Екатерина Гамзина
Проект по формированию читательской грамотности в группе среднего дошкольного возраста «Читательский клуб»
▼ Скачать + Заказать документы
«Книга для детей – это, в самом деле, хорошая пища
– вкусная, питательная, светлая,
способствующая их духовному росту»
К. И. Чуковский
Паспорт проекта :
Тема проекта «Формирование читательской грамотности в группе «Непоседы» среднего возраста»
Вид проекта : познавательно – творческий, долгосрочный.
Руководители проекта : Бесшапошникова А. А., Гамзина Е. Е.
Срок реализации: сентябрь 2022г – май 2023г
Участники проекта : дети средней группы, воспитатели, родители.
Публикация «Проект по формированию читательской грамотности в группе среднего дошкольного возраста „Читательский клуб“» размещена в разделах
База реализации проекта : МДОУ «Детский сад №38» «Рябинка»
Цель проекта :
Формирование у детей дошкольного возраста читательской грамотности (развитие художественного вкуса и потребности общения с книгой);
Помочь родителям осознать ценность семейного чтения, как эффективного средства образования, развития и воспитания дошкольников;
Создание партнерских и дружественных отношений с детьми, родителями, педагогами.
Задачи проекта :
- развитие творческих способностей и познавательной активности детей дошкольного возраста;
- развивать речь детей с помощью мероприятий в рамках проектной деятельности;
- знакомить детей с творчеством отечественных и зарубежных поэтов и писателей;
- способствовать поддержанию традиций семейного чтения;
- повышать культуру речи педагогов, родителей, детей;
- приобщать детей и родителей к книжной культуре, воспитывать грамотного читателя.
- формировать эстетический вкус через знакомство с творчеством художников-иллюстраторов.
- Воспитывать любовь и бережное отношение к книге.
Значимость проекта :
Проблема чтения сейчас самая острая в нашей стране. Как приобщить ребенка к чтению? Как научить добывать самостоятельно из книг необходимую информацию?
Дети дошкольного возраста – слушатели, поэтому необходимо как можно раньше разбудить интерес к художественному слову, к обдумыванию того, что это слово выражает.
Книга должна войти в мир ребенка и обогатить этот мир, сделать его интересным, полным необычайных открытий. Ребенок должен любить книгу тянуться к ней.
Этапы и сроки реализации проекта
1 этап подготовительный (сентябрь - октябрь) – выявить уровень знаний воспитанников по теме. Выбор форм работы. Подбор методического обеспечения. Сделать рекламу для родителей о проекте.
2 этап – основной. Реализация проекта с учетом интеграции образовательных областей (в течение учебного года)
3 этап Заключительный (май). Предусматривает анализ проведенной работы за год, выявления эффективности использованных форм, методов и приемов в работе с детьми и родителями по формированию читательской грамотности.
Интеграция проектной деятельности с образовательными областями.
Познавательное развитие
Беседы на тему: «Какая твоя любимая сказка», «Зачем нужны книжки», «Как рождается книга», «Разные люди живут на планете, но книги нас объединяют».
Знакомство с творчеством детских писателей и поэтов: К. И. Чуковского, С. Я. Маршака, А. С. Пушкина, В. Бианки, В. Г. Сутеева и другими в презентациях, викторинах, игровых занятиях.
Знакомство с трудом взрослых: с профессией «Библиотекарь», «Продавец книг» и другими.
Речевое развитие
Освоение форм речевого этикета.
Обогащение обществоведческого словаря.
Использование в ответах на вопросы сложносочинённых и сложноподчинённых предложений.
Формирование диалогической речи.
Дидактические игры: Драматизация сказки «Человек и животные», «Что у вас?», развивающие игры «Запомни и расскажи», «Хорошо - плохо», «Придумывание нового названия сказки», «Придумывание нового конца сказки» и другие.
Использование малых фольклорных норм: прибауток, потешек, пословиц, поговорок. Чтение русских народных сказок, рассказов и стихов для детей.
Социально – коммуникативное развитие
Приобщение к словесному искусству.
Формирование интереса и потребности в чтении.
Возможность выбора из большого количества художественной литературы.
Составление с детьми словесных описательных рассказов: «Угадай, что за сказка?», «Моя любимая книжка» (по мнемотаблицам).
Создание альбома и книжек малышек с авторскими рассказами и стихами детей и родителей.
Организация сюжетно – ролевых игр «Библиотека», «Книжный магазин».
Посещение библиотеки и закрепление правил пребывания в общественном месте.
Художественно – эстетическое развитие
Изготовление иллюстраций по рассказам А. Л. Барто, С. В. Михалкова, Н. Н. Носова, Д. Родари.
Авторские выставки сотрудников ДОУ
Игры – драматизации.
Театрализованные игры по сказкам: «Заюшкина избушка», «Три медведя», «Колобок», «Репка», «Грибок – теремок» и другие.
Физическое развитие
Использование динамических пауз и физкультурных минуток для снятия статического напряжения, повышения работоспособности во время мероприятий;
Смена положения тела, статичности в течение мероприятия.
Подвижные игры со сказочными персонажами.
Взаимодействие с родителями
Ежедневное чтение детям художественных произведений.
Использование для чтения рукописных книг и журналов, созданных детьми.
Введение в круг чтения детской периодики.
Подбор детской литературы, беседы о прочитанной литературе, о пользе чтения.
Чтение с продолжением. Побуждать удерживать в памяти содержание прочитанного.
Обучение ребенка правильному обращению с книгой, привлечение внимания к тому, как называется, кем создана книга, кто ее иллюстрировал.
Создание детской домашней библиотеки, в группе детского сада.
Родительские гостиные, викторины, вечера.
Конкурс книжек малышек.
Разработка маршрута выходного дня (посещение библиотеки).
«Издание» вместе с детьми книги «Рассказы о моем животном».
Консультации для родителей (индивидуальные и групповые).
Планируемые результаты:
Проведение целенаправленной, систематической, планомерной работы по формированию читательской грамотности у детей дошкольного возраста;
Создание материально-технической, методической, предметно-развивающей базы для полноценной и качественной работы в этом направлении;
Расширение и обогащение кругозора детей дошкольного возраста, расширение «зоны читательского общения», повышение речевого и интеллектуального уровня детей, развитие творческих способностей;
Возрождение культуры чтения в семье;
Формирование активной коммуникативной личности, способной понять, осмыслить и воспроизвести литературную мысль.
Литература
1. Гурович Л. М., Береговая Л. Б., Логинова В. И. Ребёнок и книга. – М. : Просвещение, 1992.
2. Нежданова Л. И., Киченко Е. А. Работа с семьей и продвижение семейного чтения – М. : Просвещение, 1996.
3. Пушкин А. С. Сказки. – М. : Детская литература, 2007.
4. Гриценко З. А. Положи твое сердце у чтения - М. : Просвещение, 2000г.
5. Руденко Т., Мелик – Пашаева М. Книги хорошие, книги плохие. Ж. : Дошкольное образование. 2010. - №6.
6. Ушакова О. С. «Знакомим с литературой детей 5-7 лет» -М. : -2010 г