Тамара Владимировна Нилова
Проект «День за Днём природу бережем»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад №1 «Сказка»,р. п. Коченево
Проект : «День за днем природу бережем».
Из опыта работы педагогов.
Старший воспитатель: Надежда Николаевна Осипова, высшая категория.
Воспитатели: Тамара Владимировна Нилова, первая категория;
Светлана Васильевна Груздева, первая категория.
Публикация «Проект „День за Днём природу бережем“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Экология для детей. Дошколята - защитники природы
- Экология, защита природы. Проекты
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» апрель 2020
Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста становится одним из приоритетных направлений в педагогической теории и практике. Однако решать задачи экологического воспитания, ограничиваясь лишь регламентированной образовательной деятельностью, малоэффективно. Деятельность педагогов в этом направлении должна выходить за рамки традиционного ознакомления дошкольников с природой и воспитания у них бережного отношения к окружающему.
Важно отметить, что особое внимание в системе дошкольного образования уделяется вопросам социализации детей, развития у них любознательности, потребности в познании мира, творчестве и стремлении к достижениям.
Исходя из этого, задачи социального развития воспитанников МКДОУ детского сада № 1 «Сказка» решаются на основе созданной системы социального партнерства, предусматривающей:
• установление долговременных, постоянных связей с ближайшими социальными партнерами;
• взаимодействие с родителями детей, которые являются не только социальными заказчиками, но и непосредственными участниками образовательных отношений.
На сегодняшний день заключены соглашения о сотрудничестве ДОУ с муниципальным образовательным учреждением средней общеобразовательной школой, детской библиотекой и т. д.
Экологические занятия с учетом региональных особенностей окружающей среды дети получают на практике взаимодействия их с окружающим социумом. Так, с целью формирования экологической культуры и детей старшего дошкольного возраста с учетом природных особенностей Новосибирской области по средствам социального партнерства с семьями воспитанников, учреждениями педагогическим коллективом ДОУ был разработан проект «День за днем природу бережем».
Перед началом работы над проектом педагоги выявили :
• востребованность и необходимость проведения природоохранных акций в рамках р. п. Коченево Новосибирской области;
• недостаточный уровень экологических знаний и умений старших дошкольников;
• интерес родителей совместной партнерской деятельности и поддержку ими проводимых в ДОУ по экологическому воспитанию детей.
Большой процент положительных ответов на ряд вопросов дал возможность предложить, что разработанный проект будет востребован и окажется полезным для большой аудитории участников.
Реализация данного проекта была основана на проведении экологических акций, участниками которых стали не только дети, их родители, педагоги, социальные партнеры ДОУ, но и жители р. п. Коченево.
В качестве задач проекта были определены :
• уточнение и обобщение знаний детей о живой и неживой природе, взаимосвязях в природе, жизни животных, птиц, растений Новосибирской области;
• развитие познавательно-поисковой деятельности способности к наблюдениям и моделированию с применением информационных и коммуникационных технологий;
• выявление талантливых дошкольников посредством проектной деятельности;
• привлечение детей, родителей и общественности к активной природоохранной деятельности посредством проведения экологических акций;
• формирование определенной системы ценностных отношений к природе родного края;
• создание условий для овладения детьми практическими умениями и навыками сознательно поведения в природе.
Приоритетным направлением деятельности ДОУ является познавательно-речевое развитие детей. Данный проект входит в систему организации работы по приоритетному направлению, реализации регионального компонента, что способствует повышению эффективностью образовательной деятельности детского сада. Мероприятия проводятся в группах старшего дошкольного возраста в рамках вариативной части образовательной программы при организации совместной деятельности педагога с детьми. Также элементы проекта могут входить в образовательную деятельность по ознакомлению с окружающим миром.
Проект осуществлялся поэтапно в течение учебного года. В ходе подготовительного этапа вначале учебного года была проведена диагностика экологических знаний старших дошкольников и анкетирование родителей с целью выявления у них интереса к совместной деятельности, в т. ч. по вопросам по экологического воспитания детей. Также был составлен план мероприятий в рамках проведения экологических акций и заключены договора с образовательными, социальными, муниципальными учреждениями для взаимодействия и совместного проведения запланированных мероприятий.
На втором – основном – этапе в рамках экологический акций, проходивших с сентября по июнь, были организованы мастер- классы, экскурсии, мультимедийные путешествия, викторины, конкурсы творческих работ, праздники и другие мероприятия. Информация о каждой экологической акции размещалась на сайте ДОУ с целью обсуждения актуальных вопросов охраны природы с общественностью. Привлечь внимание жителей посёлка к экологическим акциям, также помогли выпуск и распространение детьми совместно с родителями и воспитателями тематических листовок.
В качестве примера приставлен сценарий проведение мероприятий в рамках акции «День чистого воздуха». В данной акции, которые согласно плану была организована с 1 по 30 сентября, приняли участие воспитанники, их родители, педагоги ДОУ.
В ходе акции состоялись прогулка-поход «Лесной воздух» совместно с родителями; велопробег и спортивная эстафета «Дышите глубже» на стадионе совместно с родителями.
Также в ДОУ был организован турнир знатоков «Уроки здоровья» для детей, реализована проектная деятельность «Чистый воздух» с участием родителей и воспитанников.
На заключительном этапе был проведен анализ эффективности и результативности проекта, оформлен опыт работы ДОУ по проекту для публикации в СМИ.
Так, в результате реализации проекта были отмечены повышение уровня экологической культуры детей старшего дошкольного возраста, расширение их знаний по основам экологии, а также активная природоохранная деятельность не только воспитанников, но их родителей, желание жителей поселка участвовать в подобных акциях и решения вопросов охраны природы.
Таким образом, грамотно организованная взаимодействие детского сада с социальными партнерами создает условия для расширения кругозора дошкольников, формирования у них навыков общения в различных социальных ситуаций с людьми разного возраста, национальности, с представителями разных профессий, для воспитания уважения к труду взрослых, бережного отношения к окружающему миру. Кроме того, такое взаимодействие способствует росту профессионального мастерства педагогов и специалистов ДОУ и повышению статуса детского сада.
«Истинное воспитание состоит не только в правилах, сколько в упражнениях»
Ж. Руссо
Акции – это социально значимые мероприятия, предпринимаемые для достижения единой цели, прежде всего для развития у детей и взрослых экологической культуры.
Чаще всего акции являются комплексными мероприятиями, которые имеют некоторую протяженность во времени, то в ее ходе решаются одновременно разные задачи: познавательные, нравственные, этические, что делает их особенно ценными.
В нашем дошкольном учреждении экологические акции проходят в течение всего учебного года. В ходе акций дошкольники получают природоведческие знания, формируют навыки экологической культуры, активную жизненную позицию. Акции служат хорошей экологической пропагандой среди родительской общественности. Дети видят отношение родителей, организацию мероприятия и сами в ней участвуют.
Акция проходит под своим девизом, имеет наглядную агитацию (листовки, плакаты, памятки). В содержание акций входят мини проекты, праздники, развлечения, выставки, конкурсы, посвящённые объектам акции.
Цель проведения экологических акций: формирование экологической культуры, сознания и мировоззрения.
Задачи: формировать познавательный интерес, коммуникативные способности, гуманистическое отношение, эстетическую отзывчивость, привитие трудовых навыков.
Участники: сотрудники, родители, дети.
Алгоритм проведение акций:
• цель (каждая акция имеет свою цель);
• задачи (выполняются общие и конкретные);
• объект (на что направлено – птицы, деревья);
• участники (дети + родители, сотрудники + дети + родители);
• этапы:
1. Подготовительный (разработка плана по достижению цели, сбор информации, объём и накопление материала, смета расходов);
2. Организационно-практический (т. е. деятельностный, выполнение плана деятельности);
3. Аналитический (подведение итогов, рефлексия. Может проходить в форме награждения, изготовление фотоальбома, видеофильма, изготовление книжек-самоделок, проведение выставок и т. д.).
Все экологические мероприятия и акции проходят под общим девизом: «Только вместе, только дружно, помогать природе нужно!».
1. «Чудеса осенней природы».
Цель:
привлечение родителей к жизни детского сада.
Задачи:
- дать возможность родителям и детям проявить свои творческие фантазии;
- способствовать развитию талантов;
- воспитание ответственности.
Сроки: с 15 по 30 сентября.
Описание:
Осень - замечательная пора. Именно об этом времени года написано множество произведений. Знакомя детей, мы рассказываем об особенностях этого времени года, его признаками. Итогом работы по теме осень мы организовываем выставки.
В нашем ДОУ проходят ежегодно выставки поделок из природного материала. Участниками выставки являются дети и их родители.
У нас является традицией - проведение совместных выставок. Организуя такие выставки, мы преследуем цель-вовлечение родителей в жизнь детского сада. Почти все родители активно участвуют в выставках. Материалом для поделок служат: шишки, листья, рябина, мох, овощи, фрукты, семечки и многое другое. К сожалению, эти поделки быстро утрачивают свой вид. Поэтому мы все фиксируем в фото отчёте. В результате получились оригинальные поделки.
2. «День встречи зимующих птиц».
Цель: формирование у детей экологической культуры и бережного отношения к окружающему миру.
Задачи:
- расширять представления о птицах, об условиях их жизни, продолжать узнавать птиц по внешнему виду, повадкам, пению;
- закрепить понятия о необходимости помогать птицам в холодное время года;
- привить детям практические навыки и умения по изготовлению кормушек для птиц;
- воспитывать в детях доброту, приучать их заботиться о птицах, наблюдать за ними, испытывать радость от сознания, что подкармливая птиц, можно спасти их от гибели.
Сроки: с октября по апрель.
Организованная практическая работа:
1) Наблюдение на прогулке за птицами (ворона, воробей, снегирь, синица).
2) Беседа «Зимующие и перелетные птицы».
3) Чтение рассказа Г. Скребицкого «Длиннохвостые разбойники» и др.
4) Разучивание стихотворения А. Яшина «Покормите птиц зимой».
5) Дидактические игры, упражнения, загадывание загадок.
6) Составление описательных рассказов.
7) Художественно-продуктивная деятельность «Наши пернатые друзья» : рисование, лепка, аппликация.
Учимся с детьми рисовать, лепить поэтапно.
8) Изготовление плакатов, агитационных листовок.
Совместно с детьми педагог изготавливает плакаты, листовки, на которых дети рисуют птиц и призывают жителей р. п. Коченево изготовить кормушки и кормить птиц зимой регулярно.
9) Развешивание плакатов и агитационных листовок на территории детского сада и парка.
10) Изготовление кормушек детьми совместно с родителями. (видео)
Воспитатель дает на дом родителям и детям задание, подумать какую и из какого материала они хотят изготовить кормушку, придумать украшения для нее. В удобное для родителей время мы собираемся, и дети совместно с родителями изготавливают, украшают свои кормушки для птиц. На слайдах представлены фотографии как это проходило в группах «Буратино» и «Гномик».
11) Размещение кормушек на деревьях на территории детского сада. (Видео)
12) Сбор корма и организация дежурств в «птичьей столовой». С детьми мы организовываем дежурство в «птичьей столовой». Дети, выходя на улицу, проверяют, остался ли корм в кормушках, если его нет, заряжают их кормом. Дети это делают с большим удовольствием.
Корм дети приносят в детский сад сами.
3. Экологическая акция «Елочка желаний».
Традицией нашего детского сада и групп стала акция «Елочка желаний», которую мы проводим под Новый год.
Цель: создание радостного предновогоднего настроения.
Задачи: - создание новогоднего настроения;
- дать возможность детям помечтать;
- укрепления детско-родительских отношений;
- формирования ценностного отношения к близким людям.
Сроки: с 10 по 15 декабря.
Дети совместно с воспитателем, изготавливают елочки желаний из разного материала (ниток и т. д., загадывают желания, записывают их на листочки разной формы и прикрепляют к елочке. Педагоги на территории детского сада на улице из снега тоже изготавливают елочки желаний, у которых все гости детского сада могут загадать свои самые заветные желания.
4. «Новогоднее окно»
Цель:
привлечение родителей к жизни детского сада.
Задачи:
- дать возможность родителям и детям проявить свои творческие фантазии;
- способствовать развитию талантов;
Сроки: с 1 декабря по 10 декабря
Описание:
Зима - замечательная пора. Именно об этом времени года написано множество произведений. Знакомя детей, мы рассказываем об особенностях этого времени года, его признаками. Итогом работы по теме зима мы организовываем выставки.
В нашем ДОУ проходят ежегодно выставки поделок из природного и подручного материала. Участниками выставки являются дети и их родители.
У нас является традицией - проведение совместных выставок. Организуя такие выставки, мы преследуем цель-вовлечение родителей в жизнь детского сада. Почти все родители активно участвуют в выставках. Материалом для поделок служат: ватные диски, мишура и многое другое. В результате получились оригинальные поделки.
5. «Зимний огород на окне»
Цель: обобщить и расширить знания дошкольников о том, как ухаживать за растениями в комнатных условиях.
Задачи:
• Учить детей ухаживать за растениями в комнатных условиях, выполнять индивидуальные поручения и коллективные задания.
• Формировать у детей понятия взаимосвязи природа и люди : люди занимаются посадкой, выращивают и ухаживают за растениями, растения вырастают, радуют людей своей красотой, кормят своими плодами.
• Обобщать представление детей о необходимости света, тепла, влаги почвы для роста растений.
• Развивать познавательные и творческие способности детей.
• Воспитывать бережное отношение к своему труду, труду взрослых, детей, желание добиваться результата, чувство ответственности за участие в общем деле.
• Развивать речь детей, активизировать словарь (корень, луковица, посадить, углубление, условия, стрелка).
Сроки: с 15 февраля по 31 марта.
Дети совместно с педагогом садят овощи (лук, чеснок, помидоры, перец, проращивают овес и т. д., ухаживают, наблюдают за ростом в разных условиях выращивания (в земле, в камнях с водой, в темноте, в воде, в песке и т. д., ведут журналы наблюдений, в которых фиксируют рост растений в разных условиях.
6. «Другая жизнь полиэтиленовых мешочков»
Цель: создание условий для развития конструктивных, познавательных и творческих способностей в совместной художественной деятельности детей.
Задачи:
- уточнить представления детей об источниках возникновения мусора;
- развивать умение анализировать экологическую проблему, потребность соблюдения чистоты на улицах города, дома, в детском саду;
- формировать навыки сотрудничества в коллективной деятельности;
- вызвать интерес к изготовлению поделок из полиэтиленовых мешочков;
- развивать воображение;
- воспитывать инициативность, активность.
Сроки: апрель.
Полиэтиленовые мешочки надо разрезать на полоски шириной примерно один сантиметр. Вырезать два круга диаметром 6 сантиметров. Вырезать середины у кругов. Получить колечки. Положить одно колечко на другое, между ними положит ниточку по кольцу. Обматывать колечко ленточками. Сделать помпон. Из полученных помпонов можно сделать разные игрушки. У наших педагогов получились вот такие замечательные игрушки, которые вы видите на слайде.
Вывод (Заключительный этап) : Достигнутые результаты: выпущены и развешены агитационные плакаты, листовки (на территории ДОУ и парка); сделаны елочки желаний; поделки из полиэтиленовых мешочков. У детей сформировалось осознание ответственности за последствия некоторых своих действий, трудовые навыки по уходу за растениями; созданы родителями и их детьми оригинальные и интересные поделки из бросового материала, сделаны и развешены кормушки (на территории ДОУ) и ведется подкормка птиц зимой. Родители вовлечены в педагогический процесс ДОУ и являются активными помощниками, укрепилась их заинтересованность в сотрудничестве с ДОУ.
В заключении хотим сказать, что экологические акции лучше подходят для формирования активной жизненной позиции по отношению к окружающей среде и являются одной из активных форм работы.
С уверенностью можем сказать, что участвуя в экологических акциях, дети приходят к пониманию природных процессов, осознанно применяют полученные знания на практике. Дошкольники осознают ответственность за последствия действий человека, растут неравнодушными к чужой беде людьми. Акции оказывают не только воспитательное воздействие на детей, так как дошкольники видят, как к этому событию относятся взрослые, участвуют в нем, но и постепенно меняется отношение к природе у родителей.
«Давайте друзья, везде, где живём,
Деревья посадим, сады разведём.
Давайте будем к тому стремиться,
Чтоб нас любили и зверь и птица,
И доверяли повсюду нам,
Как самым лучшим своим друзьям!».