Елена Черникова
Программа по гражданскому воспитанию детей дошкольного возраста «Родной мой край»
▼ Скачать + Заказать документы
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Понятие «гражданственность» в его высоком личностном смысле, сводится в основном к способности убежденно и ответственно сознавать свои права и обязанности и, руководствуясь ими, действовать на пользу родине, народу. Гражданственность – это высшая ступень развития нравственного сознания личности.
Публикация «Программа по гражданскому воспитанию детей дошкольного возраста „Родной мой край“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Мой край, мой город. Краеведение
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Республика, область, край. Список городов
- Темочки
В последние годы в нашем обществе произошли кардинальные социально-политические изменения, затронувшие все сферы жизни. Эти изменения, особенно формальная деидеологизация общества, привели к такому положению, что значительно пошатнулся стержень государственности. Общественные отношения приняли главным образом материальный, имущественный характер. Растет детская преступность, агрессивность и жестокость в обществе. Детей отличает эмоциональная, волевая, духовная незрелость, чему в немалой степени способствуют средства массовой информации. С экранов телевизоров, через компьютерные игры на детей льется поток зла, насилия и жесткости. Ребенок в силу возраста не имеет возможности правильно реагировать на события, поступки окружающей действительности. Педагоги выражают по этому поводу беспокойство: нельзя растить детей «отчужденных» от жизни и интересов своего государства, людей без Отечества.
Исследования в области дошкольной педагогики и психологии свидетельствуют о том, что именно в дошкольном возрасте закладываются базисные основы личности, начинается процесс становления и формирования социокультурного опыта, «складывается» человек - гражданин.
Для дошкольного периода характерны наибольшая обучаемость и податливость педагогическим влияниям, сила и глубина впечатлений. Поэтому все, что усвоено в этот период,- знания, навыки, привычки, способы поведения, складывающиеся черты характера - оказывается особенно прочным и служит основой дальнейшего развития личности. Необходимо учитывать, что на каждой возрастной ступени ребенок приобретает важнейшие человеческие качества. Ребенок прежде должен осознать себя членом семьи, неотъемлемой частью своей малой родины, потом гражданином России. Идти надо от близкого к далекому. Педагог должен постепенно подвести ребенка к пониманию того, что у каждого россиянина есть своя малая родина – местечко (город, село, привязанность к которому он испытывает с детства, и вместе с тем – большая Родина – Россия, Российская Федерация. Она одна на всех, кто родился на ее просторах, полюбил ее землю, историю, культуру, кто прилагает усилия, чтобы она стала еще красивее, богаче, стала бы могучей державой. И каждому из нас надо уметь быть ей полезным, а для этого надо многое знать и уметь, с детства совершать такие дела, которые были бы на благо своего дома, детского сада, города, а в дальнейшем и всей страны. И даже если в силу каких-то обстоятельств человек был вынужден уехать из России в другую страну, но и там продолжает заботиться о Родине — значит, он является ее сыном, значит, Россия для него Родина.
Разделяя теории Л. Н. Леонтьева, Л. В. Коломийченко, Д. И. Фельдштейна об универсальности деятельности как способа реализации социального бытия и человеческого отношения к действительности, мы считаем, что становление гражданственности как личностного образования возможно только через активную деятельность ребёнка.
Исходя из этого, гражданское воспитание дошкольников мы рассматриваем как одно из направлений социально – личностного развития и считаем, что оно является динамичным процессом не только приобщения человека к правовой культуре, формирования патриотизма и межнациональной толерантности, но и условием социального взросления ребёнка, развитием универсальных человеческих способностей, творческой деятельности. Чрезвычайно важным для нас в этом отношении является то, что в процессе гражданского воспитания происходит не только усвоение определённых знаний, но и постоянное открытие, утверждение ребёнком себя как социального субъекта.
Актуальность данной программы заключается в подготовке ребенка к самостоятельной жизни. Необходимо научить его быть честным, справедливым и успешным во всех делах, необходимо помочь ему с раннего детства полюбить свою Родину. В связи с этим огромное значение имеет ознакомление дошкольников с историческим, национальным, культурным, географически, природно - экологическим своеобразием родного края, потому что любовь к нашему Отечеству начинается с любви к своему краю и городу
Программа разработана в соответствии
• Федерального закона РФ от 29.12.2112г. №273-ФЗ «Об образовании в РФ»;
• Приказа Министерства образования и науки РФ №1155 от 17.10.2013г. «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;
• Санитарно-эпидемиологических требований к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций 2.4.1.3049-13;
• Закона «Об образовании в Кемеровской области», принятого Советом народных депутатов Кемеровской области 03.07.2013 г.
• Устава муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Трудармейский детский сад «Чебурашка».
Программа построена с учетом принципов:
- дифференцированный подход к каждому ребенку, максимальный учет его психологических особенностей, возможностей и интересов;
- непрерывность и преемственность педагогического процесса;
- интеграции образовательного процесса (взаимосвязь различных видов деятельности);
-синтез интеллекта, эмоций и действия – активное взаимодействие детей с окружающим миром эмоционально-практическим путем.
Основная цель программы : формирование основ гражданско-правовой культуры детей дошкольного возраста, как предпосылки их социализации в обществе
ЗАДАЧИ:
• Воспитывать любовь и уважение к семье, детскому саду, родному поселку улице;
• Расширить представления детей об истории, культуре, профессиях, людях, социально-экономической значимости Кузбасса;
• Воспитать уважение к труду взрослых, к традициям и обычаям нашего края;
• Развить гражданскую позицию и патриотические чувства к прошлому, настоящему и будущему родного края, чувства гордости за свою малую Родину
• Воспитывать толерантное отношение к представителям других культур.
• Формировать первые представления и понятия об элементарных правовых нормах,
• Повысить компетентность родителей воспитанников по проблемам гражданского воспитания и семьи.
Программа предполагает работу с детьми старшего дошкольного возраста и активное участие родителей в ее реализации по тематическим блокам:
- Мой любимый детский сад;
- Моя семья;
- Мой родной поселок;
-Родной мой край – Кузбасс;
- Права и обязанности.
ФОРМЫ РАБОТЫ:
1. Целевые прогулки и экскурсии;
2. Наблюдения (например, позволяющие видеть трудовую жизнь, изменения в облике поселка, преображения улиц и т. п.);
3. Рассказ, объяснения воспитателя в сочетании с показом нужных объектов и непосредственными наблюдениями детей;
4. Беседы с детьми;
5. Использование детских художественных произведений, видеофильмов, диафильмов, иллюстраций (их рассматривание и обсуждение);
6. Разучивание с детьми песен, стихотворений, пословиц, поговорок, чтение сказок, прослушивание музыкальных произведений;
7. Знакомство детей с народной декоративной росписью.
8. Наблюдение окружающего мира, стимулирующее детское художественное творчество.
9. Привлечение детей к посильному общественно полезному труду в ближайшем для детей окружении (труд на участке детского сада, совместный труд с родителями по благоустройству территории детского сада и. т. д.);
10. Поощрение детей за инициативу и стремление самостоятельно поддерживать порядок в ближайшем окружении, за бережное отношение к общественному имуществу, за добросовестно выполненные поручения, за хорошее поведение в общественных местах;
11. Личный пример воспитателя, любящего свою работу, свою улицу, свой поселок и принимающего активное участие в общественной жизни;
12. Тематические праздники, развлечения, викторины;
13. Различные виды игр.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
Наличие у детей знаний об истории поселка, в котором мы живем, его достопримечательностях. О трудовых буднях, природных богатствах Кузбасса, социально-экономической значимости, символике родного района, области. Возникновение стойкого интереса к прошлому, настоящему и будущему родного края. Сформированность определенных черт личности, активности, самостоятельности, инициативности. Привлечение семьи к гражданскому воспитанию детей.
Содержание программы «Родной мой край».
Содержание воспитательно-образовательной работы с детьми старшей возраста
Тема 1. Мой любимый детский сад
Детский сад дорог каждому ребенку. Люди, которые в нем работают, заботятся о том, чтобы всем было хорошо. Каждый ребенок с уважением относится к работникам детского сада: называет их по имени и отчеству; улыбается при встрече, не забывает поздравить с праздником, приготовить подарки. А чтобы у всех было хорошее настроение, каждый воспитанный ребенок старается сделать им приятное: помочь младшему воспитателю собрать посуду, поменять постельное белье, унести его в прачечную; расставить по местам игрушки; не разбрасывать одежду, обувь; не сорить на участке.
Тема 2. Моя семья
Семья состоит из близких и дальних родственников. Близкие родственники - папа, мама, родные сестры и братья, бабушки и дедушки. Дальние родственники – тети, дяди. Понимание того, как поддерживаются в семье родственные связи (переписка, разговор по телефону, посещения, как проявляется в семье забота, любовь, уважение друг к другу.
В каждой семье отмечают «мужские» и «женские» праздники. В День Защитника Отечества (23 февраля) поздравляют мальчиков, мужчин, делают им подарки. 8 марта отмечают Женский день. В этот день мужчины особенно внимательны к женщинам: готовят праздничный стол, покупают цветы, делают подарки.
Мужчины и женщины в семье называются по-разному: мальчик в семье –сын, брат, внук; девочка – дочь, сестра, внучка; мужчина – отец, сын, муж, дедушка; женщина- мать, дочь, жена, бабушка. Самые уважаемые люди в семье – бабушки и дедушки. О них все в семье заботятся, стараются их не расстраивать, оберегают от переживаний. В дружной семье все счастливы, радуются при встрече, скучают в разлуке, заботятся друг о друге. Каждый человек в семье имеет право высказать свое мнение, но окончательное решение принимает взрослый. В старшем дошкольном возрасте продолжают уделять внимание тому, что взрослые члены семьи не только выполняют обязанности по дому, но и работают. Поэтому дети должны им помогать. Например: помыть посуду, полить комнатные растения и т. д. Дети должны заботиться о взрослых так же, как взрослые заботятся о них. Особое внимание уделяется заботе о престарелых членах семьи – бабушках, дедушках, прабабушках, прадедушках. В этом возрасте дети начинают подражать взрослым: мальчики – мужчинам, девочки – женщинам. Следует использовать это стремление и показать детям, что мальчики уже могут вести себя как настоящие мужчины: уступить место девочке, помочь расставить физкультурные пособия, защитить маленьких девочек, если их обижают и т. д. А девочки могут вести себя как хозяйки в группе: следить за порядком, помочь мальчикам красиво застелить постели и др.
Знакомство с историей семьи: у каждого человека есть имя. Его дают родители. Взрослых людей называют по имени – отчеству. Это проявление уважения к ним. У человека есть также фамилия. В большинстве семей у всех родственников фамилии одинаковые. В праздники родственники обычно собираются вместе: Новый год, Рождество, 9 Мая. Но есть праздники, которые называются семейными: дни рождения родственников, свадьба. В каждой семье есть вещи, которые напоминают о важных событиях: фотографии, почетные грамоты, медали. Эти вещи помогают хранить историю семьи.
Таким образом, семья является персональной средой жизни ребенка от самого рождения, которая во многом определяет его гражданское становление, как члена общества.
Тема 3. Мой родной поселок
Есть в России много разных городов и поселков. Город, поселок, село, в котором человек родился, называется родным. Наш поселок основан в 1918 году под называнием станция Тырган. Весной, летом и осенью 1921 года силами бойцов Трудовой армии и местного населения была проложена железнодорожная ветка Кольчугино-Прокопьевск. В 1926 году станция Тырган была переименована в станцию Трудармейскую в честь строителей железной дороги. Поселок при станции стал называться также. Поселок расширяется, в нем строится много новых домов. Здесь есть трехэтажная школа, любимый детский сад, спортивный комплекс «Маяк», развлекательный комплекс с бассейном и боулингом. Так же есть музыкальная школа, в которой дети обучаются музыкальному искусству, модельная библиотека, есть магазины, аптека. Улицы поселка имеют свои имена и свою историю. Имена улиц обычно связаны с именами известных людей, новых событий или значимых объектов (улица Чапаева, улица Советская, улица Новая, улица Школьная). Все должны знать название своего поселка и свой адрес. В поселке есть парк, в котором построен мемориал памяти погибшим воинам в Великой отечественной войне. Мы должны помнить, что погибли отважные люди, защищавшие нашу землю от врага (фашистких захватчиков). Наш поселок красив: в нем много детских площадок, возле домов чисто и аккуратно (заасфальтированы дорожки, высажено много деревьев и кустарников, разбиты цветники). В поселке живут и трудятся люди разных национальностей: русские, чуваши татары, армяне. Все доброжелательно относятся к культуре других народов, к каждому человеку в отдельности, независимо от цвета кожи и вероисповедания. Основные профессии жителей нашего поселка – это труженики сельского хозяйства, шахтеры, железнодорожники, учителя. Каждый, кто любит поселок, заботится о нем. Дети тоже должны поддерживать порядок на улице, не сорить, не ломать кустарники и деревья, вместе с родителями высаживать деревья и цветы.
Тема 5. Родной мой край - Кузбасс
Кемеровская область расположена в Западной Сибири. Областной центр – город Кемерово. Места в Кемеровской области равнинные, по которым протекает много рек. Самые крупные из них Томь, Иня, Яя. Огромное богатство Кемеровской области - таёжные леса. Здесь растет пихта, кедровая сосна, осина, береза, липа, тополь и другие деревья. Повсюду природа богата лекарственными растениями, ягодами, грибами, папоротником. Кедровый орех – излюбленное лакомство сибиряков.
Во многих уголках Кемеровской области встречается таё жная живность: рысь и выдра, бурый медведь и лиса, ласка и горностай, бурундук и колонок. По окраинам тайги живут лоси и косули. Зима в Сибири длинная и холодная. Лето жаркое и короткое.
Недра земли богаты ценными минералами железа, золота, серебра. Много строительных материалов: известняк, глина, песок и других. Но главный среди ископаемых – каменный уголь.
В Кемеровской области много крупных и малых городов, поселков и деревень. Везде живут трудолюбивые люди. На шахтах добывают каменный уголь, на металлургических заводах выплавляют сталь, на химических заводах производят пластмассу, полиэтилен, синтетические ткани. Работники сельского хозяйства выращивают зерно, овощи, разводят домашних животных. Кемеровская область – регион культуры и спорта. Наши спортсмены – участники Олимпийских игр в Сочи (Сноубордисты Наталья Соболева и Екатерина Тудегешева, Станислав Детков и Валерий Колегов; Надежда Сергеева – бобслей, Александр Бессмертных - лыжник). В Кемеровской области много музеев и театров. Главные из них – Музыкальный театр Кузбасса, музей изобразительных искусств, музеи – заповедники «Красная горка» и «Томская писаница». В Кузбассе строятся новые дома, он растет и становится все краше. Все жители Кемеровской области стараются сделать свою жизнь еще интереснее.
Тема 6. Права и обязанности
Мы знаем о медицинской службе и бережно относимся к своему здоровью. Все люди разные. Есть среди нас старые и больные, есть малыши, а есть и люди – инвалиды - ко всем надо относиться уважительно. Мы заботимся о младших, помогаем их, защищаем тех, кто слабее. Мы бережно относимся к игрушкам, к окружающим предметам в группе, на улице и дома. В игре мы считаемся с правами и интересами других детей, справедливо решаем спорные вопросы, уважительно относимся к своим и чужим чувствам
Тематическое планирование
Тема 1. «Мой любимый детский сад»
Сентябрь (3 недели)
Содержание Задачи Формы работы
По дороге в детский сад Вызывать у детей желание посещать детский сад, встречаться с друзьями; учить детей запоминать дорогу в детский сад, называть его адрес. Рисование детского сада, группы, друзей, любимых игрушек сюжетно-ролевые игры.
Заботливые люди (профессии сотрудников детского сада) Воспитывать у детей уважение к сотрудникам детского сада, бережное отношение к труду взрослых, желание оказывать посильную помощь. Экскурсии по д/ с: на кухню, в прачечную, медицинский кабинет; дидактическая игра «Кому что нужно для работы?»; сюжетно-ролевые игры. Беседы, чтение художественной литературы о профессиях, встречающихся в детском саду, рисование.
Территория детского сада Знакомить детей с участками детского сада; воспитывать желание поддерживать порядок на них, бережно относиться к оборудованию участков, ухаживать за растениями Прогулки; экологические тропинки на территории детского сада, трудовые поручения. Беседы, моделирование участков, зарисовки.
Итог Развлечение «Мой любимый детский сад»
Тема 2. «Моя семья»
Октябрь (4 недели)- Ноябрь (2 недели)
Содержание Задачи Формы работы
Понятие «Родня» Дать детям понятие о близких и дальних родственниках. Воспитывать желание заботиться друг о друге. Чтение стихотворения Я. Акима «Моя родня»)
Чтение заранее подготовленными детьми стихов о сестренке, братишке и т. д.
Рассказы детей о членах семьи на основе личного опыта.
Обсуждение отрывка из рассказа В. Драгунского «Сестра моя Ксения».
Выставка рисунков по теме.
Семейные фамилии. Традиции семьи Показать, что у каждого члена семьи одна фамилия. Продолжать знакомить детей с семейными традициями. Уважать интересы каждой семьи Беседы. Театральная деятельность. Рисование герб семьи.
Место работы моих родителей Прививать уважение к труду родителей, закреплять знание профессий и понимать значимость их труда. Беседы, составление рассказов о профессиях, чтение стихов, рассказов. Экскурсии на предприятия нашего поселка, встречи, сюжетно-ролевые игры, дидактические игры.
Мужчины и женщины в семье Знакомить детей с ролью мужчины и женщины в семье, с их основными функциями. Беседы, сюжетно-ролевые игры, рассматривание фотографий, репродукций картин М. В. Васнецова «Богатыри», Рафаэля Санти «Сикстинская мадонна». Праздник «День матери».
Дедушка и бабушка – верные друзья Воспитывать доброжелательное отношение к старшим в семье, заботиться о них и уважать. Беседы, встречи, чтение художественной литературы, рассматривание фотографий, театрализованные представления
Защитники отечества Воспитывать у детей чувство гордости и уважения к защитникам нашей Родины. Встречи и беседы с родственниками, которые служили в армии. Рассматривание фотографий, иллюстраций, изготовление сувениров и альбомов, коллажей, пение песен, просмотр видеофильмов, сюжетно-ролевые игры.
Итог: Спортивное развлечение «Мама, папа, я – дружная семья»
Тема 3. «Мой родной поселок»
Ноябрь (2 недели) – Декабрь (3 недели, Январь, Февраль
Содержание Задачи Формы работы
История поселка Закрепление знаний об истории возникновения города, с различными районами города, его достопримечательностями Рассказы, рассматривание фотографий
Экскурсия в краеведческий музей
Улицы моего поселка. Почему они так называются Закрепить понятие «улица», почему у каждой улицы есть свое название и в честь чего ей его дают Экскурсия по поселку. Составление схемы поселка. Дидактическое упражнение «Я иду в детский сад». Беседы о названии улиц поселка. Рисование на тему «Мой поселок»
Почетные труженики нашего поселка Вызвать у детей интерес к людям, живущим в поселке. Воспитывать уважение и чувство гордости за них. Беседы, встречи с интересными людьми, рассказы воспитателей об уважаемых людях поселка, рассматривание иллюстраций, фото о труде.
Центры культуры (СОШ, спортивный комплекс, библиотека, музыкальная школа) Познакомить с важными социальными объектами поселка. Оформление группы к новогоднему празднику
Зимние постройки для малышей
Экскурсии, встречи, совместные спортивные и творческие мероприятия
Растительный и животный мир, уроки безопасности Знакомить детей с растительным миром района; с исчезающими видами растений; воспитывать бережное отношение к природе. Экскурсии, рассматривание картин, слайдов о природе района, зарисовки, дидактические игры, чтение художественной литературы, заучивание стихотворений, закличек, прибауток, строительство кормушек для птиц.
Памятный мемориал погибшим в годы ВОВ Познакомить детей местом, где находится мемориал, воспитывать уважение к подвигу участников ВОВ. Экскурсии к памятнику. Беседы, встречи с тружениками тыла. Рисование, чтение художественной литературы по теме
Итог: Изготовление макета поселка
Тема 4. «Родной мой край - Кузбасс»
Март – 4 недели
Содержание Задачи Формы работы
Сибирь - Кемеровская область Познакомить с месторасположением Кемеровской области, крупными городами и малыми поселками, с реками, природным богатством края. Дать детям знания, что Кузбасс населяют люди разных национальностей: шорцы, татары, русские и другие народности. Рассказ воспитателя о Сибири и Кемеровской области, работа с картой, видеопутешествие
по области.
Составление коллажа по рисункам, фотографиям, иллюстрациям о Кемеровской области
Кемерово- главный город нашей области Дать понятие – «главный город Кузбасса», с его названием. Познакомить с достопримечательностями города (культурные, исторические, спортивные объекты). Воспитывать чувство гордости за родной край. Видеопутешествие по городу, чтение стихов, разучивание песен
Кузбасс - труженик Познакомить с основными профессиями кузбассовцев. Воспитывать уважение к людям труда. Рассматривание иллюстраций, просмотр видеофильмов.
Кемеровская область – регион культуры и спорта Познакомить со спортивной и культурной жизнью Кемеровской области, с достижениями спортсменов и деятелей культуры. Развивать чувство гордости за знаменитых земляков. Рассматривание иллюстраций, просмотр видеофильмов.
Развлечение «Спортивная надежда Кузбасса»
Итог: Составление альбома о Кемеровской области.
Тема 5. Права и обязанности
Апрель - 4 недели
Содержание Задачи Формы работы
Я и мое имя Закрепить знание того, что каждый человек имеет право на имя
Игра «Давайте познакомимся»
«Сказка о гномике, у которого не было имени»
Т. Шорыгиной,
Игра «Мое имя похоже…»
Право на жилище Познакомить с правом на жилище и с правом на защиту от насилия, закрепить определение слова «право», сравнить его со словом «правило», воспитывать самоуважение и уважение к другим людям, сверстникам, чувство собственного достоинства, социальную активность Беседа о праве по мотивам сказки «Заюшкина избушка», игровые упражнения по занятиям Т. Шорыгиной.
Право на охрану и укрепление здоровья дать первоначальное представление о праве па охрану и укрепление здоровья, воспитывать бережное и ответственное отношение к своему здоровью
Итоговые результаты освоения программы
К концу реализации программы дети должны :
• Имеет представление о себе, собственной принадлежности и принадлежности других людей к определенному полу, о составе семьи, родственных отношениях и взаимосвязях, распределении семейных обязанностей, семейных традициях
• Знать свой домашний адрес, название поселка, области
• Узнавать на фотографиях достопримечательности поселка и области, уметь рассказать о них
• Знать профессии своих родителей
• Знать краткие сведения об истории поселка и края
• Знать символику Прокопьевского района и Кемеровской области
• Знать и узнавать основные социальные объекты и достопримечательности поселка и области
• Знать о почетных гражданах поселка, Прокопьевского района
• Знать стихи поэтов и работы художников Прокопьевского района
• Знать правила безопасного поведения на природе и на улицах поселка
• Иметь элементарные представления об охране природы
• Понимать сопричастность к социальной и окружающей среде, осознавать себя полноправным членом общества
• Понимать некоторые права и обязанности