Антонина Мешалкина
Проект «Детский сад и семья. Счастливое взаимодействие»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект «Детский сад и семья. Счастливое взаимодействие"
Вид проекта : информационно – творческий, познавательный.
Актуальность темы:
«Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохранённое предшествующим поколением, может любить Родину, узнать её, стать подлинным патриотом».
С. Михалков
Как бы не менялось общество, воспитание у подрастающего поколения любви к своей стране, гордости за неё, уважение традиций русского народа необходимо всегда.
Публикация «Проект „Детский сад и семья, Счастливое взаимодействие“» размещена в разделах
- Наш любимый детский сад. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Семья. Все материалы по теме семьи
- Семья. Проекты
- Темочки
Первые чувства гражданственности и патриотизма. Доступны ли они малышам? Исходя из многолетнего опыта в этом направлении, можно дать утвердительный ответ: дошкольникам доступно чувство любви к своей стране, её традициям.
Задача педагогов и родителей – как можно раньше пробудить в растущем человеке любовь к родной земле, с первых шагов формировать у детей черты характера, которые помогут ему стать человеком и гражданином общества.
Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный, требующий от педагогов и родителей большой личной убеждённости и вдохновения.
Современная семья, к сожалению, утратила многие из старых добрых традиций, выполняющих воспитательные функции. Отсутствие такого важного фактора, как постоянное общение детей и родителей в играх, на праздниках, не позволяет ребёнку в должной степени адаптироваться к социуму, накопить опыт социальных отношений.
Основной задачей, которая стоит перед педагогами детского сада, является оказание помощи современной семье в правильной организации воспитания ребёнка. Чем квалифицированнее будет помощь семье со стороны детского сада, тем теснее будет это содружество, эффективнее результат.
Моя работа над данным проектом способствовала установлению взаимодействия с родителями для вовлечения семьи в единое образовательно-воспитательное пространство, приобщению детей и родителей к истокам русской народной культуры, её духовным ценностям.
Возможны разнообразные формы взаимодействия с родителями, но задачи эстетического, нравственного, патриотического воспитания успешно решаются в одном из компонентов народной культуры – народном празднике. Это направление оказалось самым привлекательным, востребованным, полезным для формирования социально – активной личности гражданина и патриота, обладающей чувством национальной гордости, гражданского достоинства, любви к Отечеству.
Я считаю, что метод проекта позволяет детям усвоить сложный материал через совместный поиск решения проблемы, тем самым, делая познавательный процесс интересным и мотивационным. Проектная деятельность развивает творческие способности дошкольников, помогает самому педагогу развиваться как творческой личности.
Гипотеза:
Если в воспитательно-образовательную работу ввести план мероприятий по приобщению детей и родителей к истокам русской народной культуры, зафиксировать результаты реализации отдельных этапов плана и плана в целом наглядными промежуточными и итоговыми продуктами, то это позволит значительно повысить осведомленность детей и родителей в этой области, а также будет способствовать эффективному воспитанию патриотизма.
Цель проекта : формирование основ патриотизма у детей дошкольного возраста посредством целенаправленной эффективной совместной деятельности детского сада и семьи.
Задачи:
- пробудить интерес у детей и взрослых к истории и культуре России;
-формировать чувство любви к родной земле, патриотизма, гордости за своё Отечество, уважения к традициям своего народа и людям труда (народным умельцам);
- показать красоту русского языка через устное народное творчество;
- приобщение детей и взрослых к истокам народной культуры, её духовным ценностям, формирование представлений об особенностях народного быта и традиционного уклада жизни - через совместные мероприятия в детском саду;
- оказать помощь родителям в возрождении и творческом развитии лучших традиций векового опыта воспитания детей и привлечь их к сотрудничеству по проведению совместных праздников;
- обучить родителей новому взаимодействию, общению с детьми;
- развить навыки сотрудничества в разных видах детской деятельности;
- расширять представления родителей о самих себе и о своих детях;
- создать доброжелательную атмосферу, развить коммуникативные навыки.
Длительность проекта : сентябрь 2017г. - апрель 2018г.
Возраст детей: средняя группа, 4-5 лет
Участие родителей: организация и участие в выставках: «Наши традиции», «Народные промыслы и игрушки», посещение музея «Русской избы», участие в «Празднике игры и игрушки», в семейном досуге «Наши добрые старые игры»; в «Зимних играх и забавах», в празднике «Ах, Масленица!», в фольклорном развлечении «Народные игры с Матрёшкой»; мастер-классы и досуги по профессиям родителей.
Предполагаемый промежуточный продукт проекта : экологический праздник совместно с родителями «Как подружились дикие и домашние животные», выставка поделок из природного материала «Осенние фантазии»; семейный досуг «Наши добрые старые игры»; участие в международном экологическом конкурсе кормушек для птиц, организованным Федеральным Государственным Бюджетным Учреждением Культуры «Государственный мемориальный и природный заповедник «Музей – усадьба Л. Н. Толстого «Ясная Поляна»; совместное развлечение детей и родителей «Праздник игры и игрушки», «Народные игры с Матрёшкой».
Предполагаемый итоговый продукт проекта : разработанные методические рекомендации для педагогов и родителей «Использование фольклорного материала в воспитании дошкольников», создание альбомов: «Заклички о солнышке», «Хороводные игры», «Пальчиковые игры на основе русских народных потешек», «Считалки, потешки, прибаутки, небылицы».
Подготовка материалов и оборудования:
1. Подбор произведений русского народного творчества.
2. Подбор наглядного материала (иллюстрации, фотографии, народные игрушки, народные костюмы).
3. Выставки книг, фотографий, рисунков, поделок.
4. Обследование предметов старинного русского быта и интерьера при посещении музея «Русская изба».
5. Создание условий для проведения открытых мероприятий (оформление групповой комнаты, музыкального зала, подбор музыкальных произведений, подготовка методического и дидактического материала).
6. Подготовка изобразительного материала для продуктивной деятельности,
7. Интернет- ресурсы.
Этапы проведения и реализации проекта :
I. Подготовительный этап:
Обсуждение идеи проекта педагогами группы, постановка цели и задач, определение методов исследования, теоретическая подготовка педагогов, детей, родителей к выполнению проекта, разработка перспективного плана, выбор оборудования и материалов.
II. Исследовательский этап:
Постановка проблемы изучения истоков русской народной культуры, традиций русского народа.
Разнообразные формы взаимодействия с детьми (беседы, развлечения, занятия, целевые прогулки, т. д.) на выявление имеющихся знаний о народных традициях, обрядах, народном творчестве.
Рассказ воспитателя и рассматривание альбома «Как одевались в старину?»
Проведение цикла познавательных бесед и НОД на темы: «История и традиции народной игрушки», «Как на Руси зиму провожали и весну встречали», «В какие игрушки играли наши бабушки».
Разучивание народных хороводных игр: подвижных, словесных, обрядовых.
Экологический праздник «Как подружились дикие и домашние животные».
Чтение и драматизация русских народных сказок.
Использование атрибутов русской народной культуры в самостоятельной детской деятельности.
Рассматривание альбомов: «Народные промыслы», «Русские народные костюмы», изделий русского декоративно-прикладного искусства.
Рисование на тему: «Матрешка-русская игрушка».
Пополнение мини – музея в группе предметами быта и рукоделия.
III. Обобщающий этап.
Выявление знаний и навыков, полученных в ходе выполнения проекта.
Беседы с детьми о результатах работы за время осуществления проекта.
Подведение итогов.
Беседа “Что мы хотели узнать, что узнали, для чего узнали?”
Разработка и оформление методических материалов по заявленной теме. Размещение заявленных продуктов проекта в методическом кабинете учреждения. Публикация методических материалов в профессиональном всероссийском издательстве.
Анализ проведенной работы.
Вывод:
Приобщая детей к истории, традициям родной культуры, мы развиваем личность каждого ребенка, который, надеемся, будет носителем русского характера, русской ментальности, так как только на основе прошлого можно понять настоящее, предвидеть будущее.
Совместное участие детей и родителей в народных праздниках, высокая эмоциональная насыщенность в разных видах детской деятельности, постоянная опора на интерес - все это дает положительный эффект в работе по формированию у детей представлений о русской народной культуре. У большинства детей сформирован устойчивый интерес к знаниям о народных традициях, к выбору анимационных фильмов, чтению русских народных сказок, былин, широкому использованию русского народного фольклора. У большинства детей прослеживается формирование основ патриотического отношения к родному краю, понимание важности взаимосвязи времен и поколений.
И. И. Наседкина Р. М. Абрамова «Здравствуй, русская сторонка!» Москва; Вентана – Граф, 2016г.
Е. Ю. Александрова «Система патриотического воспитания в ДОУ». Волгоград; Издательство «Учитель», 2007г.
О. Л. Князева, М. Д. Маханева «Приобщение детей к истокам русской народной культуры». Детство-Пресс,2004.
Под редакцией Л. А. Кондрыкиной «Занятия по патриотическому воспитанию в детском саду»; Москва ТЦ «Сфера», 2010г.
В. П. Ватаман «Воспитание детей на традициях народной культуры»; Волгоград; Издательство «Учитель», 2008г.