Фащенко Ольга
Проект для детей 5–7 лет «Огород на подоконнике»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №12 комбинированного вида
Проект «Огород на подоконнике»
Воспитатель:
Фащенко Ольга Николаевна
п. ВНИИССОК 2016 г.
Что за чудо! Вот это класс!
На подоконнике у нас,
Мини-огород живет,
Растет, и урожай дает.
Продолжительность проекта : среднепродолжительный: февраль – апрель.
Тип проекта : творческо-исследовательский.
Публикация «Проект для детей 5–7 лет „Огород на подоконнике“» размещена в разделах
- Огород. Проекты, проектная деятельность
- Огороды на подоконнике
- Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» август 2019
Механизм реализации проекта : Проект реализуется через взаимодействие всех участников воспитательно-образовательного процесса «педагоги + дети + родители».
Возраст детей : от 5 до 7 лет.
Актуальность проекта :
В современном мире все больший интерес детей, в том числе и дошкольников, привлекают компьютерные игры, приставки, телефоны и прочие устройства. А все меньше интересует детей природные явления, процессы, взаимосвязи. Часто дети не имеют элементарных представлений откуда появляются фрукты, овощи и другие продукты в магазине. Взрослые (родители) из-за своей «загруженности», незнания или неумения не могут или не считают важным донести до детей цикл развития растений от «семени к плоду». Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать и я пойму». Так и ребенок усваивает все прочно и надолго, когда слышит, видит и делает сам. Ребенок-дошкольник - маленький исследователь, который с радостью и удивлением открывает для себя окружающий мир. Поэтому проектно-исследовательская деятельность заняла свое место в системе работы в детском саду.
Цель:
Формировать у детей интерес к опытнической и исследовательской деятельности по выращиванию культурных растений в комнатных условиях, а также обобщить и расширить знания дошкольников о том, как ухаживать за ними.
Задачи проекта :
для детей :
1) Способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, развитию умственных способностей и речи через следующие объекты познания: природы и трудовой деятельности, сформировать устойчивый интерес к семенам и растениям, закрепить знания детей о развитии растений на разных этапах.
2) Формировать представление о семенах и плодах, об их разнообразии и назначении; учить классифицировать предметы по разным признакам, находить у них общие и отличительные черты; формировать представление о стадиях развития растения из семени; закрепить полученные знания об условиях развития растений. Продолжать развивать у детей навыки свободного общения со взрослыми и сверстниками в процессе трудовой деятельности.
3) Формировать у детей основы безопасности собственной жизнедеятельности в процессе трудовой деятельности и здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, при формировании полезных привычек и др.).
4) Воспитывать эстетический вкус при оформлении зарисовок, дневников наблюдений, инвентаря, материалов и «мира» огорода в целом.
для воспитателя:
- создать условия для самостоятельной и совместной со взрослыми деятельности детей;
- обеспечить реализацию образовательных, развивающих и воспитательных задач через освоение детьми образовательных областей;
- способствовать укреплению доброжелательных взаимоотношений между педагогом, родителями и детьми в процессе реализации проекта;
- привлечь родителей в педагогический процесс ДОУ, укрепить заинтересованность в сотрудничестве с детским садом;
- развивать социально-профессиональную компетентность и личностный потенциал воспитателя.
для родителей:
- создать условия для совместного сотрудничества родителей, детей и педагогов;
- способствовать включению семьи в процесс реализации проекта по формированию экологической культуры.
Форма проведения итогового мероприятия:
1) Спортивное развлечение для детей «Спортивный огород»;
2) Фотовыставка по теме проекта.
Продукты проекта :
для детей :
- оформление огорода (деревенский домик, сельскохозяйственная телега, загон с домашними животными, ведра, лейки, цветы, сельскохозяйственный инвентарь);
- дневник наблюдений за ростом лука;
- лепка из соленого теста «Растет лучок зеленый», «Цветочный заборчик»;
- работа в смешанной технике «Заяц», с использованием соленого теста и семян фасоли;
- аппликация «Мы собрали урожай», «Подсолнух», с использованием семян подсолнуха, аппликация с использованием луковой шелухи;
- рисунки «Лучок», «Кудрявый горох»;
- огород на подоконнике;
- собрали урожай лука (зеленые перья).
для педагога:
- создание папки «Огород на подоконнике»;
- пополнение картотеки группы подборкой стихов, загадок, пословиц, сказок, рассказов, игр, физминуток по теме;
- презентация по теме «Огород на подоконнике».
для родителей:
- оформление информационного материала в родительском уголке «Как создать огород на подоконнике в домашних условиях»;
- фоторепортаж по теме проекта.
Ожидаемые результаты:
для детей :
- дети научаться ухаживать за растениями и познакомятся с условиями их содержания, будут учиться подмечать красоту растительного мира;
- с помощью опытно-исследовательской деятельности дети получат знания о необходимых условиях для роста растений;
- дети узнают о жизни и труде людей в селе, о том, как приходит к нам на стол хлеб;
- с помощью исследовательской работы дети выявят разнообразие посевного материала;
- у детей сформируется бережное отношение к труду, растительному миру;
- в группе будет создан огород на подоконнике.
для педагога:
- видит эмоциональный отклик детей и родителей;
- получает удовольствие от своей работы.
для родителей:
- активное включение родителей в педагогический процесс ДОУ, укрепление заинтересованности в сотрудничестве с детским садом.
Этапы реализации проекта :
I этап подготовительный:
• Определение темы проекта.
• Обсуждение цели, задачи с детьми и родителями.
• Изучение методической литературы по данной теме.
• Разработка и накопление методических материалов по проблеме.
• Сбор художественной литературы: стихи, загадки, пословицы, поговорки, рассказы, сказки про овощи, экологические сказки.
• Перспективное планирование проекта.
• Выбор форм работы с детьми и родителями.
• Выбор основных мероприятий, определение объёма и содержания работы для внедрения проекта.
• Приобретение необходимого оборудования (контейнеры, земля, удобрения, семена).
• Изготовление табличек-указателей с названиями растений и датой посадки.
• Определение и формулировка ожидаемых результатов.
II этап основной (исследовательский) :
• Рассматривание иллюстраций, картин с изображением овощей (сравнить их по цвету, форме, размеру, вкусу) в течение всего проекта.
• Рассматривание семян фасоли, гороха, лука, укропа, петрушки, моркови, овса, пшеницы, ржи.
• Практическая деятельность: посадка лука, фасоли, гороха, укропа, петрушки, моркови, овса, пшеницы, ржи.
• Совместный с детьми уход за рассадой: полив, рыхление, прореживание.
• Просмотр электронных презентаций и научных видеофильмов «Развитие растения из семени», «Откуда хлеб берется?», «Как растет пшеница».
• Рассматривание таблиц «От семечки к растению» (фазы роста лука, фасоли, гороха).
• Опытно-экспериментальная деятельность: «Строение растений», «Условия необходимые для жизни растений», «Размножение, рост, развитие растения».
• Занятия с детьми (формирование целостной картины мира) «Растения огорода», «Овощи и фрукты», «Жизнь и труд людей в селе», «Откуда берется хлеб?»
• Составление рассказов (развитие речи) «Работа людей в огороде весной», «Как Катя вырастила помидоры».
• Пересказ по сюжетным картинкам украинской народной сказки «Колосок».
• Проведение дидактических игр «Вершки и корешки», «Узнай на ощупь», «Узнай на вкус», «От какого овоща эта часть?», «Варим суп», «Закончи предложение».
• Настольно-печатные игры «Во саду ли, в огороде…», «В деревне», «Лабиринт», «Пазлы: собери рисунок лука», «Найди лишнее», «Что было сначала, что было потом».
• Дидактические игры по математике «Садим огород», «Собери урожай в корзину».
• Изучаем состав числа «Как можно разложить помидоры в две корзины?»
• Беседы с детьми «Витамины на окне», «Овощи-фрукты - полезные продукты», «Зеленый лук – наш друг».
• Познавательно-исследовательская деятельность: составление дневника наблюдений за ростом лука.
• Театральная деятельность. Настольный театр: русская народная сказка «Репка».
• Разучивание с детьми стихов, загадок, поговорок о растениях.
• Отгадывание загадок про овощи и фрукты.
• Разучивание физминуток «Бабушка кисель варила», «Жил один садовод», «Цветок распустился», пальчиковых игр «Фрукты», «Яблонька», «Варим мы компот», «В сад идем мы погулять».
• Оформление папки «Огород на подоконнике».
Экспериментальная деятельность:
Земля.
Название мероприятия: «Узнаем, какая земля».
Цель: Выявить свойства земли: имеет вес, черного цвета, сыпется. Материал, оборудование: земля в контейнерах.
Вода
Название мероприятия: Вода и растения.
Цель: Выявить насколько вода необходима для роста растений.
Материал, оборудование: 2 контейнера с землей и проросшими ростками (один поливают регулярно, второй не поливается совсем).
Солнце
Название мероприятия: Солнце и растения.
Цель: Определить роль солнца в жизни растений.
Материал, оборудование: 2 контейнера с землей и проросшими ростками (один стоит на солнышке, другой поместили в темную комнату).
Человек
Название мероприятия: Человек и растения.
Цель: Выявить насколько растения нуждаются в уходе человека.
Материал, оборудование: 2 контейнера с землей и ростками (один контейнер дети поливают, рыхлят землю, выбирают солнечное место, другой не поливают, не рыхлят землю, поставили в темное место).
III этап – заключительный:
• Анализ и обобщение результатов, полученных в процессе исследовательской деятельности.
• Оформление выставки рисунков «От семени к ростку».
• Спортивное развлечение для детей «Спортивный огород».
• Оформление результатов проекта в виде презентации.
• Фоторепортаж по теме «Огород на подоконнике».
Результаты проекта :
дети:
• дети познакомились с дикорастущими и культурными растениями;
• познакомили детей с особенностями выращивания культурных растений;
• сформировали интерес к опытнической и исследовательской деятельности по выращиванию культурных растений в комнатных условиях;
• обобщили представления детей о необходимости света, тепла и влаги почвы для роста растений;
• обогатили словарный запас детей;
• оформили выставки по продуктивной деятельности;
• изготовили поделки по лепке, аппликации, рисованию;
• обогатили эмоции воспитанников;
• создали условия для развития поисковой деятельности детей;
• в результате практической и опытнической деятельности дети получили необходимые условия для роста растений;
• дети увидели многообразие посевного материала;
• дети стали бережнее относиться к растительному миру, появилось чувство ответственности за благополучное состояние растений;
• в группе был создан огород на подоконнике;
• дети стали более уважительно относиться к труду;
• реализовали проект : «Огород на подоконнике».
воспитатель:
• осуществил совместную с детьми опытническо-исследовательскую деятельность;
• повысил профессиональный уровень;
• пополнил картотеки группы подборкой стихов, загадок, пословиц, сказок, рассказов, игр, физминуток по теме;
• расширил картотеку дидактических игр на тему культурные растения.
родители:
• приняли активное участие в проекте «Огород на подоконнике»;
• дома вместе с детьми вырастили лук и фасоль на своих подоконниках.
Вывод: Таким образом, данный проект способствовал тому что, уровень интереса детей к исследовательской деятельности в познании растительного мира значительно вырос. Повысилась экологическая компетентность детей : дети могут различать некоторые виды растений, знают особенности строения растения и условия их роста. У детей появилось желание по собственной инициативе ухаживать за растениями.
Данный проект подтвердил, что и в дальнейшем необходимо способствовать слиянию ребенка с природой, формировать эстетическое отношение к ней, углублять знания, совершенствовать навыки, поддерживать индивидуальность. И тогда ребенок проявит интерес к познавательно-исследовательской деятельности, будут самостоятельно и творчески осваивать новые способы исследований.
Список литературы:
1. Масленникова, О. М., А. А. Филиппенко. Экологические проекты в детском саду / Масленникова, О. М., А. А. Филиппенко. – Изд. 2-е. – Волгоград., 2014. – 232с.
2. Горбатенко, О. Ф. Система экологического воспитания в ДОУ/ Горбатенко, О. Ф., - Изд. – Волгоград., 2007. – 286с.
3. Веретенникова С. А. Ознакомление дошкольников с природой / С. А. Веретенникова. - М. : Просвещение, 1973. - 256с.
4. Николаева С. Н. Методика экологического воспитания дошкольников: Учеб. Пособие / С. Н. Николаева. - М. : Академия, 2005. - 224с.
5. Серебрякова Т. А. Экологическое образование в дошкольном возрасте / Т. А. Серебрякова. - Н. Новгород: НГПУ, 2005. - 136с.
6. Научные видеофильмы «Развитие растения из семени», «Откуда хлеб берется?», «Как растет пшеница».
7. Интернет ресурсы.