Приложение МААМ

Проект «Детский сад и семья — верные друзья»

Людмила Козлитина
Проект «Детский сад и семья — верные друзья»
▼ Скачать + Заказать документы

«Семья для ребенка – это источник

общественного опыта. Здесь он находит

примеры для подражания и здесь происходит

его социальное рождение. И если мы хотим

вырастить нравственно здоровое поколение,

то должны решать эту проблему «всем миром» :

детский сад, семья, общественность».

I. Аннотация проекта

Публикация «Проект „Детский сад и семья — верные друзья“» размещена в разделах

Дошкольное детство – уникальный период в жизни человека, когда формируется здоровье, осуществляется всестороннее развитие личности. В то же время это период, в течение которого ребенок находится в полной зависимости от окружающих взрослых – родителей (законных представителей, педагогов. В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования одной из основных задач, стоящих перед детским садом, является обеспечение психолого – педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей, оказание помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития.

Актуальность проекта определена так же и стратегической целью государственной политики в области образования – повышение доступности качественного образования, которые отражены в ФГОС ДО, где зафиксировано, что «родители и дети являются полноценными участниками образовательных отношений». А также в ряде нормативно – правовых документов: Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации», Семейный Кодекс РФ и другие.

В настоящее время взаимодействие с родителями воспитанников занимает достойное место в ряду приоритетных направлений образовательно – воспитательного процесса дошкольных учреждений. Но, как показывает практика, данное направление все – таки остается для современного воспитателя наиболее сложным. За всю историю человечества сложились две ветви воспитания подрастающего поколения: семейное и общественное. Что же важнее в становлении личности: семья или общественное воспитание? Современная наука располагает многочисленными данными, свидетельствующими о том, что без ущерба развития личности ребенка невозможно отказаться от семейного воспитания, поскольку его сила и действенность несравнимы ни с каким, даже очень квалифицированным воспитанием в детском саду или школе.

При разработке проекта «Детский сад и семья – верные друзья» в интересах развития личности ребенка важно осмыслить суть извечно волнующей темы: детский сад и родители, взаимодействие семейного и общественного воспитания, в котором первостепенное значение приобретают не вопросы: «Кто важнее в воспитании? Кто за что отвечает? Кто кому помогает?», а стоит задача выстраивать такие отношения, чтобы добиться максимальной пользы для психического, физического и нравственного благополучия ребенка, учиться понимать семью каждого воспитанника, ее особенности, проблемы. Ведь только укрепление и развитие тесной связи и взаимодействия детского сада и семьи обеспечит благоприятные условия для жизни и воспитания ребенка, формирование основ полноценной, гармоничной личности.

Проект «Детский сад и семья – верные друзья» будет осуществляться в МБДОУ детском саду №74 «Рябинка» г. Брянска педагогическим и родительским коллективами с сентября 2015 года по апрель 2016 года.

Проект ориентирован в конечном итоге на решение одной главной проблемы – повышение уровня доверия родителей к детскому саду, повышение родительской компетенции, активное включение родителей (законных представителей) в жизнь детского сада, развитие диалогового партнерского взаимодействия в системе «детский сад – семья».

Проектом предусмотрен объект исследования, которыми выступают условия для развития гармонично развитой личности.

Предметом деятельности является процесс организации взаимодействия семьи и детского сада, формирование педагогической компетенции родителей в вопросах воспитания детей, закрепление педагогами знаний об инновационных формах работы с семьями воспитанников.

II. Актуальность создания проекта

Детский сад и семья – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга. И семья, и дошкольное учреждение по – своему передают ребенку социальный опыт. Но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир. Непонимание между педагогами и родителями может происходить по разным причинам. Субъективные причины действуют, как правило, и со стороны воспитателей, и со стороны родителей. В соответствии с этим должна меняться позиция ДОУ в работе с семьей. Дошкольное учреждение не только должно воспитывать ребенка, но и консультировать родителей по вопросам воспитания детей. Педагог дошкольного учреждения – не только воспитатель детей, но и партнер родителей по их воспитанию.

Еще педагоги прошлого – К. Д. Ушинский, Е. Н. Водовозова, Л. Н. Толстой и другие - говорили о необходимости приобретения родителями педагогических знаний о важности и целенаправленности семейного воспитания, о необходимости сочетания знания и опыта.

Методологической основой данного проекта являются идеи современных специалистов и ученых в области семьи. Т. А. Маркова, О. Л. Зверева, Е. П. Арнаутова, В. П. Дуброва, И. В. Лапицкая считают, что семейный институт есть институт эмоциональных отношений. Каждый ребенок сегодня, как и во все времена, ожидает от своих родных и близких ему людей безоговорочной любви: его любят не за хорошее поведение и оценки, а просто так и таким, какой он есть, и за то, что он просто есть.

Проблемой организации взаимодействия педагогов ДОУ и семьи занимались Т. Н. Доронова, Л. В. Виноградова, А. В. Козлова, О. В. Солодянкина. В своих работах ученые предлагают формы и методы плодотворного сотрудничества дошкольного учреждения и семьи, раскрывают необходимость саморазвития воспитателей и родителей, предлагают интерактивные формы работы педагога с семьей.

В исследованиях И. С. Батраковой, В. В. Горшковой, В. И. Максимовой, В. Г. Маранова, Л. А. Николаенко разработаны общие методологические подходы к раскрытию сути педагогического взаимодействия ДОУ с семьей. При этом подчеркивалось, что объединение усилий детского сада и семьи для развития личности детей и взрослых должно происходить с учетом интересов каждого – восприниматься как ценность и совместная педагогическая деятельность по воспитанию, в которой все субъекты взаимодействия проявляют открытость в отношениях, ответственность и активность, творчество.

Проблему конфликтов в процессе педагогического взаимодействия с родителями воспитанников ДОУ рассматривали отечественные психологи – А. А. Бодалева, В. О. Агеева, А. К. Зайцева, Т. Б. Беляева и другие.

Мы попытались выяснить, в чем причины непонимания между родителями и педагогами.

Причины непонимания между родителями и педагогами

По мнению педагогов По мнению родителей

- родители идеализируют своего ребенка, не могут объективно оценить уровень развития, не хотят видеть недостатки;

- родители равнодушны к своим детям и детскому саду;

- перекладывают ответственность за воспитание и обучение на детский сад;

- низкий культурный и педагогический уровень родителей. - невнимание к детям со стороны воспитателя;

- не показывают в полном объеме работу с родителями (только работы по изодеятельности и прикладному творчеству);

- много негативного говорят про ребенка и мало хорошего;

- мало практической информации.

Проанализировав мнения педагогов и родителей, мы пришли к выводу, что проблема непонимания заключается вовсе не в отсутствии внимания со стороны родителей, а в закрытости самого ДОУ. Родители не имеют открытого доступа к работе воспитателя, нет адекватного обмена мнениями. Воспитатели не желают проникновения родителей на свою территорию. В основном, родители допускаются в детский сад, когда это требуется. В результате сложились весьма живучие способы и формы работы с семьей с доминированием монолога педагога. Как изменить такое положение?

Трудностей в организации общения с родителями много: это и непонимание родителями важности режима детского сада, и постоянное его нарушение, отсутствие единства требований в семье и детском саду. Сложно складывается общение с молодыми родителями, а так же с родителями, имеющими проблемы личного характера.

Мы решили узнать - какие личные цели педагоги отметили в отношении работы с родителями, какие формы работы применяют; является ли их взаимодействие с родителями эффективным? В связи с этим педагогами был проведен самоанализ по работе с родителями. Обобщая результаты самоанализа, можно сделать вывод, что: 64% педагогов не всегда удается установить доверительные отношения с семьями воспитанников; 73% - не всегда удается владение нетрадиционными формами взаимодействия с родителями; 64% воспитателя не всегда имеют способность к эмоциональному самоконтролю при возникновении сложных ситуаций в работе с родителями; 64% - не всегда удается привлечь родителей к оснащению педагогического процесса, оформлению интерьера, участка.

Для того, чтобы выявить воспитательные умения родителей, их педагогические возможности, пожелания, был проведен тест «Я и мой ребенок» по методике Н. А. Горбун. Тест показал, что для большей части опрошенных родителей забота о ребенке – вопрос первостепенной важности. Они обладают способностями воспитателя, но на практике не всегда применяют их последовательно и целенаправленно. Для 20% родителей ребенок - самая большая ценность. Они стремятся не только понять, но и узнать своего ребенка. 10% - родителей недостаточно внимания уделяют воспитанию своих детей.

Также было проведено анкетирование родителей «Взаимодействие детского сада и семьи». Обобщая результаты анкетирования, мы пришли к выводу, что 74% родителей в воспитании ребенка полагаются на себя, свой опыт и лишь 34% - обращаются за советом к педагогу группы; 51% родителей не обращаются за советом, т. к. неудобно отрывать педагога от работы; в понятие «хороший воспитатель» родители в основном вкладывают следующие качества: 69% - терпеливый воспитатель, 57% - любит и уважает детей, 34% – понимает детей и родителей; мало родителей высказали желание участвовать в праздниках, конкурсах.

На основе анкетных данных мы увидели количественные показатели «включенности» родителей в образовательный процесс, а так же качественные показатели: инициативность, ответственность, отношение родителей к продуктам совместной деятельности детей и взрослых. Такой анализ позволил выделить 3 группы родителей.

Родители – лидеры, которые умеют и с удовольствием участвуют в образовательно – воспитательном процессе, видят ценность любой работы детского сада.

Родители – исполнители, которые принимают участие при условии значимой мотивации.

Родители – критические наблюдатели. Равнодушные, живущие по принципу «меня воспитывали так же».

Проследив состояние системы обучения и воспитания детей нашего детского сада за предыдущие годы, выявив сильные стороны содержания образования, нами было отмечено и ряд проблем.

1. Все чаще приходится сталкиваться с проблемой низкого образовательного уровня родителей. Родители не владеют в достаточной мере знаниями возрастных и индивидуальных особенностей развития детей, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно.

2. С каждым годом все более заметней стала тенденция разделения функций воспитания в семье и детском саду.

В связи с этим перед нами стоит важная задача – сделать родителей соучастниками всего педагогического процесса. Как заинтересовать родителей в работе детского сада, помочь осознать важность единых требований семьи и детского сада? Необходимо создать в стенах детского сада привлекательные условия для совместной деятельности детей и родителей, чтобы в этих условиях родители смогли «подсмотреть» и опробовать опыт взаимодействия детей и взрослых.

В работе с родителями можно использовать много разных форм, которые сближают педагога и родителей, приближают семью к детскому саду, помогают определить оптимальные пути воздействия в воспитательном влиянии на ребенка (информационно – аналитические, познавательные формы, досуговые формы, наглядно – информационные формы).

Понимание этого стало стимулом к изменению характера деятельности нашего дошкольного учреждения в плане взаимодействия педагогов с семьями. Возникла необходимость в совершенствовании содержания, форм и методов взаимодействия, способствующих эффективному развитию и воспитанию детей в ДОУ и семье, повышению педагогической культуры родителей, использованию потенциала семьи во всестороннем развитии детей. Родителям необходимо давать не только педагогические знания, но и осуществлять их практическую подготовку в вопросах воспитания детей.

Наш коллектив поставил перед собой важную задачу – сделать родителей соучастниками всего педагогического процесса. Так как только в тесном контакте может возникнуть формула:

ДЕТСКИЙ САД + СЕМЬЯ + ДЕТИ = СОТРУДНИЧЕСТВО

Именно поэтому актуально становится разработка проекта «Детский сад и семья - верные друзья».

III. Цели, задачи, ожидаемые результаты и продукты

Стратегическая цель: создание, в рамках социального партнерства с родителями, открытого дошкольного учреждения, обеспечивающего субъектно – субъективные отношения взаимодействия участников образовательного процесса.

Тактические цели:

1. Формировать у родителей представления о социальном партнерстве, как о движущей силе личностного развития ребенка.

2. Создать и внедрить систему сопровождения семьи в условиях детского сада.

3. Создать условия в коллективе ДОУ по организации взаимодействия с семьей.

4. Воспитать уважение к детству и родительству.

Задачи:

1. Установить партнерские отношения с семьями воспитанников, объединить усилия для развития и воспитания детей, создать атмосферу общности интересов.

2. Повысить педагогическую культуру родителей и педагогов для усиления их ответственности и сознательного отношения к воспитанию детей.

3. Вовлечь родителей в образовательно – воспитательный процесс, с целью разрешения проблем, интересов и нужд ребенка, способствующих всестороннему развитию личности дошкольника.

4. Использовать новые формы работы с родителями для сотрудничества и совместного творчества.

Ожидаемые результаты:

1. Установление доверительных и партнерских отношений с семьями воспитанников, объединение усилий для развития и воспитания детей.

2. Повышение педагогической культуры родителей и педагогов для сознательного отношения к воспитанию детей.

3. Вовлечение родителей в образовательно – воспитательный процесс, возможность реализации единой программы воспитания и развития ребенка в ДОУ и семье.

4. Апробирование новых нетрадиционных форм работы с семьей, как фактора позитивного развития ребенка.

Продукт:

1. Установлены доверительные и партнерские отношения с семьями воспитанников, активизированы и обогащены воспитательные умения родителей, изменен стиль общения с родителями.

2. Повысился уровень педагогической культуры родителей и педагогов, уровень родительской рефлексии, сформирован положительный эмоциональный настрой педагогов и родителей на совместную работу по воспитанию детей.

3. Сотрудничество детского сада с родителями воспитанников в решении задач образовательной программы ДОУ по организации игровой, творческой, конструктивной, познавательной деятельности.

4. Использование широкого спектра форм и методов работы с родителями.

IV. Принципы успешного взаимодействия педагогов и семьи

В ходе реализации проекта «Детский сад и семья – верные друзья» используются следующие принципы:

1. Обеспечение субъектной позиции всех участников педагогического процесса.

Реализация этого принципа означает, что каждому родителю, педагогу, ребенку предоставлены право и возможность удовлетворять, реализовывать свои интересы, высказывать мнение, проявлять активность. Главное – сотрудничество, а не наставничество.

2. Интеграция и дифференциация целей, задач и действий участников педагогического процесса, направленных на воспитание и развитие детей.

Этот принцип требует:

- обеспечения взаимной информированности педагогов и родителей об особенностях ребенка, его достижениях и трудностях, выявление общих проблем для решения;

- определения, с одной стороны, общих задач воспитания детей, которые объединят усилия педагогов и родителей, а с другой стороны, конкретизации задач для каждой из взаимодействующих сторон;

- совместного принятия решений, согласованности действий при выполнении решений, затрагивающих интересы взаимодействующих сторон;

- согласованности требований к ребенку, обеспечения единства педагогических влияний на него.

3. Гуманистическая ориентация во взаимодействии с семьей, которая предполагает:

- выявление и учет интересов, потребностей участников взаимодействия при организации совместной деятельности и общения;

- единый подход к развитию личности в семье и детском коллективе;

- обеспечение каждому родителю возможности знать. Как живет и развивается ребенок;

- раскрытие индивидуальности каждого, предоставление возможности проявить свою индивидуальность;

- принятие родителей, как своих союзников, единомышленников в воспитании ребенка;

- принятие, учет традиции семьи, толерантность, уважительное отношение к каждому участнику взаимодействия, его мнению;

- доброжелательный стиль общения педагогов с родителями. Позитивный настрой на общение является тем самым прочным фундаментом, на котором строится вся работа педагогов с родителями.

4. Научно – практический принцип.

- создание методической базы для оснащения и контроля хода проекта;

- организация оптимальных форм взаимодействия на разных этапах;

- организация психологической и педагогической помощи всем участникам проекта.

5. Индивидуальный подход.

Необходим не только в работе с детьми, но и работе с родителями. Воспитатель, общаясь с родителями, должен чувствовать ситуацию, настроение родителей.

6. Динамичность.

Детский сад должен находиться в режиме развития, а не функционирования, представлять собой мобильную систему, быстро реагировать на изменения социального состава родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы. В зависимости от этого должны меняться формы и направления работы детского сада с семьей.

Основными методами реализации проекта являются :

- проблемный метод;

- метод сотрудничества и взаимопомощи;

- метод проектирования (конструирования) педагогического процесса;

- метод активного партнерского диалога;

- анализ имеющегося опыта;

- метод игрового взаимодействия;

- педагогические технологии;

- педагогический анализ;

- метод рефлексии.

Механизм оценки результатов включает следующие критерии:

• Уровень компетентности педагогов по вопросам взаимодействия с семьей;

• Уровень сформированности условий, обеспечивающих включение семей в образовательное пространство ДОУ;

• Уровень удовлетворенности родителей качеством образовательных услуг в ДОУ;

• Степень эффективности взаимодействия ДОУ и семьи.

Пути решения проекта :

• Обдумать «образ будущего», представить модель того, что собираемся создавать;

• Учесть требования и мнения всех участников создаваемого «будущего»;

• Разработать систему реализации идей на основе реальной практики и возможностей ДОУ;

• Оценить риски реализации проекта.

V. Этапы реализации проекта.

Тип проекта : среднесрочный, методический, практико – ориентированный.

Участники проекта : администрация ДОУ, педагоги, родители и воспитанники ДОУ.

Реализация проекта «Детский сад и семья – верные друзья» рассчитана

на 7 месяцев: с сентября 2015г. по апрель 2016 г.

Этапы, цель, сроки.

1этап. Подготовительно – ориентировочный

Цель: определение целей и форм взаимодействия между субъектами: анализ семейного социума для определения целесообразности установления социального партнерства; определение содержания и формы работы с родителями; установление индивидуальных контактов; разработка программ сотрудничества (сентябрь – октябрь 2015г.).

2 этап. Практический

Цель: Реализация программ сотрудничества между всеми участниками образовательного процесса: повышение профессиональной компетентности педагогов ДОУ по вопросам взаимодействия с семьей; разработка методических материалов для реализации проекта; повышение педагогических и воспитательных умений родителей; включение в разработку и реализацию предложений родителей.

(ноябрь 2015г. – март 2016г.)

3 этап. Обобщающе – результативный

Цель: Подведение итогов социального партнерства: проведение анализа проделанной работы; определение эффективности, целесообразности, перспектив дальнейшего сотрудничества с семейным социумом; разработка технологий и методических рекомендаций (март -апрель 2016г.).

VI. План мероприятий.

№ мероприятия сроки ответственные

Подготовительно – ориентировочный этап

1. Изучение состояния проблемы в методической литературе. Подбор и анализ литературы. Сентябрь 2015г. Ст. воспитатель, творческая группа ДОУ

2. Мониторинг социального состава семей, анкетирование родителей: «Степень удовлетворенности родителей работой ДОУ», «Взаимодействие детского сада и семьи», тест «Я и мой ребенок». Сентябрь – октябрь 2015г. Ст. воспитатель, воспитатели

3. Разработка программы по работе с родителями «Семья». Сентябрь 2015г. Ст. воспитатель, творческая группа ДОУ

4. Проведение самоанализа педагогов по работе с родителями, педагогический тренинг «Оценка уровня коммуникабельности педагога с родителями», опросник воспитателей «Моя форма взаимодействия с родителями». Сентябрь -октябрь 2015г. Ст. воспитатель

Практический этап

1. Консультация для воспитателей «Формы взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников». Ноябрь 2015г. Ст. воспитатель

2. Дискуссия с педагогами «Современная семья – какая она. Ноябрь 2015г. Ст. воспитатель

3. Общее родительское собрание «Совместные подходы детского сада и семьи к организации закаливающих процедур» с использованием мультимедийной презентации.

Ноябрь 2015г. Ст. воспитатель

4. Консультация для родителей «Создаем условия для развития познавательного интереса ребенка». Декабрь 2015г. Ст. воспитатель

5. Проведение конкурса семейного творчества «Новогодняя открытка». Декабрь 2015г воспитатели

6. Проведение акции «Ёлочка желаний». Декабрь 2015г воспитатели

7. Консультация для педагогов «Стили взаимодействия воспитателя с родителями». Январь 2016г. Ст. воспитатель

8. Круглый стол для родителей «Я – родитель» с использованием мультимедийной презентации. Январь 2016г Ст. воспитатель

9. Мастер – класс для родителей «Рисование манкой». Январь 2016г Ст. воспитатель, воспитатели

10. Семинар – практикум «Оптимизация взаимодействия педагогов с родителями». Февраль 2016г. Ст. воспитатель

11. Педагогический ринг с педагогами «Путь к успеху». Февраль 2016г Ст. воспитатель

12. Проведение конкурса семейной фотографии «Любимое блюдо моей семьи». Февраль 2016г Воспитатели

13. Мастер – класс для родителей «Нетрадиционные техники рисования». Февраль 2016г Ст. воспитатель, воспитатели

14. Семинар – практикум для родителей «Игры и упражнения на развитие фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста». Март 2016г. Ст. воспитатель, воспитатели

15. Работа семейного клуба «Дружная семья». В течение периода Воспитатель

16. Консультации и индивидуальные беседы по запросам родителей. В течение периода Воспитатели

17. Работа рубрик «Почта доверия», «Семейный опыт», выставка методической литературы для родителей. В течение периода Ст. воспитатель, воспитатели

18. Проведение групповых родительских собраний с использованием нетрадиционных форм. В течение периода Воспитатели

19. Участие родителей в праздниках, утренниках. В течение периода Воспитатели, муз. руководитель

20. Оформление наглядной информации для родителей, газет, создание памяток, рекомендаций. В течение периода Ст. воспитатель, Воспитатели

21. Участие родителей в проектной деятельности. В течение периода Ст. воспитатель, Воспитатели

Обобщающе – результативный этап

1. Педагогический тренинг. Март 2016г. Ст. воспитатель

2. Анкетирование родителей. Март 2016г Ст. воспитатель

3. Создание детско – родительских проектов. В течение периода Воспитатели

4. Разработка выводов и рекомендаций по теме. Март –апрель 2016г. Ст. воспитатель

Публикации по теме:

Практико-ориентированный проект с детьми 4–5 лет «Собаки и кошки, верные друзья человека»Практико-ориентированный проект с детьми 4–5 лет «Собаки и кошки, верные друзья человека» «Собаки и кошки, верные друзья человека» практико-ориентированный проект с детьми 4-5 лет. Продолжительность: краткосрочный-2 недели. Участники.

Консультация «Детский сад и семья»Консультация «Детский сад и семья» Детский сад и семья. Семёнова О. И. Самая главная цель и родителей, и педагогов обеспечить полноценное и счастливое проживание ребенком периода.

Конспект интегрированной ОД по познавательно-речевому развитию «Детский сад и семья — наши верные друзья»Конспект интегрированной ОД по познавательно-речевому развитию «Детский сад и семья — наши верные друзья» Цель: формирование у детей понятие «дом», «семья», «детский сад», «новоселье». Задачи: Образовательные • Расширять знания о ближнем окружении,.

Педагогический проект «Наши верные друзья» Название проекта «Наши верные друзья» Тип проекта Педагогический, долгосрочный Участники проекта 1. Дети средней группы. 3. Воспитатели группы.

Проект «Детский сад и семья. Счастливое взаимодействие»Проект «Детский сад и семья. Счастливое взаимодействие» Проект «Детский сад и семья. Счастливое взаимодействие" Вид проекта: информационно – творческий, познавательный. Актуальность темы: «Только.

Проект для младшей группы ДОУ «И пернатые, и лохматые — наши верные друзья» Проект для младшей группы ДОУ «И пернатые, и лохматые –наши верные друзья». Автор: Мындарь Ольга Ивановна воспитатель МБДОУ №3 ст. Калниболотской.

Родительское собрание «Детский сад и семья, взаимодействие и сотрудничество» Родительское собрание «Детский сад и семья, взаимодействие и сотрудничество» Задачи: • Сформировать у родителей понимание необходимости.

Фотоотчет «Семинар «Семья — ребёнок — детский сад»Фотоотчет «Семинар «Семья — ребёнок — детский сад» Здравствуйте коллеги! Хочу рассказать Вам о прошедшем в нашем саду семинаре-практикуме для воспитателей групп раннего возраста. Перед нами.

Семья и детский сад. Сотрудничество и партнерство. Цель: Познакомить родителей с возрастными особенностями детей старшего дошкольного возраста и условиями образовательной работы в дошкольном.

Конспект занятия «Детский сад. Друзья» Сентябрь Тема: «Осень в гости к нам пришла» Вид деятельности Понедельник 11.09. Вторник 12.09. Среда 13.09. Четве Сентябрь 2 НЕДЕЛЯ Тема:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Детский сад и семья — верные друзья»
Опубликовано: 7 ноября 2018 в 13:45
+15Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проект «Детский сад и семья — верные друзья»» (включая файлы) размещена пользователем Людмила Козлитина (УИ 1716241) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
21 декабря 2024 суббота
Конспекты предновогодних творческих занятий.

Приглашаем принять в творческом конкурсе новогодних поделок
Добавьте фото на новогодний конкурс
22 декабря 2024 воскресенье
Благодарим тех, кто подарил нам жизнь.
Поздравляем энергетиков с профессиональным праздником!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД