РИММА ЗДОРОВА
Проект «Что нам осень подарила» во второй младшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ПОДОЛЬСК
КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ
МОУ СОШ №24
Педагогический проект
Во второй младшей группе
на тему: «Что нам осень подарила».
Подготовила: воспитатель
МОУ СОШ №24
ЗДОРОВА РИММА ВАЗЫХОВНА.
Дата:08.10.2024
Подольск
I Информационная карта проекта
Публикация «Проект „Что нам осень подарила“ во второй младшей группе» размещена в разделах
- Дары осени, урожай. Проекты
- Осень. Материалы для воспитателей
- Осень. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» сентябрь 2024
Проект : «Что нам осень подарила».
Автор проекта : воспитатель группы МОУ СОШ 24. Здорова Римма Вазыховна.
Продолжительность проекта : долгосрочный
Тип проекта : исследовательско -творческий.
Участники проекта : дети, родители, педагоги.
Возраст детей: 3-4 года
Актуальность проекта :
Познание ребёнком окружающего мира обязательно включает и познание природы. Сухомлинский В. А. писал: "Мир, окружающий ребёнка, - это, прежде всего, мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума. Очень важно с ранних лет развивать в детях умение созерцать, наслаждаться ею, вглядываться в неё и вслушиваться". Учитывая, что представления детей пятого года жизни об объектах природы и временах года в целом ещё недостаточно устойчивы, а практические, трудовые умения только начинают формироваться, необходимо систематически и целенаправленно знакомить дошкольников с природой. Повышению системности в работе способствовала организация проектной деятельности "Осень разноцветная". Она даёт возможность целенаправленно и эффективно выстраивать педагогическую работу, так как проходит через все виды детской деятельности: познавательную, наблюдения, труд, игры, речевое развитие детей, продуктивную деятельность, детский дизайн, психологические этюды и задания творческого характера.
Проблема значимая для детей, на решение которой направлен проект :
Исследовательская деятельность по изучению природы во всех её проявлениях в осенний период времени, а также творческое выражение своих впечатлений в создании декоративных композиций.
Цель проекта : Формировать у детей целостную картину осенних изменений, их значения для человека. Наблюдать взаимодействия живой и неживой природы в процессе наблюдений и экспериментирования. Обобщение и расширение знаний детей об овощах и фруктах через разные виды деятельности; закрепление знаний о витаминах, их пользе для здоровья человека и о содержании тех или иных витаминов в овощах, фруктах.
Задачи проекта :
Для детей:
Образовательные:
Сформировать целостного восприятия об осени как времени года. Осенью листья изменяют свою окраску, идут дожди, тучи на небе. Рассказать что даёт человеку осень : это время урожая, сбора и заготовки овощей и фруктов на зиму; осень – самое плодородное время года. Осень даёт человеку, чем она полезна и хороша для него.
Развивающие
Учить отражать полученные знания и представления в творческой деятельности (изобразительное и словесное творчество).
Воспитательные:
Формировать бережное отношение к окружающей природе; дать элементарные представления о взаимосвязи человека и природы.
Формировать и развивать у детей желание исследовать данную тему, самостоятельно заниматься исследовательской и творческой деятельностью
Для педагогов:
оформление картотеки наблюдений;
конкурс на выразительное чтение стихов об осени;
праздник Осени.
Для родителей:
Вовлечение родителей в педагогический процесс группы, укрепление заинтересованности в сотрудничестве с детским садом
Форма проведения итогового мероприятия проекта : коллективная работа.
Название итогового мероприятия проекта : «Что нам осень подарила»
Продукты проекта :
Для педагогов:
- подобрать методическую литературу по теме.
- подобрать художественную литературу для чтения детям.
- подобрать дидактический материал, наглядное пособие (альбомы для рассматривания) .
- составить перспективный план.
-каждый день недели соответствует определённому виду деятельности
Для детей:
- наблюдения за листьями на деревьях– изменения цвета.
- наблюдение за состоянием погоды, за небом, насекомыми.
- рассказывание рассказов и сказок.
- рисование.
- аппликация.
- лепка.
- загадки, пословицы, приметы о осени.
Для родителей:
Беседы с родителями «Осенние изменения в природе», «Организация прогулки с ребёнком», «Осенние дары природы». Участие в осенних конкурсах.
Ожидаемые результаты по проекту :
Дети:
• Выделяют наиболее характерные сезонные изменения в природе;
• Рассматривают сюжетные картинки;
• Используют все части речи, простые нераспространенные предложения;
• Отвечают на вопросы взрослого.
• Проявляют бережное отношение к природе.
• Участвуют в обсуждениях.
• Участвуют в сезонных наблюдениях.
Педагоги:
• формирование всестороннего развития детей через различные формы видов деятельности.
• развитие ребенка как личности (мышление, эмоциональное, эстетическое, сенсорное).
• Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей.
• Воспитание любви к природе родного края.
Родители:
• Проявят интерес к совместной деятельности с ребенком.
• Повысится мотивация к сотрудничеству.
II Краткое содержание проекта
I этап подготовительный
-подбор картин, иллюстраций, книг, стихов, загадок, звукозаписей.
-Изготовление папок-передвижки о времени года - осень (народные приметы, стихи, загадки и т. д.).
Консультации для родителей:
Организует беседы для родителей по темам:
«Осенние изменения в природе», «Организация прогулки с ребёнком в осенний лес», «Осенние дары природы»; Участие в конкурсе. «Дары осени»
Информированность родителей о предстоящей деятельности:
Разработка модели комплексно-тематического планирования по теме проекта.
-Подготовка материала для реализации проекта :
-Подбор методической, научно – популярной, справочной и художественной литературы, иллюстративного материала, пособий, игр по данной теме;
-Подготовка материалов для продуктивной деятельности;
-Подбор материалов, моделей, игрушек, атрибутов для игровой, познавательной деятельности.
Оформление папки-передвижки, размещение справочной информации по тематике бесед;
II этап основной
Внедрение в воспитательный образовательный процесс методов и приёмов по обогащению знаний дошкольников о сезонных изменениях в природе;
Совместное художественное творчество.
Лепка
«Осеннее дерево». «Грибочки на пенёчке». «Ёжик в лесу»
Рисование.
«Ёжик под осенним деревом». «Овощи созрели»
ФМКП
«Осенний суп» Цель: Закрепить знания о овощах, выбрать правильный цвет для данного овоща, аккуратно пользоваться карандашом, помогать ближнему.
«Осень пришла – урожай принесла». Цель: Формировать представление о первых осенних изменениях.
-За деревьями и кустарниками.
Дети рассматривают деревья, выделяют и описывают их составные части (ствол, ветки, листья). Сравнивают дерево и куст, отмечают, что у дерева один длинный толстый ствол, у кустарника - много тонких стволов. Воспитатель предлагает детям рассмотреть деревья и рассказать какие они (дерево высокое, у него красивые листья);
-За осенними листьями.
Дети рассматривают листья рябины, берёзы, клёна, рассказывают какие листья (красивые, зелёные, жёлтые, оранжевые, большие, маленькие, с резными краями). Собирают из листьев букеты, играют с листочками (д/и «С какого дерева лист?», «Найди такой же лист», подвижные игры «Дует, дует ветер», «Листочек найди своё дерево») Дети наблюдают за листопадом, отмечают его красоту;
-За цветами на клумбе.
Воспитатель знакомит детей с «осенними» цветами - астрами, хризантемами, бархотками. Дети описывают понравившийся цветок, в группе зарисовывают его;
-Экскурсия на огород.
(проводится в сентябре, в начале октября). В сентябре воспитатель обращает внимание детей на то, как много овощей растё т на огороде: свёкла, лук, капуста, морковь, зелень. В группе в вечернее время проводится беседа на тему: «Витамины на грядке» с показом овощей.
- Экскурсия по территории детского сада.
Тема экскурсии «Осень золотая». Дети наблюдают за растениями, любуются красотой осенней природы, делятся впечатлениями, рассказывают об увиденном.
- Наблюдение в группе.
Рассматривание иллюстраций, картин, демонстрационного материала с изображением осенней тематики (осенние пейзажи, овощи, фрукты, ягоды, осенние явления природы и т. д). Воспитатель организует с детьми беседы по наглядному материалу, по результатам прогулок, экскурсий. В дождливую и ветреную погоду организует наблюдение за природными явлениями из окна. Результаты наблюдений дети формулируют в речи, воспитатель стимулирует детей к речевому взаимодействию.
Художественная литература.
-Чтение стихотворений
-Отгадывание загадок
-Составление рассказов «Мой любимый овощ или фрукт»
-Ю. Тувим «Овощи»,
-С. Георгиев «Бабушкин сад»,
-Чтение сказок
-«Вершки и корешки», В. Даль «Война грибов и ягод»,
-И. Бунин «Листопад», А. Пушкин «Уж небо осенью дышало», М. Волошин «Осенью»
Самостоятельная деятельность детей.
Рассматривание детьми картинок, иллюстраций с объектами живой и неживой природы в осенний период (серии картин «Лесные звери», «Деревья», «Кустарники», «Травы», «Птицы», «Цветы», «Овощи и фрукты», «Грибы и ягоды», осенние пейзажи и т. д)
Подвижные игры «У медведя во бору…», «Листочек найди своё дерево», «Овощи и фрукты», «Бегите под зонт».
Дидактические игры «Времена года», «Как зовут тебя деревце»
- «С какого дерева лист?
-«Чудесный мешочек»
- «Узнай на вкус»
- «Назови одним словом»
- «Посади огород»
- «Что где растёт»
- «Собери урожай»
- «Построй по образцу»
- Лото «Овощи и фрукты»
- «Что лишнее».
Театрализованная деятельность: показ сказки «Репка»
Работа с родителей и детей.
-Экскурсию на дачу;
-прочитать книги на тему осень;
-посмотреть передачи,
-расскажите, чем богаты растительные продукты.
-помогите нарисовать рисунки;
-рассмотрите иллюстрации, фотографии.
-поделки из осенних даров.
III этап - заключительный
итоговая презентация;
выставка рисунков по теме проекта;
информированность родителей о результатах проекта через продуктивную деятельность детей, фотовыставку;
досуг с детьми «Листопад».
Праздник «Осенние чудеса»
Результат:
В ходе работы по проекту, детям была интересна тематика проекта, они с удовольствием принимали участие во всех мероприятиях и образовательной деятельности. Содержание проекта и фотоотчеты отражают результаты наблюдений и проделанную работу детей. Дети знают и называют: большое количество овощей, фруктов и осенних даров, осенние приметы и явления : пословицы, поговорки об осени. Дети стали более раскрепощены и самостоятельны. Расширили представления об окружающем мире, систематизировали знания об овощах и фруктах. Закрепили знания о труде взрослых. Обогатили речь новыми словами. Научились работать вместе. Сотрудничать друг с другом. Поняли, что нужно ценить и уважать труд людей. У родителей появился интерес к образовательному процессу, развитию творчества, знаний и умений у детей, желание общаться с педагогами, участвовать в жизни группы. Таким образом, проделанная в ходе проекта работа, дала положительный результат не только в познавательном, речевом, но и в социальном развитии детей.
Список используемой литературы:
1. Авдеева Н. Н. Безопасность на улицах. – М. ООО «АСТ – ЛТД», 1997г.
2. Богуславская З. М. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста. - М. Просвещение, 1991г.
3. Венгер Л. А. Воспитание сенсорной культуры от рождения до 6 лет. – М. Просвещение, 1988г.
4. Губанова Н. Ф. Развитие игровой деятельности. Система работы во второй младшей группе. – М., Мозаика-Синтез, 2009г.
5. Дыбина О. Б. Ребенок и окружающий мир. – М. Мозаика Синтез, 2008г.
6. Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду. – М. Мозаика Синтез, 2008г.
7. Лыкова И. А. Программа художественного воспитания и обучения «Цветные ладошки». – М. Карапуз – Дидактика, 2007г.
8. Новикова В. П. Математика в детском саду. - М. : Мозаика-Синтез, 2005.
9. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования под ред. Н. Е. Вераксы. – М. Мозаика-Синтез, 2011г.
10. Пензулаева Л. И. Физкультурные занятия в детском саду. - М. Мозаика-Синтез, 2009г.
11. Теплюк С. Н. Занятия на прогулке с малышами. М. Мозаика-Синтез, 2010г
Конспект организованной (интегрированной) образовательной деятельности
с детьми во второй младшей группы «Осенний букет»
Цель: Вызывать у детей эмоциональное отношение к явлениям природы. Учить любоваться листьями, относиться к ним бережливо, желание заботиться о ней; дать представление о свойствах пластилина – мягкий материал, сминается. Использовать приемы лепки: отщипывание, надавливание; развивать сообразительность, мышление.
Программные задачи:
Образовательные
1. Систематизировать знания детей об осени и осенних явлениях;
2. Продолжать учить составлять предложения по картинкам.
3. Продолжать развивать память, мышление через игры и упражнения.
Развивающие
Развивать мелкую моторику пальцев рук, через пальчиковую гимнастику.
Формировать интерес к лепке.
Воспитательные
Учить словам : желтеют, роняют, листопад, сухими, солнце, листья.
Продолжать учить детей отвечать на вопросы полным предложением
Оборудование и материалы:
Картинки с признаками осени
Сюжетные картинки для составления рассказов. Мяч. Бумажные осенние листья. Белый картон. Пластилин.
Предварительная работа:
-Рассматривание иллюстраций, показ картинок.
- Подвижные игра «Подбери предмет к признакам»
-Чтение стихотворений об осени Ф. И. Тютчева, А. К. Толстого.
Ход:
Мотивационно - ориентировочный этап (организационный)
…Познавательный. ….
Основной (поисковый, практический) этап
Ребята, послушайте рассказ. Попробуйте отгадать, о каком времени года пойдет речь.
«В лесу шуршали листья, и казалось, что будто кто — то ходит под кленами и березами и там, где пройдет, листья краснеют и золотятся. Теперь и не узнать родного леса, родной полянки, родного озера. Цветы увяли и засохли, трава потемнела. Все были заняты, все готовились к приходу зимы. Птицы снимались с мест, и стаями летели к теплым синим морям.»
(отрывок из рассказа О. Иваненко «спокойной ночи»)
— Ребята, о каком времени года здесь говорится? (об осени)
— А как вы догадались? (трава пожелтела, птицы стали улетать)
— А кто еще знает признаки наступления осени? (ответы детей)
— А еще, ребята осенью чаще дует ветер. Вот и сегодня он дует с самого утра, я его встретила по дороге в детский сад, и он мне подарил волшебный мяч.
«Мяч осенний и волшебный будет в руки к вам скакать и вопросы задавать.» Давайте встанем в кружок. Кому я брошу мяч, тот должен ответить на мой вопрос. За правильный ответ я буду давать осенний лист.
- листья осенью (что делают) – (листья осенью желтеют и опадают)
- дождь осенью (что делает) – (дождь осенью моросит, идет.)
-урожай осенью (что делают) – (урожай осенью убирают.)
- птицы осенью (что делают) — (Птицы осенью улетают.)
-деревья осенью (что делают) — (Деревья осенью роняют листья.)
-звери осенью (что делают)— (Звери осенью готовятся к зиме, меняют шубки.)
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА (Пальчиковая гимнастика) “Осенний букет”.
— Ребята, давайте соберём осенний букет.
Хором. Раз, два, три, четыре, пять –
Будем листья собирать. (Сжимать и разжимать кулачки).
Листья берёзы, Листья рябины, Листики тополя, Листья осины, Листики дуба (Загибать поочерёдно пальцы).
Мы соберём. В вазу осенний, букет отнесём. (Сжимать и разжимать кулачки).
Молодцы ребята!
Звучит музыка ветра. Прибегает зайчик из лесу и приносит разноцветные осенние листочки и разбрасывает разноцветные листья возле доски. Зайчик убегает.
— Посмотрите это зайчик из лесу к нам забегал, и разбросал листочки, посмотрите какие они красивые, надо их собрать. Поднимите все листики. (Ребята собирают листики красные, желтые, зеленые.)
- Ребята давайте порадуем зайку создадим осенний букет из листьев, с которым он будет гулять и радоваться.
- Девочки и мальчики возьмите большой кусок пластилина и, отщипывая от него маленькие кусочки, большим и указательным пальцами правой руки скатайте из них маленькие шарики.
- Положите пластилиновый шарик внутрь листика и нажмите на него пальчиком. - Давайте сделаем много листьев – разноцветных. (дети садятся за столы, прилепляют разноцветные листики на белый картон).
Рефлексивно-оценочный (итоговый) этап
Посмотрите, какой красивый осенний букет у нас получился. Мы положим наши букеты в уголок «теремок талантов» и в дальнейшем сделаем другие поделки о зиме, весне и лете.
— Вот наше занятие подошло к концу, скажите, ребята:
О каком времени года мы говорили на занятии?
Что бывает только осенью? (Сбор урожая, отлет птиц, листопад.)
Конспект организованной (интегрированной) образовательной деятельности
с детьми средней группы «Овощи созрели"
Цель: учить рисовать овощи разной формы (круглой, овальной); развивать умение работать красками, тщательно промывать кисти при смене краски; воспитывать аккуратность.
Программные задачи:
Образовательные
беседы с детьми о пользе овощей, выяснение, какие овощи они любят есть, как и где растут овощи; чтение загадок об овощах.
Развивающие
развивать цветное восприятие
творческое воображение.
Воспитательные
воспитывать самостоятельность творчество
творческую инициативу
Оборудование и материалы:
овощи или их муляжи, краски, кисти, стаканчик с водой, салфетки, трафарет банки из альбомного листа. Предварительная работа:
Рассматривание иллюстрации овощей. Как засаливают овощи на зиму.
Ход:
Мотивационно - ориентировочный этап (организационный)
Творческий….
Основной (поисковый, практический) этап
Воспитатель.
Если мы сейчас заглянем на огород, то увидим, поспело много овощей. Вы знаете какие овощи сейчас можно собрать?
Дети отвечают.
- Правильно, осенью созревает большое количество очень полезных для человека овощей: помидоры, огурцы, перцы, капуста, баклажаны, кабачки. В моих мешочках лежат овощи, которые мы будем сегодня рисовать. Сможете ли вы узнать их на ощупь?
Воспитатель.
Предлагает детям на ощупь определить овощ, находящийся в мешочке.
- А теперь посмотрим, правильно вы назвали овощи или нет. (Воспитатель открывает по очереди мешочки и достает овощи.) Правильно, ребята, молодцы, в мешочках были спрятаны помидор, морковь, огурец. А как вы их узнали? По форме? Какой овощ круглый? Какой овощ имеет овальную форму? А какую форму имеет морковь? (Треугольную.)
Воспитатель последовательно показывает детям геометрические фигуры. Назовите цвет этих овощей. (Ответы детей.)
А теперь отгадайте загадки об овощах!
Летом - в огороде
Свежие, зеленые,
А зимою – в бочке,
Крепкие, соленые.
(Огурцы)
В огороде вырастают,
Красными становятся.
Делают из них салат,
Варят щи и так едят.
(Помидоры.)
Дети отгадываю.
У меня остался еще один мешочек и в нем очень красивый и полезный овощ. (Воспитатель достает баклажан.) Посмотрите какую он имеет темную блестящую кожицу. Называется этот овощ баклажаном. Вам нравится его цвет? Знаете ли вы, как называется этот цвет?
Ответы детей.
Все эти овощи так полезны, в них так много витаминов, что их нужно есть каждый день, чтобы быть здоровыми и не болеть. А ещё их можно кушать и зимой, только в солёном виде. Давайте закрутим наши овощи в банки. Берем в руки кисточку, макаем в стакан с водой и начинаем рисовать, тщательно промываем кисти.
Дети выполняют задание.
Итог занятия. Выставка рисунков на стенде.
Какие вкусные у нас соленья получились.
О каких овощах мы сегодня говорили?
В какое время года собираем урожай?
Конспект организованной (интегрированной) образовательной деятельности
с детьми в средней группе «Осеннее дерево»
Цель: Закрепить знание детей о цвете, величине осенних листьев.
Закрепить понятие «листопад», учить передвигаться по площадке, следуя указаниям, которые даются в игровой форме; сопровождать слова стихотворения соответствующими движениями
Программные задачи:
Образовательные
-познавательное развитие.
-закреплять умение и навыки в работе с пластилином.
Развивающие:
Учить детей отрывать маленькие кусочки пластилина, скатывать их между ладоней, и расплющивать пальцем сверху, прикрепляя их к листу бумаги.
Воспитательные :
-воспитывать у детей трудолюбие.
-умение доводить начатое дело до конца.
-воспитывать самостоятельность, аккуратность.
Оборудование и матери
- доска для лепки
- разноцветный пластилин (оранжевый, красный, желтый, зеленый)
- макет осеннего леса
- силуэт вырезанного дерева
- влажные салфетки на каждого ребенка.
Предварительная работа:
- рассматривание осенних деревьев, беседа об осени, разноцветные листья.
Мотивационно - ориентировочный этап (организационный)
Познавательный. ….
Основной (поисковый, практический) этап
Ход:
Воспитатель читает стих:
Падают,падают листья-
В нашем саду листопад.
Желтые,красные листья
По ветру вьются, летят.
М. Ивенсен.
Ребята, какое сейчас время года? (осень)
- Почему вы так думаете? (стало холодно, люди надели тёплые вещи и т. д.)
- А какого цвета листья на деревьях? (жёлтые, красные, оранжевые)
- Да, осенью листья на деревьях сначала желтеют или краснеют, а потом начинают опадать, то есть падают на землю.
- Как называется явление, когда листочки опадают с деревьев?
- Это явление называется листопад. Листочки, падая на землю, весело кружатся в воздухе.
- Давайте с вами превратимся в жёлтые листочки.
Проводится игра «Листопад».
Ход игры:
Всем детям раздаются листья из осеннего букета.
- Ребята! Все вы будете листочками, выберете листочек, который вам понравится: кто желтый, кто красный, кто большой, кто маленький.
Каждый ребенок показывает и называет, какой листочек он выбрал по цвету и величине.
- Листья легкие, они медленно летят по воздуху. (Дети бегают и взмахивают руками.)
Листопад! Листопад!
Листья желтые летят!
Словно, зонтики кружат!
- Кружатся красивые желтые листочки. (Действия выполняют дети с желтыми листочками.)
- Кружатся красивые красные листочки. (Действия выполняют дети с красными листочками.)
- Покружились и уселись на землю. (Дети приседают.)
- Сели! Уселись и замерли. (Дети не шевелятся.)
- Листопад! Листопад!
- Листья по ветру летят (дети встали бегают, кружатся с листочками в руках).
- Покружили и опять.
Опустились на землю спать.
- Затих ветерок, и листья медленно опускаются на землю» (дети медленно приседают).
Игра повторяется еще раз.
Затем дети садятся за столы.
- Ребята, посмотрите, на столе деревья из бумаги?
- А что есть у дерева? (ствол)
- Давайте сделаем ствол, оторвем кусочек пластилина и сделайте из него шарик, кладем на лист бумаги, надавливаем на него сверху пальцами и растягиваем его в разные стороны.
- Чего еще не достаёт нашему дереву? (листочков)
- Давайте, мы для нашего дерева слепим листочки из пластилина.
- А какого цвета мы возьмём пластилин, чтобы дерево было осенним? (жёлтый, красный, оранжевый)
- Посмотрите, как мы будем лепить листочки. (аналогично как и ствол)
- Дерево стало осенним, потому что мы слепили для него жёлтые листочки.
- А как одним словом можно назвать много деревьев? (лес)
Давайте все вместе скажем «лес».
- Да, у нас получился осенний лес.
- Как называется явление, когда листья падают на землю? (листопад)
- Давай те все вместе скажем «лис-то -пад».
Стих:
Листья жёлтые танцуют,
С веток падают, летят,
Эту сказку золотую
Называют «листопад»
- Все дети очень старались. Вот какой красивый осенний лес у нас получился.
- А теперь давайте наши работы отнесём на выставку творчества.
Конспект организованной (интегрированной) образовательной деятельности
с детьми средней группы «Осень пришла- урожай принесла»"
Цель: Формировать представления о первых осенних изменениях.
Программные задачи:
Образовательные
Упражнять в обследовательских действиях, уточнить представление о внешнем виде овощей. Ввести в активный словарь детей прилагательные, характеризующие признаки овощей: по форме – продолговатая, круглая, овальная; цвету – оранжевый, бордовый, коричневый; по особенностям поверхности – гладкая, шершавая. Упражнять в употреблении существительных с обобщающим значением – овощи. Упражнять в составлении небольших описательных рассказов об овощах, согласовывая правильно слова в предложении в форме загадки.
Развивающие
Развивать умение устанавливать простейшие связи между явлениями живой и неживой природы (похолодало – опадают листья, чаще идут дожди, отцвели цветы и т. д.).
Воспитательные
Воспитывать любознательность, умение слушать друг друга.
Ход:
Мотивационно - ориентировочный этап (организационный)
Познавательный….
Основной (поисковый, практический) этап
Дети входят в группу. Встают полукругом около воспитателя.
Воспитатель: Мокнет земля,
Голы поля,
Птицы улетают,
День убывает,
Когда это бывает? (осенью)
Почему вы так думаете? (осенью часто идут дожди, листья опадают с деревьев, листья красные, желтые, день стал короче, люди оделись в теплые вещи и т. д.)
Воспитатель: А еще осенью собирают урожай. Какой урожай собирают осенью? Где выращивают овощи (на огороде, на грядке, в земле).
А чтобы собрать хороший урожай, люди что делают?
Дети: ( люди ухаживают за овощами: поливают, рыхлят землю, пропалывают сорняки). Давайте посмотрим, какой урожай вырастили на своем огороде старшие дети. Помогите мне. (вывозит тележку с овощами)
Посмотрите, сколько в тележке овощей! Какие овощи вы видите? Где их вырастили?
Давайте рассмотрим овощи и расскажем о них. (Воспитатель достает один овощ). Что это? Какой он? Какой формы? Цвета? А если потрогать, какой он на ощупь – гладкий или шершавый? Что можно из него приготовить?
Воспитатель обобщает ответы детей. Аналогично рассматривают капусту, свеклу, морковь, лук.
Воспитатель:
Где растут овощи?
Дети: (на огороде, на грядке, в земле).
Давайте вспомним, как мы выращивали овощи у себя на огороде. Проводится игра «Вырастили- соберем.»
После игры воспитатель предлагает детям посмотреть, весь ли урожай собран на огороде.
Воспитатель: Давайте соберем с грядок весь урожай. (Дети вместе с воспитателем собирают овощи в тележку). Из-за грядки, к которой подошел воспитатель, слышится: «Пых- пых- пых!»
Воспитатель: Ой, что это? Кто это? Как вы думаете? (ответы детей).
Пойду, посмотрю. /Подходит к грядке и находит ежика/
Ребята, кто это? /Ежик здоровается с детьми/
Воспитатель: Ежик, что ты делаешь на нашем огороде?
Ежик: Я собирал листочки, увидел на вашем огороде много овощей и пришел к вам узнать, знают ли ваши дети загадки об овощах?
(Воспитатель предлагает детям составить загадки про овощи). Ежик хвалит детей.
Воспитатель: Дети, давайте попрощаемся с ежиком. Я отнесу его обратно (кладет ежика на грядку). А сами тихонько пойдем в группу, а овощи отвезем на кухню.
Итог занятия. Что мы сегодня узнали об осени?
Что нам осень подарила?
Какой осенью собираем урожай?