Лариса Сидоренко
Проект для детей 3–4 лет «Цветовая мозаика»
▼ Скачать + Заказать документы
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «ЦВЕТОВАЯ МОЗАИКА»
Актуальность проблемы:
Недостаточность знаний сенсорных эталонов родителями, заинтересованности
и умений о способах подачи их детям. Помочь правильно сформировать у детей сенсорные эталоны через игровую деятельность. Развивать мышление и воображение ребёнка. Побуждение думать и анализировать, делать выводы и обобщения.
Обоснование проблемы:
1. У детей нет знаний сенсорных эталонов.
Публикация «Проект для детей 3–4 лет „Цветовая мозаика“» размещена в разделах
2. Родители недостаточно уделяют внимание теме «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста».
Тип проекта : информационно – творческий
Вид проекта : групповой
Продолжительность: краткосрочный (2 недели)
Участники проекта : воспитанники 3 – 4 лет, родители воспитанников, педагоги
Цель: Накопление сенсорных представлений, предусмотрев знакомство с цветом, включая по возможности основные разновидности этих свойств.
Взаимодействие с родителями в обучении сенсорному развитию детей во 2
младшей группе.
Задачи:
1. Активизировать деятельность детей в процессе обучения сенсорным
эталонам, через игру;
2. формировать у детей желание и умение играть в настольные игры с
сенсорным содержанием;
3. формировать у детей полноценное восприятие окружающего мира;
4. формировать умения обследовать предметы, выделяя их цвет, форму, размер;
5. упражнять в установлении сходства и различия между предметами,
имеющими одинаковое название, но разные цвет, размер, форму;
6. раскрыть творческие способности родителей в продуктивной и трудовой
деятельности.
Методы и приё мы:
Словесный (беседы, консультации, рекомендации, задания родителям);
наглядный (рассматривание картинок, наблюдение);
практический (аппликация, лепка, оформление альбома);
игровой (подвижные игры, дидактические игры, мотивация, обыгрывание проблемных ситуаций).
Ожидаемые результаты:
В процессе работы над проектом :
1. У детей сформированы элементарные представления о сенсорных эталонах;
2. Созданы необходимые условия в группе по формированию представлений о сенсорных эталонах;
3. У детей появилось желание играть в настольно – печатные игры по сенсорному развитию;
4. Дети проявляют интерес к конструированию;
5. У родителей повысился уровень сенсорного воспитания;
6. Родители привлекают детей к совместному изготовлению игр и пособий.
Продукт проектной деятельности :
Фотовыставка «Мы играем», оформление альбома «Сенсорика»,
аппликация «Башенка», лепка «Пирамидка», «Петушка я накормлю, дам я зернышек ему», конкурс на лучшую дидактическую игру по сенсорному развитию.
Методическое обеспечение проекта :
Издания периодической печати:
1. И. П. Ильчук, В. В. Гербова «Хрестоматия для дошкольников 2 – 4 года».
2. Подборка потешек.
Дидактический материал:
1. Дидактические игры: «Один – много», «Большой – маленький», «Что за
форма?», «Геометрические фигуры», «Найди нужный цвет», «Сделаем кукле
бусы», «Три размера».
2. Подвижные игры: «Наседка и цыплята».
3. Альбом с детскими работами «Мы рисуем фигурки».
4. Иллюстративный материал.
5. Демонстрационный и раздаточный материал:
картинки геометрических фигур, предметы разного цвета и разной формы.
7. Выставка детских работ: лепка - «Пирамидка», «Зернышки для петушка»,
аппликация - «Башенка».
Технические средства:
Музыкальный центр, диск.
Реализация проекта :
1. Работа с детьми:
- дидактические игры: «Один – много», «Большой – маленький», «Что за
форма?», «Геометрические фигуры», «Найди нужный цвет», «Три размера», «Сделаем кукле бусы»;
- подвижная игра: «Наседка и цыплята»;
- пальчиковая игра «1, 2, 3, 4, 5 вышли пальчики гулять.»;
- пальчиковая гимнастика «Тесто»;
- физкультминутка «Червячки»;
- аппликация: «Башенка»;
- лепка: «Пирамидка»; «Зернышки для петушка»;
- оформление альбома «Сенсорика».
2. Работа с родителями:
- консультация «Сенсорное развитие ребенка 3 -4 лет»;
- консультация «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста»;
- папка – передвижка «Развитие мелкой моторики»;
- рекомендации «Развитие мелкой моторики рук»;
- памятка для родителей «Развитие мелкой моторики в быту»;
- изготовление дидактических игр и пособий;
- оформление фотовыставки «Мы играем»;
- задание для родителей на тему «Упражнения и игры для развития мелкой
моторики».
Этапы реализации проекта
Этапы Деятельность педагога Деятельность детей
I этап Подготовительный
- Формулирование проблемы.
- Изучение проблемы, подготовка материала.
- Определение темы проекта, задач.
- Подбор необходимой литературы по данной теме.
-Определение уровня знаний детей по сенсорике.
- Составление перспективного плана.
1. Обозначение проблем.
2. Определение задач.
3. Вовлечение детей в беседу, в подвижные и дидактические игры, наблюдения и т. д.
II этап Основной
Организация деятельности детей при реализации проекта
Расширение знаний, умений и навыков детей в разных видах деятельности (беседы, наблюдения, игры, продуктивная деятельность и т. д.)
Объединение детей в творческие группы (подвижные и дидактические игры, аппликация, лепка)
III этап Заключительный
Подготовка к презентации.
Презентация проекта.
Развлечение.
План работы по проекту
№ Работа с детьми Дата проведения
1. Чтение художественной литературы:
Рнп «Петушок,петушок…»,«Смотрит солнышко в окошко»;
2. Д/и «Елочки и грибочки». 20.11.2023г.
1. Рассматривание иллюстраций: «Ночное небо», «Солнце».
2. Д/и «Большой – маленький».
3. Лепка «Пирамидка» 21.11.2023г.
1. Оформление фотовыставки «Мы играем».
2. Д/и «Найди нужный цвет», «Геометрические формы», «Три размера».
3. Разучивание физкультминутки «Червячки» 22.11.2023г.
1. Рисование «Лучики для солнышка».
2. Д/и «Сделаем кукле бусы». 23.11.2023г.
1. Аппликация «Башенка».
2. Д/и «Что за форма?» 24.11.2023г.
1. Дидактическая игра «Собери мячи в ведёрко».
2. Д/и «Один – много». 27.11.2023г.
1. Лепка. «Петушка накормлю, дам я зёрнышек ему.»
2. «Зарядка для петушка» - физкультминутка. 28.11.2023г.
1. Оформление альбома «Сенсорика».
2. П/и «Наседка и цыплята». 29.11.2023г.
1. Конструирование «Машинки и дорожки».
2. Пальчиковая гимнастика «Тесто». 30.11.2023г.
1. Развлечение «Праздник разноцветных шаров».
2. Д/и «Воздушные шары». 01.11.2023г.
РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА :
Подготовительный этап.
- Формулирование проблемы.
- Изучение проблемы, подготовка материала.
- Определение темы проекта, задач.
- Подбор необходимой литературы по данной теме.
- Определение уровня знаний детей по сенсорному воспитанию.
- Составление перспективного плана.
- Создание условий для самостоятельной деятельности.
- Подборка материала игр и пособий для работы с детьми.
- Разработка сценария развлечения «Праздник разноцветных шаров»,
непосредственной организованной деятельности.
Основной этап.
Взаимодействие с детьми.
1 неделя.
Задача: закрепить знания детей по усвоению сенсорных эталонов;
пополнить развивающую среду группового помещения материалами и оборудованием по теме проекта.
Понедельник
Чтение художественной литературы:
рнп «Петушок,петушок…»,«Смотрит солнышко в окошко»;
Цель: Познакомить с содержанием русских народных песенок, потешек;
учить внимательно слушать произведение и отвечать на вопросы воспитателя. Проговаривать звукоподражающие слова, выполнять движения соответствующие тексту.
Игровой материал: иллюстрации с изображением петушка (как он клюет зёрнышки, игрушка петушка.
Д/и «Елочки и грибочки».
Цель: закреплять умение определять зеленый и красный цвет предметов.
Вторник
Рассматривание иллюстраций: «Ночное небо», «Солнце».
Цель: знакомство с цветом; учить различать желтый цвет.
Д/ и: «Большой – маленький».
Цель: закрепление умение определять размер предметов.
Лепка «Пирамидка».
Цель: формировать умение работать с пластилином, скатывать шарики, затем превращать их в диски; закреплять основные цвета спектра, развивать моторику пальцев рук.
Среда
Оформление фотовыставки «Мы играем».
Д/и «Найди нужный цвет», «Геометрические формы», «Сортеры».
Цель: уточнить знания детей о цвете, форме, размере предметов.
Разучивание физкультминутки «Червячки».
Четверг
Рисование «Лучики для солнышка»
Цель: учить рисовать лучи - короткие линии.
Задачи: учить различать желтый цвет, держать карандаш в правой руке, формировать правильную позу при рисовании, воспитывать у детей интерес к процессу рисования.
Методическое обеспечение: иллюстрации по теме, коробка с карандашами, мольберт с нарисованным кругом желтого цвета (солнцем, листы белой бумаги с нарисованным желтым кругом.
Д/и «Сделаем кукле бусы».
Цель: развивать моторику пальцев рук, умение чередовать предметы в определенной последовательности, закреплять основные цвета – красный, желтый, зеленый, синий.
Пятница
Аппликация «Башенка».
Цель: учить составлять из заготовок (геометрических фигур) башенку.
Задачи: закреплять умение пользоваться клеем, салфеткой, намазывать клеем готовые формы и приклеивать их на лист бумаги.
Д/и «Что за форма?»
Цель: закреплять умение определять и называть форму предметов.
2 неделя.
Задача: закреплять умение группировать предметы, определять их количество; играть дружно.
Понедельник
Дидактическая игра «Собери мячи в ведёрко».
Цель: Закрепление у детей умения группировать однородные объекты по цвету; формирование сенсорных эталонов через игровую деятельность; развитие мелкой моторики.
Игровой материал: мячи 4 цветов : красные, зелёные, синие и жёлтые.
Ведёрки таких же цветов.
Д/и «Один – много».
Цель: учить определять и называть количество предметов.
Вторник
Лепка. «Петушка накормлю, дам я зёрнышек ему.»
Цель: учить пользоваться изобразительным материалом (пластилином, вызывать интерес к лепке; учить от большого куска отщипывать много маленьких комочков пластилина, раскатывать их между ладонями круговыми движениями, складывать на дощечку; знакомить с жёлтым цветом.
Игровой материал: сюжетные картинки по теме, иллюстрации, пластилин желтого цвета, дощечки, тарелочка, зерно (пшено, игрушка петушок.
Физкультминутка «Зарядка для петушка» (в продуктивной деятельности.)
Среда
Оформление альбома «Сенсорика».
П/и «Наседка и цыплята».
Цель: учить детей подлезать под веревку, не задевая ее, увертываться от ловящего, быть осторожным и внимательным; приучать их действовать по сигналу, не толкать других детей, помогать им.
Четверг
Конструирование «Машинки и дорожки».
Цель: Учить располагать кирпичики в ряд узкой гранью друг к другу, учить различать цвета, развивать память, мышление, зрительное восприятие, моторику.
Сооружать элементарные постройки по образцу, проявлять желание строить дорожки самостоятельно, отвечать на простые вопросы.
Игровой материал: жёлтая и красная машинки, жёлтые и красные кубики, такого же цвета полоски разной длинны.
Пальчиковая гимнастика «Тесто».
Пятница
Развлечение «Праздник разноцветных шаров».
Цель: Активизировать словарь по теме; развивать память, внимание, моторику, умение ориентироваться в пространстве; сформировать представления о геометрических фигурах: круг, шар; закрепить знания о цвете.
Принимать участие в играх. Проявлять активность и эмоциональную отзывчивость на красоту окружающих предметов (воздушных шаров).
Игровой материал: Надувные шары (синего, красного, зелёного и жёлтых цветов). Сюжетная картинка, ИКТ с изображением двух детей на празднике, с разными шарами. Фланелеграф с разными по цвету шарами и нитками. На каждого ребёнка пол листа замшевой бумаги; по 2 шарика и в коробочке разного цвета шерстяные ниточки
Д/и «Воздушные шары».
Цель: закрепить знание основных цветов, учить подбирать цвета к образцу.
Взаимодействие с родителями
1 неделя.
Консультация «Сенсорное развитие ребенка 3 -4 лет»;
Папка – передвижка «Развитие мелкой моторики».
Оформление фотовыставки «Мы играем».
Изготовление дидактических игр и пособий.
2 неделя.
Консультация «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста».
Рекомендации «Развитие мелкой моторики в быту».
Памятка для родителей «Развитие мелкой моторики в быту».
Задание для родителей на тему «Упражнения и игры для развития мелкой
моторики».
Заключительный этап.
Взаимодействие с родителями
Конкурс игр - «Мир сенсорики».
Взаимодействие с детьми.
Развлечение «Праздник разноцветных шаров».
Оформление документации по проекту.
Презентация проекта.
Литература:
1. «Сенсорные способности малыша». Э. Г. Пилюгина
2. «Раннее детство: познавательное развитие с 1 до 3». Л. Н. Павлова,
Э. Г. Пилюгина, Е. Б. Волосова.
3. «Математика для малышей». Е. В. Сербина.
4. Е. А. Янушко «Сенсорное развитие детей».
5. Т. П. Высокова «Сенсомоторное развитие детей».
6. Г. Г. Колос «Сенсорная комната».