Валентина Гловяк
Проект для старшей группы «Для чего нужна вода?»
▼ Скачать + Заказать документы
Подготовили воспитатели:
Гловяк Валентина Михайловна
Калганова Ирина Владимировна
Паспорт проекта
Продолжительность проекта: Долгосрочный, Октябрь - Май
Тип проекта:
по составу участников - групповой
(дети, родители, педагоги.)
по целевой установке - информационный, практико - ориентированный.
Участники: воспитатели, дети старшей группы, родители.
Публикация «Проект для старшей группы „Для чего нужна вода?“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
«Вода! У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя не опишешь, тобою наслаждаешься, не понимая, что? ты такое. Ты не просто необходима для жизни, ты и есть жизнь. Ты — величайшее в мире богатство, но и самое непрочное, которое так легко спугнуть. Но ты даешь нам бесконечно простое счастье».
Антуан де Сент-Экзюпери
Введение:
В обычной жизни мы редко задумываемся о существенной роли воды. А между тем ничто живое не может появиться, развиваться и существовать без воды. Вода в жизни человека и всего живого на Земле играет главную роль. Вода – это сама жизнь! Вода - простое вещество, однако при этом она обладает рядом необычных свойств, которые не перестают удивлять людей. Изучение уникальных свойств воды постоянно открывает нам все новые и новые тайны, задает нам новые загадки и бросает новые вызовы.
Проблема:
Отсутствие у детей представлений о значении воды в жизни человека, об основных источниках загрязнения воды, его последствиях, мероприятиях по предотвращению загрязнения воды.
Цель: Формирование у детей осознанного, бережного отношения к воде, воспитание экологического сознания. Сформировать у детей знания о значении воды как важного природного ресурса.
Задачи:
Обучающие задачи: Систематизировать и расширить представления детей о свойствах воды (прозрачная, без запаха, без вкуса, имеет вес, текучая, не имеет формы, растворитель, о её разных состояниях.
Учить наблюдать простейшие связи круговорота воды в природе, познакомить с обитателями водоёмов, морей, океанов.
Активизировать словарь детей.
Развивающие задачи.
Развивать умение формулировать проблему, анализировать ситуации, планировать эксперимент, продумывать ход деятельности для получения желаемого результата, делать выводы на основе практического опыта.
Развивать наблюдательность, интерес к познавательно-исследовательской деятельности, эмоционально-эстетические чувства, самостоятельность, активность, инициативность.
Развивать умение работать в группе.
Воспитательные задачи. Воспитывать бережное отношение к воде, как к важному природному ресурсу.
Воспитывать интерес у детей к природе, любознательность, доброжелательное взаимодействие детей друг с другом.
Методы и приёмы исследовательской деятельности:
1) беседы с детьми о воде,
2) чтение художественной литературы,
3) рассматривание иллюстраций,
4) самостоятельное рисование,
5) заучивание стихотворений о воде,
6) отгадывание загадок,
7) информационные листы для родителей,
8) постановка и решение вопросов проблемного характера,
9) наблюдения,
10) опыты,
11) дидактические игры,
12) игровые обучающие и творчески развивающие ситуации,
13) трудовые поручения, действия.
Форма проведения итогового мероприятия проекта:
Презентация плакатов на тему «Для чего нужна вода и ее охрана».
Итоговое игровое занятие «Происшествие по маленькой речке»
Предполагаемый результат:
Для детей
• Воспитание у детей бережного отношения к объектам окружающего мира, умения видеть красоту окружающего мира.
• Формирование представлений о некоторых природных объектах, явлениях, закономерностях; привитие навыков экологически грамотного поведения в природе и в быту.
• Умения прогнозировать свои действия по отношению к окружающей среде; желания предпринимать определенные действия по ее сохранению и улучшению.
• Обогащение словаря, развитие наблюдательности, любознательности, интереса к познавательной деятельности.
• Ребенок может ставить проблему, находить пути решения, планировать, самостоятельно работать с информацией, быть ответственным партнером, уважать мнение собеседника.
• Появление стимула для работы и познания с удовольствием, с желанием; формирование у детей опытно – исследовательских навыков.
Для педагогов
- Повышение педагогического мастерства в теме: «опытно – экспериментальная деятельность в ДОУ».
- Сбор информации по данной теме, используя такие направления как: телевидение, энциклопедии, компьютер и распределить между детьми и родителями.
- Оформление проекта.
Для родителей
- Рост уровня информированности родителей о деятельности ДОУ;
- Активное участие родителей в жизни детского сада и группы.
План этапов реализации проекта
Подготовительный
Постановка проблемы: «Почему необходимо беречь воду?»
Планирование: дети принимают задачи, предложенные педагогом.
Обдумывание идеи проекта, сбор информации, материала для реализации идеи: «Для чего нужна вода?»
Работа с родителями: информирование родителей о начале работы над проектом.
Размещение справочной информации по теме бесед, занятий, опытов с водой.
Подбор художественной литературы, поговорок, пословиц по теме проекта.
Основной
Сбор информации и участие в беседе «Роль воды в мире».
Самостоятельная художественная деятельность детей. (Рисование, аппликация, ручной труд).
Чтение художественной литературы, заучивание стихотворений, пословиц, поговорок, сочинение сказок, драматизация.
Наблюдение за осадками, природными явлениями.
Рассматривание энциклопедий, иллюстраций, фотографий, репродукций по теме.
Самостоятельное развитие сюжета на предложенную тему в сюжетно-ролевой игре.
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»
Сюжетно-ролевая игра: «Лаборатория».
Решение проблемных вопросов: «Из чего сделана вода? Какие микробы живут в воде?»
Воспитание культурно - гигиенических навыков при обращении с водой.
Труд в уголке природы: опрыскивание и полив комнатных растений.
Образовательная область «Познавательное развитие»
Беседы: «Для чего нужна вода?». (признаки воды, значение воды для человека). «Вода источник жизни на земле» (где используется вода, роль воды в природе, ее значении в жизни людей, животных и растений). «Вода вокруг нас». "Где? В каком виде существует вода в окружающей среде?". Беседа на освоение и запоминание правил здоровье сберегающего поведения на улице («Что оденем в дождик?», «Можно ли ходить по лужам?»). «Круговорот воды в природе». «Где живут животные Севера и какую роль играет в их жизни вода?». Беседы о Карелии - крае рек и озер, о проблеме загрязнения водоемов, о необходимости и возможностях решения данной проблемы.
Решение проблемных вопросов: «Из чего сделана вода? Почему летом идет дождь, а зимой – снег? Почему человек не может жить без воды?»
Занятие по ознакомлению с окружающим «Вода в жизни человека».
Занятие – экспериментирование «Свойства воды».
Исследовательская деятельность: опыты с водой: «Свойства воды», «Очищение воды (фильтрование)», «Проращивание семян».
Просмотр фильма ВВС «Великая тайна воды» мультфильма «Берегите воду».
Дидактические и настольно-печатные игры: «Где живет вода?», «Растения и обитатели пресноводных водоемов», «Природные и погодные явления», «Воздух, земля, вода», «Береги живое», «Да-нет», «Узнай по звуку», «Собираемся на прогулку», «Круги на воде», «Скажи наоборот» (из крана теч т горячая вода, а из другого (горячая).
Наблюдение: за явлениями неживой природы, связанными с водой (облака, тучи, дождь, лужи, радуга); за насекомыми и птицами до и после дождя (насекомые прячутся, птицы низко летают); обращение внимания детей на необычные явления, предметы (растения после дождя, пасмурно и темно перед дождем, блеск лужицы в солнечный день и т. п.); ростом цветов на участке детского сада (значение полива для развития).
Образовательная область «Речевое развитие»
Чтение художественной литературы:
Н. А. Рыжова «История одного пруда», «Жила – была Река», «Как люди речку обидели».
Х. Андерсен «Русалочка», «Сказки и были о морях и океанах», стихи А. С. Пушкина «О море», Н. А. Рыжова Не просто сказки…Экологические рассказы, сказки», К. Чуковский «Мойдодыр», использование фольклорных материалов.
Рассказ Д. Орловой «Как Стобед бросил бутылку и что из этого вышло».
Е. А. Алябьева «Природа» сказки и игры для детей.
Отгадывание загадок.
Разучивание стихов о зиме (о снеге, льде, снеговиках и т. д.). Разучивание стихов: "Апрель! Апрель"; «Волшебница вода». Презентация + разучивание потешек, прибауток, закличек - обращений о воде: «Дожди, дождик, пуще…»
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»
Слушание звуков бегущего ручейка, горной реки, водопада, шума моря.
Лепка «Микробы».
Рисование плаката «Берегите воду».
Образовательная область «Физическое развитие»
Подвижные игры: «Караси и щука», «Берег – море», «Переправа», «Ручейки – озера», «Море волнуется», «Рыбаки и рыбка», «Ручеек».
Пальчиковая гимнастика: «Дождик», «Рыбка», «Уточка»
Завершающий
Презентация плаката «Для чего нужна вода?»
Итоговое занятие «Происшествие на маленькой речке»
Список литературы
1. Николаева С. Н. «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве», Москва: «Просвещение», 2005.
2. Паршукова И. Л. «Маленький исследователь в детском саду».
3. Примерная общеобразовательная программа «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, М. А. Васильевой, Т. С. Комаровой, 2015.
4. Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста», СПб, Детство – Пресс, 2007.
5. Интернет-ресурсы