Павлушкова
Проект для детей раннего возраста «Весёлые пальчики»
Проект «Весёлые пальчики»
Над реализацией проекта работали воспитатели:
Тема: «Веселые пальчики»
Вид проекта :
познавательно-игровой.
Продолжительность проекта : 01.10 - 0.2.11.
Участники проекта : дети группы раннего возраста от 1,5 до 2лет, воспитатели, родители (законные представители).
Форма проведения итогового мероприятия: (развлечение) показ кукольного театра по сказке «Курочка Ряба».
Актуальность проекта.
Публикация «Проект для детей раннего возраста „Весёлые пальчики“» размещена в разделах
Современные дети не владеют движениями руки в объёме, который соответствует их возрасту. Взрослые, желая облегчить себе жизнь и сэкономить время, сами того не замечая, лишают возможности ребенка больше работать руками. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, его самооценку.
Эффективным способом развития мелкой моторики является пальчиковая гимнастика. Она положительно влияет на развитие речи, а также переключает малыша на его телесные ощущения, таким образом, успокаивая его. Пальчиковая гимнастика усиливает согласованную деятельность речевых зон и способствует лучшему развитию памяти и воображения малыша, а его пальцы и кисти рук приобретают гибкость и ловкость.
Умелыми пальчики становятся не сразу. Поэтому, пальчиковую гимнастику необходимо проводить ежедневно. Во время игр важно учитывать индивидуальные особенности ребенка, его возраст, настроение, желание и возможности. Нужно заботиться о том, чтобы деятельность ребенка была успешной, — это будет подкреплять его интерес к игре с пальчиками. В ходе "пальчиковых игр" ребенок, повторяя движения взрослых, достигает хорошего развития мелкой моторики рук.
Цель проекта : Развитие речи и пальчиковой моторики рук через пальчиковую гимнастику.
Задачи:
Для детей
1. Улучшать моторику, координацию движений кистей, пальцев рук детей раннего возраста.
2. Способствовать совершенствованию речи и расширению словарного запаса посредством пальчиковой гимнастики.
3. Развивать внимание, зрительное и слуховое восприятие, творческую активность.
4. Совершенствовать предметно-пространственную развивающую среду группы.
5. Способствовать формированию благоприятного эмоционального фона в детском коллективе и общении со взрослыми.
Для родителей:
1. Дать представление родителям о влиянии пальчиковых игр на развитие мелкой моторики рук.
2. Показать способы и приёмы проведения пальчиковой гимнастики.
Ожидаемые результаты проекта :
Для детей :
• Будут проявляют интерес к пальчиковой гимнастике и пальчиковым играм;
• У детей будет развиваться мимика, моторика пальцев рук, внимание, память, воображение, речь.
Для родителей:
• Родители получат необходимые знания по данной теме, станут более информированными в вопросе проведения пальчиковой гимнастики и пальчиковых игр с детьми дома.
• Родители будут заинтересованы актуальностью данной темы, станут единомышленниками в осуществлении данного проекта;
Для педагогов:
• подготовить методический материал по данной теме, картотеки игр для развития мелкой моторики рук, картотеку пальчиковых игр;
• Подготовить папки -передвижки, памятки, буклеты по данной теме.
Этапы реализации проекта :
I. Этап – подготовительный
1. Определение темы, целей и задач, содержания проекта, прогнозирование результата.
2. Изучение методической литературы по данной теме.
3. Подготовка наглядного материала: письменных консультаций, стендов информации; современных, многофункциональных игр для развития мелкой моторики рук.
4. Составление перспективного плана проведения пальчиковой гимнастики с детьми.
5. Обогащение среды: подбор литературы, пальчиковые театры;
6. Беседы о начале проекта, его целях, необходимых материалах.
II. Этап – основной
1. Консультации для родителей по проведению пальчиковой гимнастики с ребенком дома.
2. Включение пальчиковой гимнастики в конспекты занятий, комплексы утренней гимнастики, в сценарии утренников, в утренние и вечерние отрезки времени.
3. Работа с родителями:
• консультации «Влияние пальчиковой гимнастики на здоровье детей», «Роль пальчиковой гимнастики на развитие речи детей», «Роль пальчиковых игр в развитии ребенка», «Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев»;
• оформление папки-передвижки «Развитие мелкой моторики рук у детей»;
• беседы с родителями «Дети и мелкая моторика рук»;
• дни общения (ответы воспитателя на интересующие родителей вопросы);
III. Этап – заключительный
-Консультации для родителей «Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики рук», «Пальчиковая гимнастика для детей 1.5-2 лет для занятий в детском саду и дома»
- Памятки для родителей «Как правильно проводить с ребёнком пальчиковые игры», «Пальчиковые шаги»;
Изготовили пальчиковые игры, подготовили картотеку пальчиковых игр;
- Буклет «Чтобы чётко говорить – надо с пальцами дружить».
Итоговое мероприятие Досуг по сказке: «Курочка Ряба».
В результате проекта :
• Дети: Проявляют интерес к пальчиковой гимнастике и пальчиковым играм;
• Стала более развитая мимика, моторика пальцев рук, внимание, память, воображение, речь.
Родители:
• Родители получили необходимые знания по данной теме, стали более информированными в вопросе проведения пальчиковой гимнастики и пальчиковых игр с детьми дома.
• Заинтересовались актуальностью данной темы, стали единомышленниками в осуществлении данного проекта.
• Приняли участие в изготовлении пальчиковых игр.
Педагоги:
• подготовили методический материал по данной теме, картотеки игр для развития мелкой моторики рук, картотеку пальчиковых игр;
• Подготовили папки -передвижки, памятки, буклеты по данной теме.
Вывод: анализируя проделанную работу, можно сделать выводы: тема разработанного проекта выбрана с учетом возрастных особенностей детей раннего возраста, объема информации, которая может быть ими воспринята, что положительно повлияло на различные виды деятельности детей; отмечалась положительная реакция и эмоциональный отклик детей на знакомство с новыми видами пальчиковой гимнастики, дети проявляли желание и интерес играть в данные игры, у большинства детей кисть приобрела хорошую гибкость, подвижность, исчезла скованность движений; возросла речевая активность детей, внимание стало более сосредоточенным, улучшилась память; удалось достигнуть хороших результатов взаимодействия педагога с родителями. Родители принимали активное участие в реализации проекта, научились правильно проводить пальчиковую гимнастику в домашних условиях.
Таким образом, в результате проделанной работы можно сделать заключение, что целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста способствует формированию интеллектуальных способностей, положительно влияет на речевые зоны коры головного мозга, а самое главное – способствует сохранению физического и психического здоровья ребенка.
Перспектива на будущее:
1. Продолжать совместную работу с родителями по развитию мелкой моторики у детей посредством пальчиковой гимнастики, которая положительно влияет на совершенствование речи.
2. Продолжать пополнять картотеку пальчиковой гимнастики в соответствии с возрастом детей.
3. Пополнять дидактический и теоретический материал по данной теме.
Литература:
1. Картушина М. Ю. Логоритмика для малышей». - М. : ТЦ Сфера, 2007.
2. Пальчиковые игры и упражнения для детей 1,5 – 3 лет /сост. Т. В. Калинина [и др. ]. – Изд. 2-е. – Волгоград: Учитель, 2013.
3. Синицына Е. И. «Умные пальчики». /Е. Рогожина//Дошкольное воспитание. – 1998.
4. Соколова Е. В. Тренируем пальчики. – Ярославль: Академия развития, 2010.
5. Ткаченко Т. А. Весёлые пальчики. Развиваем мелкую моторику. – М. : Эксмо, 2012.
6. Чайка Е. С. Большая книга развивающих упражнений/ Е. С. Чайка. – Минск: Харвест, 2009.
7. Интернет-ресурсы.
8. Игрушки для пальчикового театра в группе раннего возраста №1 приобретены и сделаны воспитателями и родителями.