Татьяна Горб
Проект для детей старшего возраста по теме: «Фронтовое письмо моим дорогим…»
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка:
С каждым годом, отдаляющим нас от мая 1945 года, все больше ощущается необходимость по-человечески увидеть подвиг наших дедов. Но, как донести дошкольнику об этом? Голос павших донесли до нас их письма. Простые, маленькие солдатские треугольнички с лиловым штампом – «Проверено цензурой».
Со страниц этих писем мы слышим голос тех, кто отдал свои жизни за нас, за то, чтобы жили мы и сделали все то, чего не успели сделать они.
Темочки:
- Модель трёх вопросов. Образовательная технология
- Проекты, проектная деятельность
- Старшая группа
- Фронтовые письма, солдатский треугольник
- Темочки
Побывав в музее, мы с воспитанниками увидели письма солдат, заинтересовались, кому принадлежат письма? Кто их автор? Как доходили письма с фронта? Эти исследования легли в основу нашего проекта.
Проблема:
Отсутствие у детей достаточных знаний о Великой Отечественной воине, семейных традициях, уважении к старшему поколению.
Актуальность:
Мы считаем, что прочтение подлинного исторического документа, письма, больше расскажет о Великой Отечественной войне ребенку, живущему в 21 веке, чем официальные слова. Работа над проектом познакомит детей с тем как велась переписка во время Великой Отечественной войны с родными, как доставляли письма в пункт назначения.
Субъект: Дети, родители, воспитатели.
Проект краткосрочный.
Предмет исследования: Солдатское письмо.
Гипотеза:
Дети познакомятся с письмами треугольниками, с перепиской прадедушек, будут осознавать себя причастным к историческому наследию ВОВ, почувствуют пульс ушедшего времени, ощутят его откровение и колорит.
Цели и задачи:
Дети:
1. Закрепит знания о празднике Победы;
2. Познакомить детей с архивным документом – солдатским письмом с фронта;
Педагоги:
1. Использовать новые технологии в работе с детьми;
2. Пополнить знания о Великой Отечественной войне, об архивных документах;
3. Создать развивающую среду (дидактические игры, сборники, летопись)
Родители:
1. Сформировать у родителей активную позицию в нравственном воспитании детей.
Продукты проекта :
Для детей :
1. Поход в музей «Суть времени»
2. Экскурсия к Мемориалу Победы
Для педагогов:
1. Создание презентаций по теме «Я помню, я горжусь»
2. Проведение конкурсов стихов по теме «Я читаю письмо»
3. Изготовление книги «Стихи о письмах»
4. Пополнение коллекции «Открытка с Днем Победы»
Для родителей:
Буклеты по теме
1.«Что и как рассказывать детям о войне».
2. Консультации по созданию летописи «Наши прадеды - герои».
3. Дарение в библиотечку детских книг о войне.
Проект реализован в преддверии 70-летия Победы. Обращаясь к теме Великой Отечественной войны, наших воспитанников пригласили в музей, экскурсовод рассказала о героях нашей станицы, показала фрагменты той суровой Великой войны. Ребята рассматривали военную форму солдат, солдатский котелок, воинское знамя, разорванные гранаты, гильзы, но большой интерес вызвали военные письма солдат. Ребята задавали вопросы «Как солдатам доходили письма на фронт?», «Почему солдатские письма треугольной формы?», «Где солдаты хранили письма?». Так и родился проект по теме «Фронтовое письмо моим дорогим.»Чтобы шире раскрыть эту тему, с ребятами проводили цикл бесед: «Великая Отечественная война и письма», «Почему солдатские письма треугольной формы?», «Почему солдаты мало писали в письмах?», «Как письма добирались до солдат в ВОВ». Детям было очень трудно представить, что письмо без конверта, треугольной формы, можно было доставить по всей необъятной нашей Родины. Некоторые ребята не могли поверить в то, что раньше, во времена Великой Отечественной войны мобильные телефоны не существовали. Поэтому детям показывали письма с фронта от братьев, мужей бережно хранимые в других семьях, рассматривали альбомы о войне, читали книги о войне. Детям рассказывали о военных почтальонах, о том какая ответственная у них была доля, ведь письма были связующей ниткой между родными. Каждое письмо с фронта являлось доказательством того, что солдат жив. Для этого перечитывали фронтовые весточки, где описывались простые человеческие чувства.
Перечитывая произведения о войне- стихи и рассказы, формировали представлений о войне, победе.
Рассматривали репродукции картин, где были изображены солдаты читающие весточку из дома, читающие родственники в тылу, но одинаково излучающие чувства радости и тоски по своим родным. С огромным удовольствием прослушивали песни военных лет «Синий платочек», «Катюша», «День победы». Все свои познания закрепляли через сюжетно-ролевые игры «Солдат на посту», «Моряки на палубе», подвижные игры «Доставь донесение»
Узнав о фронтовых письмах, детям захотелось самим изготовить их самостоятельно. Так идея воплотилась в жизнь -сначала все нарисовали письмо солдату «Я рисую мир!», а после бережно сложили рисунок в технике оригами. После рассматривания коллекции фронтовых открыток с праздником Победы, нашим юным наследникам мира захотелось своими руками изготовить открытку ветеранам. С огромным желанием, чуткостью, любовью изготавливали цветок гвоздику. В каждый ее лепесток была вложена мечта, о здоровье своей семье, о мире, о сохранение в ней семейных традиций, любви, уважении к своей станице, нашей России.
Дети приносили интересные познания о Великой Отечественной войне, делились ими с родителями. Родители прониклись этой темой. Родителям провели «круглый стол» по теме «Как детям рассказать о Великой Отечественной войне» провели консультации, предложили познакомить своих детей с фронтовыми переписками своих прадедушек, показать фотографии с фронта. Родители с охотой откликнулись на предложения и уже на следующий день ребята с гордостью рассказывали о своих дедушках воевавших на войне, приносили фотографии, фронтовые письма. В группе появилась информация о полевой почте 1943года,дети увидели фронтовое письмо прадедушки Владика Вивчарь, которое стало тонкой связующей ниточкой между правнуком и фронтовыми годами, по воле судьбы, разлученных навсегда.
В пополнении коллекций «Открытка военных лет» помогли родители. Приобрели на группу настольные игры «Доставь письмо», коллекцию открыток «Города-герои», пополнили библиотеку книгами.
Узнав много интересного о Великой войне,ребята участвовали в трудовом десанте и изготовили «Георгиевские медали», а на кануне праздника Победы, с радостью их вручили родителям в память о погибших солдатах.
Ребята активно участвовали в проекте, поэтому поход к мемориалу Славы был для детей осознанным. Каждый принёс цветы, чтобы возложить их у вечного огня. Так мы все сказали погибшим солдатам «Спасибо за Победу и мирное небо над головой!»
Дети выучили стихи о письмах и с гордостью представили их на конкурсе стихов по теме «Я читаю письмо». Реализовав, проект сделали вывод, что повысился уровень осведомлённости дошкольников и их родителей об истории человечества через знакомство с легендарным прошлым России в период Великой Отечественной войны – фронтовым письмом. Ведь это свидетельство бессмертных подвигов наших земляков, прошедших самую кровопролитную войну, какую когда-либо познало человечество.