Елена Шевелева
Проект «Декоративно-прикладное искусство» (подготовительная к школе группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Проект (подготовительная к школе группа
[Вид проекта: познавательно – творческий, долгосрочный.
Участники проекта: дети подготовительной к школе группы, педагог.
Цель проекта: Обобщать знания детей о декоративно - прикладном искусстве, развивать у детей познавательный интерес к русскому народному творчеству, обобщить результаты коллективной творческой деятельности детей, родителей, педагогов входе реализации проекта «Декоративно-прикладное искусство».
Публикация «Проект „Декоративно-прикладное искусство“ (подготовительная к школе группа)» размещена в разделах
- Декоративно-прикладное творчество. Проекты
- Народные промыслы, игрушки, прикладное творчество
- Подготовительная группа
- Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2016
Актуальность проекта: В наше время мало внимания уделяется знакомству детей с различными видами декоративно – прикладного искусства и с народными традициями. В основной общеобразовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы» / под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой недостаточно раскрыты условия формирования творческого воображения у детей. Поэтому необходима практическая разработка условий, оптимизирующих процесс развития художественных способностей и творческого воображения у детей.
Задачи проекта:
• Формирование у детей эмоциональной отзывчивости и интереса к образцам русского народного декоративно - прикладного искусства, воспитание у детей желания заниматься подобной деятельностью.
• Формирование обобщённых знаний и умений:
-умение различать стили наиболее известных видов декоративной живописи: хохломской, городецкой, дымковской, гжельской и др. (понимание детьми характерных особенностей изделий различных народных промыслов);
- освоение детьми характерных элементов, колорита, композиции.
• Умение создавать выразительные узоры на бумаге и объёмных предметах; воспитание при этом чувства формы, ритма, симметрии
Продукт проектной деятельности детей: выставка детских работ совместно с родителями «Наша ярмарка». Коллективные работы детей «Сказочная Гжель»
Срок реализации: октябрь – май
Организация проекта: создание условий в группе для активной самостоятельной изобразительной деятельности детей; индивидуальная и подгрупповая работа с детьми; организация бесед и совместной игровой деятельности воспитателя с воспитанниками.
Проблемная ситуация: в наше неспокойное время, полное противоречий и тревог, когда привычными стали слова «насилие», «безнравственность», «бездуховность», мы всерьёз задумываемся о том, какими вырастут нынешние дошкольники. Не получим ли мы в их лице «потерянное поколение», не имеющее никаких нравственных ценностей? Как быть нам, педагогам, чтобы этого не произошло?
i]
[Планирование работы с детьми подготовительной группыh3]
[iОктябрь
Беседы:
Беседа с детьми «Характерные особенности росписи дымковских игрушек».
Определение в группе места для уголка по декоративному рисованию, кружка «Русские узоры».
Взаимодействие с музыкальным руководителем: пение русских народных песен.
Совместная деятельность педагога с детьми
Чтение пересказ русской народной сказки «Сивка-бурка».
Разучивание стихов о Дымкове, русских потешек, которые можно озвучить дымковские игрушки.
Русская народная игра «Городки»
Самостоятельная детская деятельность
НОД
Лепка: «Конь», «Индюк».
Рисование: «Составление дымковских узоров», «Дымковские кони», «Роспись фигурки индюка дымковским узором»
Ноябрь
Беседы:
Беседа о происхождении «Дымковской игрушки», рассматривание особенностей орнаментов и цветовой гаммы изделий.
Беседа с родителями на тему: «Воспитательное значение народной игрушки».
Совместная деятельность педагога с детьми
Чтение легенды: «Откуда появились знаки в рисовании»
Народные подвижные игры: «Как у наших у ворот»- действовать в соответствии с текстом.
Выложить в уголок по изодеятельности карточки «Лошадка», «Птицы», «Индюк» для показа.
Заучивание физ. минутки «Дымковские игрушки».
Самостоятельная детская деятельность
Д. и. «Угадай какая роспись»
НОД
Аппликация: «Дымковский петушок» (коллективная работа)
Рисование: «Дымковские узоры» ,«Сударыня – барыня». Цель: Познакомить детей с созданием дымковской игрушки, последовательности действий. Воспитывать интерес к народно-прикладному искусству.
Декабрь
Беседы:
Беседа с детьми: «Сине-голубая Гжель» рассказ об истории промысла.
Рассматривание и беседа по иллюстрациям, образцам основных элементов гжельской росписи
Совместная деятельность педагога с детьми
Раскрашивание плоскостных силуэтов красками «Сказочные птицы»
Сюжетно-ролевая игра «семья» -закреплять навыки коллективной деятельности. Учить распределять роли, учитывая интересы всех играющих, воспитывать у детей умение идти на компромисс в интересах дела. Учить выстраивать сюжет игры.
Просмотр презентации по Гжели
Самостоятельная детская деятельность
Д. и. «Продолжи узор», «Что изменилось?»
НОД
Лепка: «Гжельский чайник»
Рисование: «Рисование элементов гжельских узоров», «Гжельский чайник»
Январь
Беседы:
Знакомство детей с квиллингом
Просмотр презентации по квиллингу
Осваиваем три основные формы квиллинга — тугой круг, свободный круг, капля.
Развитие речи: «Сочинение сказки о гжельской розе»
Индивидуальная работа по развитию словаря элементы росписи (бутон, завиток)
Совместная деятельность педагога с детьми
Народная игра «Ручеёк» в народных костюмах.
Просмотр презентации «Что за чудо- эта Гжель»
Дидактическая игра -«Составь букет»
Самостоятельная детская деятельность
Дидактическая игра - «Составь букет»
НОД
Аппликация «Цветы Гжели» (коллективная работа в технике квиллинга)
Рисование «Цветы Гжели», Рисование «Ваза».
Цель: Учить расписывать вазу знакомыми элементами гжели. Воспитывать любовь к народному искусству.
Февраль
Беседы:
Беседы на тему «Об истории промысла хохлома»
Совместная деятельность педагога с детьми
Дидактическая игра -лото «Хохлома»
Выложить в музыкальный уголок тверские свистульки, хохломские ложки
Самостоятельная детская деятельность
Рассматривание иллюстраций и изделий хохломских мастеро
Дидактические игры: «Обведи элемент», «Собери целое»
НОД
«Элемент хохломской росписи «завиток»
Рисование: «Роспись миски хохломским узором» ,«Роспись вазы», «Хохломские ложки».
Март
Беседы:
Беседы на тему: «История хохломской росписи», «Что мы узнали о трафаретной росписи» ;
Чтение и пересказ русской народной сказки «Иван- царевич и серый волк»
Чтение: Л. Яхнин. Весёлое слово Хохлома. - М. : Малыш, 1989.
Совместная деятельность педагога с детьми
выложить в книжный уголок тематическую папку «Народное искусство»Народные подвижные игры «Коршун и наседка», с/р игра «Магазин промыслов»
Самостоятельная детская деятельность
Д/ и «Дорисуй узор», «Найди пару»;
НОД
Лепка (пластилинография) «Панно с хохломским узором»
Рисование: «Роспись Сахарницы»
Апрель
Беседа
Беседы: «В гости к городецким мастерам»- рассказ об истории промысла. Заучивание стихов о Городце.
Совместная деятельность педагога с детьми
Чтение русской народной сказки о богатыре Иване
Роспись силуэтов предметов промысла
Дид. игра «Покажи животное»
С/р игра «Ярмарка прикладного искусства».
Самостоятельная детская деятельность
Закрепление в свободной деятельности рисования тычком и кистью
НОД
Рисование: обучение рисованию элементов городецкого узора.
Рисование: «Роспись доски городецким узором»
«Узор на полосе из бутонов и листьев».
Май
Беседа
Беседа «Весёлый Городец»- продолжать знакомить с росписью
Заключительная беседа
«Россия моя мастеровая»
Совместная деятельность педагога с детьми
-загадывание загадок
Работа по развитию словаря элементы росписи (бутон, завиток и т. д.)
Самостоятельная детская деятельность
Дидактическая игра: «Разрезные картинки»
НОД
Аппликация: «Городецкий петушок»
Рисование: «Роспись дощечки декоративной»
Вывод:
По окончании данного проекта у детей развились такие качества, как: эстетический вкус, умение определять виды промыслов, умение создавать рисунок, используя цветовое сочетание. Самостоятельно выбирать элементы орнамента при создании композиции. Проект позволил расширить и углубить знания и использовать приобретенные навыки и умения в повседневной жизни и выполнении продуктивной деятельности.
][/i]
Используемая литература:
Скоролупова О. А. Знакомство детей дошкольного возраста с русским народным декоративно-прикладным искусством. Москва. ООО «Издательство Скрипторий 2003» 2005.
Утробина К. К., Утробин Г. Ф. Увлекательное рисование методом «тычка» с детьми. Москва. Гном и Д, 2001.
Уолтер Х. Цветы из бумажных лент: Практическое руководство. Ниола-Пресс 2010
Букина С, Букин М. Квиллинг: волшебство бумажных завитков. Ростов-на-Дону
«Феникс» 2012
Жалова С. Росписи хохломы. Москва. Детская литература, 1991.
Жигалова С. Росписи Хохломы. Москва. Детская литература, 1991.
Майорова К., Дубинская К. Русское народное прикладное искусство. Москва. Русский язык, 1990
Богатова И. Квиллинг. «Мартин» Москва 2011
Корабельников В. А. Рисуем орнамент (по методике Е. Г. Ковальковской). Москва. ФМиЗХ, 1993.
Князева О. Л., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. СПб. Детство-Пресс, 1998.
Алексахин Н. Н. Голубая сказка. Москва. Народное образование, 1996.