Лариса Дронова
Исследовательско-творческий проект «Что умеют кошки»
▼ Скачать + Заказать документы
Руководитель проекта : воспитатели 2-й младшей группы
Дронова Лариса Владимировна
Вид проекта : исследовательско- творческий, средней продолжительности, общеразвивающей направленности, групповой.
Участники проекта : дети младшей группы, возраст детей: 3 -4 года; воспитатели, родители детей, музыкальный работник.
Сроки реализации: февраль – март.
Актуальность проекта :
Публикация «Исследовательско-творческий проект „Что умеют кошки“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Кот, котята. Все о кошках для детей
- Кошки. Проекты
- Проекты творческие
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» август 2013
Общение с животными, если оно происходит бесконтрольно, может принести не только пользу, но и вред развивающейся личности ребенка. Отношение ребенка к животному, его целенаправленное действие могут оказаться неправильными в силу целого ряда причин. Прежде всего, ребенок не знает, что можно делать, а что нельзя, что для животного вредно, а что полезно. Кроме того, при тесном контакте с животным, малыш обязательно захочет удовлетворить свою любознательность и втянуть его в игру. Без контроля и руководства взрослых такое общение может оказаться вредным и даже опасным как для животного, так и для ребенка.
Проблема проекта :
Воспитание любви и заботливое отношение к братьям нашим меньшим – кошкам.
Цель проекта :
• Обобщить и дополнить знания детей о кошках.
• Развивать познавательную и творческую активность детей.
• Воспитывать любовь и заботливое отношение к братьям нашим меньшим.
• Представить и обобщить результаты коллективной творческой деятельности детей, родителей и педагогов в ходе реализации экологического проекта «Что умеют кошки»
Задачи проекта :
Образовательные:
Продолжать закреплять знания детей о кошках.
Обобщить знания детей о кошках, их повадках, образе жизни.
Развивать у детей познавательный интерес к братьям нашим меньшим.
Закрепить умение выразительно читать стихотворения.
Учить понимать образный смысл загадок.
Воспитательные:
Воспитывать чувство любви к животным;
Воспитывать доброе, бережное отношение к кошкам.
Воспитывать любознательность, сочувствие;
Используя фольклор, воспитывать любовь к песенкам, загадкам.
Развивающие:
Развивать интерес к жизни кошек;
Развивать слуховое и зрительное внимание, мышление;
Развивать речь детей, обогащать их словарь;
Развивать связную речь - учить давать полные ответы на вопросы воспитателя.
Планируемый результат обучения:
• Ребё нок будет знать: о кошках, их повадках, образе жизни.
• Ребё нок будет уметь: выразительно читать стихотворения, отгадывать загадки, наблюдать, водить хороводы.
• Ребё нок будет воспитывать в себе: доброе, бережное отношение к кошкам, любознательность.
• У ребенка будут формироваться компетентности: информационная, коммуникативная.
Продукт проектной деятельности.
Выставка «Портрет кошки»
Фотовыставка «Я и моя кошка»
Выставка «Необычные кошки»
Презентация экологического проекта «Что умеют делать кошки»
Роль родителей:
Дети совместно с родителями работали над экологическим проектом «Что умеют кошки». В задачи, которого входило:
- собрать и изучить информацию из различных источников о кошках : стихи, песни, потешки, загадки, приметы.
- Чтение русских народных песенок, сказок, потешек.
- Подбор открыток, иллюстраций, фотографий кошек для дальнейшей работы.
- Создание презентаций.
- Помощь детям в выставке рисунков «Портрет кошки»
Для реализации проекта было разработано перспективное тематическое планирование
Виды деятельности Пути реализации Задачи
Познавательно-исследовательская «Озорные котята»
"Кошечка в гостях у ребят"
«Поможем
друзьям»
Наблюдение за кошкой
«Веселые котята»
Обобщить представления детей о кошке и котятах, их повадках, особенностях внешнего вида. Формировать способы зрительного восприятия предметов окружающей действительности, различать и называть предметы и их признаки. Продолжать обучение приёмам самомассажа, звуковым и вибрационным упражнениям. Коррекционно-развивающие задачи: Развивать зрительные функции (зрительного сосредоточения, прослеживания, локализации).Развивать зрительное внимание и память, мышление, умение отгадывать загадки. Развивать мелкую моторику рук путём активизации графических и обследовательских умений детей. Воспитательные задачи: Воспитывать любовь к домашним животным. Воспитывать доброжелательное отношение к другим детям и взрослым. Воспитывать эмоцинально- положительное отношение к занятиям, поддерживать игровую мотивацию.
Создать радостное настроение, желание играть вместе с педагогом. Учить детей узнавать и называть домашнее животное, формировать умение выделять характерные особенности (пушистый хвост, мягкая шерсть, зоркие глаза и т. д.) Развивать умение эмитировать действия животных, называть детенышей и звукоподрожать им. Формировать умение узнавать и называть геометрические фигуры, развивать конструктивную деятельность. Совершенствовать умение понимать и правильно употреблять простые предлоги, расширить словарный запас. Развивать умение двигаться в хороводе. Воспитывать вежливость: умение приветствовать, прощаться. Воспитывать доброжелательность и отзывчивость.
Продолжать знакомить детей с домашними животными: кошка, собака, учить сравнивать их по внешнему виду, источнику питания, издаваемым звукам, выделять общие и отличительные черты. Активизировать в речи слова: мяукает, лает. Упражнять в звукоподражании. Развивать тактильное восприятие, жизненную ёмкость лёгких. Отрабатывать вдох носом и длинный выдох ртом. Воспитывать доброе, заботливое отношение к животным.
Внеш. вид кошки, как ест, играет. Словарь: лакает, шерсть густая, мягкая, мурлычет, лапы, усы
Продолжать учить цифры от 1 до 5, соотносить количество предметов с числом, названия основных цветов, правильно отвечать на вопросы. Способствовать развитию связной речи, обогащать словарный запас детей. Развивать способность детей к образному восприятию, умение перевоплощаться, используя прием арттерапии – работа с гримом. Развивать фантазию, воображение, умение импровизировать. Побуждать детей к активной игровой деятельности, используя литературные приемы. Создавать детям радостное настроение.
Показать преимущество коллективной работы, используя нетрадиционные приемы рисования (пальчиковая живопись).
Воспитывать дружелюбие, аккуратность.
Игровая деятельность
Подвижные игры
«Кот и мыши», «Котята и щенята», «Мышеловка»
Хоровод: «Васька-кот»
«У нашего котища» Развитие у детей способности принять на себя роль животного воспитывать позитивные эмоции, желание активно включаться в игру. Развивать умение двигаться в хороводе.
Дидактические игры «Один и много», «Придумай слово» ««Что умеет Мурзик»
Разрезные картинки
«Кто где спрятался»
«Давайте познакомимся»
«Кто как кричит»
«Помоги маме найти своих детей» Закрепления знаний о голосах животных и обучения правильному произношению звуков. Воспитывать внимание, интерес и любовь к кошкам Развитие мелкой моторики пальцев рук. Активизация словаря. развитие быстроты реакции, ловкости.
Закрепление в речи детей названии детенышей животных, закрепление навыков словообразования, развитие ловкости, внимания, памяти.
Уточнить и расширить словарь ребенка по теме
Инсценировка: «Кот Василий»
«Кошка»
«Где моя мама»
Научить ребят осознавать собственные эмоции, учить выражать эмоции взятой на себя роли
Двигательная «Котята отправляются в путешествие»
«Шустрые котята»
Дыхательная гимнастика
«Котик- лежебока» Эмоциональная динамическая разминка. Продолжать обучение приёмам самомассажа, звуковым и вибрационным упражнениям. Воспитывать эмоцинально- положительное отношение к кошкам, поддерживать игровую мотивацию.
Закрепить умение детей ходить по лавке с переступанием через предмет, сохраняя равновесие; упражнять в прыжках в длину, отталкиваясь двумя ногами и мягко приземляясь; развивать гибкость хребта, пролезая под двумя дугами; развивать внимание к сигналам воспитателя, ориентирование в пространстве, в игре «Котята и пес»; воспитывать позитивные эмоции, желание активно включаться в игру.
Профилактика нарушений функций органов дыхания и повышение общей сопротивляемости организма; формирование правильного дыхания, активизация легочной вентиляции; формирование умения имитировать движения животных.
Коммуникативная
«Кошка с
котятами»
Рассматривание сюжетной картины
«Кошка с
котятами»
Составление рассказа по картине «Кошка с котятами» Познакомить детей с игрушками, изображающими кошку и котят;
Дать знания о домашних животных; Развивать речь детей, умение слушать воспитателя, отвечать на вопросы, повторять за воспитателем; Учить исполнять разные игровые действия; Воспитывать любовь к животным, желание заботиться о них. Развитие мелкой моторики пальцев рук. Активизация словаря.
Формировать словарь по теме. Продолжать учить рассматривать сюжетную картину, обучать понимать вопросы по [картине, отвечать на них. Развивать лицевую, артикуляционную и ручную моторику. Развивать эмпатию. Развивать общую моторику, учить соотносить движения с текстом. Учить рисовать карандашом круг.
Упражнять в отгадывании загадок. Формировать умение внимательно рассматривать картину, рассуждать над её содержанием. Формировать умение составлять развернутый рассказ по картине, опираясь на план Упражнять в подборе слов, близких по значению; подбирать слова, обозначающие действия предметов. Развивать чувство коллективизма, здоровья. соперничест
Продуктивная
«Подарок для Мурки».
Рисуем кота или кошечку (карандашами)
«Мой любимый кот» Закрепить знания детей о геометрических фигурах (круг, треугольник, о цвете (основные и оттенки)Упражнять детей в составлении изображения из геометрических фигур. Продолжать
знакомить детей с особенностями кошек. Развивать диалогическую речь, активизировать сл. Воспитывать аккуратность при работе клеем; вызвать желание помочь герою.
Учить детей рисовать животное из геометрических фигур Развивать умение детей аккуратно закрашивать фломастерами или карандашами изображен Закрепит умение составлять простейшую композицию
Систематизировать знания детей о домашних животных, активизировать в речи детей словарь прилагательных по теме «Домашние животные»; формировать умения образовывать слова-антонимы (гладкий – пушистый, длинный – короткий, тонкий – толстый); учить детей передавать в рисунке образ кота, повадки, строение (голова, туловище, лапы, хвост);закрепить новую технику рисования жесткой кистью (рисование тычком); развивать фантазию, творческое воображение.
«Кошкин дом»
Учить детей строить домик с окошком из крупного конструктора. Способствовать развитию конструктивных умений. Вызвать у детей интерес к конструированию. Воспитывать у детей сочувствие к животным.
Музыкально-художествен. «Чей домик»
«Утро с Котиком Музиком»
Приучать детей внимательно слушать небольшие музыкальные произведения до конца, не отвлекаясь, сопереживая их настроению. Учить различать контрастные звучания и воспроизводить их; развивать и укреплять первоначальные певческие интонации. Развивать музыкально-ритмические движения, учить ритмично ходить под музыку. Продолжать учить детей выполнять плясовые движения. Воспитывать положительное и эмоциональное отношение к музыке.
Цель: Формировать у детей привычку к здоровому образу жизни, чувство ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья посредством здоровьесберегающих технологий во всех видах музыкальной деятельности.
Художественная литература Познакомить детей с описанием внешнего вида кошки, ее повадками; активизировать в речи слова и словосочетания пушистый, гладкий, лакает, мурлычет, острые когти, выгибает спину.
Чтение русских народные сказок «Храбрый кот и трусливый медведь» «Почему кот только после завтрака моется» «Кот, петух и лиса» «Кот Васька» Чтение рассказов: «Живая шляпа» Н. Носов, «Воробьишко» М Горький.
Стихотворения: А. Барто «Грузовик» «Усатый полосатый» С. Я Маршак. В. Берестов «Котенок» «Кошкин щенок» «Кто чему научится»
Чтение потешек: закреплять знание уже известных детям потешек, продолжать знакомить с новыми; добиваться выразительности при передаче образов, воспитывать в детях желание делать добро.
Загадывание загадок.
Этапы Деятельность педагога Деятельность детей
I
Подготовительный
• Ввести детей в игровую ситуацию.
• Сформировать проблему.
• Определить задачи.
• Вживаются в игровую ситуацию.
• Воспринимают проблему.
• Принимают задачи проекта.
II
Организация работы над проектом
• Помогает спланировать деятельность.
• Организует деятельность.
• Консультация для родителей : по оформлению портретов, и презентаций, подбор художественной литературы, мультфильмов,по организации наблюдений за кошкой.
III
Практическая деятельность
• Практическая помощь.
• Направляет осуществления проекта.
• Используют иллюстрации.
• Выбирают изобразительный материал.
• Выбирают цвет кота и рамки.
• По ходу работы совещаются, делятся впечатлениями.
IV
Презентация продукта
• Подготовка к презентации проекта.
• Фотовыставка «Я и моя кошка»
• Выставка рисунков «Портрет кошки».
Выставка «Необычные кошки»
• Праздник «Что умеют кошки»
• Приходит на помощь в случае затруднения.
• Рассказывают о кошках и их образе жизни.
• Составляют рассказы, читают стихи, потешки.
• Драматизируют стихотворение «Кот Василий»
• Водят хоровод «Васька-кот»
• Поют песню «Серенькая кошечка»,
• Рисуют на соли угощение для котят
V
Обсуждение нового проекта • Постановка новой цели • Дети в дальнейшем определяют цель нового проекта