Сабрие Суганджиева
Проект «Птицы»
▼ Скачать + Заказать документы
ПРОЕКТ
«ПТИЦЫ»
Составитель: воспитатель старшей группы Суганджиева С. С.
Актуальность:
Ребенок должен вырасти хозяином, чувствовать ответственность за всю живую природу, которая окружает его. Сохранить, окружающий мир для своих потомков. И мы – взрослые, воспитатели, педагоги, должны дать необходимые знания, научить беречь, любить природу с малых лет.
Публикация «Проект „Птицы“» размещена в разделах
- В мире животных. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Птицы, пернатые. Все материалы о птицах
- Птицы. Проекты
- Темочки
Цели: уточнить и расширить представления о перелетных птицах, об их жизни в весенний период; дать сведения о звуковых сигналах птиц, о видах гнезд и их размещении; развивать интерес к жизни птиц, воображение, мышление, речь детей, обогащать их словарь; воспитывать доброе,
Задачи:
1. Образовательные: закрепление знания признаков весны; закрепление знаний о жизни перелетных птиц; формирование экологического представления детей об окружающем мире; совершенствование грамматического строя речи.
2. Воспитательные: воспитывать интерес, желание больше узнать о птицах; воспитывать доброе, заботливое отношение к ним; воспитывать бережное отношение, любовь ко всему живому.
3. Развивающие: развитие речевой активности, активизация словаря, диалогической речи, речевого слуха, зрительного восприятия и внимания, памяти, мышления, творческого воображения.
План реализации проекта
Этапы реализации Виды деятельности Оформление
Подготовительный 1. Беседы с детьми о птицах, диагностика знаний детей. Определение уровня знаний детей по данной теме
2. Определение цели, задач проекта Подготовка
3. Чтение литературы о птицах Подготовка к реализации проекта
4. Подбор дидактических игр Сбор практического материала
5. Подбор литературы и иллюстраций по данной теме Сбор материала
6. Планирование работы с детьми в учебном процессе Составление плана проекта
Практическая часть 1. Чтение художественной литературы, загадывание загадок, разучивание стихотворений Обучение
2. Организация и проведение сюжетно-ролевых игр «Покормим птичек»
3. Проведение занятия по данной теме «Перелетные птицы», «Наши пернатые друзья»
Итоговый этап 1. Проведение занятий Конспекты занятий
2. Обобщение материала папка-проект «Перелетные птицы»
на тему:
«Перелетные птицы»
Цель:
1. Ознакомление детей с понятием «перелетные птицы».
2. Развитие и обогащение словаря
3. Формирование четкости и связности высказывания.
4. Развитие памяти, мышления, внимания.
Орг. момент.
Здравствуйте ребята! Улыбнулись все красиво. Улыбнулись друг другу. Молодцы.
А сейчас сядет тот, кто назовет птицу, которую видел и которую знает.
1. Ребята, сейчас у нас какое время года?
- Весна!
Какие птицы остаются зимовать?
- Голубь, ворона, воробей.
Сегодня мы с вами поговорим о птицах, которые улетают в теплые края, когда наступают холода. Это какие птицы?
- ПЕРЕЛЕТНЫЕ.
Посмотрите, ребята, сегодня в гостях у нас разные птицы : утка, журавль, скворец, соловей, ласточка, лебедь, кукушка, грач, скворец.
Повторите этих птиц.
Ребята, осенью, когда наступают холода и не остается корма, они улетают в теплые края. А весной, они прилетают к нам снова. Поэтому они называются перелетными.
Давайте вместе скажем, как они называются!
ПЕРЕЛЕТНЫЕ.
2. Ребята, посмотрите на этих птиц и скажите, что есть общего у всех птиц? Давайте назовем части тела птиц.
Голова, глаза, клюв, туловище, перья, лапки, хвост, крылья. Крылья есть у птиц – они умеют летать.
Чем покрыто тело птиц?
Оно покрыто перьями.
Ребята, у каждой птицы, разное оперение.
- У скворца – темный, с зеленоватым отливом.
- кукушка – серая, с полосатым брюшком.
- ласточка – У нее брюшко белое, спинка черная, грудка красная.
- лебедь - белое оперение.
- грач – черное оперение.
Физминутка:
Руки подняли и покачали – это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули - ветер сбивает росу.
В стороны руки, плавно помашем – это к нам птицы летят.
Как они сядут, тоже покажем – крылья сложим назад.
3. Игра «Скажи наоборот».
Ребята, а сейчас я буду говорить вам предложения, а вы мне отвечать наоборот.
Журавль большой, а соловей…
-маленький.
Лебедь белый, а грач….
- черный.
У ласточки брюшко белое, а у кукушки…
- полосатое.
Молодцы ребята!
4. Ребята, посмотрите, к нам на поляну прилетели птицы. Это перелетные птицы. А давайте понаблюдаем за ними.
За кем ты наблюдаешь?
Я наблюдаю за журавлем.
Я наблюдаю за ласточкой.
А ты кем любуешься?
Я любуюсь лебедем.
(опрос 4-5 детей)
Ребята, подул сильный ветерок, ох какой сильны, и птички все разлетелись.
Кого не стало на поляне?
Журавля, ласточки, синички.
Молодцы!
5. Игра «Назови одним словом».
У ласточки длинный хвост, как о ней можно сказать?
1. Поиграем словами, возьмите в одну ладошку слово длинный, в другую – хвост. Соединяем, что получилось?
ДЛИННОХВОСТАЯ.
Молодцы.
2. У ласточки длинные крылья. Соединяем слова Длинное и крыло, что получилось? Ласточка, какая?
-ДЛИННОКРЫЛАЯ.
3. Еще она какая? Соединяем слова быстрый и крылья. Какая ласточка?
-БЫСТРОКРЫЛАЯ.
Молодцы!
4. У соловья звонкий голос, соединяем, что получится? Соловей, какой?
-ЗВОНКОГОЛОСЫЙ.
Молодцы ребята!
на тему:
«Наши пернатые друзья»
Цель:
Учить детей распознавать птиц по внешнему виду и повадкам. Закрепить знания детей о последовательности в росте птиц (яйцо – птенец – птица). Упражнять детей в классификации птиц на городских, лесных, водоплавающих.
Ход занятия:
- Ребята, сегодня мы на занятии узнаем много нового и интересного о птицах. Еще нас ждут игры, веселые задания и конкурсы.
- Сейчас мы отправимся на птичью выставку. А нашим экскурсоводом будет… Впрочем, угадайте сами:
«Кто в беретке ярко-красной,
В черной курточке атласной?
На меня он не глядит,
Все стучит, стучит, стучит.
(Дятел)
Вот он, дятел! Взгляните на цвет его перышек. Теперь понятно, почему у него «беретка ярко-красная» и «черная курточка атласная».
Давайте рассмотрим птиц.
Аист. Эти большие белые птицы совершают очень далекие перелеты. Когда приходит пора вить гнездо, они выбирают для него место повыше. У этих птиц красные ноги.
Воробей. Он хорошо приспособлен к жизни возле человека. Часто, ближе к вечеру, множество воробьев слетается на одно дерево, где они принимаются петь, поднимая оглушительный шум.
Ворона. Они бывают как полностью черного цвета, так и черными с серым. В каждой вороньей стае одна из ворон всегда выполняет роль сторожа, предупреждая остальных об опасности.
Голубь. Живут везде, способны возвращаться к своему гнезду, как бы далеко от него не оказались.
Дятел. Большую часть времени проводит сидя на стволе дерева и стуча по нему клювом, чтобы извлечь насекомых. Дупло в стволе, служащее гнездом, дятлы содержат в необычайной чистоте.
Жаворонок. Гнездится на земле, очень красиво поет поднявшись высоко в небо.
Журавль. Крупная перелетная птица, в небе журавли летают клином.
Кукушка. Она не строит своего гнезда, а откладывает яйцо в чужое. Едва родившись, кукушонок выбрасывает из гнезда другие яйца или даже уже вылупившихся птенцов и один сам пожирает всю пищу.
Ласточка. Строит гнездо под крышами домов из травы и грязи.
Скворец. Часто встречается огромными стаями, а в небе они кажутся черной тучей.
- А как называется птичий домик? (гнездо). Гнездо – это птичий клад, он надежно спрятан в траве, листьях или среди камней. Яйца в нем – как горстка сияющих драгоценностей. Одним отличается птичий клад от настоящего: его нельзя трогать. Только нетронутый, только ненайденный принесет он радость.
Физминутка «Аист»
Аист, аист длинноногий,
Покажи домой дорогу.
- Топай правою ногой,
- Топай левою ногой
И тогда придешь домой.
(Показ фотографии скворечника.)
А вот этот домик вам знаком? Как он называется? (скворечник).
Кто его сделал? (человек).
А кто в нем живет? (скворцы).
Оказывается, в скворечнике может жить не только скворец.
Домики для птиц сооружают давно. Раньше их делали из прутьев, соломы, бересты. А теперь чаще всего из досок и фанеры. И первыми эти домики обживают обычно скворцы. Вот почему называют все домики для птиц скворечниками, хотя живут в них самые разные птицы.
Если сделать скворечник побольше, и повесить его повыше на дерево, то в таком домике поселятся галки. И выведут здесь своих галчат.
В парке или в лесу разыщет скворечник большой пестрый дятел. Если вход в птичий домик покажется ему слишком узким, то дятел быстро расширит его острым клювом.
Любят жить в скворечниках и воробьи. Здесь они и птенцов выведут и зимой от морозов спрячутся. Но вот беда – вернутся домой скворцы и тут же выставят из своего домика воробьев.
Прогонят скворцы из своего скворечника и других птиц, что поменьше, послабей. Вот почему для маленьких птичек делают специальные домики – синичники. Синичник меньше скворечника, а главное, вход у него поуже. Скворцу в синичник никак не забраться, а вот синицы и другие маленькие птицы чувствуют здесь себя спокойно.
Но далеко не все птицы живут в скворечниках. Есть птицы, которые живут возле воды или на воде. Назовите их. (Утки, цапли, аисты, пеликаны, чайки, нырки, лебеди, фламинго, бакланы.)
А есть птицы, предпочитающие жить в городе. Можете их назвать? (Воробьи, голуби, вороны, грачи, синицы.)
(иллюстрации и стихотворения)
Жаворонок
Серебристая трель,
Живая свирель, —
Ты звонко по воздуху льешься;
И сам за тобой
Поешь, и душой
За пташкою к солнцу несешься,
Все к солнцу,
Все к солнцу,
За облако к солнцу несешься.
Ворона
Вот ворона на крыше покатой
Так с зимы и осталась лохматой.
А уж в воздухе — вешние звоны,
Даже дух занялся у вороны.
Вдруг запрыгала вбок глупым скоком,
Вниз на землю глядит она боком:
Что белеет под нежною травкой?
Вот желтеют под серою лавкой
Прошлогодние мокрые стружки.
Это все у вороны — игрушки,
И уж так-то ворона довольна,
Что весна, и дышать ей привольно.
Автор: А. Блок
Соловей
Весны певец — соловушко
Наш садик полюбил,
И там уж тепло гнездышко
Для деточек он свил.
Лишь сядет красно солнышко,
Лишь вечер настает —
Грустит-поет соловушко
Всю ночку напролет.
И тихо мне мечтается,
Ни слова на устах.
А он-то заливается
В ореховых кустах!
О чем же так грустнехонько
Тоскует наш певец?
Он плачет, что скорехонько
Весне его конец.
Воробей
Воробей мой, воробьишка!
Серый, юркий, словно мышка.
Глазки — бисер, лапки — врозь
Лапки — боком, лапки — вкось
Прыгай, прыгай, я не трону —
Видишь, хлебца накрошил.
Двинь-ка клювом в бок ворону,
Кто ее сюда просил?
Прыгни ближе, ну-ка, ну-ка,
Так, вот так, еще чуть-чуть.
Ветер сыплет снегом, злюка,
И на спинку, и на грудь.
Подружись со мной, пичужка,
Будем вместе в доме жить,
Сядем рядышком под вьюшкой,
Будем азбуку учить.
Ближе, ну еще немножко.
Фурх! Удрал. Какой нахал!
Съел все зерна, съел все крошки
И спасибо не сказал.
Ласточка
Милая певунья,
Ласточка родная,
К нам домой вернулась
Из чужого края.
Под окошком вьется
С песенкой живою:
«Я весну и солнце
Принесла с собою…»
Здравствуй, весна!
Грач
Пробудившись ото сна,
Кистью мягкою весна
На ветвях рисует почки
На полях — грачей цепочки,
Над ожившею листвой
— Первый росчерк грозовой,
А в тени прозрачной сада
— Куст сирени у ограды.
Голубь
Люди на улице
Подняли головы:
Голуби, голуби,
Белые голуби,
Шумом их крыльев
Город наполнен,
Людям о мире
Голубь напомнил.
1. Эта птица никогда
Для птенцов не вьет гнезда. /Кукушка/
2. Под крышей я леплю гнездо
Из комочков глины.
Для птенчиков стелю на дно
Пуховую перину. /Ласточка/
3. Это старый наш знакомый:
Он живет на крыше дома -
Длинноногий, длинноносый,
Длинношеий, безголосый.
Он летает на охоту
за лягушками к болоту. /Аист/
4. Я таланта не таю:
Замечательно пою!
Слыша песню из ветвей,
Знайте, это. /Соловей/
5. Серый маленький комочек:
Чик-чирик - замерз он очень!
Солнце, выгляни скорей!
Кто тепла ждет? /Воробей/
Сюжетно-ролевая игра
Тема: «Птичкам голодно парой — мы покормим их с тобой»
Виды детской деятельности: двигательная, коммуникативная, познавательно-исследовательская, музыкально-художественная.
Цель: Расширять знания детей о птицах.
Задачи: Упражнять детей в умении составлять описательный рассказ по схеме-модели; расширять представление детей о зимующих птицах. Формировать умение выразительно выполнять упражнения в играх-имитациях. Развивать наблюдательность, мышление, зрительное восприятие, память, слуховое внимание; развивать выразительность речи, речевое дыхание, мелкую моторику пальцев рук. Воспитывать доброе и заботливое отношение к птицам;
Ход занятия:
1. Организационный момент.
Дети с воспитателем, становятся полукругом, закрывают глаза.
2. Психогимнастика:
Глаза закрываем и представляем,
Здесь и сейчас себя представляем.
Что было вчера – мы забываем.
Думаем только о том, что сейчас.
Хороший, красивый каждый из вас.
Вы самые лучшие, что есть на свете.
Глаза открываем, милые дети!
3. Вводное слово воспитателя. Отгадайте мою загадку:
Воробьи, стрижи, пингвины,
Снегири, грачи, павлины,
Попугаи и синицы:
Одним словом это — … (птицы)
4. Пальчиковая игра «СТАЙКА»
Пой-ка, подпевай-ка:
Десять птичек — стайка.
Эта птичка — соловей,
Эта птичка — воробей,
Эта птичка — совушка,
Сонная головушка.
Эта птичка — свиристель,
Эта птичка — коростель.
Эта птичка — скворушка,
Серенькое перышко.
5. Игровое упражнение «Покормим птиц»
Какой корм и для какой птички мы взяли? (семя подсолнуха, ягоды калины для свиристеля, ягоды рябины, семена разных трав для снегиря, для клеста – кедровые орешки, кусочки сала – для синички, пшено, семена тыквы и подсолнечника, хлебные крошки – для воробья). Ничего страшного, если семена и ягодки смешаются – птички сами выберут корм, который им нравится. Вот только крупный корм, например дынные семечки, нужно измельчать Детям предлагается выбрать подходящий корм для птиц и насыпать его в кормушку.
Чтение стихотворение «Покормите птиц зимой»
Покормите птиц зимой.
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Не богаты их корма.
Горсть зерна нужна,
Горсть одна — И не страшна
Будет им зима.
Сколько гибнет их — не счесть,
Видеть тяжело. А ведь в нашем сердце есть
И для птиц тепло.
6. Игровое упражнение «Сдуй перышко с ладошки»
Птички очень благодарны вам за вашу доброту и заботу. Они дарят вам свои перышки. С перышками можно играть. Положите перышко на ладонь, дуем медленно, затем сильным коротким выдохом.