НАТАЛИЯ НИКИТИНА
Проект «Чувашское нородное декоративно-прикладное искусство»
▼ Скачать + Заказать документы
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ
«ПУТЕШЕСТВИЕ В ПРЕКРАСНОЕ»
Цель: формирование у детей познавательного интереса к чувашской народной культуре через ознакомление с народными промыслами чувашского народа и организацию художественно-продуктивной и творческой деятельности.
Задачи:
-формировать устойчивый интерес к искусству народа Чувашии ;
Публикация «Проект „Чувашское нородное декоративно-прикладное искусство“» размещена в разделах
- Декоративно-прикладное творчество. Проекты
- Народные промыслы, игрушки, прикладное творчество
- Проекты. Проектная деятельность
- Чувашия. Чувашская Республика
- Темочки
-развивать художественно-творческие способности у детей;
-формировать эстетическое отношение к предметам и явлениям окружающего мира;
-воспитывать самостоятельность, активность и творчество в применении ранее усвоенных способов изображения, используя выразительные средства.
-осуществление нравственного и эстетического развития личности ребенка; -содействовать развитию речи:
-обогащать и активизировать словарь, повышать его выразительность, развивать навыки речевого общения в совместной деятельности.
- развивать способности к декоративному и прикладному творчеству у детей, воспитывать эмоциональную отзывчивость на явления художественной культуры;
Объект исследования: чувашское народное декоративно-прикладное искусство.
Тип проекта : познавательно - творческий, долгосрочный.
Участники проекта : воспитанники старшей группы «Ежевика»
Актуальность
Мы живём в Чувашской республике, и дети должны знать культуру своего народа. Этнопедагогика – «способ вхождения в культуру своего народа, … живое знание, которое ребёнок…. выстраивает вместе с родителями и педагогом» (О. И. Давыдова).
Культурное наследие народа – огромное богатство, которым каждому ребенку нужно научиться правильно распоряжаться, владеть им так, чтобы сохранить и приумножить. Необходимо посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре.
На протяжении многих веков каждый народ создаёт немало художественных ценностей. Образцы прикладного искусства народная мудрость отшлифовывала веками. И сегодня возникает необходимость сохранить родившиеся в искусстве каждого народа образцы, которые имеют многовековую историю и заключают в себе огромные воспитательные возможности для приобщения детей к духовным и общечеловеческим ценностям.
Народно-декоративно прикладное искусство своей радостной приподнятостью и праздничностью, конкретным содержанием, которое отражает флору и фауну родной местности, ритмичностью построения образов близко ребёнку-дошкольнику.
Первым шагом в освоении ребёнком своей национальной культуры является общение с произведениями изобразительного искусства родного народа, развитии уважения и гордости к своему народу и осознании себя его частичкой, что способствует его художественному развитию, нравственному становлению и развитию творческой активности.
Этапы реализации проекта :
Подготовительный этап:
1. Определение проблемы, цели и задач проекта.
2. Изучение литературы, подбор материала (теоретическое обоснование, нахождение и установление эффективных связей с родителями.
3. Беседы с детьми о декоративно-прикладном искусстве Чувашии;
Реализация проекта
-рассматривание орнаментального узора;
-выполнение работ по изобразительной деятельности;
-подвижные и малоподвижные народные игры;
-работа с родителями;
-совместные работы с детьми;
-консультации для родителей;
-беседы «Кто такие чуваши», национальная одежда
-обогащение предметно-развивающей среды;
Заключительный (обобщающий)
-выставки рисунков и поделок по мотивам чувашского народного творчества;
-подведение итогов.
Непосредственная образовательная деятельность
1. Д/и «Из чего же, из чего же?»
Задачи: воспитывать интерес к родной культуре.
3. Тема: «Чувашский орнамент» (рисование, аппликация)
Задачи: воспитывать уважение к истории Чувашии.
Д/и «Собери посуду» («осколки разбитой»чувашской посуды, разрезные картинки)
1. Тема: «Расписные тарелочки» (изготовление бумажной посуды, роспись чувашским орнаментом)
Задачи: развивать интерес к декоративно-прикладному искусству.
Д/и «Угадай, что означает»
Учить узнавать значение по элементам орнамента.
Разучивание стихотворения К. Иванова «Солнце красное восходит, красотою мир сияет…».
Задачи: развивать устную речь.
1. Тема «Чудо тарелочки» с чувашским узором (гуашь; с использованием ватных палочек).
Задачи:
-воспитывать интерес к окружающему миру;
-продолжать учить создавать выразительные образы.
Д/и «Назови правильно»
Закреплять знания о народных художественных промыслах.
2. Тема «Кувшин» (рисование по мотивам чувашского орнамента)
Задачи:
-воспитывать интерес к изобразительному искусству.
Д/и «Найди отличия»
Учить находить сходство и отличия элементов орнамента.
- развитие восприятия и понимания орнаментального образа (рассматривание национального костюма, его элементов:
- головной повязки «масмак»,
- головного убора «сурпан», хушпу
- поясного украшения «сара»
Чтение «Расти и крепни, край чувашский» Василий Давыдов-Анатри
Чувашские народные игры :
Хищник в море (Сеткан кайак тинесре).
В игре участвуют до 10 детей. Один из играющих выбирается хищником, остальные – рыбки. Для игры нужна веревка длиной 2-3 м. На одном ее конце делают петлю и надевают на столбик или колышек. Игрок, выполняющий роль хищника, берется за свободный конец веревки и бежит по кругу так, чтобы веревка была натянута, а рука с веревкой была на уровне коленей. При приближении веревки детям-рыбкам нужно прыгать через нее.
Правила игры. Задетые веревкой рыбки выходят из игры. Ребенок, выполняющий роль хищника, начинает бег по сигналу. Веревка должна быть постоянно натянута В нашем дошкольном учреждении дети приобщаются к обычаям своего народа, песням, музыке, сказкам, а также знакомятся с миром чувашского декоративно-прикладного искусства. Детям очень нравятся лепить по мотивам чувашских изделий. В свободное от занятий время с детьми рассматривали образцы салфеток, вышитых чувашскими мастерами. На занятии по аппликации решили помочь Нарспи украсить салфетку чувашскими узорами. Дети с большим удовольствием вырезали узоры и наклеивали их, подражая мастерицам. Вечером дети с гордостью показывали родителям свои красивые салфетки, и вместе с родными любовались своей работой.
Таким образом, на занятиях по художественно-эстетическому развитию у детей воспитываем эмоциональную отзывчивость на выразительные средства разных видов искусства и формируем навыки декоративно-орнаментального творчества.
Литература:
1. Васильева Л. Г. Загадки народных узоров. Развитие у детей 5-7 лет способностей к созданию образов-символов чувашских узоров в рисовании и аппликации. Учебно-методическое пособие. Чебоксары: «Новое время», 2005г. - 88с.
2. Васильева Л. Г. Познание дошкольниками искусства чувашского орнамента. Учебно-методическое пособие. Чебоксары: издательство Чувашского республиканского института образования, 2002г. – 144с.
3. Васильева Л. Г. Детское орнаментальное творчество: учебно-методическое пособие. - Чебоксары 2015г. -96с
Приложения
Пословицы и поговорки:
- После строгания топором не рубят
-Старый человек стоит четырех молодых
-Пережитое несчастье постепенно забывается
- Кто лежал в тени, надеясь на бога, остался без единого куска хлеба
-Который палец ни обрежь, все больно
-Пирог в чужих руках кажется большим
- Рана от железного оружия заживает; рана, нанесённая словами, неизлечима
- Мать - святыня, с ней не спорят
-Если говорить "мед", "мед", во рту сладко не будет
- Чужая душа - дремучий лес
- Запас всего лучше
- Вяз гнут, пока он молод
- Не зная слова, не говори
Народные приметы:
Дым поднимается в небо столбом – к морозу.
Мрьерен ттм лелле хпарать – сивве. Зимнюю непогоду по плохому разгоранию дров в печи или по поведению домашних животных:
Собака валяется на снегу – к ненастью.
Йыт юр инче йаваланать – ил-твла.
Кмакара вут шартлатать – сивве.
Как правило, эти приметы оказываются надежными и проверенными.
Как раньше, люди доверяют приметам, связанным с дорогой, со сновидениями, с состоянием погоды в определенные дни, связывая это с весенне-полевыми работами:
Хурн ули урлсан акана тухма юрать.
Лопаются сережки на березе – пора сеять пшеницу.
Палан чечеке ларсан хяр лартма юрать.
Цветет калина – можно сажать огурцы.
Существует огромное количество примет, связанных с благополучием, здоровьем, которым до сих пор доверяют. Даже сейчас можно услышать, как ребят в шутку посылают побегать под теплым моросящим дождиком:
умр инче ара пу ресен пыск пулатн.
Во время дождя нужно ходить с непокрытой головой: говорят, вырастешь большим!
Алк урати инче ан лар – чирлетн.
Уруна силлесе ан лар – анн вилет.
Также есть приметы, связанные с различными праздниками, с погодой в эти дни:
Иллен куннче умр усан кр умрл пулать.
Если на Ильин день идет дождь, осень будет дождливой.
Алтати куннче автана шыв мелх клленчк пулсан тыр нса пулать.
Некоторые приметы связаны с луной, ее положением и состоянием:
н уйх сылтмра – ырра, сулахайра – ырра мар.
Если восходящий молодой месяц увидишь справа, это к добру, слева – к худу.
Чувашские народные игры
«Птицы» («Кайакла»)
Игроки выбирают лису и птицу, остальные – птенцы. Птица учит птенцов летать. Птенцы повторяют движения за птицей. Птенцы, летая, говорят слова:
Не боюсь и не дрожу, Вирхенетеп сулелле!
Смело крыльями взмахну – Шикленместеп,
И поэтому на землю Четреместеп,
Никогда не упаду. Саванпа сере укместеп
Неожиданно появляется лиса. Птица подаё т сигнал: «Лиса!» («Тиле!»). Птенцы приседают и замирают. Лиса внимательно наблюдает за игроками и забирает с собой тех, кто выдал себя движениями.
«Морозище» («Шантмалла»)
Среди игроков выбирают водящего – мороза. По сигналу водящего – «Заморожу!» («Шантатап!») игроки разбегаются по площадке. Водящий должен догнать их и «заморозить». Замороженным считается игрок, которого водящий коснулся рукой. Замороженный игрок замирает и не двигается. Водящий охраняет замороженных игроков, не давая их разморозить. Разморозить игрока могут только неосаленные игроки, прикоснувшись к нему ладонями. Игра заканчивается, если будут пойманы все игроки.
«Лиса и гуси»
(«Тилепе хурсем»)
Среди игроков выбирают лису, остальные – гуси. Гуси выходят на лужайку пощипать травку, ходят гусиным шагом. Неожиданно появляется лиса и гуси с криком «га-га-га» собираются в кружок.
Лиса: «Сейчас я вас съем!» (Эп сире сисе яратап)
Гуси: «Не ешь нас!» (Ан тив пире)
Лиса: «Съем!» (Сиетеп)
Гуси: «Послушай, какую песню мы поё м: «Га-га-га!» ( Пирен юрра итлесе пах: «ки-как!»)
Гуси поют песню и улетают. Лиса их ловит. Пойманный игрок становится лисой.
«Море волнуется»
(«Тинес хумханать»)
Среди игроков выбирают ведущего. Остальные стоят в обручах. Ведущий ходит вокруг игроков и приговаривает: «Море волнуется» («Тинес хумханать»). При этом он касается рукой игроков. Игроки, до которых он дотронулся, идут за ним, повторяя все его движения. Неожиданно ведущий говорит: «Море успокоилось» («Тинес лапланче») – и занимает любой из обручей. Остальные игроки тоже занимают свободные домики. Игрок, оставшийся без домика, становится ведущим.
«Стадо»
(«Кетулле»)
Среди игроков выбирают пастуха и волка, остальные – овцы. На одной стороне площадки дом волка, на другой – овец. Пастух выгоняет овец на лужок. Они бегают, резвятся на лугу, щиплют травку. Волк нападает на стадо и ловит овец. Пастух подаё т сигнал: «Волк!» («Кашкар»). Овцы убегают домой, пастух их защищает. Пастух расставляет руки в стороны и встаёт между волком и овцой.
«Луна и солнце»
(«Уйахпа хевел»)
На площадке чертят линию. Игроки делятся на две команды, выбирают капитанов и строятся за ними, крепко держа впереди стоящего за пояс. Команды тягаются в силе. Побеждает та команда, которая перетянет большее количество соперников через линию.
«Чистое поле» («Таса уй»)
На площадке натягивают верёвку на высоте 1-1,5 м. Игроки делятся на две команды и встают по обе стороны на расстоянии 8-10 м лицом друг к другу. У каждого игрока по одному мячу. По сигналу игроки перебрасывают мячи на сторону противника. По повторному сигналу игроки прекращают игру и подсчитывают количество мячей на своей территории. Побеждает команда, на территории которой оказалось меньше мячей.