Ирина Тумашова
Проект «Чудеса на подоконнике»
▼ Скачать + Заказать документы
КГБОУ «Минусинская школа-интернат»
Проект
Тема: «Чудеса на подоконнике»
средняя группа «Колокольчики»
Воспитатель: Тумашова И. В.
Тип проекта : познавательный.
Вид проекта : групповой, исследовательский.
Сроки реализации проекта : долгосрочный (январь-май 2019 года);
Место реализации: КГБОУ «Минусинская школа-интернат», группа «Колокольчики»
Участники проекта : дети – педагоги - родители
Разработчики проекта : Тумашова И. В.
Публикация «Проект „Чудеса на подоконнике“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» декабрь 2019
ПАСПОРТ ПРОЕКТА
Наименование проекта «Чудеса на подоконнике»
Основания для разработки Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования
Цель проекта Цель данного проекта : создание условий для познавательного развития детей через проектно – исследовательскую деятельность и организацию художественно-продуктивной творческой деятельности
Задачи проекта -Дать знания, что растения живые, их сажают, поливают, выращивают из семян;
-Расширить знания и представления детей о полезных свойствах овощей (лука, укропа, салата, огурцов, их строении и условиях, необходимых для их роста;
- Уточнить представления о труде взрослых, учить детей правильно называть трудовые действия;
- Воспитывать трудолюбие, бережное отношение к растениям;
- Получить положительные эмоции от полученных результатов;
-Создать условия для участия родителей в образовательном процессе;
- Обогащать словарный запас, развивать речь детей;
Структура проекта Актуальность;
- Цели и задачи проекта;
- Основные принципы работы в рамках проекта
-деятельность в рамках проекта
-ресурсное обеспечение проекта
- Ожидаемые результаты реализации проекта.
- Этапы реализации.
- Критерии оценки результата.
Сроки и этапы реализации I этап – разработческий – подготовительный (январь-февраль 2019)
II этап – экспериментальный (февраль 2019)
III этап – внедренческий – практический (март 2019- апрель 2019)
IV этап – итоговый – рефлексивно-оценочный (май 2019)
Ожидаемый конечный результат реализации проекта Открытое занятие, фото-презентация проекта
Система организации контроля за исполнением проекта Контроль в рамках проекта осуществляет руководитель МО, заместитель директора по воспитательной работе школы-интернат,
Познавательно - исследовательский проект «Чудеса на подоконнике»
Актуальность темы данного проекта :
Дети дошкольного возраста в недостаточной степени имеют представления о растениях, о том, где они растут, о необходимых условиях их роста. Интерес детей к познавательно-исследовательской деятельности еще недостаточно развит. Поэтому данный проект направлен на формировании знаний о строении растений, условиях необходимых для роста и развития, этапах развития, расширение и обобщение знаний о культурных огородных растениях на то, как ухаживать и на осознание значимости в жизнедеятельности человека. Приобщение к посильному труду по уходу за растениями – это, прежде всего развитие таких качеств, как ответственность за выполнение поручения, за полученный результат, обязательность, целеустремленность. А это очень важные качества воспитания ребенка. Чтобы удовлетворить детскую любознательность, привить первые навыки активности и самостоятельности, мышления, создаём условия для поисково-исследовательской деятельности детей. Ознакомление с ростом и развитием растений можно осуществлять в зимне-весенний период, выращивая в помещении и на подоконнике.
Участники проекта : дети глухие после кохлеарной имплантации средней группы, воспитатель, родители.
Цель данного проекта : создание условий для познавательного развития детей через проектно – исследовательскую деятельность и организацию художественно-продуктивной творческой деятельности;
Задачи:
-дать знания, что растения живые, их сажают, поливают, выращивают из семян;
-расширить знания и представления детей о полезных свойствах овощей (лука, укропа, салата, огурцов, их строении и условиях, необходимых для их роста;
- уточнить представления о труде взрослых, учить детей правильно называть трудовые действия;
- воспитывать трудолюбие, бережное отношение к растениям;
- Получить положительные эмоции от полученных результатов;
-создать условия для участия родителей в образовательном процессе;
- обогащать словарный запас, развивать речь детей;
Основные принципы работы в рамках проекта :
Принцип единства воспитательных, коррекционно-развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей;
Принцип научной обоснованности и практической применимости;
Принцип доступности, учета уровня психического развития ребенка с нарушением слуха, структуры дефекта, индивидуальных особенностей в построении коррекционно-воспитательной работы;
Принцип использования речевых средств в естественных и в специально созданных условиях;
Комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса;
Интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей.
Деятельность в рамках проекта
Целевую группу составляют:
- воспитанники КГБОУ «Минусинская школа-интернат» в возрасте от 4 – 7лет глухие после кохлеарной имплантации;
-воспитатель;
- родители.
Ресурсное обеспечение проекта
Нормативное обеспечение:
- Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 №1155.
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15.05.2013 №26 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций».
- Локальные акты и Устав учреждения.
- Адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования слабослышащих и позднооглохших детей, разработанная на основе общеобразовательной программы ДО «От рождения до школы» Вераксы Н. Е., Васильевой М. А. Комаровой Т. С. : 2014г. и «Воспитание и обучение глухих детей дошкольного возраста» Л. А. Головчиц, Л. П. Носкова, Н. Д. Шматко, Т. В. Пелымская, М. : 2001 г.
Материально-техническое обеспечение:
- группа «Колокольчики», оснащена в соответствии с требованиями ФГОС ДО; - компьютер (презентации, фотоаппарат, земля, горшочки для выращивания растений, семена, лупа, лейки,;
Методическое обеспечение:
- адаптированная основная общеобразовательная программа дошкольного образования слабослышащих и позднооглохших детей;
-методический инструментарий (конспекты непосредственно образовательной деятельности, картотека дидактических игр, подборка художественных и музыкальных произведений и т. д.);
- раскраски по теме «Овощи»;
- предметные и сюжетные картинки, алгоритмы.
Ожидаемые результаты
• Дети получат знания о том, что растения живые, их сажают, поливают, выращивают из семян; У детей появится интерес к растениям;
• Дети получат представления о труде взрослых, научатся правильно называть трудовые действия, выполнять поручения;
• Проводимая работа позволяет воспитывать трудолюбие, самостоятельность, ответственность, бережное отношение к растениям;
• Все участники проекта (дети, воспитатели, родители) получат положительные эмоции от полученных результатов;
Индикаторы результативности
1. Результаты опросов, тестирования родителей.
2. Участие в творческих конкурсах, презентация проекта.
Основные мероприятия проекта :
• Исследовательская и практическая деятельность детей по изучению особенностей выращивания огородных культур;
• Презентация проекта «Чудеса на подоконнике»;
Этапы реализации данного проекта :
I этап – разработческий:
1. Выбор актуальной темы, постановка цели и задач по выбранной теме и возрасту детей;
2. Разработка словаря, алгоритмов, дидактических игр, необходимого материала;
3. Составление примерного плана действий по осуществлению проекта;
4. Подготовить беседы с детьми (выявление уровня знаний о растениях);
5. Подбор художественной литературы (сказок, песен, связанных с огородом и овощами);
6. Организация предметно – развивающей среды по теме проекта;
7. Привлечение родителей для реализации разделов проекта (сбор, покупка и накопление различного методического и технического материала, оформление подоконника);
II этап – экспериментальный:
1. Подбор дидактического материала по теме «Растения»;
2. Разработка диагностического инструментария по выявлению уровня знаний детей о выращенных растениях и уходу за ними;
III этап – внедренческий:
1. Посадить с детьми семена укропа, салата, томата, огурцов, лук для проращивания в воде и в земле;
2. Провести следующие опыты:
- наблюдения за ростом корневой системы лука в воде и в земле;
- проращивание семян (огурец, томат);
- наблюдение за ростом растения и этапами развития растения;
- исследование растений, которые получают питание (воду) и без питания (без воды);
- проращивание семян пшеницы через ткань «Ёжики»;
3. Процесс выращивания растений и уход;
IV этап – итоговый:
1. Провести диагностику по выявлению уровня знаний детей о выращенных растениях и уходу за ними;
2. Оформить фото-презентацию проекта (показать родителям);
Перспективы использования проекта :
• Закрепление и расширение знаний детей о культурных огородных растениях;
• Формирование экологического, нравственного и личностного отношения к действительности;
• Выяснение экспериментальным путем, как из семян появляется плод (этапы развития и роста растения, какие необходимы условия для роста и развития растения;
• Улучшение работы по взаимодействию с родителями, активизация позиции родителей как участников педагогического процесса детского коллектива;
• Эстетически-направленное оформление группы;
Календарный план реализации проекта :
Вид деятельности
Январь
1. Разработка проекта (определение цели и задач);
2. Подбор методической литературы по теме проекта : сбор информационного материала о растениях (сказки, песни об овощах);
3. Анализ имеющихся условий в группе;
4. Сбор информационного материала о растениях, разработка словаря, дидактических игр, алгоритмов, подбор бесед, картинок;
5. Разработка комплексно - тематического плана работы
6. Создание условий для организации работы в «Чудеса на подоконнике»
7. Организация предметно – развивающей среды по теме;
8. Работа с родителями (помощь в приобретении семян, горшочков, земли);
Февраль
1. Рассматривание и посадка семян укропа и лука;
2. Проращивание семян и посадка семян огурцов и томата;
3. Исследование: «Необходимые условия для развития и роста растений (свет, вода, тепло)»- беседа, опыты, наблюдения;
Март
1. Исследовательская и практическая деятельность детей по изучению особенностей выращивания культурных насаждений:
2. Трудовые поручения: посадка, полив, рыхление;
3. Эстетическое оформление на окне;
4. Наблюдение за растениями, за луком, посаженным в землю и в воду;
5. Отражение результата, через художественно-творческую деятельность;
6. Проращивание семян пшеницы через ткань «Ёжики»;
7. Работа с родителями (помощь в оформлении и пополнении материально-технической базы, приобретение луп)
Апрель
1. Наблюдение за корневой системой лука;
2. Этапы роста и развития растений:
3. Дидактическая игра: «Что сначала, что потом» (семечко, росток, растение, цветок, плод) - выкладывания картинок;
4. Итоговая беседа об необходимых условиях роста и развития растений;
5. Подведение итогов по выращенному урожаю (подготовка фото-презентации);
Май
1. Диагностика по выявлению уровня знаний детей по выращиванию растений и уходу за ними (наблюдение, беседа);
2. Фото - презентация для родителей проекта «Чудеса на подоконнике» (родительское собрание).
Деятельность участников проекта :
Подготовительный этап
Деятельность педагога:
• Беседы с детьми (выявление уровня знаний о растениях).
• Составление плана работы над проектом.
• Сбор материала необходимого для реализации проекта.
• Чтение художественной литературы (потешек, пословиц, поговорок, песен, связанных с огородом и овощами).
• Организация предметно – развивающей среды по теме проекта.
• Подбор дидактических игр.
Деятельность детей:
• Рассматривание иллюстративного материала, муляжей овощей по теме проекта.
Практическая работа
Деятельность педагога:
• Беседа с детьми познавательного характера;
Направляющая помощь в посадке овощных культур;
Деятельность детей:
• Посадка семян лука, укропа в землю;
• Уход за растениями - полив, рыхление;
• Выполнение поручений;
• Игровая, двигательная деятельность;
• Участие в практической деятельности;
• Рисование (красками) и лепка (из пластилина) овощей;
• Отгадывание загадок про овощи;
Совместная деятельность взрослых и детей:
• Рассказы воспитателя, чтение детской художественной литературы;
• Различные виды изобразительной деятельности по тематике;
• Рассматривание дидактических картинок, иллюстраций об овощах;
Подведение итогов
Деятельность педагога:
• Итоговая беседа с детьми (анализ проделанной работы, наблюдение, беседа, диагностика);
• Презентация проекта;
Деятельность детей:
• Участие в итоговой беседе о проделанной работе;
• Участие в презентации проекта «Чудеса на подоконнике».
Мероприятия по реализации проекта
1. Беседы:
«Что такое огород и что на нём растёт»,
«Что такое «Огород на окне»,
«Какие растения можно вырастить на подоконнике»,
«Семена».
2. Опытно-экспериментальная деятельность:
«Рост и развитие растений», «Почва для растения», «Вода и росток», «Солнце и росток», «Строение растений».
3. Практическая деятельность:
Посадка лука (домашняя работа с родителями)
Посев семян укропа
Посев и проращивание семян огурцов, томата
Полив, уход и наблюдения за овощными культурами.
4. Экологические занятия по темам:
«Семена»
«Первые всходы»
«Мир овощей».
5. Игровая деятельность:
Дидактические игры: «Что сажают в огороде», «Отгадай по вкусу».
Подвижная игра «Огород»
Настольная игра «Парные картинки», «Овощи», «Разрезные картинки».
Рассматривание иллюстраций с изображением различных растений, которые можно вырастить на подоконнике.
Сюжетно - ролевая игра «Овощной магазин».
6. Художественно - творческая деятельность детей.
Раскрашивание картинок (раскрасок по теме «Овощи»).
Лепка «Овощи».
Аппликация «Овощи на тарелке».
7. Речевое развитие.
Чтение сказок: «Репка», «Пых».
Рассказ детей по теме: «А у нас в огороде».
Прослушивание песен об овощах.
Просмотр мультфильма «Вершки и корешки».
8. Оформление альбома, фотопрезентация
«Чудеса на подоконнике».
Предполагаемое распределение ролей в проектной группе
Воспитатель: занимается подбором нужного материала, организует образовательные ситуации (посадка огурцов, томата, укропа, эффективно развивает творческое и познавательное мышление детей дошкольного возраста;
Дети: участвуют в познавательной деятельности, занимаются наблюдением за прорастанием лука, укропа, салата, семян огурцов, томатов;
Родители: с детьми сажают дома зелный лук, оформляют его, оказывают посильную помощь в оформлении огорода;
Список литературы:
1. Иванова А. И. «Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. Мир растений», М. : 2005.
2. Комарова Н. Г., Грибова Л. Ф. «Мир, в котором я живу», М. : 2006.
3. Николаева С. Н. «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве», М. «Просвещение», 2005.
4. Поддубная Л. Б. «Природа вокруг нас», М. «Корифей», 2006.
5. Интернет ресурсы.