Галина Ушакова
Проект «Дидактическая игра как средство развития речи детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект
«Дидактическая игра, как средство развития речи детей дошкольного возраста»
Содержание
1. Актуальность проблемы.
2. Цель и задачи проекта.
3. Программа реализации проекта.
4. Паутинка проекта.
5. Положительный опыт.
6. Система работы с детьми, родителями.
7. Планируемые результаты.
8. Критерии результативности проекта.
9. Приложение.
Актуальность проблемы
Публикация «Проект „Дидактическая игра как средство развития речи детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
Вопросы развития правильной речи у детей очень актуальны. Благодаря речи дети познают окружающий мир, накапливают знания, расширяют круг представлений о предметах. При помощи речи выражают свои потребности, рассказывают о своих чувствах и переживаниях.
На сегодняшний день – образная, богатая синонимами и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существует множество проблем: бедность речи, недостаточный словарный запас, употребление не литературных слов и выражений, не способность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ, отсутствие логических обоснований и выводов, отсутствие навыков культуры речи и культуры общения. Все это связано, во-первых, с недоразвитостью речевого аппарата и его анатомического строения, во-вторых, из-за недостаточного общения детей друг с другом и со взрослыми. Поэтому педагогическое воздействие при развитии речи дошкольников очень сложное и важное дело.
Невозможно переоценить роль родного языка, который помогает людям, прежде всего детям, осознанно воспринимать окружающий мир и является средством общения. Дети, не получившие в дошкольном возрасте соответствующее речевое развитие, с большим трудом наверстывают упущенное, в будущем этот пробел в развитии влияет на его дальнейшее развитие. Именно в дошкольном возрасте нужно обогащать пассивный словарь ребёнка, приучать ребенка самостоятельно пользоваться словами, стимулировать речевую активность и познавательные интересы.
Эта проблема подвела меня к мысли о необходимости больше внимания уделить именно развитию речи детей дошкольного возраста. Поэтому задача обогащения словаря и активизации речи детей должна решаться ежеминутно, ежесекундно, постоянно звучать в беседах с родителями, пронизывать все режимные моменты.
Дидактические игры используются для решения всех задач речевого развития. Они закрепляют и уточняют словарь, изменения и образование слов, упражняют в составлении связных высказываний, развивают объяснительную речь. Дидактические игры – эффективное средство закрепления грамматических навыков, так как благодаря диалектичности, эмоциональности проведения и заинтересованности детей они дают возможность много раз упражнять ребенка в повторении нужных словоформ. Исходя из этого, проблема развития речи является одной из актуальных.
Вид проекта : средней продолжительности, игровой.
Цели и задачи проекта
Цель: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности. Создать условия для развития речи детей посредством дидактической игры.
Задачи:
1. Повысить собственный уровень знаний путём… (изучения необходимой литературы, самообразования, выхода на интернет-сайты);
2. Повысить компетентность родителей в вопросе влияния дидактических игр на развитие речи детей дошкольного возраста.
3. Обогатить предметно-развивающую среду группы
4. Подготовка консультаций для родителей по данной теме.
5. Составление картотек дидактических игр по развитию речи
6. Создание «Педагогической копилки» (картотека дидактических игр, артикуляционной гимнастики, пальчиковых игр)
7. Укрепить связи между детским садом и семьёй.
Программа реализации проекта
№ п/п Содержание деятельности Сроки проведения
1 1. Подготовительный этап
1.1. Определение цели и задач проекта
1.2. Изучение литературы по тематике проекта
Май (2 неделя)
2 2. Организационный
2.1. Составление перспективного плана проекта. 2.2. Разработка конспектов мероприятий.
2.3. Подбор пособий и атрибутов.
2.4. Консультирование и взаимодействие с родителями.
Май (3 неделя)
3 3. Формирующий
3.1. Проведение опытно-экспериментальной работы.
Май (4 неделя)
4 4. Итоговый
4.1. Осуществлять систематизацию и обобщение данных, полученных в ходе опытно-экспериментальной работы и оформление материалов по самообразованию. Май (4 неделя)
Паутинка проекта
День недели Тема дня
Основные виды деятельности детей, организуемые педагогом
Педагоги группы Инструктор по физическому воспитанию Музыкальный руководитель Родители
Понедельник «До чего ж денек хорош» Артикуляционная гимнастика.
Дидактическое задание «Цветики- цветочки».
Рассматривание сюжетных картинок «Лето»
Консультация «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста»
Вторник «Овощи и фрукты» Пальчиковая гимнастика. Дидактическая игра «Что в мешочке». Дидактическая игра «Собираем фрукты».
Дидактическая игра «Угадай предмет»
Памятка «Факторы успешного речевого развития»
Среда «Домашние животные» Пальчиковая игра. Игра- забава «Скотный двор». Игра «Запоминай-ка». «Чьи домишки?»
«Что делают животные»
Консультация «Как воспитать речь ребенка»
Четверг «День сказки… «Теремок» Рассматривание иллюстраций к сказке «Теремок». Восприятие смысла сказки. Дидактическая игра «Чудесный мешочек». Дидактическое упражнение «Кто в домике живет?». Пальчиковая игра. Папка передвижка «Игры детей дома»
Пятница «Любимая игрушка» Пальчиковая игра. Игровое упражнение «Магазин игрушек». Игра «Зайка». Дидактическая игра «Найди такую же игрушку».Игра «Найди картинку». Беседа с родителями:
«Развитие речи детей в повседневной жизни»
Положительный опыт
В общей системе образовательной работы речевое развитие детей дошкольного возраста занимает особое место. Именно в дошкольном детстве в результате целенаправленного педагогического воздействия развивается речь ребенка, необходимая для всестороннего гармоничного развития личности. Задача педагога заключается в том, чтобы вызвать у детей интерес к игре, подобрать такие варианты игры, где дети смогли бы активно обогатить свой словарь. Дидактическая игра является широко распространенным методом словарной работы с детьми дошкольного возраста.
Несомненно, дидактические игры являются мощнейшим средством для развития речи у детей еще и потому, что их можно рекомендовать для использования родителям в домашних условиях. Проведение дидактических игр не требует особых знаний в области педагогических наук и больших затрат в подготовке игры.
Система работы с детьми, родителями
Необходимым условием нормального развития ребенка является объединение усилий родителей и детского сада.
Актуальность проблемы обусловлена поиском новых форм и методов сотрудничества детского сада и семьи в плане речевого развития детей. Также актуальной является проблема повышения уровня грамотности и компетентности родителей.
В детском саду на доступном уровне детей знакомят с дидактическими играми, речедвигательными играми, пальчиковыми играми, артикуляционными гимнастиками, что способствует повышению эффективности работы по речевому развитию детей.
Планируемые результаты
Результатами проведения работы являются:
1. Повышение компетентность родителей в вопросе влияния дидактических игр на развитие речи детей дошкольного возраста.
2. Укрепление связи между детским садом и семьёй.
3. Обогащение пассивного словаря детей.
4. Повышение собственного уровня знаний.
Критерии результативности проекта :
- сформированность устойчивого интереса воспитанников и родителей к дидактическим играм;
- повышение уровня педагогической компетентности родителей по вопросу развития речи детей.