Петрушенко Татьяна
Проект «Детский огород» для детей 3–4 лет
▼ Скачать +Заказ
Информационная карта проекта «Детский огород».
Тип проекта: познавательный, практико-ориентированный.
Продолжительность проекта: среднесрочный (март – май, август)
Актуальность: Формирование экологической культуры детей, воспитание у них гуманного отношения к природе и приобщение детей к выращиванию овощных культур является одним из этапов развития экологической грамотности ребенка дошкольного возраста.
Публикация «Проект „Детский огород“ для детей 3–4 лет» размещена в разделах
- Детские проекты, исследовательная деятельность
- Младшая группа
- Огород. Проекты, проектная деятельность
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
Проблема: Смогут ли дети 3х-4х лет участвовать в весенне-летних огородных работах и вырастить хороший урожай?
Цель проекта: Формировать экологическую грамотность у детей через приобщение к выращиванию рассады и сбору урожая на огороде дошкольного учреждения.
Задачи для детей:
- прививать любовь к природе, через участие детей в процессе выращивания овощных культур;
- привлечь к участию в общественно-полезном труде, направленном на получение здорового урожая;
- воспитывать бережное отношение к природе;
- получить радость и удовлетворение от результата своего труда.
Задачи для родителей:
- вовлечь в проектную деятельность;
- повысить воспитательные умения родителей;
- способствовать укреплению детско-родительских отношений.
Задачи для педагогов:
- привлечь семьи воспитанников к активному участию в этапах проекта;
- сформировать начальные знания экологической грамотности у детей;
- заинтересовать детей в участии процесса от посева семян до снятия урожая;
- научить детей коллективному труду в природе;
- воспитывать у детей осознанно бережное отношение к объектам природы;
- привлечь родителей и активизировать их роль в воспитательно-образовательной деятельности;
Форма проведения итогового мероприятия проекта: фотовыставка «Наш урожай».
Продукты проекта:
для детей:
- выращенная рассада овощных культур в групповом помещении и в домашних условиях;
- созревшие плоды овощных культур;
- дневник наблюдений (с помощью воспитателей и родителей);
- участие с родителями в оформление карточек-моделей: «Уход за рассадой», «От семян до плодов».
- участие в презентации: «Мой расточек».
для педагогов:
- пополнение картотеки игр, загадок, чистоговорок, пословиц, поговорок, считалок;
- оформление коллекции семян;
- консультации и рекомендации для родителей;
оформление презентации и фотовыставки «Мой расточек»;
для родителей:
- оформление с детьми карточек «Уход за рассадой», «От семян до плода»;
Ожидаемые результаты по проекту
для детей:
- сформирован познавательный интерес, и представления о стадиях развития от семян до плода;
- научились определять сходства и различия, опираясь на внешний вид рассады и плодов;
- сформированы начальные понятия взаимосвязи природа и люди;
- появится интерес и желание добиваться результата;
- дети приобщены к общественно полезному труду;
- привито чувство ответственности к собственному труду и труду других людей.
для родителей:
- активно участвуют в формировании экологической культуры детей;
- активизированы и обогащены воспитательные умения родителей.
для педагогов:
- повышена компетентность в вопросах экологического воспитания детей и организации проектной деятельности;
- пополнена методическая база группы консультациями для родителей, картотеками игр, загадок, чи-стоговорок, пословиц, поговорок, считалок;
- обогащён опыт взаимодействия с семьями воспитанников.
1. Подготовительный этап.
Действия педагогов:
Изучают и анализируют методическую литературу по теме проекта. Совместно с детьми формулируют проблемную ситуацию. Разрабатывают конспекты, положения, подбирают дидактические и развивающие игры. Ин-формируют родителей об этапах проекта.
Действия детей:
Совместно с педагогами формулируют проблемную ситуацию о возможности самостоятельно вырастить овощные культуры. Рассуждают, какую посильную помощь могут оказать своим родным на дачных огородных участках. Общение: «Мы сами сможем выращивать овощи!».
Действия родителей:
Знакомятся с этапами проекта. Принимают участие в подготовке семян и почвы для посева. Рассказывают детям о пользе овощных культур. Обсуждают с детьми, какие овощные культуры произрастают на их дачных участках. Привлекают детей к приготовлению блюд из овощей в домашних условиях.
2. Основной этап:
Действия педагогов:
Мотивируют семьи детей к активному участию в мероприятиях проекта. При необходимости корректируют ИКП. Размещают фотоматериалы этапов проекта на сайте ДОУ и стендах группы. Распространяют информацию теоретической и практической деятельности по экологическому воспитанию детей в группах детского сада.
Действия детей:
Участвуют совместно с воспитателями в постановке проблемы и путях её решения. Сажают семена, выращивают и наблюдают за ростом рассады. Принимают участие в высаживании рассады на грядки огорода ДОУ и уходом за ней. Совместно с воспитателями оформляют дневник наблюдений. Узнают о видах и строении рассады. Совместно с родителями оформляют карточки-модели от семян до плодов. Приобщаются к общественно-полезному труду. Делятся впечатлениями, высказывают свои пожелания.
Действия родителей:
Передают детям свой опыт по выращиванию овощных культур. Совместно с детьми принимают участие в посеве семян и выращиванию рассады в домашних условиях. Совместно с детьми оформляют домашний дневник наблюдений и карточки-модели. Высаживают с детьми выращенную рассаду на дачных участках, совместно наблюдают за её ростом и на своём примере приобщают детей к уходу за растениями. Оказывают посильную помощь в оформлении огорода ДОУ. Высказывают свои пожелания в ходе проектной деятельности.
3. Завершающий или аналитический
Действия педагогов:
Анализируют результаты этапов проекта. Оформляют фотовыставку. Проводят рефлексию среди детей и родителей: «Что я теперь умею», «Больше всего мне понравилось». Прогнозируют дальнейшую работу по формированию экологической культуры детей.
Действия детей:
Принимают участие в подготовке почвы и пересадке рассады на грядки огорода ДОУ. Применяют полученные навыки трудовой деятельности на огороде дачного участка. Собирают урожай. Радуются и гордятся результатами своего труда.
Действия родителей:
Высказывают пожелания о продолжении экологической деятельности детей дома и в группе. Приобщают детей к посильной помощи на огороде дачного участка. Поддерживают эмоциональное состояние радости и гордости у ребенка за достижение собственного результата.
Краткое содержание проекта
«Социально-коммуникативное развитие»:
Утренние приветствия: «В огороде у меня!», «Огуречик!»
Сюжетно – ролевые игры: «В музее семян», «В магазине огородного инвен-таря», «В нашем огороде».
Наблюдение за деятельностью воспитателя по подготовке семян к посадке; прореживанию, высадке рассады в открытый грунт.
Труд: Посев семян овощных культур в группе и на грядки огорода ДОУ. Уход за проросшими семенами и рассадой; посадка рассады на грядки огорода ДОУ.
Инструктаж: «Правила безопасности в процессе посева семян», «Правила безопасности во время ухода за рассадой в групповом помещении и на грядках огорода ДОУ».
Пальчиковая гимнастика: «Лучок», «Травка-муравка», «Прыгнул козёл в ого-род», упражнение «Рисунок на ладошке».
Физминутки: «Лучок – здоровячек», «Зеленый лучок»
Познавательное развитие
(Ознакомление с окружающим миром природы)
Подборка иллюстраций по теме проекта. Презентация: «Мы тоже так сможем!»
Проблемные ситуации: «Смогут ли дети вырастить рассаду?», «Смогут ли дети помочь бабушкам и дедушкам на дачном огороде?», «Будут ли употреблять в пищу те овощи, которые раньше не употребляли?»
Просмотр м/ф: «Веселый огород», «Есть у нас огород», обсуждение.
Беседы с детьми: «А у меня в огороде», «Что и как будем сажать?», «Солнце, воздух и вода», «Петрушка, это кто или что?»,
«Что общего и чем отличаются», «Что добавить в супчик», «Зелёный сала-тик», «Что выросло на огороде», «Из чего же, из чего же?» (суп/овощное пю-ре/рагу/сок).
Дидактические и развивающие игры: «Кто больше назовет», «Принеси то, о чем расскажу», «Угадай по описанию», «Подарки для зайчика с грядки», «Назови одним словом», «Так бывает или нет?», «Узнай, чей лист», «Отгадай, что за растение», «Что сажают в огороде», «Вершки и корешки», «Куда, что положить» (салат/суп, «Волшебный мешочек». «Варим супчик», «Готовим салат», «Кому нужна вода и солнце», «Разложи по тарелочкам», «Четвертый лишний: листочки и луковички/ плоды и корнеплоды», «Составь правильно», «Что за чем», «Огородный инвентарь», «Чего не стало?», лото «Овощи и фрукты», «Разложи правильно», «Собери лучок», «Загадай, мы отгадаем».
ОБЖ: «Почему нужно мыть овощи перед едой», «Не поранься»
Наблюдения на грядках огорода ДОУ: за изменениями внешнего вида выса-женных культур (рост, цветение, появление плодов).
Опытно-экспериментальная деятельность:
1. «Проросток»;
2. «Всё сравним!» (стебли, листья, соцветия);
3. «Больше, крепче, длиннее» (плоды).
Познавательное развитие (ФЭМП)
«Сравни плоды», «Части-целое», «Сколько всего», «Сложи картинку», «Больше – меньше» (размер/количество, «Разложи по форме/размеру», «Подбери по цвету», «Когда это бывает» (от посева до плодов, «В какой руке?», «Что изменилось?», «Найди пару», «Что перепутал художник?».
«Развитие речи»
Обсуждение иллюстрированного материала и сюжетных картинок.
Речевые, словесные игры: «Повтори чистоговорку», «Продолжи фразу», «Раз-дели на слоги», «Назови овощи с заданным звуком», «Прохлопай слово», «Доскажи словечко», «Один – много», «Опиши, мы угадаем», «Играем в слова», «Измени слово».
Продолжи фразу: «На тарелку положили….», «Я посеял семена…», «Закончи предложение», «Продолжи действие сказки «Репка».
Пальчиковая гимнастика: «Овощи», «Урожай»
Разгадывание загадок, поговорки, пословицы.
Чтение художественной литературы:
Стихотворение В. Глущенко «Участок в огороде», Огород» А. Прокофьев, Т. Шорыгина «Корзина овощей», Ю. Тувим «Овощи», «Дочка» Л. Квитко, Я. Аким «Стихи о бережном отношении к природе».
Сказки: «Пых» БНС, «Капустный лист», Е. Бехдерова, «Овощи на грядке», «Спор овощей», «Сказочное путешествие овощей». «Сказка про морковку», «Хрустик», «Приключения Помидорки». Ирис Ревю: сказочные истории:
«Земляные яблоки», «Свекольная история», «Барыня капуста», «Заморский баклажан»
«Художественно – эстетическое развитие»
Аппликация: «Красные шарики», «Овощное ассорти», «Красна девица», «Соберем урожай», «Репка».
Рисование: «Чесночные пёрышки», «Лучок», «Первые росточки», «Огуречный цветок», «Лопата и грабли», «Картошка и свекла».
Оформление: дневник наблюдений; карточек: "Рост рассады», «Уход за овощными культурами».
Раскраски и штриховки: «Виды овощей».
Лепка: "Весёлый огурчик», «Сеньор Помидор», «Корзинка с корнеплодами»,
«Грядки», «Овощи на тарелке».
Конструирование: «Построй грядку», «Фасолька на манке», «Овощная гир-лянда», «Посади огород».
Игры музыкальные с речевым сопровождением: «В огороде», «Огуречик», «Есть у нас огород».
«Физическое развитие»
Беседы ЗОЖ: «Как природа помогает укрепить здоровье?», «Овощные витаминки».
Физкультминутки: «Капуста» «Овощи», «Огород», «Удивляемся природе», «Мы пойдем в огород», «Репка».
Подвижные игры: «Дождик в огороде», «Капуста» с речевым сопровождени-ем», «Разложи овощи по корзинкам», «Найди свое место», «Кто быстрее собе-рет», «Найди свой овощ», «Найди пару».
Взаимодействие с семьёй
Информационный лист: «Участвуем в проекте»
Индивидуальные консультации, беседы, фотоматериалы.
Подготовка детей к презентации. Участие в высадке рассады на грядки огоро-да ДОУ.
Литература:
1. Воронкевич О. А. Добро пожаловать в экологию. Парциальная программа работы по форми-рованию экологической культуры у детей дошкольного возраста – СПБ: «Детство-Пресс», 2014. – 512с., ил.
2. Воронкевич О. А. Добро пожаловать в экологию. Комплексно-тематическое - планирование образовательной деятельности по экологическому воспитанию в развитие дошкольников
3. Абрамова Л. В., Слепцова И. Ф. Социально-коммуникативное развитие. Младшая группа. 3-4 года. – 2-е изд., испр. и доп. - М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2020. –88с.
4. Бардашева Т. Ю. Умелые пальчики. – М. : ООО ТД «Издательство Мир книги, 2008. – 48 с. : ил. – (Школа раннего развития).
5. Гербова В. В. Развитие речи в детском саду. Конспекты занятий с детьми 3-4 лет. – 2-е изд., испр. и доп. - М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2021. – 104 с.
6. Губанова Н. Ф. Развитие игровой деятельности. Вторая младшая группа. - М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. – 144 с.
7. Колдина Д. Н. Рисование в детском саду. Конспекты занятий с детьми 3-4 лет. – 2-е изд., испр. и доп. - М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2022. – 64 с.
8. Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду. Конспекты занятий с детьми 3-4 лет. – 2-е изд., испр. и доп. - М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2020. –112с.
9. Помораева И. А., Позина В. А. Формирование элементарных математических представлений: Конспекты занятий: 3-4 лет. – 2-е изд., испр. и доп. - М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2020. –64с.
10. Кравченко И. В., Долгова Т. Л. Прогулки в детском саду. Младшая и средняя группы: Методи-ческое пособие/Под ред. Г. М. Киселевой, Л. И. Понамаревой. – 2-е изд., испр. и доп. – М. : ТЦ Сфера, 2017. – 176с.
11. Уланова Л. А., Иордан С. О. Методические рекомендации по организации и проведению прогулок для детей 3-7 лет. – СПБ. : Детство-Пресс», 200? – 160 с.
12. Хрестоматия для чтения детям в детском саду и дома: 3-4 года. – 2-е изд. – М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2018. – 272 с.
13. 100 скороговорок, загадок, потешек / К. И. Чуковский, И. А. Мазнин, И. П. Токмакова и др. – М. : РОСМЭН, 2018. – 80 с. : ил.
14. Авторские материалы Гришанова Т. И., Петрушенко Т. В.
15. Интернет ресурсы:
Картотека физкультминуток, лексическая тема:"Огород"doshkolnik.net›
Физкультминутки: infourok.ru› Дошкольное образование.