анастасия стасенко
Проект «Что такое снег»
▼ Скачать +Заказ
МБОУ «Петуховская СОШ» Томского района
проект
«Снег весной и его превращения»
Подготовила
воспитатель дошкольной группы
Стасенко А. Н.
Петухово - 2021г.
Участники проекта – дети, педагоги, родители.
Тип проекта :
познавательно- исследовательский, совместный, средней продолжительности.
Сроки реализация проекта :
три месяца (март, апрель, май)
Интеграция образовательных областей:
«Познавательное развитие»
«Речевое развитие»
Публикация «Проект „Что такое снег“» размещена в разделах
- Зима. Проекты и тематические недели на тему «Зима»
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» июнь 2021
«Социально – коммуникативное развитие»
«Художественно – эстетическое развитие»
«Физическое развитие»
Интеграция детских видов деятельности:
Познавательно-исследовательская
Речевая
Игровая
Двигательная
Продуктивная
Трудовая
Цели:
- обобщение представления о типичных весенних явлениях в природе, формирование умения устанавливать взаимосвязи в природе, расширять знания о свойствах воды.
- Уточнение и расширение представления о свойствах снега.
Задачи:
Познавательное
-Познакомить со свойствами снега;
-Формировать позитивное, бережное отношение к природе;
-Воспитывать экологическую культуру детей
Образовательные
-Формировать умение отгадывать загадки, развивать диалогическую речь;
-Расширять и активировать словарь детей прилагательными
Социально-коммуникативное
-Формировать навыки сотрудничества, доброжелательности,
Актуальность.
Зима у нас холодная и снежная. Зима – это великолепное время года. Дети любят зиму за ее снежные покрывала и стойкие морозы. Любим наблюдать, как красиво падает мягкий, пушистый снег. Рассматривать форму Снежинок – звездочек, которые никогда не повторяются. Нравится играть в снежки, кататься на снежной горке и лепить различные фигурки из снега.
Что же такое снег? Как он образуется? Какие свойства есть у снега? Для чего нам снег?
Для того, чтобы получить ответы на интересующие нас вопросы, мы с детьми решили исследовать снег, понаблюдать за снегом у нас на площадке. Что будет происходить с ним в весенний месяц.
Гипотеза:
Если познакомиться со свойствами снега, то можно раскрыть некоторые его тайны и определить его значение в природе и для человека.
Структурные компоненты проекта :
1)Наблюдение.
2)Трудовая деятельность.
3)Подвижные игры.
4)Самостоятельная деятельность.
5)Индивидуальная работа.
Этапы проекта :
1. подготовительный
2. практический
3. заключительный
1 этап (подготовительный)
Месяц март
Обратить внимание детей на то, что весной по утрам на снегу часто образуется ледяная корочка — наст. Происходит это потому, что солнце светит ярко, снег сверху подтаивает, а ночью еще морозно. Подтаявший снег замерзает, превращаясь в ледяную корочку.
Определить, где снег и лед тают быстрее (на солнце или в тени). Почему утром на лужах лед, а днем он превращается в воду? Почему сосульки на солнечной стороне тают, а в тени нет? Установить связь с температурой воздуха. Обратить внимание на образование луж, ручейков. Дети вспоминают, где еще и в каком виде в природе встречается вода.
- поставить измерительную полоску для наблюдения высоты снега.
Опыт «Защитные свойства снега»
Цель: Познакомить со свойством снега.
Ход опыта: Поместить баночки с одинаковым количеством воды на поверхность сугроба, зарыть их глубоко/неглубоко в снег. Понаблюдать за состоянием воды в баночках.
Вывод: чем глубже будет находиться баночка, тем теплее будет вода. Корням под снегом и почвой тепло; чем больше снега, тем теплее растению.
- Как можно со снегом играть? (снежки, снежная крепость, кататься на горке, лыжах, санках)
Как от снежных слов холодно стало!
Пора и нам поиграть в зимнюю игру.
Подвижная игра: игра народов Сибири «Куропатки и охотники»
Все играющие — куропатки, трое из них — охотники. Куропатки бегают по полю. Охотники сидят за кустами. На сигнал «Охотники!» все куропатки прячутся за кустами, а охотники их ловят (бросают мяч в ноги). На сигнал «Охотники ушли!» игра продолжается: куропатки опять летают.
Правила игры. Убегать и стрелять можно только по сигналу. Стрелять следует только в ноги убегающих.
Наблюдение за солнцем на небе.
Предложить детям измерять длину снега под березой. Убедиться, что снега с каждым днем становится меньше. Отметить, что солнце поднимается выше и греет ярче, снег тает.
Подвижные игры: «Перелет птиц».
Цель: учить бегать по всей площадке, не стоять у стенки, влезать на свободное место, уступая друг другу; слезать до конца, не спрыгивая; развивать ловкость, внимательность.
Индивидуальная работа: Развитие движений.
Цель: совершенствовать навыки бросания снежков в произвольном направлении.
2. этап (практический)
Месяц апрель
Наблюдение за почками на деревьях
Цель: Повторить названия деревьев. Обсудить строение деревьев (ствол, ветки, листья). Выяснить насколько растаял снег с марта по апрель.
Ход наблюдения:
Какие деревья вы знаете? Назовите деревья, которые растут у нас на участке. Какие изменения произошли с деревьями весной? После зимнего сна оживает каждое дерево. Какими стали почки? Рассмотреть почки на ветках: у березы – круглые, мелкие. Весенние соки поднимаются вверх по стволу к сучьям, наполняют собой почки, а они надуваются, разбухают, вот-вот готовы лопнуть.
Загадка.
Я раскрываю почки в зеленые листочки,
Деревья одеваю, посевы поливаю. (Весна)
Исследовательская деятельность: доказать, что деревья на зиму не умирают, а засыпают, готовясь к весне. Рассмотреть с детьми почку дерева березы (зародыш листа ждет тепла и воды)
Наблюдение за облаками
Цель – закреплять знания о явлениях неживой природы.
Ход наблюдения
Бегут по небу разные зверюшки:
Медведи, волки, зайцы, лисы, хрюшки.
А если вы фантазией богаты,
Там свой портрет отыщите, ребята.
Что такое облака? Какого они цвета? Из чего они состоят? (Из бесчисленного количества капелек воды или кристалликов льда.)
Какие бывают облака? (Кучевые, грозовые, перистые, слоистые.)
Кучевые облака называются так потому, что держатся на небе кучками. На что похожи перистые облака? Какие облака самые большие? Какие облака посылают нам дождь? Почему облака двигаются по небу? (Их гонит ветер.)
Исследовательская деятельность.
Определить, какие облака на небе. Найти облако, похожее на объект живой, неживой природы.
Наблюдение за проталинами
Цели:
- учить вести наблюдение за сезонными изменениями в природе;
- формировать знания о взаимосвязях, происходящих в неживой природе.
Ход наблюдения
Голубые, синие небо и ручьи,
В синих лужах плещутся стайкой воробьи.
На снегу прозрачные льдинки-кружева,
Первые проталины, первая трава.
Е. Трутнева
К нам весна шагает быстрыми шагами,
И сугробы тают под ее ногами.
Черные проталины на полях видны,
Верно, очень теплые ноги у весны.
Г. Ладонщиков
Воспитатель задает детям вопросы.
Какие изменения произошли в природе весной?
Что вы наблюдали сами?
Как изменился снег с приходом весны?
В каких местах вы наблюдали проталины?
Почему не везде появились проталины?
Наблюдение за проклюнувшимися почками березы
Цель: продолжать знакомить с березой, ее особенностями в весеннее время года.
Ход наблюдения
Воспитатель загадывает детям загадки, предлагает ответить на вопросы.
Я раскрываю почки
В зеленые листочки,
Деревья одеваю,
Посевы поливаю,
Движения полна,
Зовут меня. (весна).
Она весну встречает,
Сережки надевает,
Накинута на спинку
Зеленая косынка,
А платьице в полоску.
Ты узнаешь. (березку!
О каком времени года говорится в загадке?
Перечислите признаки весны?
Что это за дерево?
Что произошло с почками?
В каком состоянии находятся деревья весной? (пробуждаются.)
3 этап (завершающий)
Месяц май
Цель – продолжение формирования обобщенных представлений о
сезонных изменениях в неживой природе в конце весны.
Ход наблюдения
Рассмотрите пейзажные картинки, сравните их и скажите, какое время года изображено. (Детям предлагаются картинки с изображением ранней и поздней весны.) Объясните, почему люди стали одеваться легче, почему растаял снег? (Из-за повышения температуры, потепления.) Что произошло со снегом? (Он растаял.) Что стало с водой, которая образовалась от таяния снега? (Снег тает, превращаясь в воду, вода испаряется с поверхности земли под воздействием солнечных лучей и в верхних слоях атмосферы превращается в кучевые облака.) Каким стало небо? (Ярко-синим.) Что произошло с почвой? (Оттаяла, нагрелась, стала просыхать.) Какая была температура воздуха, когда шел снег? При какой температуре идет дождь? Чем отличается поздняя весна от ранней? Назовите эти отличия. (С наступлением поздней весны стало ослепительно сиять солнце, потеплело. От весеннего тепла растаял снег и сбежал ручейками в реки; водоемы освобождались ото льда; оттаяла почва, зазеленела трава, появились цветы; на деревьях распустились листочки; птицы звонко щебечут, гремят первые грозы.
Наконец-то в мае снега уже почти не осталось и на улице стало светло, тепло и весело.
Вывод по реализации проекта.
В ходе работы над этим проектом, дети узнали, что снег хранит еще много тайн. Дети познакомились с удивительными свойствами снега, используя наблюдения и эксперименты. Узнали о том, что снег имеет большое значение в жизни человека и в природе. Снег может приносить как пользу, так и вред. С помощью опыта дети убедились, что снег хранит тепло, способен менять цвет и отражать солнечные лучи. Провели наблюдения, сравнили и сделали выводы.
Снег- это прекрасное явление природы. Паданья снежинок с неба на землю, заставляет человека, особенно ребенка засмотреться и замечтаться.