Ира Дмитриева
Проект «Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с бытом и культурой Северных народов»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект для детей старшей группы
«Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с бытом и культурой Северных народов»
Участники проекта : Дети, родители и воспитатели старшей группы.
Вид проекта : Познавательно- игровой.
Диагностический срез знаний детей и родителей показал, что:
Публикация «Проект „Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с бытом и культурой Северных народов“» размещена в разделах
- Народы севера
- Проекты. Проектная деятельность
- Старшая группа
- Толерантность, поликультурное воспитание
- Темочки
- к 5 годам у 35% дошкольников низкий уровень познавательного интереса к истории ЯНАО;
- у 37 % детей отмечается низкий уровень знаний о быте традициях и культуре коренных народов Севера;
- 45 % родителей (законных представителей) не имеют возможности посещать культурные учреждения г. Губкинский из-за высокой занятости;
- 25 % родителей затрудняются ответить о быте и культурном наследии коренных северных народов;
Актуальность темы защиты исконной среды обитания и традиционного образа жизни коренных малочисленных народов Севера подчеркивается на государственном уровне.
Всем известно, что в дошкольные годы жизни ребенка идет становление основ его личности. Воспитание любви к родному краю, формирование интереса к истории и культурному наследию народов Севера необходимо начинать с детского сада.
Понимание Родины у дошкольников тесно связано с конкретными представлениями о том, что им близко и дорого.
Научить чувствовать красоту родной земли, уважать и гордиться людьми, живущими на этой земле, воспитывать любовь к родным местам, ко всему, что окружает ребёнка с детства – одна из главных задач педагогов, родителей. Культура, природа родного края должна войти в сердце ребёнка и стать неотъемлемой частью его души. Любить Родину – значит знать её, знать, прежде всего, свою малую Родину. Используя в работе с детьми краеведческий материал, мы воспитываем патриотические чувства, которые сохраняются на всю жизнь и служат духовному развитию личности. Краеведение – социально значимое и необходимое в работе с детьми. Его значение трудно переоценить: воспитывая детей на событиях, тесно связанных с историей, природой родного края, чувство гордости. Знакомство с историей, культурой, природой, бытом людей, живущих рядом, позволяет лучше почувствовать родной город, а значит стать созидателем своей малой Родины.
Опора на красоту окружающего мира, культурные ценности и историю родного края – верный путь повышения качества воспитания и обучения.
На основе вышеизложенного я определила тему своего проекта «Край мой северный, край мой любимый».
Цель проекта : Развитие познавательных способностей детей среднего дошкольного возраста через ознакомление с бытом, культурой и традициями народов Севера.
Задачи:
1. Развивать у детей положительное эмоционально – ценностное отношение к малой Родине.
2. Познакомить детей с бытом, культурой и традициями коренных народов Севера (ненцы, ханты).
3. Формировать познавательный интерес к культурному наследию народов Севера.
4. Развивать чувство толерантности к сверстникам разных национальностей коренных народов Севера (ненцы, ханты).
5. Воспитывать уважение и гордость за свой родной край.
6. Приобщить родителей (законных представителей) к активному участию в реализации проекта.
Сроки реализации проекта : с 01 сентября 2017г. по 31 мая 2018г.
Проект, в соответствии с возрастными особенностями и способностями к восприятию учебного материала, рассчитан на старший дошкольников.
Сентябрь - октябрь
1неделя: Беседа: "Север и юг нашей страны"
Цель: Познакомить детей с глобусом - моделью Земли. Упражнять детей в нахождении Северного и Южного полюсов. Определять природные условия Севера. Учить находить на карте ЯНАО
2 неделя: Наблюдения за сезонными изменениями в природе.
Цель: Знакомить детей с растительным миром северного региона. Различать осенние листья по величине, форме, цвету. Познакомить с сезонным явлением - листопадом.
3 неделя: Аппликация с элементами рисование: "Осень на Ямале"
Цель: Знакомить детей с осенью на севере.
4 неделя: Заготовка природного материала и изготовление поделок из природного материала с привлечением родителей.
Цель: Развивать творчество вызывать интерес к работе с природным материалом
Ноябрь
1 неделя: Занятие: "Растительный мир Ямала»
Цель. Различать и называть растения, произрастающие на территории Пуровского района
2 неделя: Настолько - печатная игра-лото: "Грибы", отгадывание загадок
3 неделя: Совместные экскурсии с родителями в краеведческий музей
г. Губкинского с целью ознакомления с национальным колоритом, выраженным в различных предметах народного ремесла и промысла
4 неделя: Составление коллажа: "Я живу в Пурпе"
Декабрь
1 неделя: Беседа: "Животный мир Ямала" Цель. Различать и называть животных, проживающих на севере.
2 неделя: ТСО. Просмотр видеозаписи: "Игры Дедов Морозов»
3 неделя: Подвижная игра: «Прыганье через нарты» источник: «Народные игры ненцев»
4 неделя: Рисование: "Зимний лес»
Цель: знакомить детей с зимой на севере.
Январь
1 неделя: Беседа: "Жизнь и быт коренных народов ".
Цель: Пополнять и расширять знания детей о родном крае. Развивать дружеское отношение между детьми; желание больше узнавать об особенностях жизни жителей ЯНАО. Пополнять словарный запас детей.
2 неделя: Сюжетно-ролевая игра с куклой "Печём хлебцы».
Цель: Расширение познавательной сферы детей и применение полученных знаний и игровой деятельности.
3 неделя: Рисование: "Родной посёлок Пурпе".
Цель: Закрепить название своего родного посёлка. Катание на лыжах
Февраль
1неделя: Беседа: "Как появился поселок Пурпе»
2 неделя: Конструирование: "Мы строим п. Пурпе и железную дорогу"
3 неделя: Целевая прогулка на площадь.
4 неделя: ТСО, Слушание аудиозаписи ненецких песен.
Март
1 неделя: Чтение ненецкой сказки «Айога» Рассматривание иллюстраций к сказке
2 неделя: Художественный труд: "Укрась унты".
Цель: Продолжить знакомство с ненецкими орнаментами. Знакомство с народным эпосом ненцев.
4 неделя: Знакомство с Губкинским. Видеопрезентация»
Апрель
1 неделя: Интегрированное ОД: "Мой родной край".
Цель: Закрепить знание детей о северных районах нашей страны, климатических условиях, коренном населении и их образе жизни.
2 неделя: Изделия из коры берёзы.
Цель: Развивать познавательный интерес детей.
3 неделя: Подвижная игра: «Догонялки". Цель: Продолжить знакомство детей с ненецкими играми.
4 неделя: Коллективная аппликация «Весна в тундре».
Май
1 неделя: Ознакомление с Красной Книгой.
Цель: Дать детям элементарные представления о представителях флоры и фауны ЯМАЛА,занесенные в Красную Книгу. Развивать интерес и бережное отношение к природе нашего края.
2 неделя: Вечер загадок "Кто на Севере живет?" "Что на Севере растет?"
Цель: Упражнять детей в отгадывании и загадывании загадок.
3 неделя: Изготовление поделок: «Туесок для ягод и грибов».
Цель: закрепить знания о природе родного края, о людях живущих в нашем регионе, об их жизни и быте.
4 неделя: Рассматривание альбомов с иллюстрациями Ямала, коренных жителей, их быта.
Предполагаемые результаты работы по реализации проекта :
- на 30% увеличатся знания детей о быте, культуре и традициях коренных народов Севера (ненцы, ханты,);
- у 35 % воспитанников будет сформирован познавательный интерес к культурному наследию народов Севера;
- у 95 % детей будут сформированы основы чувства толерантности к сверстникам разных национальностей коренных народов Севера (ненцы, ханты,);
- 65 % родителей (законных представителей) станут активными участниками реализации проекта.