Юлия Адамова
Проект для детей старшего дошкольного возраста «Югра — мой край родной»
▼ Скачать + Заказать документы
"Любовь к Отчизне и любовь к людям — это два быстрых потока, которые, сливаясь, образуют могучую реку патриотизма" В. А. Сухомлинский.
"Это святая обязанность — любить страну, которая вспоила и вскормила нас, как родная мать" М. А. Шолохов.
В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится нравственно - патриотическое воспитание. Нравственный и интеллектуальный потенциал нашего общества в первую очередь зависит от того, что будет заложено в наших детях с детства. Это задача актуальна в условиях современной России, так как необходимо воспитывать поколение с чувством гордости и любви к своей малой Родине, начиная с дошкольного возраста.
Публикация «Проект для детей старшего дошкольного возраста „Югра — мой край родной“» размещена в разделах
- Мой край, мой город. Краеведение
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты, проектная деятельность
- Республика, область, край. Список городов
- Родной край, город. Проекты
- Старшая группа
- Ханты-Мансийский автономный округ, ХМАО, Югра
- Темочки
Сегодня формирование патриотизма и ценностного отношения к своим истокам является одним из условий дальнейшего общественного прогресса, что отражено во многих современных документах, посвященных проблемам образования: «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года», Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.
Стратегические ориентиры воспитания сформулированы Президентом РФ В. В. Путиным: «Формирование гармоничной личности, воспитание гражданина России - зрелого, ответственного человека, в котором сочетается любовь к большой и малой родине, межнациональная и этническая идентичность, уважение к культуре и традициям людей, которые живут рядом».
Сохранить духовное начало в наших детях, заложить нравственные основы, которые, научат их правилам общения и умению жить среди людей – вот главные идеи воспитания нравственно – патриотических чувств у дошкольника. Суть нравственно – патриотического воспитания состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к истории и культуре своей родины, родной природе, к родному дому и семье. В дошкольном возрасте закладываются основы патриотического воспитания.
Формирование ценностного отношения к малой родине - важная составляющая этого процесса, которая обеспечивает устойчивую, активную жизненную позицию детей по отношению к своей стране.
Для воспитания патриотических чувств в дошкольном возрасте очень важно, чтобы взрослые заняли активную позицию в этом вопросе, прежде всего, смогли передать детям свою любовь к родным местам, свои знания об их значимости и неповторимости. Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как любили и берегли её наши предки.
Югорская земля богата не только природными ресурсами, главное ее достояние и богатство - люди. На Югорской земле живут коренные народы севера, которые своими достижениями прославляют Югру в разные времена и хорошо известны в истории. Это - писатели, деятели искусств, общественные деятели.
На сегодняшний день у детей старшего дошкольного возраста недостаточно полно сформированы знания и представления о коренных народах севера, их быте, традициях, культуре.
Поэтому возникла необходимость наполнения новым содержанием образовательный процесс по ознакомлению детей с историей родного края, людьми, прославившими Югру в разные годы. Работа в данном направлении поможет сформировать черты характера, которые помогут детям стать патриотами и гражданами своей малой родины. Именно яркие впечатления об истории родного края, полученные в детстве, остаются в памяти человека на всю жизнь и являются отличным примером для подражания.
Одним из решений данной проблемы является создание и реализация познавательного интегрированного проекта «Югра – мой край родной» в подготовительной к школе группе с сентября 2019 года по апрель 2020 г. В сотрудничестве с музеем истории и ремёсел был организован детско – родительский клуб «Юрт».
Исходя из этого, были поставлены следующие цели и задачи.
Цель: формирование у детей старшего дошкольного возраста интереса к традициям, культуре и жизни народов севера.
Задачи проекта :
1. Познакомить детей старшего дошкольного возраста с жизнью, традициями и культурой народов севера.
2. Развивать у детей коммуникативные навыки с взрослыми и сверстниками.
3. Воспитывать уважение и гордость за людей, населяющих родной город.
4. Развивать творческие способности родителей и детей в процессе совместной деятельности.
Педагогический процесс построен с соблюдением следующих принципов:
• Принцип историзма - реализуется путё м сохранения хронологического порядка описываемых явлений и сводится к двум историческим понятиям: прошлое (давным-давно) и настоящее (в наши дни);
• принцип гуманизации - предполагает умение педагога встать на позицию ребёнка, учесть его точку зрения, не игнорировать его чувства и эмоции, видеть в ребёнке полноправного партнёра, а также ориентироваться на высшие общечеловеческие понятия: любовь и уважительное отношение к родному краю, Отечеству;
• принцип дифференциации - заключается в создании оптимальных условий для самореализации каждого ребёнка в процессе освоения знаний о родном крае с учётом возраста, накопленного им опыта, особенностей эмоциональной и познавательной сферы и др. ;
• принцип интегративности - реализуется в сотрудничестве с детьми, семьёй, педагогами детского сада, социальными партнерами.
Вид проекта : интегрированный
Творческий: создание продуктов детской творческой деятельности.
Информационно - исследовательский: совместная исследовательская деятельность детей, родителей педагогов и социальных партнеров в ходе знакомства с жизнью, культурой, традициями народов севера.
Игровой: использование творческих игр, инновационных технологий («клубный час», «музейная педагогика», мастер - класс).
Новизна: применение в работе с детьми инновационных технологий - информационно-коммуникационные, «музейная педагогика», мастер класс, детско – родительский клуб «Юрт».
Срок реализации проекта : сентябрь 2019 г. - апрель 2020 г.
Участники проекта :
• дети подготовительной к школе группы (6-7 лет);
• педагоги д/с;
• родители воспитанников;
• социальные партнё ры: музей истории и ремесел.
Предполагаемый результат:
• у детей расширятся представления о жизни, традициях, культуре народов севера;
• у детей разовьются навыки творчески применять полученные знания, умения, навыки в игровой, художественно-продуктивной деятельности;
• дети овладеют исследовательскими умениями: наблюдать, сравнивать, анализировать, задавать вопросы, выдвигать гипотезы, делать выводы. Обогатится словарный запас;
• у детей сформируются самосознание и мировоззрение, нравственно – патриотические позиции, которые проявятся на уровне нравственных идеалов – любви к малой родине;
• у детей разовьется социальный и эмоциональный интеллект, навыки доброжелательного общения и взаимодействия с взрослыми и сверстниками.
Работа по реализации данного проекта носила развивающий характер обучения, воспитания и поддержки индивидуальности в образовании с применением инновационных технологий: «музейная педагогика», «клубный час», информационно - коммуникационные, мастер - класс.
Реализация этапов проекта :
1. Подготовительный:
• выбор темы, постановка цели и задач;
• подбор литературы по теме «Традиции и быт народов севера»;
• создание картотеки народных игр, сказок, легенд народов севера;
• знакомство родителей воспитанников с реализуемым проектом и привлечение их к работе по насыщению предметно-развивающей среды в группе;
• пополнение РППС играми, иллюстрированным материалом, атрибутами для игровой деятельности, макетом чума ханты и манси;
• опрос детей «Что я знаю о народах севера».
2. Основной:
• систематическое проведение запланированной работы с детьми: проведение бесед на тему: «А знаете ли вы, что означает название «ханты»? «народ», «человек», «Что такое чум?», «Какими промыслами занимаются коренные народы Югры?», знакомство с народными играми, сказками, рисование хантыйских узоров, изготовление открыток к празднику - День ХМАО, коллажа «Я живу в Югре» на занятиях и в свободной деятельности;
• внедрение в воспитательно-образовательный процесс эффективных методов и приемов по расширению знаний дошкольников о жизни и традициях народов севера;
• совместное изготовление родителей с детьми поделок: оберега, игольницы, украшения на ёлку, народной куклы – акань, подвески;
• посещение родителями клуба «Юрт» раз в месяц по субботам, мастер – класса «Народная кукла – акань»;
• разработка и накопление методических материалов, конспектов занятий, бесед;
• проведение музыкального праздника «Край, в котором мы живём – мы Югорией зовём» к Дню округа;
• проведение спортивных развлечений «Северное сияние» и «Народные игры народов севера».
3. Заключительный.
• подведение итогов работы по проекту;
• проведение совместно с руководителем клуба «Юрт» праздника «Вороний день».
Продукт проекта :
• картотека народных игр ханты и манси, сказок и легенд Югры «Волшебные сказки Югры»;
• перспективный план работы;
• методический материал, конспекты занятий, бесед;
• макет "Чум";
• мини-музей с поделками из ткани "Орнаменты народов севера" .
Результативность данного проекта :
• у детей расширились представления о жизни, традициях и культуре народов севера;
• данный проект позволил сформировать у них черты характера, как активность, инициативность, стремление и желание к получению новых знаний, которые помогут детям стать патриотами и гражданами своей малой родины;
• дети научились проявлять творческую активность в познании окружающего мира и реализовать свои творческие способности;
• повысилась активность участия родителей в воспитательно-образовательном процессе с 82% до 94%;
• в средствах массовой информации (сайты Музея истории и ремёсел, Маам. ру) были размещены различные публикации ;
• принимали участие в конкурсах различного уровня.
Формирование ценностного отношения к малой родине – процесс долговременный, предполагающий внутреннее изменение, который найдет отражение не здесь и сейчас, а гораздо позже, в будущем. Отсроченный результат: успешность воспитанника ДОО в начальной школе – уровень адаптации к школе, результаты усвоения основной образовательной программы.
В конечном итоге следует учесть, что духовно-нравственная сфера личности ребенка требует самых осторожных, тактичных и компетентных действий со стороны педагога, поскольку от этого зависит нравственное здоровье детей и будущее общества.
Вывод: проект стал стимулом к развитию творческой инициативы детей, педагогов, родителей и социальных партнёров.
Данный проект может быть реализован педагогами любой образовательной организации при создании системы работы с социальными партнерами.