Павлова Валентина
Проект для детей старшей группы «Что делать с отходами»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность
Жизнь планеты Земля во многом зависит от состояния окружающей среды. С каждым годом все сильнее ощущаются существующие экологические проблемы. Когда вырастут наши дети и внуки, экологические проблемы придется решать им. Важно уже сегодня научить детей ценить окружающий мир, поступать с ним разумно.
ФГОС ДОО и ПООП ДО предусматривает одним из приоритетных направлений в образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром работу по экологическому воспитанию. Развивать представления о том, что человек – часть природы. В современных же условиях проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую актуальность, ведь именно в этот период происходит становление человеческой личности, формирование начал экологической культуры.
Темочки:
- Мусор. Защитим природу от мусора
- Мусор. Проекты, проектная деятельность
- Проекты, проектная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» апрель 2023
В нашем детском саду постоянно ведётся работа по формированию экологических представлений у детей дошкольного возраста. Научить ребенка заботиться о чистоте в доме, в родном городе, в природе, формировать представления об экологии нашей планеты – это одна из важных задач воспитания ребёнка, как дома, так и в детском саду. Надо донести до каждого ребенка, что мусор наносит вред природе, научить их правильному обращению с мусором.
Эколого-социальная ситуация сегодняшнего дня выдвигает перед специалистами дошкольного образования задачу поиска универсальных средств экологического воспитания в современных условиях. Одним из таких средств, на наш взгляд, может быть экологический проект. Проект «Что делать с отходами?» поможет понять проблемы, связанные с экологией родного края, постарается оказать влияние на улучшение экологической ситуации в городе, стране, мире.
На сегодняшний день проблема мусора является не просто трудностью, а важнейшей экологической задачей, требующей скорейшего решения. Бытовые отходы, которые появляются в каждой семье, загрязняют окружающую среду. Всё новые мусорные полигоны и стихийные свалки появляются с невероятной скоростью, несмотря на то, что многие виды отходов очень долго разлагаются или вообще не разлагаются. Неужели через несколько лет наша планета станет одной огромной свалкой? Этот вопрос волнует всех, и воспитанники детских садов не являются исключением.
Цель проекта
Расширить представления детей старшего дошкольного возраста о способах уменьшения отходов, их сортировки, переработки, повторного использования, посредством вовлечения в проектную деятельность.
Задачи проекта
1. Привлечь внимание детей к проблеме загрязнения окружающей среды мусором.
2. Развивать представления о проблемах, создаваемых бытовыми отходами, и о преимуществах раздельного сбора мусора.
3. Выработка механизма по раздельному сбору бытовых отходов.
4. Учить детей эффективно вторично использовать бытовые отходы.
5. Развивать умения работать с различными материалами, знакомить с их свойствами, развивать трудовые навыки и умения.
6. Разработать и реализовать креативный подход к повторному использованию вторсырья с участниками проекта и их родителей.
Описание проектной деятельности
Этапы реализации проекта:
1 этап – подготовительный.
- Определение темы проекта, постановка цели и задач.
- Определение и формулировка ожидаемых результатов.
- Подбор литературы и демонстрационного материала по теме проекта.
- Разработка конспектов бесед и занятий.
- Изготовление дидактической игры «Сортируем мусор»
- Подготовка презентации: «Мусор: как появился и куда делся?»
- Подбор материалов для исследовательской и экспериментальной деятельности, чтения художественной литературы.
II этап - основной (практический).
Реализация плана работы по проекту: мотивационный и основной этап проектной деятельности дошкольников).
III этап – заключительный
- Оформление выставки из бросового материала «Мусорные фантазии»
- Экологический досуг «Защитим природу от мусора».
- Обобщение педагогического опыта, создание презентации по проекту.
План проведения мероприятий в ходе реализации проектной деятельности представлен в презентации.
Выводы
Проект «Что делать с отходами?» был реализован в старшей возрастной группе №9 ГБОУ г. Москвы «Школа 1310». В реализации проекта участвовали воспитатели, дети 5-7 лет, а также их родители (законные представители). Вид, тип проекта: краткосрочный, интегративный, групповой, информационно-практико-ориентированный, исследовательско-творческий.
Проект реализовывался в течении 4 недель: с 16 января по 10 февраля 2023 г. Были использованы следующие методы и формы реализации проекта:
- Словесные (беседы и рассуждения).
- Игровая деятельность (дидактические, сюжетно-ролевые и пальчиковые игры).
- Проблемные ситуации.
- НОД.
- Изобразительная деятельность (раскраски, рисунки).
- Труд (сортировка мусора, изготовление поделок из бросового материала).
- Наглядные (иллюстрации, картинки, презентации, просмотр мультфильмов).
- Экспериментальная деятельность.
- Чтение художественной литературы.
Проектные мероприятия реализовывались посредством организации экологической деятельности в групповом помещении в детском саду по интегрированному принципу в форме совместной деятельности воспитателя с детьми. Основное назначение проекта: помочь детям дошкольного возраста сформировать представления о разнообразных видах деятельности, направленных на бережное, заботливое отношение к миру природы, развитие чувства эмпатии (осознанное переживание) к объектам природы. Основные идеи проекта: человек в современном мире в ответе за стихийные свалки и мусорные полигоны, решение проблемы утилизации мусора, «вторая жизнь» мусора.
Выявлено что результатом реализации проекта стало:
1. Дети определяют актуальность проблемы загрязнения окружающей среды мусором.
2. У детей имеются представления о проблемах, создаваемых бытовыми отходами, и о преимуществах раздельного сбора мусора.
3. У детей сформированы механизмы по раздельному сбору бытовых отходов.
4. Дети знают приемы, методы и способы вторичного использования бытовых отходов.
5. Дошкольники умеют работать с различными материалами, знают их свойства, развиваются трудовые навыки и умения.
6. Дети и родители проявляют креативный подход к повторному использованию вторсырья.
Перспективы дальнейшего развития проекта видим в том, что он может быть увеличен по времени проведения, обогащен играми, занятиями, разнообразными видами деятельности, а также в разработке программы действий по созданию системы экологического воспитания детей.
Заключение
Практическая значимость работы заключается в том, что разработанный проект «Что делать с отходами?» будут представлять интерес для психологической и педагогической практики с целью формирования экологической культуры у детей дошкольного возраста, расширения представлений о способах уменьшения отходов, их сортировки, переработки, повторного использования.
Список литературы
1. Глеба О. В., Чудакова КА. Раздельный сбор отходов в России: проблемы и пути решения // Аграрное и земельное право. 2020. № 2 (182). С. 56-59.
2. Васильева Е. В., Крайнова М. В. Формирование экологических представлений детей старшего дошкольного возраста на материале различных программ // Молодой ученый. 2017. № 47.1. С. 25–32.
3. Воропаева Т. В. Особенности формирования экологических представлений у детей дошкольного возраста // Молодой ученый. 2021. № 25 (367). С. 408-410.
4. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы. М. : Мозаика-синтез, 2014. — 368 с.
5. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования. М. : Национальное образование, 2016. 88 с.
6. Рябинин Л. С., Маюров С. Г. Экологическая культура населения // Юный ученый. 2016. № 2 (5). С. 176-181.
7. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. М. : Центр педагогического образования, 2019. 32 с.
8. Николаева С. Н. Система экологического воспитания дошкольников. М. : Мозаика-Синтез, 2011. 256с.
9. Плохий З. П. Формирование бережного и заботливого отношения к природе у детей 5-6 года жизни. Киев, 1983. 24 с.
10. Ясвин В. А. Психология отношения к природе. М. : Смысл, 2000. 456 с.
11. Савенков А. И. Творческий проект, или как провести самостоятельное исследование // Школьные технологии. 1998. № 4. 148с.
12. Сергеев И. С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практич. пос. для работников общеобразовательных учреждений. М. : АРКТИ 2003. 145 с.
13. Технология проектов в профессиональной деятельности педагога: монография / Автор-сост. Н. П. Несговорова. Курган: КГУ, 2013. 316 с.
14. Усвоение детьми дошкольного возраста основ экологической безопасности на основе реализации долгосрочного проекта «Мусор» / Н. Т. Глухова, С. А. Бурда, С. А. Лапицкая // Молодой ученый. 2017. № 47.1 (181.1). С. 32-50.
15. Федеральный закон от 14 июля 2022 г. № 268-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» [Электронный ресурс]. URL; http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202207140034 (дата обращения 12.01.2023)