Анжелика Щинова
Проект «Чтобы лучше говорить-надо с пальчиками дружить»
▼ Скачать + Заказать документы
Чтобы лучше говорить-надо с пальчиками дружить
«Представление, что при любом двигательном тренинге… упражняется не рука, а мозг, вначале казалось парадоксальным и лишь с трудом проникло в сознание педагогов».
Н. А. Бернштейн.
Учебный проект : развитие мелкой моторики
Возраст участников проекта : дети 5 - 7 лет
Состав проектной группы : учитель-логопед, дети старшей группы и дети подготовительной группы, воспитатели, родители воспитанников.
Тип проекта : информационно - творческий.
Публикация «Проект „Чтобы лучше говорить-надо с пальчиками дружить“» размещена в разделах
- Дружба. Учимся дружить
- Мелкая моторика
- Пальчиковые игры. Проекты
- Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2015
Продолжительность: долгосрочный (сентябрь – май).
Гипотеза:
Уже давно ни для кого не секрет, что развитие мелкой моторики (гибкости и точности движений пальцев рук) и тактильной чувствительности - мощный стимул развития у детей восприятия, внимания, памяти, мышления и речи. Дети, у которых лучше развиты мелкие движения рук, имеют более развитый мозг, особенно те его отделы, которые отвечают за речь. Пальцы рук наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека.
Связь пальцевой моторики и речевой функции была подтверждена исследователями Института физиологии детей и подростков. И. М. Сеченов писал, что движения руки человека наследственно не предопределены, а возникают в процессе воспитания и обучения как результат образования ассоциативных связей между зрительными ощущениями, осязательными и мышечными в процессе активного взаимодействия с окружающей средой.
Большинство детей имеет нарушение или недоразвитие мелкой моторики и зрительно-двигательной координации. Движения рук бывают неловкими, несогласованными, у них часто не выделяется ведущая рука. Дети порой не в состоянии одновременно действовать двумя руками сразу. Например, ребенок не может держать одной рукой основание пирамидки, а другой нанизывать колечко на стержень, или просто держать предмет в одной руке, а другой подхватывать другой предмет и т. п.
Поэтому очень важно уже с самого раннего возраста развивать у ребёнка мелкую моторику. Но просто делать упражнения ребенку будет скучно – надо обратить их в интересные и полезные игры.
Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас ребенка.
Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь.
На всех этапах жизни ребенка движения рук очень важны. Самый благоприятный период для развития интеллектуальных и творческих возможностей человека - от 3 до 9 лет, когда кора больших полушарий еще окончательно не сформирована. Именно в этом возрасте необходимо развивать память, восприятие, мышление, внимание.
Мелкая моторика рук взаимодействует с такими высшими психическими функциями и свойствами сознания, как внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие, координация, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.
Цель проекта :
- Создать условия для развития мелкой моторики;
- Реализация в учебном процессе системы игр и игровых упражнений, направленных на развитие мелкой моторики кистей рук детей.
Задачи проекта :
1. Выявить особенности развития мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста.
2. Совершенствовать предметно – развивающую среду для развития мелкой моторики.
3. Развивать мелкую моторику пальцев рук у детей старшего возраста посредством дидактических игр, игрушек, нетрадиционных приемов.
4. Развивать тактильную чувствительность рук детей, графические навыки, подготовить руки к письму.
5. Систематизировать знания педагогов, родителей по развитию мелкой моторики рук.
Аннотация проекта :
1. Доминирующая деятельность: развитие мелкой моторики;
2. Направленность деятельности: информационно – творческий.
Актуальность проекта :
Для развития ребенка необходим поиск новых форм, методов, методик и технологий, направленных на социализацию воспитанников. По мнению известного исследователя детской речи М. М. Кольцовой, «…есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи – такой же, как артикуляционный аппарат. С этой точки зрения проекция руки есть ещё одна речевая зона мозга». Таким образом, на занятиях по коррекции речевых недостатков дошкольников, правомерно и необходимо применение разнообразных приемов, способствующих становлению полноценной мелкой моторики рук.
Ожидаемый результат:
1. Развить артикуляционную и мелкую моторику;
2. Развить тактильную чувствительность рук,
3. Научить творчески, мыслить, свободно проявлять свой творческий потенциал в разных играх на развитие мелкой моторики, применять полученные знания в повседневной жизни;
4. Развить чувство ритма при проговаривания стихов одновременно с движениями пальцев рук, чтобы речь стала более громкой, четкой и эмоциональной.
Методы проекта :
Познавательное развитие (ознакомление детей с играми, развитие тонких движений пальцев рук, развитие речи, ручной труд, социализация окружающего мира.
Этапы работы над проектом :
1. подготовительный этап: сентябрь
- Изучение: научно-методической литературы по теме проекта; понятий, касающихся темы проекта;
- Разработка игровых комплексов по развитию мелкой моторики;
- Создание предметно-развивающей среды;
2. диагностический этап: сентябрь
- Подготовка диагностического материала;
- Диагностическое обследование каждого воспитанника по уровню сформированности навыков развития мелкой моторики и координации движений рук проводится по методическому пособию «Практическая логопедия» Н. М. Трубникова.
3. основной этап: (реализация намеченных планов) октябрь – апрель
Работа выстраивается в трех направлениях:
1. Совместная деятельность педагога и детей.
В логопедическом кабинете созданы все условия для развития мелкой моторики:
- использование на логопедических занятиях прищепок, пробок, мячей, пуговиц, шнурков, счетных палочек;
- использование нетрадиционных форм: горох, рис, рисование на манке, грецкие орехи, макароны, бусинки, шишки, проволока;
- использование пальчиковой гимнастики, логоритмики, штриховка предметов, обведение трафаретов, графический диктант, рисование по контору, точкам, клеточкам.
2. Совместная деятельность с педагогами ДОУ.
- проведения консультаций, семинаров-практикумов, бесед.
3. С родителями – проведение консультаций, семинаров-практикумов, родительских собраний.
4. заключительный этап - май.
- анализ результатов реализации проекта.
- презентация проекта на педсовете.
- Диагностическое обследование уровня сформированности навыков развития мелкой моторики и координации движений рук проводится по методическому пособию «Практическая логопедия» Н. М. Трубникова.
Результативность проекта :
Благодаря проекту бала развита артикуляционная и мелкая моторика,
тактильная чувствительность рук.
Дети научить творчески, мыслить, свободно проявлять свой творческий потенциал в разных играх на развитие мелкой моторики, применять полученные знания в повседневной жизни;
Развили чувство ритма при проговаривания стихов одновременно с движениями пальцев рук, речь стала более громкой, четкой и эмоциональной.