Гашимова Ирада Ибрагимовна
Проект «Детский мир экономики»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект
Детский мир экономики
Средняя продолжительность
группа «Светлячки»
октябрь-декабрь
Воспитатели: Кинзерская О. В.
Гашимова И. И.
2023 г.
Паспорт проекта
Тип проекта информационно-практико-ориентированный
Участники дети дошкольного возраста 6-7 лет, родители
Продолжительность 3 месяца
Срок реализации октябрь-декабрь 2022 г
Публикация «Проект „Детский мир экономики“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Финансовая грамотность, деньги. Экономическое воспитание
- Финансовая грамотность. Проекты, планы, тематические недели
- Темочки
Приоритетная образовательная область социально-коммуникативная
Интеграция образовательных областей речевое развитие, познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие
Используемые технологии информационно-коммуникативные технологии, игровые технологии, личностно-ориентированные технологии, здоровьесберегающие технологии
Выход проекта Экономическая викторина, буклет «Бюджет семьи», участие в интернет-олимпиадах (воспитатели, дети)
Приобщение ребенка к миру финансово-экономической действительности – одна из сложных и в то же время важных проблем. Раннее разумное финансово-экономическое образование служит основой правильного миропонимания и организации эффективного взаимодействия
ребенка с окружающим миром, его социализации.
Создание условий для предпосылок формирования финансовой грамотности у детей, направленные на воспитание у ребенка бережливости,
сформированности деловых качеств личности, рационального поведения в
отношении простых обменных операций, а также формирование у ребенка
правильного представления о финансовом мире, которое сможет помочь ему
стать самостоятельным и успешным человеком, принимающим грамотные и
взвешенные решения в будущем – это основные задачи, которые ставит перед собой современное образовательное учреждение.
Формирование предпосылок финансовой грамотности официально признано одной из важнейших задач образовательного процесса. Финансовая
грамотность активно включается в систему образования. Практика показала: чем раньше дети узнают о роли денег в частной, семейной и общественной
жизни, тем быстрее формируются полезные финансовые привычки, которые
помогают избежать многих ошибок по мере взросления и приобретения финансовой самостоятельности, а также заложить основу финансовой безопасности и благополучия на протяжении всей жизни.
Данный проект направлен на формирование у дошкольников начальных представлений о финансовой составляющей жизнедеятельности современной семьи, понимания материальной стороны окружающего пространства.
Проект имеет развивающую направленность, предназначен для детей
дошкольного возраста, включает в себя использование блочной системы, реализация происходит посредством различных видов детской деятельности и технологий, что способствует формированию предпосылок финансовой грамотности у дошкольников и социализации в обществе.
Цель проекта : создание условий для формирования у дошкольников предпосылок финансовой грамотности и успешной социализации в современном обществе.
Задачи проекта :
• Образовательные: сформировать у детей понимание взаимосвязи между экономическими и этическими категориями (труд, товар, деньги, цена, стоимость) и нравственными понятиями (бережливость, честность, экономность, щедрость). Научить детей правильно вести себя в реальных жизненных ситуациях, носящих экономический характер (покупка в магазине, плата за проезд в транспорте и т. д.).
• Развивающие: развивать память, внимание, речь, стимулировать активность детей; развивать умение творчески подходить к решению ситуаций финансовых отношений посредством игровых действий.
• Воспитательные: содействовать проявлению интереса у детей к профессиональной деятельности взрослых; воспитывать представления о сущности таких нравственных категорий, как экономность, бережливость и честность.
Методы и формы работы:
Методы, повышающие познавательную активность:
• сравнение;
• метод вопросов;
• метод повторения;
• решение логических проблем.
Методы, направленные на повышение эмоциональной активности детей при усвоении знаний о мире:
• игровые;
• сюрпризы и моменты новизны.
Методы коррекции и уточнения представлений детей о мире:
• сравнительный анализ,
• оценка,
• разъяснение,
• воображаемая ситуация,
• совместный поиск выхода из ситуации,
• проигрывание положительных ситуаций.
Ожидаемые результаты:
Для детей:
• приобретение знаний социально-экономического характера;
• приобретение первичных навыков рационального распределения доходов семьи;
• усвоение следующих вопросов: как сберегаются деньги, как научиться принимать правильные финансовые решения;
• получение навыков ответственного отношения к финансовым обязательствам;
• развитие внимания и воображения, способности искать и находить новые решения, новые подходы к рассмотрению предлагаемой ситуации;
• применение практических советов в решении конкретных ситуаций;
• развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками;
• развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки;
• повышение интереса к изучению окружающего мира.
Для родителей:
• участие родителей в совместной продуктивной деятельности; повышение педагогической культуры родителей в проблеме взаимодействия с детьми по экономическим вопросам.
Для педагогов:
• повышение квалификации в вопросах формирования и развития финансовой грамотности у дошкольников;
• получение системы работы по формированию финансового опыта детей;
• повышение уровня взаимодействия в педагогическом коллективе.
Основные принципы проекта :
• от простого к сложному, где предусмотрен переход от простых занятий к сложным;
• принцип наглядности выражается в том, что у детей более развита наглядно-образная память, чем словесно-логическая, поэтому мышление опирается на восприятие или представление;
• принцип индивидуализации обеспечивает вовлечение каждого ребенка в воспитательный процесс;
• принцип доступности;
• принцип систематичности и последовательности;
• принцип прочности;
• принцип целенаправленности;
• принцип новизны;
• принцип учета возрастно-психологических и индивидуальных особенностей ребенка.
План-график мероприятий
I этап
Предварительный
В начале работы над проектом нами было проведено анкетирование родителей и детей. Цель: выявить заинтересованность родителей в формировании финансовой культуры их детей и степень заинтересованности детей к данной теме.
По результатам анкеты РОДИТЕЛЕЙ можно сделать следующие выводы:
• 70% признают важность формирования финансовой культуры ребенка;
• 20% считают, что детям рано еще рассказывать о деньгах;
• 5% родителей не формируют у детей основы финансовой грамотности.
• 85% считают, что дети должны иметь карманные деньги.
Результаты анкетирования ДЕТЕЙ показали, что:
• 65% знают, что такое деньги;
• 65% знает, откуда берутся деньги;
• 85% не знает, что такое валюта, экономика, семейный бюджет;
• 60 % ответили, что умеют копить деньги.
Для достижения положительных результатов и для заинтересованности родителей и детей данным проектом, был разработан план работы, изучена методическая литература, проведен анализ методов трех вопросов.
Работа по проекту началась с создания плаката «Метод трех вопросов», благодаря которому были выявлены сильные и слабые стороны знаний детей по основам финансовой грамотности.
что мы знаем? что хотим узнать? как, где узнать?
*зачем нужны деньги
*нужно копить деньги
*некоторые валюты мира
*где хранятся деньги *как зарабатывать деньги
*что такое экономика
*что такое семейный бюджет
*как и где производят деньги *спросить у родителей
*спросить у воспитателей
*посмотреть мультфильмы
*почитать книги
*поиграть в игры
*посетить банк, магазин
Также был составлен примерный план работы на три месяца (план дополняется и изменяется в зависимости от хода проекта, знаний и интересов детей).
Октябрь
1. Беседа: «Что такое деньги».
2. Беседа воспитателя о деньгах, о цене товара, о, том какие они были раньше, какие есть сейчас.
3. Игровая деятельность. Сюжетно-ролевая игра «Магазин».
4. Чтение и заучивание пословиц и поговорок о деньгах.
5. Д / и «Угадай, где продаются».
6. НОД
Ноябрь
1. Разбор проблемных ситуаций.
2. Чтение экономических сказок.
3. Просмотр мультфильма «Как старик корову продавал».
4. НОД.
5. Игра «Хочу-Надо». Кубик Блума.
6. Продуктивная деятельность: изготовление копилок.
Декабрь
1. Дидактическая игра «Семейный бюджет».
2. Просмотр мультфильма: «Смешарики. Азбука финансовой грамотности».
3. Чтение сказки К. Чуковского «Муха – Цокотуха».
4. Рассказ воспитателя о семейном бюджете, о доходах и расходах.
5. НОД.
II этап
Основной
Сроки проведения Мероприятия Цель
октябрь Беседа «Что такое деньги?».
Беседа «Откуда берутся деньги и на что тратятся?».
Составление рассказов на тему: «Что значит быть бережливым».
НОД «Путешествие в Простоквашино»
Д / и «Угадай, где продаются».
Чтение экономических сказок.
Сюжетно-ролевая игра «Магазин».
НОД «Деньги разные нужны».
Сформировать и закрепить у детей представление о деньгах как о мере стоимости, средства платежа и накоплений.
Сформировать у детей понимание
важности процесса получения и расходования денежных средств.
Развивать умение правильно выражать свои мысли, использовать экономические термины.
Объяснить детям значения пословиц и поговорок, обсудить их смысл. Развивать любознательность.
Научить детей соотносить название магазина с товарами, которые в нем продаются.
Нарисовать свой магазин.
Воспитывать интерес к финансовой грамотности при помощи чтения художественной литературы.
Закрепить знания о деньгах; закреплять умения считать в пределах 10; воспитывать уважение к труду взрослых.
Раскрытие сущности понятия «деньги», «монета», «банкнота». Придумать и создать свои деньги.
ноябрь Чтение и разбор проблемных ситуаций.
Чтение экономических сказок.
Просмотр мультфильма «Как старик корову продавал».
Аппликация «Моя копилка». Творческая работа «Моя копилка».
НОД «Семейный бюджет и расходы семьи».
Познавательная игра «Хочу-Надо». Кубик Блума.
Чтение и обсуждение стихотворения С. Михалкова «Находка».
Беседа о профессиях
Выступление на педсовете. Тема: Финансовая грамотность для дошкольников через дидактические игры. Научить детей мыслить логически, доказывать свою точку зрения
Воспитывать интерес к финансовой грамотности при помощи чтения художественной литературы.
Показать детям правильное отношение к цене, товару, рекламе.
Развивать творческое мышление, мелкую моторику. Воспитывать интерес к совместному творчеству ребенка и родителя. Изготовление копилки из любого материала.
Раскрыть сущность понятий «Семейный бюджет» и его основные источники (заработная плата, стипендия, пенсия) и «Расход» (обязательный и необязательный).
Познакомить с экономической стороной понятий «хочу» и «надо»; дать детям понимание в чем разница между «хочу» и «надо»; узнать, что такое потребности. Развивать умение правильно выражать свои мысли.
Воспитывать у детей честность, порядочность, взаимопомощь.
Сформировать у детей интерес и уважение к различным профессиям.
Нарисовать свою любимую профессию.
Познакомить коллег с возможностями д/и для формирования основ финансовой грамотности дошкольников.
декабрь Д/и «Семейный бюджет».
Беседа о рекламе
Чтение сказки К. Чуковского «Муха – Цокотуха».
Экскурсия родителя с ребенком в магазин, банк.
Решение экономических задачек.
Подвижная игра «Мы – монетки».
НОД «Путешествие в сказочную страну Экономию».
Создание буклета «Наш семейный бюджет».
Участие в интернет-олимпиадах (воспитатели, дети). Формировать знания детей о доходах и расходах семьи. Воспитывать социально-нравственные качества.
Объяснить детям значение рекламы для товара. Воспитывать интерес к рекламной деятельности.
Воспитывать у детей эмоциональное отношение к героям сказки; пополнять словарный запас; учить детей давать полный ответ, опираясь на текст.
Воспитывать ответственность, самостоятельность, умение выполнять правила поведения в общественных местах. Развивать дружеские отношения между родителем и ребенком.
Сделать фото в магазине или в банке.
Учить детей решать экономические задачи при помощи математических действий.
Развивать внимательность, ловкость, умение играть в команде
Содействовать финансовому просвещению и воспитанию детей, создать необходимую мотивацию для повышения их финансовой грамотности.
Развитие творческих способностей. Воспитание интереса к проектной деятельности. Укреплять отношения между родителем и ребенком.
Создание буклета.
Проверить и закрепить знания по пройденным темам. Воспитывать интерес к конкурсам и олимпиадам.
Получение дипломов.
III этап заключительный
В ходе проектной деятельности были использованы следующие технологии:
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ. Цель: формировать осознанное отношение к соблюдению культурно-гигиенических требований и здоровьесберегающее поведение в повседневной жизни, эмоциональное благополучие, социальные навыки, уверенность в себе (физминутки, прогулки с родителями, гимнастика для глаз).
ТЕХНОЛОГИЯ ПРОЕКТИРОВАНИЯ. Цель: развитие свободной творческой личности, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.
ТЕХНОЛОГИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. Цель: сформировать у дошкольников основные ключевые компетенции, способность к исследовательскому типу мышления (решение проблемных вопросов («Кубик Блума», установление причинно-следственных связей (д/и «Семейный бюджет»).
ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ. Цель: повысить качество образования, совершенствовать управление воспитательно-образовательным процессом (использование мобильного телефона, компьютера при просмотре мультфильмов, познавательных видео).
ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ. Цель: обеспечить комфортные, бесконфликтные и безопасные условия развития личности ребёнка, реализация её природных потенциалов (беседы, сюжетно-ролевые игры, выставки детского творчества).
ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ. Цель: Достигнуть высокого уровня мотивации, осознанной потребности в усвоении знаний и умений за счёт собственной активности ребёнка (интеллектуальные игры, сюжетно-ролевые игры, экономические игры).
На заключительном этапе была проведена игра-викторина по финансовой грамотности. Цель: Содействие финансовому просвещению и воспитанию детей, создание необходимой мотивации для повышения их финансовой грамотности.
Создана авторская дидактическая игра «Семейный бюджет». Цель: Формировать знания детей о доходах и расходах семьи. Воспитывать социально-нравственные качества.
Созданы картотеки: финансовые сказки, консультации для родителей, игры по финансовой грамотности для детей, сборник проблемных ситуаций, творческие работы детей.
Организовано участие детей и воспитателей в блиц-олимпиадах (онлайн) по финансовой грамотности. Цель: Проверить и закрепить знания детей по изученным темам. Проверить свой профессионализм.
Заключительная часть проекта
В результате реализации проекта мы выяснили, что родители, в основном, теоретически признают необходимость и полезность экономического воспитания, а практически некоторые не содействуют приобщению детей к миру экономики. Большинство считают своевременным и полезным развивать и воспитывать в детях качества, которые, впоследствии, сыграют важную роль для их социальной адаптации в обществе. А некоторые родители почти не уделяют внимания данному направлению в воспитании детей в силу разных причин: одни считают, что дети ещё малы, другие не представляют чему учить и какие качества воспитывать, третьим в силу занятости вообще нет времени вникать в это.
В результате проделанной работы, мы уверенны, что у воспитанников сформировалось первичное понимание финансово-экономических терминов, понимание взаимосвязи между деньгами и трудом, умения правильно вести себя в реальных жизненных ситуациях, что необходимо трудиться, помогать страшим.
Мы смогли заложить основы разумного финансового поведения, развили важные для жизни качества, как трудолюбие, уважение к себе, другим людям, своему и чужому труду, настойчивость, терпение. Все эти качества во многом предопределяют финансовое благополучие человека во взрослой жизни.
Все вышеуказанные формы работы способствовали и вовлечению родителей в систему работы по финансовой культуре детей.
Эффективное использование всех приемов, средств и методов привело к положительной динамике формирования финансовой культуры посредством игровой деятельности детей дошкольного возраста, к личностному росту дошкольников, который выразился в стремлении самостоятельно играть, трудиться и приносить пользу обществу. Проводимая систематическая работа повысила эффективность работы по формированию финансовой культуры и дала возможность добиться положительных результатов.
Подводя итог, можно сказать, что подобранные игры, занятия, беседы, малый фольклорный жанр помогли детям усвоить сложные экономические понятия (валюта, товар, услуга и т. д., позволили не только обучить, но и воспитать дружелюбие и отзывчивость, дух взаимопомощи и сотрудничества, в значительной мере обогатили словарный запас детей экономическими терминами. В результате у детей развилось слуховое восприятие, повысилась наблюдательность, внимание, память, воображение, упорядочились впечатления, которые они получили при взаимодействии с внешним миром, расширился словарный запас, повысился уровень их знаний экономического содержания, видна положительная динамика формирования финансовой культуры детей.
Исходя из этого, можно сделать вывод о перспективности и результативности проведенных мероприятий.
Список используемой литературы
Антонова Ю. Е. Основы финансовой грамотности для дошкольников: мотивы и мнения//Воспитатель ДОУ. – № 9. – 2018.
Галкина Л. Н. Экономика для детей : метод. пособие. – Челябинск: Цицеро, 2013.
Шатова А. Д. Финансовая грамотность дошкольников: две стороны проблемы//Дошкольное воспитание. – № 2. – 2018.
Шатова А. Д. Экономическое воспитание дошкольников. – М., 2005.
А. А. Смоленцева «Введение в мир экономики, или Как мы играем в экономику» Санкт-Петербург «ДЕТСТВО-ПРЕСС» 2015г.
А. В. Сазонова «Путешествие в поисках экономики» Учебное пособие---Днепродзержинск: Генеза-Пивдень 2014г.
Аношина Л. М. Экономическое воспитание старших дошкольников в процессе ознакомления с новыми профессиями // Детский сад от А до Я. 2003. №4.
Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста. Сценарии образовательных событий и занятий для детей и их родителей в ДОО. Сборник методических разработок / Сост. О. А. Блохина, О. В. Терешева – Калининград: КОИРО, 2017.
Белокашина С. В. Экономика и дети. Пословицы и поговорки // Дошкольная педагогика. 2009. №7
Играем в экономику : комплексные занятия, сюжетно-ролевые игры и дидактические игры / авт. - сост. Л. Г. Киреева. – Волгоград: Учитель, 2008г.
https://docs.edu.gov.ru/document/f22e87b648b2a2f2654d07843942f0bb/download/1295/
https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2022/12/27/formirovanie-osnov-finansovoy-gramotnosti-u-detey-doshkolnogo-vozrasta
https://www.maam.ru/detskijsad/formirovanie-finansovoi-gramotnosti-doshkolnikov.html
https://infourok.ru/kartoteka-konspektov-organizovannoj-obrazovatelnoj-deyatelnosti-po-finansovoj-gramotnosti-dlya-detej-5-7-let-5400340.html
https://ciur.ru/deb/deb_mc/pages/Методические%20разработки%20мероприятий%20по%20финансовой%20грамотности. pdf
https://fincult.info/upload/iblock/2c4/2c4d6c18363046e09c6561814284b7da.pdf
https://nsportal.ru/detskii-sad/osnovy-finansovoy-gramotnosti/2021/04/16/kartoteka-igr-po-finansovoy-gramotnosti-dlya
https://nsportal.ru/detskiy-sad/okruzhayushchiy-mir/2022/02/14/zamanchivyy-mir-reklamy-igra-reklamisty
https://www.maam.ru/detskijsad/proekt-osnovy-finansovoi-gramotnosti.html
https://infourok.ru/proekt-azbuka-finansovoj-gramotnosti-4115314.html
https://dsumka.hmansy.prosadiki.ru/media/2019/11/25/1264946310/Kartoteka_konspektov_OOD_po_finansovoj_gramotnosti_dlya_detej_5-7_let.pdf
https://infourok.ru/prezentaciya-na-temu-interesnie-fakti-iz-istorii-deneg-i-pokupok-v-vi-vekah-1894646.html)
https://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2020/01/10/proekt-po-formirovaniyu-finansovoy-gramotnosti-detey
https://koncpekt.ru/detskiy-sad/5091-proekt-azy-finansovoy-gramotnosti.html
https://dubsad.uoirbitmo.ru/upload/files/Программа%20по%20Финансовой%20грамотности%20Детки%20и%20Монетки. pdf
https://koiro.edu.ru/activities/prioritetnye-proekty-v-sfere-obrazovaniya/finansovaya-gramotnost-naseleniya/Сборник%20методических%20разработок_ФГ_ДО. pdf