задач проекта (анкетирование)
- формирование интереса к созданию условий для реализации проекта
- вовлечение в выставку плакатов, посвященных теме «Огонь – не игрушка!».
Календарный план реализации проекта
Срок исполнения Мероприятия Ответственные
28.09.16 Анкетирование родителей.
Информирование о начале проекта. Воспитатель Леонтьева М. Н.
30.09.16 Разработка диагностических карт и диагностика для выявления уровня знаний и навыков детей о проблеме. Воспитатель Анишкевич О. И.
03.10.16 Введение. Беседа «Здоровый образ жизни» Воспитатель Леонтьева М. Н., дети старшей группы.
07.10.16 Беседа «Безопасное поведение в группе» Воспитатель Анишкевич О. И., дети старшей группы.
10.10.16 Проблемная ситуация «Если мамы нет дома»
Воспитатель Леонтьева М. Н., дети старшей группы.
11.10.16. Рекомендации для родителей «Когда можно оставлять вашего ребенка одного?», консультация «Безопасность вашего ребенка».
Воспитатели Леонтьева М. Н. Анишкевич О. И.
12.10.16. Постановка опытов «Понятие об электрических зарядах» Воспитатель; Анишкевич. О. И. и дети старшей группы
17.10.16. Проблемная ситуация «Юные пожарные спешат на помощь» Воспитатель Леонтьева М. Н. и дети старшей группы
20.10.16. Экспериментирование
«Отпечатки пламени», «Повелитель пламени» Воспитатель; Анишкевич. О. И. и дети старшей группы
21.10.16. Коллективная работа «Пожарная машина тушит пожар в доме» Воспитатель Леонтьева М. Н. и дети старшей группы
21.10.16. Инсценировка сказки «Кошкин дом» (с обсуждением) Воспитатель; Анишкевич. О. И. и дети старшей группы
22.10.16. Посещение «Сказкиного дома», сказка «Солдат Панкрат и Муха Горюха», по теме безопасности детей дома. Родители детей старшей группы, Воспитатели Леонтьева М. Н., Анишкевич О. И.
24.10.16. Выставка плакатов совместных с родителями «Огонь – не игрушка!».
Родители детей старшей группы
24.10.16. Развивающая ситуация «К нам пришел сегодня гость». Воспитатель Леонтьева М. Н. и дети старшей группы
26.10.16. Инсценировка сказки «Волк и семеро козлят» Воспитатель; Анишкевич. О. И. и дети старшей группы
02.11.16. Проведение досуга по теме «Безопасность дома» Музыкальный руководитель, воспитатели, дети старшей группы
03.11.16. Создание фотоальбома «Сокровища детских карманов», Беседа (закрепление) «Безопасный дом». Воспитатели; Анишкевич. О. И., Леонтьева М. Н. и дети старшей группы.
09.11.16. Подведение итогов. Диагностика приобретенных знаний по теме «Я знаю правила безопасного поведения дома».
7.2 Деятельностный этап.
Познавательное развитие.
- Расширить и углубить представления детей о правилах безопасного поведения дома, научатся соблюдать правила обращения с различными приборами, правилам поведения в различных ситуациях, противопожарной безопасности.
- Дети учатся практическим действиям при возникновении несчастного случая.
- Развивать логическое мышление детей через применение символов-моделей.
- Обобщить сведенья детей по правилам безопасного поведения дома.
Художественно – эстетическое развитие.
- Познакомить детей с художественными произведениями, поговорками, загадками по теме; «Безопасность дома», «Опасно - неопасно», «Вредно - полезно», «Распорядок дня».
- Выполнить индивидуальные, парные и коллективные творческие работы по теме «Безопасный дом», «Вредно - полезно», «Пожарные тушат пожар в доме».
- Сформировать навыки самостоятельной творческой деятельности, познания через творческую активность.
- Разучить детские стихи о правилах безопасности жизнедеятельности.
Речевое развитие.
- Формировать умение у детей более полно описывать сюжетные картинки и мнемотаблицы по правилам безопасного поведения дома, строить сложноподчиненные предложения.
- Совершенствовать грамматический строй речи детей: сочетать существительные с прилагательными: опасные предметы, тонкий провод, электрический ток, острый нож, яркое пламя и т. д.
- Обогатить словарный запас детей словами; электроприборы, бытовая техника, опасные предметы, безопасность, противопожарная безопасность, эвакуация, спец. транспорт, специальная форма и т. д.
- Активизировать словарь детей словами: балкон, мастерская, горячо – холодно, быстро, дым, газ, витамины, таблетки и т. д.
Социально – коммуникативное развитие.
- Развивать речь, усложняя формы речевого общения: монологи (описательно-повествовательные, диалоги (вопросно-ответные, предлоги (коллективное обсуждение – в ходе обсуждения экспериментов).
- Воспитывать у детей навыки совместного взаимодействия в процессе экспериментальной деятельности, при выполнении парных и коллективных творческих работ по изодеятельности, умение согласовывать свои действия, желание работать сообща.
- Формировать трудовые навыки в ходе организации опытов и экспериментов: подготовить и убрать рабочее место, приготовить ножницы, бумагу, клей, атрибуты для проведения экспериментов, фиксирование на листе бумаги.
- Развивать творчество и инициативу при выполнении трудовых поручений по желанию детей.
Физическое развитие.
- Развивать мелкую и крупную моторику.
- Разучить подвижные, ситуативные игры; «Безопасность дома», «Можно – нельзя», «Вредно – полезно», «Пожар».
- Формировать трудовые навыки при проигрывании различных ситуаций.
- Закрепить умение взаимодействовать в проведении игр – соревнований друг с другом.
Результаты реализации проекта :
- Осознанное исполнение правил безопасного поведения дома.
- У детей расширился познавательный интерес, расширились представления о некоторых профессиях (полиция, пожарные, служба спасения, способов выхода из различных ситуаций в играх.
- Сформировались знания о значении правил безопасного поведения дома для жизни.
- Дети стали понимать значение символов моделей, умеют их применять в НОД.
- Научились безопасно пользоваться материалами и оборудованием для проведения опытно-экспериментальной деятельности (с различными предметами и природными материалами, а также свечой).
- Обогатился опыт детей в сфере основ безопасности жизнедеятельности по теме «Безопасное поведение дома».