Людмила Горбанева
Проект «День Космонавтики» для старшего и подготовительного возраста
▼ Скачать +Заказ
Руководители проекта : воспитатель.
Участники проекта : дети, воспитатели, родители.
Срок реализации проекта : 05.04.21-11.04.21 г.
Тип проекта : обучающий, исследовательский, игровой
Цель проекта : формирование у детей старшего, подготовительного возраста первичных представлений о космическом пространстве (планетах, звездах, солнечной системе, освоении космоса (первый космонавт, первая женщина- космонавт, освоение космоса в наши дни).
Публикация «Проект „День Космонавтики“ для старшего и подготовительного возраста» размещена в разделах
- День Космонавтики, 12 апреля
- Космос. Все о космосе для детей
- Космос. Проекты
- Подготовительная группа
- Проекты. Проектная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
Актуальность проекта : Космос всегда привлекал внимание детей. Еще в недавнем прошлом, все дети хотели быть космонавтами, с раннего детства знали кто такие Ю. Гагарин и В. Терешкова. Сейчас все совсем не так. Дети узнают о космосе из мультфильмов, совсем не задумываясь правда ли то,что рассказывается о космосе в них. И мало кто знает, что первым человеком, покорившим космос, был наш соотечественник – Ю. А. Гагарин. Поэтому нужно грамотно выстроить работу по формированию у детей первичных представлений о космическом пространстве и людях, покоривших его.
Проблема: поверхностные знания детей о космическом пространстве, о первых космонавтах.
Образовательные задачи:
1. Расширить знания детей с солнечной системой.
2. Познакомить с нашей галактикой, дать представления о звездах и созвездиях.
3. Закрепить знания о первом космонавте - Ю. Гагарине.
4. Познакомить с детей с первой женщиной космонавтом - В. Терешковой.
5. Совершенствовать речь дошкольников, их мышление и творческие способности.
Развивающие задачи:
1. Развивать умения обобщать собственные наблюдения, видеть и понимать красоту окружающего мира.
2. Развивать творческое воображение.
3. Расширять словарный запас по теме.
Воспитательные задачи:
Обогащать духовный мир детей через обращение к прошлому нашей страны.
Воспитывать взаимопомощь и доброжелательное отношение, умение работать в коллективе.
Предполагаемый результат: сформированы представления детей о космическом пространстве (звездах, планетах и др, людях, покоривших космическое пространство первыми, и космонавтах 21 века. Дети создают работы (рисунки, аппликации) на тему «Космос глазами детей».
Продукт проектной деятельности : выставка работ «Космос глазами детей», развлечение «Мы-веселые космонавты».
Этапы реализации проекта :
1этап – подготовительный :
1. Выявление первоначальных знаний детей о космосе и нашей планете.
2. подбор литературы о космосе, фотографий планет, космического пространства.
2 этап – основной:
1. Проведение мероприятий по данной теме.
2. Работа с родителями поданной теме.
3. Организация групповой и индивидуальной работы.
4. Знакомство детей с понятиями «космос», «солнечная система».
3 этап – заключительный:
1. Организация выставки рисунков «Космос глазами детей».
2. Итоговое мероприятие : развлечение «Мы- веселые космонавты».
Образовательно – воспитательный процесс
1. Беседа «Что такое космос».
Цель: формировать первоначальное представление детей о солнечной системе (названия планет, движение планет вокруг солнца, звездах, созвездиях.
2. Беседа «Что такое астероид, метеорит и комета?»
Цель: познакомить детей с космическими объектами (астероидами, кометами, метеоритами, рассказать, чем они отличаются друг от друга.
3. Беседа «Солнце- источник жизни на Земле».
Цель: уточнить знания детей о Солнце, его форме, из чего оно состоит.
4. Беседа «Земля - голубая планета».
Цель: объяснить, что такое телескоп, показать снимки Земли из космоса, рассказать, почему нашу планету называют «голубая».
НОД
Познание ФЦКМ тема: «Юрий Гагарин. Он покорил космос».
Цель: познакомить детей с биографией космонавта Ю. А. Гагарина. Расширить представление о профессии космонавт, рассказать о работе космонавтов в наши дни.
Художественное творчество (рисование). Тема: космическая фантазия «Далекий космос»
Цель: расширять кругозор детей, знания о космосе, о предположениях ученых, что мы не одни во Вселенной. Поддерживать интерес к изобразительной деятельности.
Тема: «Космонавт в невесомости».
Цель: продолжать учить детей рисовать фигуру человека, используя игрушку в качестве натуры, правильно соотносить части тела, расширять кругозор детей о космическом пространстве, развивать чувство цвета.
Художественное творчество (аппликация). Тема: «Полет на Луну».
Цель: учить передавать форму ракеты, применяя прием симметричного вырезания из бумаги, вырезать фигуры космонавтов из бумаги, сложенных вдвое, развивать воображение, чувство композиции.
Познание (конструирование). Тема: «Летающая тарелка».
Цель: Учить, самостоятельно конструировать летающую тарелку, соблюдая правила работы с конструктором.
Подвижные игры
1. «Ракетодром».
2. «Ждут нас быстрые ракеты».
3. «Кто быстрее соберет космический мусор».
4. «Ноги от земли».
Сюжетно- ролевые игры:
«Космонавты».
Цель познакомить с работой космонавтов, воспитывать смелость, расширять словарный запас детей: космический корабль, космонавт, полет и др.
«Полет на Луну».
Цель: формировать представления детей о том, как выглядит скафандр, что обязательно нужно взять с собой в космос, для чего космонавты летают на Луну.
Словесно - дидактические игры:
1.«Найди лишнее».
2. «Назови правильно планету».
3. «Найди недостающую деталь ракеты».
4. «Много звезд на небе…».
Чтение художественной литературы.
Цель: познакомить детей с произведениями о космосе, обогащать словарный запас детей, расширять кругозор, воспитывать чувство гордости за первых космонавтов.
1. Н. Носов «Незнайка на луне».
2. Стихотворения о космосе.
3. Загадки о космосе.
Подвижные игры
«Ждут нас быстрые ракеты».
Воспитатель раскладывает обручи по залу меньше на один, чем детей.
Дети стоят, построившись в одну линию, и говорят слова:
«Ждут нас быстрые ракеты,
Для полета на планету,
На какую захотим,
На такую полетим.
Но в игре один секрет-
Опоздавшим места нет».
После слов дети стараются занять пустой обруч.
Тот, кто остался без обруча, садится на скамейку. Игра продолжается пока не останется один человек.
«Ракетодром».
Водящих в игре трое («Космонавты»).
Первый космонавт говорит слова :
«Мы сейчас все космонавты
Как Гагарин, как Титов
Экипаж ракеты нашей
В космос вылететь готов.
Старт».
Поднимает красный флажок, дети начинают двигаться по залу по кругу.
Далее второй космонавт поднимает желтый флажок. Дети начинают двигаться в обратную сторону. Когда третий космонавт поднимает синий флажок, дети останавливаются и садятся на корточки.
Игра проводится несколько раз, водящие смотрят, кто же был самым внимательным.
В конце игры дети говорят: «Мы удачно приземлились, из полета возвратились».
«Ноги от земли».
Выбираются два водящих. По сигналу они начинают догонять детей.
Главная задача осалить как можно больше ребят. Если ребенок запрыгнул на возвышенность, то его салить нельзя. Игра повторяется до тех пор, пока не останется один победитель.
«Кто быстрее соберет космический мусор».
По залу разбросаны мячики (космический мусор). На другом конце зала стоят корзины. Дети делятся на две команды.
По сигналу дети начинают бегать по залу, собирая мячики, Какая команда больше собрала, та и победила.
«Найди лишнее».
На столах перед детьми лежат картинки с изображением планет и солнца или луны.
Дети должны найти, что же здесь лишнее и обосновать свой ответ.
«Назови правильно планету».
Воспитатель показывает фотографии или иллюстрации планет, дети должны правильно назвать данную планету.
«Найди недостающую деталь ракеты».
Перед детьми лежат двойные карточки. На одной стороне нарисованы ракеты из геометрических фигур. У каждой ракеты, не достает одной детали. На второй стороне карточки представлены различные детали (геометрические фигуры). Ребенок должен соединить правильно ракету и ее деталь. Второй вариант. Нужно по цвету правильно соединить ракету и ее деталь.
«Много звезд на небе …»
Воспитатель раскладывает на столе разные по цвету, размеру звезды, сделанные из различных видов бумаги, пластика и др.
Дети берут себе по одной звезде. Каждый ребенок начинает описание свой звезды со слов «Много звезд на небе, но моя самая…» и подбирает различные эпитеты (большая, красивая, яркая, блестящая и др.
Космические загадки
Чистый небосвод прекрасен,
Про него есть много басен.
Вам соврать мне не дадут,
Будто звери там живут.
Есть в России хищный зверь,
Глянь – на небе он теперь!
Ясной ночью светится –
Большая (Медведица).
А медведица – с ребенком,
Добрым, славным медвежонком.
Рядом с мамой светится
Малая … (Медведица).
Планета с багровым отливом.
В раскрасе военном, хвастливом.
Словно розовый атлас,
Светится планета … (Марс).
Чтобы глаз вооружить,
И со звездами дружить,
Млечный путь увидеть чтоб,
Нужен мощный… (телескоп).
До луны не может птица
Долететь и прилуниться,
Но зато умеет это
Делать быстрая… (ракета).
У ракеты есть водитель,
Невесомости любитель.
По-английски астронавт,
А по-русски… (космонавт).
Планета голубая,
Любимая, родная,
Она твоя, она моя,
И называется … (Земля)
Сверкая огромным хвостом в темноте,
Несется среди ярких звезд в пустоте,
Она не звезда, не планета,
Загадка Вселенной - … (Комета).
Конспект НОД по ФЦКМ
«День космонавтики»
Цели:
расширить представления детей о космических полетах;
познакомить с российскими учеными, которые стояли у истоков развития русской космонавтики – К. Э. Циолковским, С. П. Королевым;
закрепить знания детей о том, что первым космонавтом был россиянин – Ю. А. Гагарин;
подвести детей к пониманию того, что космонавтом может быть только здоровый, образованный, настойчивый и бесстрашный человек;
воспитывать в детях гордость за свою страну, любовь к своей Родине.
Оборудование:
портреты К. Циолковского, С. Королева, Ю. Гагарина, В. Терешковой;
Ход занятия.
Воспитатель: Ребята, все вы знаете, что 12 апреля вся наша страна отмечает праздник – День космонавтики. Сегодня мы, конечно, очень коротко, поговорим о том, как люди стали осваивать космическое пространство и почему именно 12 апреля мы отмечаем День космонавтики.
С Давних времен загадочный мир планет и звезд притягивал к себе внимание людей, манил их своей таинственностью и красотой.
Раньше, давным-давно, когда люди только начинали узнавать Землю, они представляли ее перевернутой чашей, которая покоится на трех гигантских слонах, важно стоящих на панцире огромной черепахи. Эта чудо-черепаха плавает в море-океане, а весь мир накрыт хрустальным куполом неба со множеством сверкающих звезд.
С тех пор прошло несколько тысяч лет. Люди научились строить корабли и, совершив кругосветные путешествия, узнали, что Земля – шар. А астрономы доказали, что Земля летит в космосе.
- Ребята, скажите, а кто летает в космос?
Дети: в космос летают космонавты.
Воспитатель: Кто такие космонавты?
Дети: Это те люди, которые летают в космическое пространство на ракетах.
Воспитатель: Как вы думаете, почему люди захотели полететь в космос?
Дети: Людям интересно было узнать, что на других планетах, исследовать космос и др.
Воспитатель: Правильно, ребята. человек смотрел на звездное небо и ему хотелось узнать, что же это за звезды, почему они такие яркие. Ученые придумали, специальные приборы – телескопы и, наблюдая за звездным небом, узнали, что кроме Земли есть и другие планеты – одни меньше, а другие больше.
- Ребята, а какие планеты вы знаете?
Дети: Меркурий, Венера, Земля, марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон.
Воспитатель: Молодцы, ребята.
Но людей интересовали не только звезды, еще им было интересно, есть ли жизнь на других планетах? А если есть, то кто там живет? Похожи ли живые существа на людей? Но чтобы узнать об этом, надо до этих планет долететь. Самолеты для этого не годились. Потому что планеты были очень далеко. И тогда ученые придумали ракеты.
Первую в мире ракету изобрел русский ученый – Константин Эдуардович Циолковский. Он жил в городе Калуге и работал учителем в школе, преподавал математику и физику. Константин Эдуардович очень любил наблюдать в телескоп за звездами, изучал их и мечтал до них долететь.
Задумал он сконструировать такой летательный аппарат, который мог бы долететь до планет. Ученый провел расчеты, делал чертежи и придумал такой летательный аппарат, который мог бы полететь за пределы Земли. Но, к сожалению, у него такой возможности не было. И, только, через много лет, другой русский ученый – С. П. Королев смог сконструировать и изготовить первый космический спутник. Эти два человека положили начало освоению космоса.
В 1955 году было принято решение о строительстве стартовой площадки для космических ракет. Это было в Казахстане, вдали от крупных населенных пунктов. Место нахождения космодрома – Байконур.
4 октября 1957 года был запущен первый спутник Земли.
3 ноября 1957 года был запущен второй спутник, в его кабине было собака Лайка, снабженная всем необходимым для жизни.
20 августа 1960 года запущен космический корабль, на борту собаки Белка и Стрелка.
- Ребята, а кто знает первого космонавта на Земле?
Дети: Юрий Алексеевич Гагарин.
Воспитатель: Правильно, ребята. 12 апреля гражданин России Ю. А. Гагарин совершил первый в мире полет в космос. Он стал первым в мире космонавтом, полетевшим в космос. Поэтому день 12 апреля стал большим всенародным праздником в честь летчиков-космонавтов и всех работников, которые трудятся над созданием космических ракет и кораблей.
Полет Гагарина в космосе продлился 1 час 48 минут. За это время он облетел нашу Землю и затем вернулся обратно.
После полета Ю. А. Гагарина в космосе побывало много космонавтов, среди них были и женщины. Первая в мире женщина-космонавт – Валентина Терешкова.
Многие космонавты летали в космос не один раз. Сейчас совершаются совместные полеты космонавтов разных стран. Работа космонавтов очень опасна.
- Ребята, а как вы думаете, какими качествами должен обладать космонавт?
Дети: Космонавт должен быть настойчивым, целеустремленным, ответственным, мужественным, трудолюбивым.
Воспитатель: Правильно, ребята. Вы назвали много качеств, которыми должен обладать космонавт. Труд наших космонавтов по достоинству оценила наша страна: все космонавты удостоены высоких наград.
А теперь, я хочу проверить, насколько внимательны вы были на занятии. Перед вами звездное небо. На каждой звездочке написан вопрос, на который надо дать правильный ответ. Я вам желаю удачи.
(Дети по одному подходят к плакату «Звездное небо» и отрывают звезду. Читают вопрос и отвечают на него.)
Вопросы:
1. Кто первый полетел в космос?
2. Назовите первую женщину, побывавшую в космосе.
3. Когда мы отмечаем День космонавтики?
4. Место, откуда запускаются космические ракеты?
5. Человек, совершающий полеты в космос?
6. Зрительная труба для изучения звезд и планет?
7. Как называется одежда космонавта?
8. Кто летал в космос до Ю. А. Гагарина?
9. Небесное тело, которое вращается вокруг Солнца?
10. Сколько планет в солнечной системе?
Воспитатель: Молодцы, ребята, ответили на все вопросы.
И последнее задание: Выложите из палочек по схеме ракету,
но сначала давайте вспомним считалку, которую мы выучили.
По порядку все планеты
Назовё т любой из нас:
Раз — Меркурий,
Два — Венера,
Три — Земля,
Четыре — Марс.
Пять — Юпитер,
Шесть — Сатурн,
Семь — Уран,
За ним — Нептун.
Он восьмым идёт по счёту.
А за ним уже, потом,
И девятая планета
Под названием Плутон.
Воспитатель: какие замечательные ракеты у вас получились. Может быть кто-то из вас тоже станет космонавтом, или конструктором ракет и прославит нашу Родину.
Дидактическая игра «Семейка слов»
Давайте поиграем и образуем слова одной семейки к слову «Звезда».
• Как можно ласково назвать Звезду? (звездочка)
• Если на небе много Звезд, то мы скажем, какое оно? (звездное)
• Как называется корабль, который летит к звездам? (звездолет)
• Как в сказках называют волшебника, который предсказывает будущее по звездам? (звездочет)
Предложить подобрать родственные слова к слову космос
• Кто управляет ракетой (космонавт)
• Как называют ракету, которая летает в космос? (космическая)
• Станция, с которой совершают вылет космические ракеты? (космодром)
• Наука, которая изучает космос? (космонавтика)
Дидактическая игра «1,3,5»
Спутник, скафандр, космонавт, ракета, звезда, планета, комета (1 спутник, 3 спутника, 5 спутников).
Игра «Подбери слова – признаки»
Космонавт (Какой) - настойчивый, целеустремленный, ответственный, мужественный, трудолюбивый.
Ракета (Какая….