Татьяна Коноплева
Проект «День кузнеца»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность проекта :
Мы живем в интересное, но сложное время, когда на многое мы начинаем смотреть по-иному, многое заново открываем и переоцениваем. В первую очередь это относится к нашему прошлому, которое мы, как оказывается, знаем поверхностно. И чтобы нашим детям не начинать с чистого листа свой путь, они должны иметь представление о том, как жили русские люди, чем они занимались, как трудились, о чем мечтали, рассказывали и пели, что передавали своим детям и внукам. Поэтому нам сегодня, для восстановления связи времен, необходимо обратиться к истокам, а поможет нам в этом поиске знакомство с календарно-обрядовыми праздниками. Ведь содержание праздников это жизнь народа, человеческий опыт, просеянный через сито веков, духовный мир русского человека, его мысли, чувства, переживания.
Публикация «Проект „День кузнеца“» размещена в разделах
Участвуя в календарных народных праздниках, детям легче понять и представить, как жили люди на Руси прежде, как они умели работать и веселиться. Ребенок шире и глубже знакомится с жизнью и бытом русского народа, а это несет в себе неиссякаемые возможности развития у дошкольников художественного творчества, усвоения нравственных навыков поведения.
Виссарион Григорьевич Белинский сказал: «Давайте детям больше и больше содержания общего, человеческого, мирового, но преимущественно старайтесь знакомить их с этим через родные и национальные явления».
В этих словах заключается великая мудрость. Действительно, отторжение подрастающего поколения от человеческой культуры – одна из серьёзных проблем нашего времени. И развивать у детей понимание культурного наследия и воспитывать бережное отношение к нему необходимо с дошкольного возраста. «Никто не может стать сыном своего народа, если он не проникнется теми основными чувствами, какими живёт народная душа. Как ни сложна, ни темна психология национальной связи, мы вправе, однако, утверждать, что мы не можем созреть вне национальной культуры, которой мы должны проникнуться, чтобы присущие душе нашей силы могли получить развитие» - так писал известный религиозный философ В. В. Зеньковский. Приобщая ребёнка к культурному наследию своего народа, мы можем обеспечить ему духовно-нравственное воспитание.
Цель проекта :
Формирование у детей представлений о народных традициях. Познакомить с историей и традициями праздника «День Кузнеца».
Задачи проекта :
1. Сформировать представления детей об истории праздника;
2. Дать представления о профессии кузнеца, как древнейшей на Руси;
3. Познакомить с пословицами и поговорками относящимися к дню Кузнеца;
4. Развивать познавательный интерес дошкольников к народным праздникам;
5. Знакомить с историей, культурой и традициями русского народа;
6. Дать представления о профессии кузнеца через сказки;
7. Познакомить детей с легендой о горе –кузнеце Демерджи в Крыму;
8. Развивать творческие возможности детей в процессе художественно-эстетической деятельности.
9. Расширить знания родителей о народных праздниках и традициях Россиян.
10. Знакомить дошкольников с некоторыми обрядовыми праздниками и народными играми, привлекать детей и родителей к участию в них;
11. Расширять первоначальные знания о русском народном творчестве (пословицы, поговорки, загадки, сказки) учить использовать их в активной речи;
12. Формировать духовно-нравственное отношение и чувство сопричастности к культурному наследию, уважение к своей нации, понимание своих национальных особенностей;
13. Формировать чувство собственного достоинства как представителя своего народа и толерантного отношения к представителям других национальностей.
Проект предусматривает интеграцию всех образовательных областей
Предполагаемые результаты:
Повысится познавательная активность детей.
У дошкольников сформируется представление об истории, традициях, обычаях праздника «День Кузнеца»;
У детей сформируется представление о профессии кузнеца на Руси и в сегодняшние дни;
Дети познакомятся с пословицами и поговорками о кузнецах;
Научатся изготавливать курочку;
Расширят представления о горах Крыма и связанных с ними легендах;
Укрепятся взаимоотношения в детском коллективе;
Повысится профессиональная компетентность педагогов
Вид проекта : познавательно-творческий
Продолжительность проекта :краткосрочный (с 07.11. по 14.11.2022г.).
Участники проекта : дети старшей группы, педагоги, родители
Этапы проекта :
I. Организационный этап.
II. Основной (практический) этап.
III. Заключительный этап.
I. Организационный этап.
Подбор и изучение педагогической, справочной и художественной литературы в соответствии с темой проекта и учётом возрастных особенностей детей.
Разработка проекта. Создание банка идей и предложений. Работа с интернет ресурсами.
Организация развивающей предметно-пространственной среды.
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА С ДЕТЬМИ:
- Рассматривание иллюстраций по данной теме;
- Знакомство с литературными произведениями, сказками о кузнецах. Чтение и обсуждение сказок;
- беседы об истории возникновения праздника, традициях, обычаях праздника;
- Тематические беседы, дидактические игры;
Методы: словесные, наглядные, практические, игровые.
II. Основной (практический) этап.
В ходе реализации проекта мы познакомили детей с историей возникновения праздника. Рассказали о Кузьме и Демьяне – покровителях кузнечного дела.
Познакомились с пословицами и поговорками о кузнецах, обсудили и выяснили, что они значат.
В ходе проекта дошкольники познакомились с особенностями профессии кузнеца, необходимыми материалами и оборудованием для кузнечного дела.
Знакомясь с традициями и обычаями, связанными с Днем Кузнеца, дети узнали, как отмечали на Руси в день Кузьмы и Демьяна куриные именины.
Дети познакомились с горой Демерджи в долине приведений в Крыму и связанной с этой горой легендой о кузнеце.
Заключительный этап.
Итогом нашего проекта стало оформление дидактического материала «История и традиции праздника «День Кузнеца». Проведение мини развлечения «Куриные именины»
ВЫВОДЫ:
Пополнили развивающую предметно-пространственную среду методическим, дидактическим и литературным материалом.
Дети расширили представления онародных праздниках, культуре, истории и традициях.
Ожидаемые результаты:
Дети получили представления об истории возникновении профессии кузнеца, особенностях кузнечного дела.
Расширили представления о профессии кузнеца.
Познакомились с народными пословицами, поговорками о кузнецах.
Познакомились с традициями и обычаями празднования Дня кузнеца (Дня Кузьмы и Демьяна).
Познакомились с легендой о горе Демерджи в Крыму;
Повысилась речевая активность детей,
У детей повысился интерес к изучению истории России и Крыма.
Повысилась заинтересованность родителей в приобщении детей к культурным традициям своего тнарода.
Заключение.
Без знания своих корней, традиций своего народа, нельзя воспитать полноценного человека. Знакомство с традициями, обычаями русского народа, помогает воспитывать любовь к истории, культуре русского народа, помогает сохранить прошлое.
Русской фольклор — это дорожка от прошлого, через настоящее, в будущее, источник чистый и вечный. Поэтому познание детьми народной культуры, русского народного творчества, народного фольклора, находит отклик в детских сердцах, положительно влияет на эстетическое развитие детей, раскрывает творческие способности каждого ребёнка, формирует общую духовную культуру. И начинать приобщение к ценностям народной культуры необходимо начинать с малых лет. Детские впечатления неизгладимы. Дети очень доверчивы, открыты. К счастью, детство — это время, когда возможно подлинное искреннее погружение в истоки национальной культуры. Не зря старинная мудрость напоминает нам: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего».Многовековой опыт человечества показал важность приобщения детей к культуре своего народа, так как обращение к отечественному наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой мы живем.