Юлия Михайловна Воронина
Проект для детей средней группы «Кошки»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Кошки»
Возраст детей : 4-5 лет
Участники проекта : дети, педагоги, родители.
Тип проекта : познавательно - творческий.
Вид проекта : групповой, краткосрочный (1 неделя)
1. Пояснительная записка.
Актуальность.
Проект позволяет расширить представления у детей о домашних животных (кошке и ее детенышах) и правилах ухода за ними.
Публикация «Проект для детей средней группы „Кошки“» размещена в разделах
- Кот, котята. Все о кошках для детей
- Кошки. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Средняя группа
- Темочки
Животные являются источником первых знаний о природе. Ребенок видит животное – он к нему тянется, распознает названия, отмечает различия, познает его поведение.
Животные являются источником развития сенсорики. Ни одна обучающая игрушка не может сравниться с природой. Ребенок, непосредственно через органы чувств, воспринимает объект: форму, величину, цвет, запах, пространственное расположение, движения, мягкость, фактуру шерсти и т. д.
Животные являются источником развития логического мышления. На основе представлений о животных дети учатся видеть связи и зависимости: кошка мяукает у миски – голодная, затаилась – охотиться.
Животные источники для развития различных видов деятельности – наблюдение, игра, труд, творчество и т. д. В результате формируется любознательность, наблюдательность, развивается фантазия.
Общение с питомцем, если оно происходит бесконтрольно может принести не только пользу, но и вред развивающейся личности ребенка. Отношение ребенка к животному, его целенаправленное действие могут оказаться неправильными в силу целого ряда причин. Прежде всего, ребенок не знает, что можно делать, а что нельзя, что для животного вредно, что полезно. Кроме того, при тесном контакте с животным, малыш обязательно захочет удовлетворить свою любознательность и втянуть его в игру. Без контроля и руководства взрослых, такое общение может оказаться вредным и даже опасным как для животного, так и для ребенка.
Проблемой в общении четырехлетнего ребенка с домашними животными является незнание правила общения.
В большинстве семей нашей группы домашних животных нет, следовательно, не созданы условия для воспитания любви к животным, общения с ними;
Дети желали бы завести какое-нибудь домашнее животное, но из-за родительских опасений о возможности нанесения животными вреда ребенку, дети получают отказ.
Домашнее животное в семье - это мощный воспитательный фактор. Ребенок учиться заботиться, ухаживать за ним. У него развивается нравственно-волевые и трудовые качества. Привлечение внимания к вопросу о важности питомца в семье побудило к разработке проекта
Цель: Обобщать и расширять знания детей о домашнем животном – кошке, знакомство с ее характерными особенностями, ее ролью в жизни человека
Задачи:
Совершенствовать знания детей о безопасном поведении с домашними животными.
Создавать условия для формирования познавательного интереса у детей о строении, привычках, повадках, условиях содержания кошки.
Развивать творчество, креативность, любознательность участников проекта.
Воспитывать гуманное отношение к домашним животным через художественную литературу, иллюстрации.
Приобщать родителей к совместной деятельности при создании творческих работ
Формы и методы работы:
игры, беседы, моделирование ситуаций, рассматривание, раскрашивание, заучивание, чтение
Ожидаемые результаты:
расширение кругозора детей, словарного запаса, воспитание любви к животным
2. План – график мероприятий.
1этап. Подготовительный.
*Подбор художественной литературы
*Рассматривание иллюстраций по теме.
*Беседы с детьми.
*Подбор дидактических, подвижных игр.
Мотивация
Цель: вызвать интерес к предстоящей деятельности.
Воспитатель спрашивает у детей, что они знают о кошках. Предлагает найти о них информацию и создать мини – музей «Кошки»
2этап. Практический.
Дата Работа с детьми Работа с родителями Совершенствование
предметно – развивающей среды
понедельник Пальчиковая игра «Котята»
Цель: развитие общей и мелкой моторики; координация речи с движением; работа над темпом и ритмом речи.
Беседа «Эти забавные кошки»
Цель: познакомить детей с повадками и особенностями кошки; развивать любознательность и познавательный интерес; воспитывать интерес и любовь к кошкам
Психогимнастика
«Спящий котенок»
Цель: снять психологическое напряжение.
П/игра "Кошки - мышки"
Цель: развивать ловкость, координацию движений, внимательное отношение к товарищам.
Д/игра по развитию речи «Потерялась кошечка»
Цель: учить описывать игрушку, называть характерные признаки и действия.
Игра «Помоги мышке пройти мимо кошки»
Цель: развивать внимание, мышление.
Сюжетно – ролевая игра «Кошка»
Цель: Развитие у детей способности принять на себя роль животного.
Пазлы «Кот»
Цель: развивать мелкую моторику рук.
В. Сутеев «Кто сказал мяу?»
Цель: Расширять знания о кошках, развивать интерес к сказкам.
Пазлы «Кот»
вторник Пальчиковая игра «Кошка»
Цель: развивать мелкую моторику рук.
Словесная игра «Какая, какие, какой»
Цель: Учить сочетать прилагательные с существительными.
Подвижная игра «Мышеловка»
Цель: Развивать у детей выдержку, умение согласовывать движения со словами, ловкость. Упражняться в беге и приседании, построении в круг и ходьбе по кругу. Способствовать развитию речи.
Самостоятельная художественная деятельность
«Лепка миски для котёнка».
Цель: Вызвать интерес к работе с пластилином; воспитывать самостоятельность.
Дидактическая игра «Найди отличия»
Цель: развивать внимание, память.
Игра "Воробушки и кот"
Задачи: учить детей мягко спрыгивать, сгибая ноги в коленях, бегать, увертываться от водящего, убегать, находить свое место.
Чтение «Почему не спят котята?» Вл. Степанов.
Цель: формировать интерес и потребность в чтении.
Дидактическая игра «Найди отличия»
Цель: развивать внимание, память.
среда Пальчиковая игра «Цап -царапки»
Цель: развитие общей и мелкой моторики; координация речи с движением; работа над темпом и ритмом речи.
Малоподвижная игра «Кошечка»
Цель: имитировать движения кошечки
П/игра «Кошки - мышки»
Цель: упражнять в беге с увертыванием.
Чтение «Удивительная кошка» Д. Хармс
Цель: развивать интерес к художественной литературе. Книга
«Удивительная кошка» Д. Хармс
четверг Пальчиковая игра «Пятеро котят»
Цель: развитие общей и мелкой моторики; координация речи с движением; работа над темпом и ритмом речи
Работа по познавательному развитию
Составление творческих рассказов на тему «Моя кошка»
Цель: развивать связную речь, познавательный интерес, логическое мышление.
П/игра "Кот и мыши"
Цель: помогает развивать у детей умение выполнять движение по сигналу. Упражнять в беге по разным направлениям.
Чтение С. Маршак «Сказка о глупом мышонке»
Цель: Учить эмоционально, воспринимать сказку, внимательно относиться к образному слову. Запоминать и интонационно выразительно воспроизводить слова текста. Помощь в оформлении мини-музея «Кошки» Картинки для составления творческих рассказов на тему «Моя кошка»
пятница Пальчиковая игра «Кошка и мышка». Цель: развитие общей и мелкой моторики; координация речи с движением; работа над темпом и ритмом речи.
Развивающая игра «Какой кошки не стало?»
Цель: развивать внимание, память.
П/игра «Мыши водят хоровод»
Цель: формировать навыки двигательной активности детей, совмещая с познавательно-исследoвательской, коммуникативной деятельностью, с учетом безопасности жизнедеятельности детей.
Составление рассказа по серии сюжетных картинок.
Цель: развивать логику, связную речь детей.
Рассматривание альбома «Удивительные кошки»
Цель: учить рассматривать, описывать; развивать речь детей.
Чтение С. Маршак «Кошкин дом»
Цель: Формировать эмоционально-образное восприятие произведения. Развивать чуткость к выразительным средствам художественной речи. Развивать творческое воображение, речь детей. Воспитывать доброту. Помощь в составлении альбома «Удивительные кошки» Развивающая игра «Какой кошки не стало?»
3этап. Заключительный.
Итоговый продукт.
Альбом «Удивительные кошки»
Мини – музей «Кошки»
Приложение.
Приложение №1. Пальчиковые игры.
Кошка
Подставляй ладошку (Вытягиваем вперёд руку ладошкой вверх)
Расскажу про кошку (Гладим ладонь другой рукой)
Будем пальчики считать? (Шевелим пальчиками)
Будем пальчики считать! (Сжимаем пальчики в кулак и разжимаем)
Раз-два-три четыре-пять! (Поочерёдно загибаем пальчики на руке)
Вот – кулак, (Сжимаем пальцы в кулак)
А вот – ладошка. (Разжимаем их)
На ладошку села кошка! (Ставим на ладонь пальцы второй руки)
И крадётся потихоньку, («Пробегают» пальчиками по руке до плеча)
И крадётся потихоньку… (Прячут кисть другой руки в подмышечную впадину)
Видно мышка там живёт!
Пятеро котят
(Ладонь правой руки раскрыта)
Вот пятеро котят.
(Загните большой палец.)
Один ушел – и нет его.
Ну, нет его и нет.
Котят осталось четверо.
Вот четверо котят.
Один ночной порою
На дерево залез
котят осталось трое.
(Загнуть мизинец)
Но где-то запищал
мышонок тонко-тонко.
Котенок услыхал -
осталось два котенка.
(Загнуть безымянный палец)
Один из них с мячом
исчез в дверях бесследно,
(Загнуть средний палец.)
А самый умный — тот,
оставшийся, последний,
(Указательный палец приложите ко лбу)
Он к миске подошел
и, как и должно киске,
Лакать за пятерых
стал молоко из миски.
(Ладонь сложить ковшиком. Языком изобразить лакающие движения.)
«Цап – царапки»
Есть у нашей кошки лапки,
А на лапках – цап-царапки.
Цап-царапки, ноготки,
Очень острые они.
(Дети показывают лапки, пальцы сжаты в кулачки, обе руки выбрасывают вперед, пальцы разжимают (два раза на каждый такт).
Кошка целый день хлопочет,
Коготки кошка точит.
Наточила, спать легла
И во сне произнесла: «Мяу»
(Точат «когти» – проводят пальцами по столу, разжимая и сгибая их. Кладут руки под голову, поднимают голову и произносят «Мяу».)
«Кошка и мышка»
Мягко кошка, посмотри,
Разжимает коготки.
(пальцы обеих рук сжать в кулак и положить на стол ладонями вниз;
затем медленно разжать кулаки, разводя пальцы в стороны, показывая,
как кошка выпускает коготки; при выполнении движений кисти рук
отрываются от стола, затем кулак или ладонь снова кладутся на стол)
И легонько их сжимает -
Мышку так она пугает.
Кошка ходит тихо-тихо,
(ладони обеих рук лежат на столе; локти разведены в разные стороны;
кошка (правая рука) крадется: все пальцы правой руки
медленно шагают по столу вперед. Мышка (левая рука) убегает:
пальцы другой руки быстро движутся назад).
Половиц не слышно скрипа,
Только мышка не зевает,
Вмиг от кошки удирает.
Котята
Все котятки мыли лапки,
Вот так, вот так!
(тереть ладошки друг о друга)
Мыли ушки, мыли брюшки
Вот так, вот так!
(тереть ладонями то уши, то живот)
А потом они устали,
Вот так, вот так!
(приложить ладони к лицу и потереть кулачками глаза)
Сладко-сладко засыпали,
Вот так, вот так!
(сложить ладони вместе, наклонить голову набок, положив ее на ладони)
Приложение №2. Беседа «Эти забавные кошки»
Цель:
- познакомить детей с повадками и особенностями кошки
- развивать любознательность и познавательный интерес
- воспитывать интерес и любовь к кошкам
Ход беседы:
Воспитатель: Ребята, сегодня я хочу рассказать вам об одном удивительном животном. Отгадайте загадку и узнаете о ком:
Даже по железной крыше
Ходит тихо,тише мыши
На охоту ночью выйдет
И,как днём она всё видит
Часто спит,а после сна
Умывается она
(ответы детей)
Показ иллюстрации, с изображением кошек.
Воспитатель: Правильно, поговорим о кошках. У кого из вас дома живут кошки?
(ответы детей)
Воспитатель: Расскажите, о ваших кошках.
(отвечают дети, у которых есть дома кошки)
Воспитатель: Кошки это красивые, ласковые, но в то же время гордые и независимые
животные. Скажите, а кошки все одинаковые или разные?
(ответы детей)
Воспитатель: Конечно, одинаковых кошек не бывает. Они отличаются, друг от друга не только цветом шерсти и глаз, но и характером, повадками. Кошки очень привязаны к своему хозяину, и даже чувствуют его настроение.
У кошек есть свои особенности:
- очень тонкий слух, который позволяет им услышать, как скребётся мышка под полом,
- острое зрение помогает им хорошо видеть в темноте,
- длинные и тонкие усы помогают кошкам ориентироваться в пространстве,
- кошки очень чистоплотные животные, часто умываются и вылизывают себя.
Воспитатель: Ребята, теперь, когда мы с вами столько узнали о кошках, давайте
выучили стихотворение:
Сидит кошка на окошке,
Носик розовый у кошки,
Нежные у кошки лапки,
В лапках спрятаны царапки
Видит кошечка в окошке,
Бабочек летит немножко,
Вдруг глаза у нашей кошки,
Округлились, словно плошки.
Приложение №3. Сюжетно-ролевая игра «Кошка»
Цель. Развитие у детей способности принять на себя роль животного.
Задачи:
• дать знания о том, что у котят есть мама.
• учить способам правильного и бережного обращения с домашними животными (как правильно гладить, держать в руках, как ласково позвать);
• называть части тела;
• развивать умение рассматривать предмет совместно со взрослым и самостоятельно (сравнение, сходство, существенные признаки);
• вызывать у детей желание заботиться о кошке с котятами и уметь ухаживать за ними,
• вызывать положительный эмоциональный отклик детей на взаимодействие с кошкой и котятами.
Ход игры.
1. Чтение рассказа В. Гербовой «Про девочку Катю и маленького котенка».
Воспитатель (в роли кошки) : Я сегодня рыженькая кошка, посмотрите какая у меня шерстка и какой пушистый хвостик, а на лапках черные «носочки». Я хочу рассказать вам свою историю, которая случилась со мной, когда я была маленьким котенком.
«Вышла Катя гулять. Подошла к песочнице и стала делать куличики. Много куличиков испекла. Устала. Решила отдохнуть и села на скамейку. Вдруг слышит: мяу-у-у. Котенок мяукает: тоненько так, жалобно. «Кис-кис-кис», — позвала Катя. И из-под скамейки вылез черненький пушистый комочек. Взяла Катя котенка на руки, и он замурлыкал: мурры-мурр, мурры-мурр. Пел-пел и уснул. А Катя сидит тихо, не хочет котенка будить.
• Я тебя ищу, ищу! — сказала бабушка, подойдя к Кате. — Чего притихла?
• Ц-ц-ц, — Катя приложила палец к губам и показала на спящего котенка.
Потом Катя с бабушкой обошли всех соседей, чтобы узнать, не потерялся ли у кого-нибудь маленький черный котенок, который умеет звонко мурлыкать. Но котенок оказался ничейным.
И бабушка позволила Кате взять его домой».
После этого воспитатель может побеседовать с детьми о котятах.
Воспитатель: А теперь я взрослая, красивая кошка. У меня пушистая шерстка и мягкие лапки (показывает). У меня длинный хвост и маленькие ушки (показывает воображаемый хвост, а потом ушки). Я люблю лакать молочко, сметану. Обожаю ловить мышек.
2. Беседа с детьми о котятах.
Воспитатель показывает картину «Кошка с котятами».
Воспитатель: А вот моя семья.
- Кто изображен на ней? (ответы детей)
-Что делают котята? (ответы детей)
- А что делают мама кошка и папа кот? (ответы детей)
3. Игра «Перевоплощение в котят».
Воспитатель: Больше всего на свете я любила играть со своими котятами с клубочками из ниток или с мячиком. Закатится мячик под стул, а я достаю лапкой. Но мои котята выросли и живут теперь не со мной. Теперь я скучаю. Не с кем мне играть. Вот были бы котята, я бы поиграла с ними. Мы полазили бы по лесенкам, побегали за мячами и намяукались бы вдоволь. Мяу-мяу, хочу чтобы у меня были котята. Кто хочет быть моими котятами?».
Когда ребята войдут в образ котят, воспитатель говорит: «Котята, покажите ваши ушки.
-А хвостики у вас есть? (воображаемые)
-А что вы любите кушать?
-Как вы любите играть?
-Как вы мяучите?».
Затем педагог обязательно должен похвалить детей. Угостить котят молочком, используя вымышленные чашечки (ладошки вместе, приговаривая: «Этому котенку налила, и этому налила, и этого котенка не забыла. Котята, посмотрите на этого котенка. Правда, он рыженький? Угощайся, Рыжик, молочком».
4. Игра с клубочками.
Воспитатель: Давайте поиграем с мячиками. Покажите, как котята перекатывают клубочки от лапки к лапке.
-Какие вы молодцы. Несите клубочки в корзину.
5. Игра с бантиком на веревочке. (При желании детей).
Итог игры.
Мне так было весело играть с вами, спасибо большое. А вам понравилось быть котятами?
Приложение №4. Подвижные игры.
Подвижная игра «Кошки - мышки»
Цель: развивать ловкость, координацию движений, внимательное отношение к товарищам.
Правила: «кошке» и «мышке» нельзя начинать двигаться до окончания чтения стихотворения. «Мышка» может выбегать из норки и возвращаться в неё только через воротикки. «Мышка» обязательно должна взять «сыр».
Считалка перед началом игры:
Собирайтесь в круг, детишки,
Поиграем в «Кошки- мышки»
Посчитаем: Раз. Два. Три.
Ловкой мышкой будешь ты.
Посчитав ещё немножко,
Мы узнаем кто здесь кошка.
После трёх - четыре, пять.
Тебе мышку догонять…
Ход игры: Считалкой выбираются «кошка» и «мышка». Дети, взявшись за руки, образуют круг (норка мышки). «Мышка» встаёт в центр круга, «кошка» за кругом. Кубик или другой небольшой предмет «кусок сыра» помещается на некотором расстоянии от круга, с противоположной от «кошки» стороны. Дети идут по кругу, произнося слова:
Мышка в норке живёт,
Её кошка стережет.
Мышка, мышка, берегись!
Кошке, ты, не попадись!
Быстро сыр хватай
И от кошки убегай.
По окончании стихотворения, дети, стоящие напротив «сыра» поднимают руки вверх, образуя выход из норки. «Мышка» выбегает, берёт «сыр» и пытается убежать с ним в норку. «Кошка» старается поймать «мышку». Затем выбирается следующая пара:
Посчитаем: раз, два, три,
Ловкой мышкой будешь ты.
После трёх - четыре, пять,
Тебе мышку догонять.
Игра "Воробушки и кот"
Задачи: учить детей мягко спрыгивать, сгибая ноги в коленях, бегать, увертываться от водящего, убегать, находить свое место.
Описание: На земле нарисованы круги — «гнездышки». Дети — «воробушки» сидят в своих «гнездышках» на одной стороне площадки. На другой стороне площадки расположился «кот». Как только «кот» задремлет, «воробушки» вылетают на дорогу, перелетают с места на место, ищут крошки, зернышки. «Кот» просыпается, мяукает, бежит за воробушками, которые должны улететь в свои гнезда.
Сначала роль «кота» выполняет воспитатель, потом — кто-нибудь из детей.
Игра "Кот и мыши"
Существует множество игр для детей с участниками котами и мышами. Вот одна из них.
Задачи: Эта подвижная игра помогает развивать у детей умение выполнять движение по сигналу. Упражнять в беге по разным направлениям.
Описание: Дети — «мыши» сидят в норках (на стульях вдоль стены). В одном из углов площадки сидит «кошка» — воспитатель. Кошка засыпает, и мыши разбегаются по залу. Кошка просыпается, мяукает, начинает ловить мышей, которые бегут в норки и занимают свои места. Когда все мыши вернуться в норки, кошка еще раз проходит по залу, затем возвращается на свое место и засыпает.
Подвижная игра «Мышеловка»
Цель: Развивать у детей выдержку, умение согласовывать движения со словами, ловкость. Упражняться в беге и приседании, построении в круг и ходьбе по кругу. Способствовать развитию речи.
Описание: Играющие делятся на две неравные группы. Меньшая образует круг- «мышеловку», остальные «мыши»- они находятся вне круга. Играющие, изображающие мышеловку, берутся за руки и начинают ходить по кругу, приговаривая: «Ах, как мыши надоели, все погрызли, все поели. Берегитесь же, плутовки, доберемся мы до вас. Вам поставим мышеловки, переловим всех сейчас». Дети останавливаются и поднимают сцепленные руки вверх, образуя ворота. Мыши вбегают в мышеловку и выбегают из нее. По слову воспитателя: «хлоп», дети стоящие по кругу, опускают руки и приседают- мышеловка захлопнулась. Играющие, не успевшие выбежать из круга, считаются пойманными. Пойманные мыши переходят в круг и увеличивают размер мышеловки. Когда большая часть мышей поймана, дети меняются ролями.
Правила: Опускать сцепленные руки по слову «хлоп». После того, как мышеловка захлопнулась, нельзя подлезать под руки
Варианты: Если в группе много детей, то можно организовать две мышеловки и дети будут бегать в двух.
«Мыши водят хоровод»
Игра малой подвижности «Кошечка»
Цель: имитировать движения кошечки
Ход игры
Дети ползают на четвереньках, изображая кошечку. Останавливаются и поворачивают голову (кошечка оглядывается, затем наклоняют голову (кошечка пьет молоко).Кошечка может проползать Между ног взрослого, под стул, ложиться, мурлыкать «мур-мур-мур» (кошечка довольна) и т. п.
Приложение №5. Психогимнастика.
Психогимнастика
«Спящий котенок»
Цель: снять психологическое напряжение.
Ребенок исполняет роль котенка, который ложится на коврик и засыпает.