Лесникова Ирина Евгеньевна
Проект «Давайте говорить правильно»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 2 «Солнышко»
«Давайте говорить правильно»
(педагогический проект)
Руководитель проекта : старший воспитатель
МДОУ Детский сад № 2 «Солнышко»
Лесникова Ирина Евгеньевна
г. Ветлуга
2018 г.
Содержание
Актуальность проблемы …. 4
Цели и задачи проекта …. 5
Паспорт проекта…. 6
Этапы реализации проекта…. 7
Мероприятия…. 9
Ожидаемые результаты…. … 10
Описание проекта…. 11
Публикация «Проект „Давайте говорить правильно“» размещена в разделах
Заключение…. 14
Результаты проекта… 15
Список литературы… 16
Приложение…. 17
Актуальность проекта
Логопедический проект «Давайте говорить правильно» направлен на повышение компетентности родителей в вопросах речевого развития дошкольников.
В настоящие время ни для кого не секрет, что с каждым годом все острее встает вопрос об обучении детей с речевой патологией. Является очевидным, что для полноценной логопедической работы необходимо тесное сотрудничество логопеда, учителя и родителей. Прежде всего, стоит отметить необходимость формирования мотивации к занятиям среди родителей. Многие родители имеют весьма отстраненные сведения о том, кем является логопед и каким образом осуществляется коррекционная работа. Необходимо проводить просветительскую работу, настроить и привлечь внимание родителей к проблеме ребенка. С целью преодоления перечисленных проблем был разработан этот проект.
Актуальность и востребованность проекта заключается в том, что участие родителей в коррекционно-логопедическом процессе необходимо.
Участники проекта : старший воспитатель, учитель-логопед, дошкольники от 5 до 7 лет и их родители, воспитатели.
Цель проекта : повышение уровня компетентности родителей в вопросах речевого развития детей.
Задачи:
выяснить образовательные потребности родителей и уровень их компетентности в вопросах речевого развития;
разъяснить и показать родителям, в чем заключается работа учителя-логопеда в дошкольном образовательном учреждении;
повысить интерес родителей к вопросам речевого развития детей и предоставить необходимую информацию;
выработать и принять единые требования, предъявляемые к ребёнку, общего подхода к воспитанию;
Паспорт проекта
Название проекта «Давайте говорить правильно»
Идея проекта
Логопедический проект «Давайте говорить правильно» направлен на повышение компетентности родителей в вопросах речевого развития дошкольников 5-7 лет.
Образовательная организация
Муниципальное дошкольное образовательноеучреждение
детский сад № 2 «Солнышко»
Индекс: 606860
Адрес: Нижегородская обл., г. Ветлуга, ул. Ленина д. 17а
e-mail : sun-dc@mail.ru
Возраст участников 5-7лет
География проекта 606860, Нижегородская область, г. Ветлуга
Руководитель проекта
Лесникова Ирина Евгеньевна, старший воспитатель
Исполнители Дошкольники 5-7 лет и их родители
Сроки реализации 2018 – 2019 учебный год
Этапы реализации проекта :
Сроки Этапы Участники
сентябрь 2018 уч. года Разработка проекта Дошкольники 5-7 лет
Родители дошкольников
октябрь 2018 г. – май 2019 года Развитие проекта
май 2019 г. Подведение итогов
Мероприятия по реализации проекта
Перспективный план реализации проекта
Месяц Формы и методы работы Тема Содержание работы
1 этап. Подготовительный этап
Сентябрь Анкетирование родителей «Я и
мой
ребёнок» Познакомиться с родителями дошкольников;
собрать анамнестические данные о ходе развития ребенка;
изучить адекватность позиции родителей по отношению к ребенку и его речевому дефекту;
изучить уровень компетентности родителей в вопросах речевого развития
2 этап. Основной
Сентябрь Индивидуаль-
ные консультации «Результаты диагностики» Познакомить родителей с результатами диагностического обследования детей. Наметить пути преодоления речевого дефекта.
Рассказать о требованиях, предъявляемых к детям, посещающим логопедические занятия.
Публикация на сайте детского сада «Страница логопеда" «Нормы речевого развития детей 5-7 лет»
«Организация работы логопеда на дошкольном логопункте» Познакомить родителей с нормами речевого развития детей, с основными направлениями логопедической работы в рамках дошкольного логопункта.
Октябрь Индивидуальные консультации «План коррекционно-развивающей работы с ребёнком»
«Упражнения для развития мелкой моторики» Познакомить родителей с основными направлениями коррекционно-развивающей работы с детьми, с упражнениями для развития мелкой моторики».
Публикация на сайте «Артикуляционная гимнастика» Познакомить родителей с артикуляционными упражнениями.
Ноябрь Индивидуальные консультации «Разное» Ответить на вопросы, волнующие родителей
День открытых дверей «Открытое занятие» Посещение индивидуальных и подгрупповых занятий родителями.
Родительское собрание «Подведение итогов первого полугодия» Познакомить родителей с динамикой речевого развития детей, наметить план работы на следующее полугодие
Январь, февраль, март, апрель Мастер-класс «Профилактика дисграфии у дошкольников» Рекомендации для воспитателей, работающих с детьми с нарушениями речи.
Рекомендации для родителей.
Рекомендации по режиму дня для ребёнка с нарушениями речи
Индивидуальные консультации «Разное» Ответить на вопросы, волнующие родителей.
Публикация на сайте «Развиваем речь ребёнка на кухне, на прогулке, на даче» Познакомить родителей с понятием «логопедизация» семейной среды.
Май Индивидуальные консультации «Итоги года. Вопрос-ответ» Ответить на вопросы, волнующие родителей.
Родительское собрание «Итоги года»
«Работа летом» Продемонстрировать презентацию, в которой освещены методы и формы работы с детьми на летних каникулах.
Осветить результаты работы за год, проанализировать эффективность взаимодействия учителя-логопеда с родителями по вопросам речевого развития детей и эффективность коррекционной работы с детьми.
Обсудить списки детей, продолжающих работу на дошкольном логопункте, а так же список выпускников.
Ежемесячно Оформление информационно-методического стенда «Советы логопеда» «А знаете ли вы?» Теоретический материал, направленный на формирование знаний родителей о развитии речи детей.
Заключительный этап
Май
Мониторинг
родителей «Анкетирование родителей» Выявление уровня родительской компетентности в вопросах речевого развития детей
Отзывы родителей предложения и замечания
Мониторинг детей «Логопедическое обследование» Выявление уровня речевого развития детей
Участие на МО логопедов «Давайте говорить правильно!» Презентация проекта
Ожидаемые результаты.
Повышение педагогической компетентности родителей в вопросах речевого развития ребенка; Родители активно включены в коррекционно-развивающий процесс, выполняют рекомендации логопеда, самостоятельно используют материалы с информационно-методического стенда «Советы логопеда», с сайта детского сада в разделе «Страничка логопеда.
Практическая значимость проекта заключается в том, что предложенная система поэтапного включения родителей в коррекционно-логопедический процесс может быть использована логопедами.
Описание проекта :
Работа по взаимодействию логопеда и родителей по вопросам речевого развития детей проходит в 3 этапа:
1 этап — подготовительный (информационно-аналитический).
Цель: получение реальной картины, анализ особенностей семьи и семейного воспитания ребенка, выработка тактики своего общения с каждым родителем.
1 этап - подготовительный (информационно-аналитический).
Задачи:
• выяснить образовательные потребности родителей и уровень их компетентности в вопросах речевого развития, установить контакт с ее членами, согласовать воспитательное воздействие на ребенка;
• начать сбор методических материалов (информационный банк) для копилки "Домашний логопед";
• выработать и принять единые требования, предъявляемые к родителям и ребёнку, в вопросах речевого развития, заключить дополнительные договоры между учителем логопедом и родителями.
Для решения этих задач начинаем работу с анкетирования. Получив реальную картину, на основе собранных данных, можно проанализировать особенности семьи и семейного воспитания ребенка, выявит уровень компетентности родителей в вопросах речевого развития, выработать тактику своего общения с каждым родителем. Это поможет лучше сориентироваться в педагогических потребностях каждой семьи, учесть ее индивидуальные особенности.
На данном этапе также необходимо начать собирать и разрабатывать копилку "Советы логопеда" : методические материалы в соответствие с психическими и возрастными особенностями детей.
Подготовительный этап включает в себя установление единых требований логопеда и родителей к коррекционному процессу и заключение дополнительных договоров между двумя сторонами образовательного процесса.
2 этап - основной (практический)
Задачи:
• разработать и апробировать систему методических мероприятий для родителей по вопросам речевого развития дошкольников;
• пополнить и дополнить логопедическую копилку для родителей "Советы логопеда";
Полученные во время занятий с логопедом знания, речевые умения детей закрепляются в игровой форме в повседневной жизни. Средства и методы проекта :
• проведение семинара практикума, мастер классов, консультаций, "круглых столов", "родительских гостиных", проведение конкурсов (скороговорщиков, чтецов, проведение праздника красивой и выразительной речи;
• проведение индивидуальных консультаций;
• создание информационно-методического стенда "Советы логопеда" (ежемесячно);
• презентация копилки для родителей "Советы логопеда" (ежемесячно);
• ведение "Дневника успеха" (ежемесячно, родителями)
3 этап-заключительный (контрольно-диагностический).
Цель: анализ эффективности работы учителя-логопеда с родителями по вопросам речевого развития детей и эффективности коррекционной работы с детьми.
Задачи:
• Проанализировать эффективность работы учителя-логопеда с родителями по вопросам речевого развития детей.
• Проанализировать эффективность коррекционной работы с детьми.
• Транслировать опыт работы по данной теме для педагогов города и района.
Практическая значимость проекта
Проект может быть востребован образовательными учреждениями различных типов и видов города, округа, страны в качестве руководства по совершенствованию модели взаимодействия учителя-логопеда с родителями в рамках коррекционного процесса. Содержащиеся в Проекте рекомендации могут служить отправной точкой при планировании работы с родителями в условиях логопедического пункта. Практические рекомендации могут найти широкое применение в деятельности Консультативных пунктов для родителей, созданных в образовательных учреждениях.
Заключение
Многие родители имеют весьма отстраненные сведения о том, кем является логопед и каким образом осуществляется коррекционная работа. Необходимо проводить просветительскую работу, настроить и привлечь внимание родителей к проблеме ребенка. С целью преодоления перечисленных проблем был разработан этот проект.
Логопедический проект «Давайте говорить, писать, читать правильно направлен на повышение компетентности родителей в вопросах речевого развития дошкольников 5-7 лет.
Результаты проекта
Повышение педагогической компетентности родителей в вопросах речевого развития ребенка;
Родители активно включены в коррекционно-развивающий процесс, выполняют рекомендации логопеда, самостоятельно используют материалы с информационно-методического стенда «Советы логопеда», с сайта детского сада в разделе «Страничка логопеда.
Литература
1. Антонова, Т. В. Проблемы и поиск современных форм сотрудничества педагогов детского сада с семьей ребенка /Т. В. Антонова// Дошкольное воспитание. – 1998. – № 6. – С. 2-6
2. Васильева, И. Н. Психологические аспекты применения информационных технологий / И. Н. Васильева // Вопросы психологии. – 2002. – №3. – С. 54-63
3. Вотинова, Е. М. Компетентность родителей – необходимое условие успешной коррекционной работы логопеда ДОУ/ Е. М. Вотинова, Е. М. Полюхович // Логопедия сегодня. – 2011. - №4.– С. 70-74
4. Зверева, О. Л. Общение педагога с родителями в ДОУ / О. Л. Зверева, Т. В. Кротова. – М. : ОЛМА-ПРЕСС, 2005. – 143 с.
5. Микляева, Н. В. Создание условий эффективного взаимодействия с семьёй / Н. В. Микляева. – М. : ЭКСМО, 2006. – 205 с.
6. Михеева, И. А. Взаимосвязь в работе воспитателя и учителя-логопеда. Картотека заданий для детей 5-7лет с ОНР/ И. А. Михеева, С. В. Чешева. – СПб. : Питер, 2009. – 155 с.
7. Успенская, Л. П. Учитесь правильно говорить / Л. П. Успенская, М. Б. Успенский. – М. : Просвещение, 1992. – 234 с.
Приложения
Приложение № 1
Анкетирование родителей учащихся
Анкета для родителей "Речевое развитие ребенка"
1. Фамилия, имя ребенка___
2. Дата рождения___
Подчеркните ответы на следующие вопросы и дайте им, пожалуйста, подробное обоснование.
3. Как Вы считаете, кто должен заниматься развитием речи ребенка? (Родители, школа.)___
4. Проводите ли Вы со своим ребенком работу по совершенствованию его речи? (Да, нет.) ___
5. Хотели бы Вы освоить приемы работы по развитию речи ребенка? (Да, нет.) ___
6. Вы следите за тем, как говорит Ваш ребенок? (Да, нет.) ___
7. Вы исправляете ошибки в речи своего ребенка? (Да, нет) ___
8. Вы хотите научиться исправлять дефекты речи? (Да, нет.) ___
9. Знаете ли Вы, какие знания получает Ваш ребенок на занятиях по развитию речи в школе? ___10. Присутствуете ли на праздниках?___