Галина Ковалева
Проект для детей старшего дошкольного возраста по ранней профориентации
▼ Скачать + Заказать документы
Проект для детей старшего дошкольного возраста
«В мире профессий»
Воспитатель: Ковалева Г. П.
Участники проекта : дети старшей логопедической группы, воспитатели, родители.
Время проведения проекта сентябрь 2019 г. – май 2020г. (долгосрочный)
Тип проекта : информационный, игровой.
Публикация «Проект для детей старшего дошкольного возраста по ранней профориентации» размещена в разделах
- Младшая группа
- Проекты. Проектная деятельность
- Профессии. Все материалы про труд взрослых и профессии
- Профессии. Проекты
- Ранняя профориентация дошкольников
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» июнь 2020
Цель: ознакомление детей с различными профессиями взрослых, формирование у старших дошкольников трудовых навыков, обеспечение начальных профориентационных представлений с помощью дидактических и методических пособий. Воспитание уважения к труду представителей разных профессий.
Задачи:
- Расширить представление у детей о разных видах труда взрослых;
- Познакомить детей с трудовыми действиями, совершаемыми взрослыми, о результатах труда взрослых, об оборудовании, инструментах, необходимых для работы людям разных профессий;
- Пробуждать любознательность и интерес к деятельности взрослых;
- Способствовать формированию положительного отношения и уважения к труду взрослых;
- Сплотить детско-родительские взаимоотношения через совместную деятельность.
Актуальность проекта
В дошкольном возрасте ребёнок впервые начинает испытывать потребность в самостоятельной деятельности, он старается проявить себя субъектом своих желаний и интересов. Воспитание этой потребности – одна из центральных задач трудового воспитания детей. Одним из путей формирования у ребенка стремления к трудовой деятельности является ознакомление с трудом взрослых. Для того чтобы воспитать у детей уважительное отношение к труду, важно обогащать их моральные представления о разных видах профессий взрослых, о роли труда в жизни людей, о результатах труда, о мотивах, которые движут людьми в труде.
Труд способствует развитию способностей ребёнка. Трудовое воспитание обогащает жизнь дошкольников новыми впечатлениями, новыми поводами для игр, новыми мотивами художественного творчества, новыми гранями в отношениях с людьми.
Раннее знакомство с различными видами человеческой деятельности (детская профориентация) имеет большое значение в социализации личности. Такие знания обеспечивают понимание задач общества и каждого человека, помогают регулировать поступки детей, перестраивать их мотивы и отношение к собственному труду, труду взрослых, предметам, созданных людьми.
Ранняя профориентация позволяет повысить интерес у ребёнка к своим психологическим качествам и их развитию. У ребенка формируется эмоциональное отношение к профессиональному миру, ему предоставляется возможность использовать свои силы в доступных видах деятельности.
Особенности работы по ознакомлению детей с трудом взрослых, в соответствии с современными образовательными программами являются центральным звеном знаний о социальной действительности, о трудовой деятельности людей.
Выбор профессии – ответственное дело, и от того, насколько правильно он сделан, зависит многое в жизни человека. Поэтому важно уже с младшего дошкольного возраста обращать внимание детей на то, что делают взрослые: родители, воспитатели, сотрудники детского сада и т. д. Целенаправленное знакомство дошкольников с разными профессиями взрослых людей закладывает основу выбора профессии из многочисленной сферы трудовой деятельности родителей и окружающих людей. Как же научить детей выбрать профессию по душе, чтобы в дальнейшем он смог стать мастером своего дела?
Таким образом, раннее трудовое воспитание и профориентация является одной из ступенек на пути к успешности во взрослой жизни.
План мероприятий по реализации проекта
Разработка и выполнение проекта.
I этап – подготовительный.
Закрепление с детьми знаний, полученных ранее на занятиях о профессиях.
Консультация с родителями на тему: «Расскажите ребёнку о своей профессии, её необходимости и результатах труда».
II этап – основной.
- Сюжетно-ролевые игры: «Магазин», «Ателье», «Больница», «Парикмахерская», «Мы – строители», «Школа», «Детский сад».
- Составление рассказов на темы: «Кем я буду, когда вырасту», «Если был бы я., то…», «Профессии моих родителей».
- Чтение художественной литературы, заучивание пословиц, поговорок, стихотворений о профессиях, людях труда и их результатах.
- Составление альбома рисунков, выполненных совместно с родителями, «Профессии наших родителей».
- Оформление выставки детских работ «Кем я буду, когда вырасту».
- Составление альбома иллюстраций «Все профессии нужны, все профессии важны».
III этап – итоговый.
Презентация проекта.
1. Альбом иллюстраций «Все профессии нужны, все профессии важны», выставки детских работ «Кем я буду, когда вырасту».
2. Проведение развлечения для детей на тему : «Все работы хороши – выбирай на вкус». ( Конкурсы: «Изобрази человека любой профессии», «Определи по предмету профессию», «Что лишнее?», «Что напутал художник?», «Подбери картинку» и др.).
4. Работа с родителями по подготовке презентаций «Интересные профессии.
Схема реализации проекта
Образовательная область Виды детской деятельности
Социально-коммуникативное развитие 1. Сюжетно-ролевые игры: «Магазин», «Столовая», «Супермаркет», «Театр», «Школа», «Аптека», «На ферме», «Ветеринар», «Парикмахерская», «Ателье», «Библиотека», «Поликлиника», «Детский сад», «Салон красоты» и др.
2. Беседа о назначении разных предметов.
Беседа о труде взрослых в детском саду.
Познавательное развитие 1. Рассматривание иллюстраций на тему «Профессии», «Из истории профессий»,
2. Просмотр тематических мультфильмов,
3. Экскурсии:
- Тематические экскурсии по детскому саду (знакомство с трудом медсестры, прачки, повара, заведующей);
- виртуальная экскурсия на почту (знакомство с профессиями сферы обслуживания : оператор, почтальон, клиент);
- виртуальная экскурсия в школу (знакомство с профессиями учитель, директор, завуч)
4. Наблюдение за работой дворника на прогулке;
5. Беседы: «Что надо уметь солдату», «Армия-защитница», «Наша служба и опасна, и трудна», «Солдаты во все времена», «Кто такой ветеринар», «Что такое библиотека?», «Профессия – библиотекарь»
Речевое развитие 1. Беседа на тему: «Кто где работает?»
2. Обучение рассказыванию на тему:
- «Женские профессии» (воспитатель детского сада, учитель, медицинская сестра, швея, повар).
- «Мужские профессии» (полицейский, пожарный, спасатель, шофер)
3. Словесные игры «Назови ласково», «Инструменты ветврача», «Кому что дадим?» и др.
4. Чтение художественной литературы:
С. Михалков «Моя улица», С. Баруздин «Страна, где мы живем», С. Маршак «Почта», Е. Пермяк «Пропавшие нитки», Б. Житков «Впередсмотрящие», Д. Родари «Чем пахнут ремесла» и др.
5. Заучивание стихотворений по теме «Профессии».
6. Вечер загадок о профессиях.
7. Дидактические игры: «Кому что нужно для работы», «Для чего нужен этот предмет?», «Кем быть?», «Умные машины», «Магазин»,, разрезное лото «Профессии»
Физическое развитие 1. Подвижные игры: «Изобрази профессию», «Самолеты», «Лётчик», «Воробушки и автомобиль», «Светофор»
2. Пальчиковая гимнастика: «Профессии», «Посуда», «Помощники», «Семья», «В квартире», «Почтальон»
3. Физкультминутки: «Разные профессии нужны», «Самолет», «Покупаем продукты»,, «Космос»
Художественно-эстетическое развитие 1. Рисование: «Кем хочу стать», «Путешествие в космос», «Профессия моей мечты», «Веселые клоуны» и др.
2. Лепка «Дрессированные животные», «Посуда», «Конфеты» и др.
3. Аппликация: «Украсим платье», «Ракета», и др.
4. Конструирование «Робот», «Мосты», «Дома на нашей улице», «Машины»
5. Прослушивание песен о профессиях.
Обобщая опыт проделанной нами работы, можно отметить: проектная деятельность создает условия для включения в образовательный процесс родителей, что является одним из основных условий для достижений наилучших результатов. В процессе реализации проекта дети получили знания о работе родителей, которые начали с успехом применять в сюжетно-ролевых играх. В группе пополнена предметно-развивающая среда атрибутами к сюжетно-ролевым играм. Дети стали более активно взаимодействовать в игре, объединяться в группы. Игровые интересы детей стали более устойчивыми, сюжеты игр обогатились благодаря полученным знаниям о профессиональных отношениях между людьми.
Таким образом, можно с уверенностью сказать, что правильно организованная работа по обогащению представлений о профессиях родителей существенно разнообразит сюжетно-ролевую игру.