Наталия
Проект для детей 3–4 лет «Путешествие в мир математики»
▼ Скачать + Заказать документы
Методический паспорт проекта.
Возраст детей: 3-4 года
Руководители проекта: Воспитатель: __Уткина Н. В___
Участники: Педагоги, дети, родители.
Продолжительность проекта:
Долгосрочный.
Мир входит в жизнь детей постепенно. Сначала ребёнок познаёт то, что окружает его дома, в детском саду. Со временем его жизненный опыт обогащается. Он стремится к активному взаимодействию с окружающей средой. Непосредственный контакт ребёнка с доступными ему предметами позволяет познать их отличительные особенности. Для познания окружающего их мира детям приходит на помощь сенсорное воспитание, с помощью которого «строится» фундамент умственного развития, от которых будет зависеть успешность ребенка в школе. Поэтому так важно, чтобы сенсорное воспитание планомерно и систематически включалось во все моменты жизни малыша.
Публикация «Проект для детей 3–4 лет „Путешествие в мир математики“» размещена в разделах
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Математика. Проекты
- Младшая группа
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» февраль 2021
Актуальность проекта:
На всех этапах развития дошкольников проблема математического развития занимает одно из центральных мест, т. к. математическое развитие младшего дошкольного возраста имеет большую ценность для интенсивного развития ребенка, его познавательных интересов и любознательности. Формирование математического развития - один из важнейших разделов в развитии малышей. Применять приобретенные знания цвета, формы, размера дети могут в любом виде продуктивной деятельности – рисовании, лепке, аппликации, конструировании.
Проблема:
У детей, пришедших в детский сад в раннем возрасте, практически не сформированы сенсорные понятия. Это выясняется в ходе наблюдения за детьми.
Во время проведения мной занятий по математике, обратила внимание на то, что не все дети проявляют интерес к занятиям. На основании возникшей проблемной ситуации я решила, приступить к разработке и реализации данного проекта.
Новизна проекта:
Использование информационно-коммуникационных технологий, способствующих повышению качества, доступности и эффективности сенсорного воспитания, а также использование подручных материалов для формирования сенсорно - математических представлений у детей. Это позволит формировать элементы логического мышления и развивать интеллектуальные способности детей, не нарушая законов и этапов психического и физиологического развития, а также учитывая индивидуальные особенности детей, что делает обучение детей интересным, содержательным, ненавязчивым.
Цель проекта:
Создание благоприятных условий для формирования элементарных математических представлений у детей второй младшей группы, обеспечить успешное сенсорное развитие детей посредством дидактических игр математического содержания и занимательного материала.
Задачи проекта:
Обучающие:
Для воспитателя:
-проанализировать учебно-методическую литературу по вопросам сенсорного развития детей младшего возраста.
-дополнить дидактический материал по сенсорному развитию детей младшего возраста.
-разработать систему игр, обеспечивающих последовательное развитие сенсорных навыков в условиях игровой деятельности.
-разработать консультацию и буклет для родителей с рекомендациями по «Возрастные особенности детей 3- 4 лет», «Развитие игровой деятельности детей», «Развитие сенсорных способностей детей посредством игр с блоками Дьенеша», «Игры с блоками Дьенеша», «Игровая деятельность детей дома»; буклет «Игры по дороге домой».
- итоговое создание Лепбука
Для детей:
С помощью игр познакомиться и закрепить знания по следующим основным свойствам предметов:
с цветами спектра (красный, синий, желтый, зеленый, белый, черный,
с формой (круг, квадрат, треугольник,
с величиной (большой и маленький).
Познакомиться со счетом от1-5
-Закреплять понятие «Утро», «День», «Вечер», «Ночь»
Для родителей:
- подготовить совместными усилиями с воспитателем наглядно-дидактический материал математического содержания, изговление дидактических игр.
-формировании математических представлений не только на занятиях,но и в обычной повседневной жизни.
-активное участие в жизни детей.
Развивающие:
- развивать познавательную активность детей через дидактические игры.
-развивать представление детей о геометрических фигурах: круге, квадрате, треугольнике;
-расширять и активизировать словарный запас детей;
- развивать память, внимание, мелкую моторику рук.
-развивать творческие способности детей
Воспитательные:
-воспитывать доброжелательность,аккуратность
-умение работать в коллективе
-воспитывать усидчивость
-интерес к конечному результату деятельности.
Тип проекта:
Смешанный:, практико-ориентированный (создание дидактических игр, оформление математического уголка, приобретение игр и т. д) игровой,творческий
Продукт нашего проекта
-Лэпбук «Весёлая математика вместе со Смешариками!»
Представляю Вам лэпбук, тему выбрала специально, мне очень близко сенсорное воспитание детей. Ведь сенсорное развитие является фундаментом для умственного развития ребенка. И действительно, маленькие дети воспринимают предмет как? (тактильно – потрогали, зрительно – посмотрели, осязательно – нашли в чудесном мешочке исследуемый предмет) при этом идет формирование представлений о внешних свойствах предметов вообще и сравнении их в дальнейшем. В этой тематической папке находится огромный материал с дидактическими играми, развивающими заданиями, которые помогут детям познать цвет (цветовой спектр и его оттенки, форму (геометрические плоскостные фигуры) и величину (метрическая система мер). Моя задача - передать этот опыт ребенку и, по возможности, научить его использовать этот опыт в дальнейшем. На страницах лэпбука детки научаться узнавать и называть основные цвета (красный, желтый, синий). «Это красный круг, синий квадрат, зелёный треугольник. Покажи фигуры. Найди такие же фигуры». С этой целью я использовала следующие дидактические игры: «Найди такой же» «Поможем гномикам»; «Найди домик»; «Укрась рукавичку», «Поможем звёздочке» здесь ещё идёт знакомство с Блоками Дьенеша. Эти игры способствуют развитию памяти (надо вспомнить, как называется) и активизирует мышление (найти такой же по цвету, сравнить, установить общий признак). Тематика лэпбука очень богатая и охватывает много познаний ребёнка о цвете, фигурах. Давайте вместе с вами познакомимся с содержанием папки:
-Игры на ознакомление и закрепление знаний о геометрических фигурах:
«Спрячь колобка от лисы»
«Игра Геоконт «Подбери предметы по форме похожие на квадрат, круг и треугольник»
-Загадки
-Дидактическое пособие на развитие пространственно-временного представления «Утро», «День», «Вечер», «Ночь».
-Игры на развитие представлений о величине:
«Найди мишке домик»
«Подбери бабочке цветок»
-Карточки на сравнение много-мало, на счет
-Игра «Найди фигуркам домик» на базе игры -с блоками Дьенеша
-Игра на сравнение длиннее короче и на закрепление цветовой палитры
«У кого какая дорожка»
-Игры со схемами с палочками Кьюзинера
Принципы реализации проекта:
Доступность (соответствие дидактической задачи возрастным и индивидуальным возможностям детей).
Повторяемость (закрепление и усложнение одной и той же игры).
Элемент новизны (внесение новых атрибутов).
Наглядность.
Систематичность и последовательность.
Развивающий характер обучения.
Сознательность и активность в усвоении.
Методы и приёмы:
Организационные.
Мотивирующие.
Словесные (вопросы, побуждающие к мыслительной деятельности,
указание, пояснение, объяснение, разъяснение).
Игровые.
Наглядные.
Педагогическая оценка (поощрение, одобрение, похвала).
Предполагаемый результат:
Ожидаемые результаты реализации проекта:[/b][/h3]
У детей повышается интерес к математическим знаниям, умениям и представлениям при помощи игр и упражнений. Положительная динамика мониторинга формирования сенсорно - математических эталонов у детей младшего дошкольного возраста.
Создание условий, обеспечивающих эффективное использование дидактических игр.
Формирование познавательно – речевой активности детей младшего возраста.
Дети научатся играть в дидактические игры.
Воспитывается стремление работать согласованно, уступать товарищам, помогать друг другу, а так же самостоятельность, активность и творческие способности детей. Укрепление детско-родительских отношений через совместную деятельность. Активное участие родителей в реализации проекта
Рекомендации для родителей по созданию благоприятных условий для проведения игр дома, а также консультации по их приобретению и самостоятельному изготовлении.
Родители будут заинтересованы в дальнейшем развитии своих детей.
.
Материально-техническое обеспечение:
Демонстрационный и раздаточный материал.
Предметно-развивающая среда.
Художественная и методическая литература.
Этапы проекта:
1 этап. Подготовительный.
Изучение современных требований к содержанию и организации работы по сенсорному воспитанию детей младшего дошкольного возраста в соответствие с ФГОСТ.
Изучение методической литературы.
Планирование предстоящей деятельности, направленной на реализацию проекта.
Подбор методического материала, иллюстраций, фотографий, стихов по данной теме.
Выявление компетентности родителей и вовлечение их в процесс реализации проекта.
Проведение анкетирования родителей "Выявление интересов и знаний родителей воспитанников по вопросам сенсорного развития и воспитания дошкольников".
Пополнение сенсорного уголка новыми дидактическими играми.
2 этап. Реализация (выполнение) проекта.
Совместная деятельность с детьми:
Социально-коммуникативное развитие Беседы: «Полезная математика», «Где мы применяем математические знания?» Повысить у детей интерес и желание заниматься математикой.
На прогулке предложить детям найти на участке что-нибудь круглое, квадратное, треугольное.
Д / и «На какую геометрическую фигуру похож предмет».
Песочная терапия. Д/и «Нарисуй геометрические фигуры», «Нарисуй: длинную и короткую дорожку, широкую –узкую». Развивать наблюдательность, воображение, фантазию. Учить детей находить в окружении предметы круглой, квадратной, треугольной формы.
Применение здоровьесберегающих технологий по средствам песочной терапии. Закреплять знание геометрических фигур, понятия: длинный-короткий, широкий-узкий. Развивать мелкую моторику рук, тактильные ощущения, воображение, фантазию.
- Проведение дидактических игр:
«Вершки – корешки».
«Найди пару».
«Поставь заплатку».
«Найди тень»
«Посади жука на цветок».
«Много - один».
«Большой, средний, маленький».
«Весёлый паровозик».
«Скажи одним словом».
«Что лишнее?».
«Геометрические столбики».
«Собери фрукты и овощи».
«Подбери чашки к блюдцам».
«По дорожке в огород».
«Собираем урожай».
«Разноцветная цепочка».
«Спрячь мышку в домике».
«Что изменилось?».
«Чей малыш».
«Засели зверей в домики».
«Рыбки в аквариуме».
«Собери пирамидку».
«Подбери мячи для кукол».
«Ворота для машинок».
«Подбери капельки к тучке».
«Сравни зайчика и мышку».
«Кто по какой дорожке пойдет?».
«Строим ряды».
«Наполни баночку».
«Сколько раз стучит молоточек».
«В лес за грибами».
«Малина для медвежонка».
«Кто где стоит».
«Кто пришел».
«Найди предмет такой же формы».
«Угадай, где спрятали».
«Кто что выберет из мешочка».
«Отгадай предмет».
«Чудесный мешочек».
«Отгадай, что в коробке».
«Собери картинку».
«Геометрическая мозаика».
«Собери машину».
«Собери солнышко».
«Соберем бусы».
- Проведение пальчиковых игр:
«Считалочка про пальчики».
«Жил в реке один налим».
«Жили-были сто ребят».
«Вот грибочки на лужочке».
«Чайки жили у причала».
«Мы делили апельсин».
«На березу села галка».
«Раз, два, три, четыре, пять, надо солнышку вставать».
«По дороге топал слон».
«Пальчики в лесу».
«Пальчики».
«У девочек и мальчиков».
«Разожми свой кулачок».
«Раз, два, три, четыре, пять! Хотят пальчики все спать».
«У нашей бабушки десять внучат». - Чтение художественной литературы:
Стихи:
«О разных фигурах».
«Квадрат и треугольник».
«Цвета радуги».
«Мотыльки».
«Гномик».
«По опушке шла лисичка».
«Соревнование».
«Про лисят».
«Сливы».
«Рыжие волнушки».
«Две подружки».
«Шла лисичка по дорожке».
«Пироги».
«Маленький дом».
«Разговор старой Ивы с Дождём».
«День рождения».
«Галочка – считалочка».
«Сколько?».
«Непослушные цыплята».
«Где крольчата?».
«Еноты».
«Лишний».
«Веселые ступеньки».
«Один и много».
«Зайчишка».
«Курица и цыплята».
«Подсолнух».
«Очень я люблю считать».
Математические сказки:
«Математика в Лесу».
«На кого похожа цифра 2?».
«С кем дружит цифра 3?».
«Четыре желания цифры 4».
«Пять органов чувств».
«Девочка и Цифра 6».
«Семь цветов радуги».
«Кто помог Цифре 8?».
«Счастливая цифра 9».
«Появление Ноля».
«Сказка про тётку Федору».
«Как Малыш помогал Карлсону изучать математику».
«Лесная история».
-Пальчиковый театр : Сказка «Колобок»
- Проведение развлечения:
«Шарики воздушные очень непослушные».
- Изготовление картотек:
«Дидактические игры по сенсорике для детей 2 – 4 лет».
«Игры на развитие сенсорики для детей младшего дошкольного возраста».
«Художественная литература по сенсорному развитию (считалки, скороговорки, загадки, стихи, математические сказки)».
«Картотека подвижных игр».
«Игры по формированию элементарных математических представлений у детей раннего возраста».
«Игры для детей на изучение формы, цвета, величины».
Сценарии «Математические игры для дошкольников 3 -4 лет».
- Проведение подвижных игр:
«Быстро в домик».
«Зеркало».
«Убираем мячи».
«Бабочки и цветы».
«Жучки на листиках».
«На всех зверей места хватит».
«Один - два сигнала».
«Ищи и находи».
«Доползи до игрушки».
«Найди свой домик».
«Не задень!».
«Найди свое место».
«Принеси мячик».
«Три медведя».
«На лесной полянке».
«Ножки шагают по дорожке».
«Быстрей к своему листу».
«Быстро возьми предмет».
«Пузырь».
«Найди флажок».
«Бегите к флажку».
«Что спрятано?».
«Найди свой цвет».
«Скворечники».
«Прокати шарик к своему флажку».
«Трамвай».
«Флажок».
«Попади в воротца».
«Докати мяч».
«Цветные автомобили».
Совместная деятельность с родителями
-Праздник осени
-Физкультурный праздник
-Мастер класс по использованию игры «Геоконт» В. Воскобовича
--Мастер -класс по использованию игры с блоками Дьенеша
-Мастер -класс по использованию нетрадиционных техник «Рисование волшебным песком»
- Консультации для родителей:
«Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста».
«Сенсорная культура и умственное развитие ребенка».
«Как помочь ребенку в сенсорном развитии».
«Развитие пространственного мышления».
«Учим математику дома».
«Развитие математических способностей у дошкольников».
«Математика для детей младшей группы».
«Форма, цвет, величина».
- Нетрадиционное родительское собрание: «Игротека «Путешествие в страну Сенсорику»».
3 этап. Заключительный (обобщающий).
- Обобщение результатов работы, их анализ, закрепление полученных знаний, формулировка выводов, составление рекомендаций и памяток.
-Создание папки -передвижки для родителей «Формирование представления у детей о величине и массе предметов»
Оформление фотовыставки:
- Развлечение для детей: «Шарики воздушные очень непослушные».