Санатулина
Проект «Что такое космос?» для детей старшей разновозрастной группы
▼ Скачать + Заказать документы
Проект «Что такое космос?»
для детей старшей разновозрастной группы «Буратино»
Автор проекта: Санатулина Г. В. воспитатель СП ГБОУ СОШ пос. Прибой - детский сад «Зоренька».
Характеристика проекта:
Тип проекта: познавательно-игровой, творческий.
Продолжительность проекта: одна неделя (с 11 по 15 апреля 2022г.).
Режим работы: во время и вне занятий.
Место проведения: ГБОУ СОШ пос. Пибой СП детский сад «Зоренька».
Публикация «Проект „Что такое космос?“ для детей старшей разновозрастной группы» размещена в разделах
- Космос. Все о космосе для детей
- Космос. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
Количество участников проекта: воспитатели: Санатулина Г. В., Наводчикова С. А., дети старшей группы - 14 чел., родители - 22 чел.
Возраст детей: 4-7 лет.
Предмет проекта: космос.
Проблема: Дошкольники задают много вопросов о космосе, звездах, планетах, так как эта тема, как все неведомое, непонятное, недоступное глазу, очень интересна им. Проект о космосе поможет детям научиться добывать информацию из различных источников, систематизировать полученные знания, применить их в различных видах детской деятельности.
Актуальность проекта: С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Возраст почемучек – самый замечательный возраст для детей. Малыши активно познают мир, открывают для себя новые истины. С раннего возраста им интересны загадки Вселенной. Старших дошкольников всегда привлекает тема космоса, так как все неведомое, непонятное, недоступное глазу будоражит детскую фантазию. Солнце, Луна, звезды – это одновременно так близко, и в то же время так далеко. Вспомните свое детство, как интересно было смотреть в ночное небо. Как поддержать интерес ребенка к неизведанному? С помощью, каких методов можно заинтересовать ребенка, помочь ему узнавать новую, интересную информацию про космос? Метод проекта позволит детям усвоить сложный материал через совместный поиск решения проблемы, тем самым, делая познавательный процесс интересным и мотивационным. Работа над проектом носит комплексный характер, пронизывает все виды деятельности дошкольников, проходит в повседневной жизни и на специальных интегрированных занятиях. Проектная деятельность развивает творческую активность детей, помогает самому педагогу развиваться как творческой личности Солнечной системы, о Юрии Гагарине – первом космонавте Земли и поможет систематизировать полученные знания и применить их в различных видах детской деятельности.
[b]Цель проекта:[/b] Создание условий для обогащения знаний детей о нашей солнечной системе, о космосе.
Задачи проекта:
1. Сформировать устойчивый интерес к познанию космического пространства.
2. Познакомить детей с историей развития космонавтики, строением солнечной системы.
3. Расширять первоначальные представления о звездах, созвездиях и планетах (их величине, о порядке расположения относительно Солнца, некоторых особенностях).
4. Прививать любовь к родному краю, планете, героям освоения космоса.
5. Формировать предпосылки поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы.
Этапы реализации проекта:
1. Подготовительный этап.
1) Выявление первоначальных знаний детей о космосе.
2) Информирование родителей о предстоящей деятельности. Составление рекомендаций для родителей «Праздник - День космонавтики», «Что рассказать ребенку о космосе?».
3) Подборка информации, литературы о космосе, презентаций, фотографий, плакатов, атрибутов.
II. Основной этап реализации проекта.
1) Беседы с детьми.
2) Художественно-продуктивная деятельность: лепка, рисование, аппликация, конструирование из бумаги.
3) Организация сюжетно - ролевых, дидактических и подвижных игр, индивидуальной и групповой работы.
4) Работа с родителями по данной теме.
III. Заключительный этап.
1) Организация презентации и выставки рисунков «Мы познаём Космос» (совместная работа детей и родителей).
2) Изготовление настенного панно «Космос» (совместная работа родителей и воспитателей).
3) Физкультурное развлечение «Космическое путешествие» и квест – игра «Путешествие в далёкий космос».
4) Изготовление лепбука «Космос».
Ожидаемые результаты:
Планируемый результат со стороны детей:
- сформированы понятия и представления о: планетах, звёздах, космических аппаратах, космонавтах и т. д;
- сформирован интерес к новому, неизвестному в окружающем мире
- умеют предложить свой собственный замысел и воплотить его в рисунке, постройке и т. д.
- умеют самостоятельно действовать в различных видах деятельности;
- овладевают средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками.
Планируемый результат со стороны педагога:
- активизировалась поисковая деятельность;
- установление доверительных и партнёрских отношений с родителями;
- создадутся условия для благоприятного взаимодействия с родителями.
Планируемый результат со стороны родителей:
- повышение активного участия родителей в жизнедеятельности группы;
- повышение педагогической культуры родителей.
Содержание проекта:
Совместная деятельность педагога с детьми Самостоятельная деятельность детей Работа с родителями[/i]
Понедельник 11.04.2022г.
1. Беседа с использованием презентации «Что такое Космос?».
Цель: расширение представлений о космосе, о звёздах, знакомство с названиями планет, рассказ интересных фактов о планетах; развитие познавательного интереса, воображения.
2. Разучивание физкультминутки «Космонавт».
Цель: развитие речи и крупной моторики.
3. Дид. игра «На земле и в космосе».
Цель: закрепление знаний детей о космических телах, планетах, соотношение называемых входящих объектов с их местоположением; обогащение словарного запаса, активизация соответствующих понятий.
4. НОД по познавательному развитию «Космос, звёзды, вселенная. Ю. А. Гагарин – первый космонавт».
Цель: закрепление и систематизация знаний о Космосе;
уточнение знаний об исследованиях Вселенной, о космонавтах; воспитание чувства патриотизма, гордость за свою страну.
5. Слушание муз. произведения «Мы в космос улетаем на работу.».
Цель: развитие слухового восприятия, воспитание эмоциональной отзывчивости, развитие интереса к музыке.
6. Подв. игра «Школа космонавтов»
Цель: совершенствовать прыжки через интервал, развивать ловкость и внимание.
7. Чтение художественной литературы: Я. К. Голованов «Дорога на космодром».
8. Просмотр документального фильма «Экскурсия по МКС».
Цель: расширение знаний детей о запуске космических кораблей и работе людей, космических профессий. Раскраски «Космос».
Выкладывание картинок на тему «Космос» из счетных палочек.
Рассматривание картинок в книгах и энциклопедиях о космосе. Ознакомление с памяткой «Праздник - День космонавтики».
Подборка материалов для настенного панно «Космос».
Вторник 12.04.2022г.
1. Беседа с использованием презентации «Они были первыми».
Цель: знакомство детей с первыми конструкторами, космонавтами и их достижениями с помощью картинок.
2. Дид. игра «Что возьмём с собой в полёт?».
Цель: расширять знания детей о предметах, необходимых космонавту.
3. Разучивание пальчиковой игры «Планеты».
Цель: развитие речи и мелкой моторики рук.
4. НОД по художественно - эстетическому развитию: лепка «Звёздное небо».
Задачи: продолжать расширять знания о космосе; развивать воображение; направить на поиск способов создания фантастических образов; развивать мелкую моторику пальцев рук во время лепки.
5. Дид. игра «Космос».
Цель: научить плоскостному моделированию по образцу. Развивать мышление, творческое воображение, память.
6. Физкультурное развлечение «Космическое путешествие».
Задачи:
-совершенствовать технику выполнения двигательных действий, быстроту и ловкость ориентировки в игровых ситуациях, быстроту двигательной реакции;
-воспитывать чувство коллективизма в играх и эстафетах;
-закреплять знания о Космосе.
7. Просмотр мультфильма «Смешарики. Космическая одиссея».
8. Подв. игра «Невесомость».
Цель: упражнение детей в выполнении различных действий в условиях воображаемой невесомости; развитие творчества в двигательной деятельности, фантазии, умений действовать сообща. Обводилки «Космос».
Сюж. – рол. игра «Строители» (сюжет «Строим космодром»).
Рассматривание карточек «Космонавты».
Ознакомление с консультацией «Что рассказать ребенку о космосе?».
Изготовление настенного панно «Космос».
Среда 13.04.2022г.
1. Беседа с использованием презентации «Планеты Солнечной системы».
Цель: дать представления о планетах солнечной системы; закрепление знаний о порядке расположения планет относительно Солнца, их величине; развитие интереса к научному познанию космического пространства.
2. Загадки на тему «Космос».
Цель: развивать умение вслушиваться в содержание загадки, выделять признаки и действия, характерные для загаданного предмета, сопоставлять их, выбирать предметы и явления, соответствующие всем пунктам описания.
3. Слушание муз. произведения К. Ларионовой «Ключ на старт».
4. Дид. игра «Разложи планеты на орбитах».
Задачи: расширять знания детей о космосе, о строении Солнечной системы; развивать навыки ориентировки и пространственные представления; называть по памяти планеты Солнечной системы; развивать коммуникативные навыки.
5. НОД по художественно - эстетическому развитию: аппликация «Солнечная система».
Задачи: расширить знания детей о космосе; закреплять умение работать с заготовками, ножницами, закрепить умение располагать предметы по всему периметру листа; развивать чувства композиции и эстетического вкуса, коллективизма; воспитывать аккуратность, трудолюбие, способность добиваться хорошего результата.
6. Подв. игра «Космонавты».
Цель: совершенствование умений ориентироваться в пространстве, организованно передвигаться по игровой площадке в составе команды; развитие внимания; формирование умения ориентироваться на действия других игроков.
7. Чтение худ. литературы: П. О. Клушанцев «О чём рассказал телескоп».
Цель: расширение знаний детей о работе астрономов.
Вырезывание изображений, нарисованных по шаблону (на тему «Космос»).
Рассматривание иллюстраций на тему «Космос» в энциклопедиях.
Сбор информации для рисования и составления рассказов с детьми по теме «Космос».
Четверг 14.04.2022г.
1. Доклад – презентация рисунков по теме «Космос».
Цель: уточнение и углубление представлений о космосе, планетах, космическом транспорте, людях и животных, покоривших космос.
2. НОД по познавательному развитию (экспериментирование): «Реактивная ракета».
Цель: закрепление знания свойств воздуха.
3. НОД по художественно - эстетическому развитию: рисование «Планета Земля».
Задачи: развивать чувство композиции, фантазию, творчество; воспитывать аккуратность в выполнении рисунка.
4. Дид. игра «Найди пару».
Цель: развитие умения соотносить схематическое изображение созвездий с картинками, символизирующими эти созвездия.
5. Подвижная игра «Солнце и планеты».
Цель: закреплять знания о движении планет вокруг Солнца.
6. Индивидуальная работа: дид. игра «Подбери словечко».
Цель: активизировать и расширить словарь по теме «Космос». Развивать восприятие, память, логическое мышление.
7. Чтение худ. литературы: рассказ «Как мальчик стал космонавтом» А. Леонова.
Цель: вызвать у детей желание слушать рассказ внимательно, отвечать на вопросы по прочитанному.
Сюж. – рол. игра «Космическое приключение».
Цель: научить применять свои знания и умения на практике, создать между детьми дружескую атмосферу, развить у них ответственность, интерес, расширить словарный запас – «космос», «планета», «Марс», «космическое пространство», «невесомость», «космодром».
Складывание созвездий из мозаики.
Просмотр совместно с детьми мультфильмов: «Тайна красной планеты»,
«Загадочная планета», «Незнайка на Луне».
Пятница 15.04.2022г.
1. Просмотр документального фильма «Животные в космосе» и беседа по просмотренному фильму.
Цель: обогащение знаний детей о космосе.
2. Индив. работа: разучивание считалки «Звездочет».
Цель: развивать речь, память.
3. НОД по художественно - эстетическому развитию: конструирование из бумаги «Ракета для Лунтика».
Цель: научить конструировать ракету из бумаги, выделяя ее характерные особенности.
4. Дид. игра «Для чего нужен в космосе…».
Цель: соревнование на самый оригинальный вопрос и ответ; развитие чувства юмора, воображения.
5. Просмотр мультфильма «Белка и Стрелка».
6. Квест – игра «Путешествие в далёкий космос».
Цель: закрепление знаний детей о космосе.
7. Игровое упражнение «Ракеты на старт».
Цель: упражнение на метание вдаль снежков, соблюдение правил безопасности, развитие подвижности суставов рук, координации движений.
8. Дид. игра «Подбери пришельцу ракету».
Цель: продолжать формировать устойчивое представление о форме, цвете, размере, геометрических фигурах.
9. Подв. игра «Ракеты на старт».
Цель: закреплять умение слушать команды воспитателя и правильно их выполнять, двигаться врассыпную в заданном пространстве.
Собирание пазлов «Космические пришельцы».
Работа с лепбуком «Космос».
Чтение совместно с детьми произведений (на выбор):
фантастическая сказка Уэллса Гордона «Звездочет и обезьянка Микки»,
Е. П. Левитан «Малышам о звездах и планетах».
В ходе реализации проекта мы пришли к выводу, что подобные занятия, игры, продуктивная деятельность объединяют детей общими впечатлениями, переживаниями, эмоциями, способствуют формированию чувства гордости за свою страну. У детей появился интерес к самостоятельному поиску ответов в различных источниках информации, повысилась мотивационная составляющая: дети стали задавать больше вопросов, интересоваться познавательной литературой.
Таким образом, можно утверждать, что при создании определенных условий и использовании различных форм и методов работы, а также при включении в проект заинтересованных взрослых: педагогов и родителей, детям вполне доступно овладение элементарными знаниями о космосе.
Используемая в работе литература и сайты:
1. Гонтарук Т. «Я познаю мир», М., АСТ: Транзиткнига.
2. Гордон Уэллс «Звездочет и обезьянка Микки».
3. Дубкова С. И. «Сказки звёздного неба», «Белый город».
4. Левитан Е. П. «Малышам о звездах и планетах». Москва, Педагогика-Пресс.
5. Майорова Г. «Игры и рассказы о космосе», «Лист» М.
6. Порцевский К. А. «Моя первая книга о Космосе».
7. Карточки для занятий в детском саду «Расскажите детям о космосе».
8. Юрлин «Что внутри?». Рассказ «Счастливого пути, космонавты». Изд. «Малыш».
9. https://multi-mama.ru/
10. https://nsportal.ru/
11. https://infourok.ru/
Фотоотчёт по работе над проектом «Что такое космос?»
1. Оформление уголка для родителей:
-памятка «День космонавтики»;
-консультация «Что рассказать детям о космосе».
2. Наглядное оформление в группе для детей.
3. Просмотр презентаций на космическую тему и беседы об увиденном.
4. НОД по художественному творчеству (конструирование из бумаги) «Ракеты».
5. НОД по художественному творчеству (лепка) «Звёздное небо».
6. НОД по художественному творчеству (рисование) «Планета Земля».
7. НОД по художественному творчеству (аппликация) «Солнечная система».
8. Презентация детьми рисунков, выполненных совместно с родителями.
9. Самостоятельная деятельность детей:
-раскраски «Космос»;
-выкладывание из счётных палочек;
-конструирование из конструктора;
-рассматривание иллюстраций в энциклопедиях «Расскажи мне! О космосе» и «Большая иллюстрированная энциклопедия знаний»;
-сюжетно – ролевая игра «Строители» (сюжет «Строим космодром»).
10. Физкультурное развлечение «Космическое путешествие».
11. Квест – игра «Путешествие в далёкий космос».
12. Лепбук «Космос».