Раслова Любовь
Формирование познавательной активности при использовании конструктора Лего в дидактических играх
▼ Скачать + Заказать документы
Социально – экономические реалии и тенденции современного российского общества стали вызовом отечественной системе дошкольного образования и поставили перед ней новые задачи, такие, как усиление практической направленности образовательных услуг, их нацеленность на формирование интеллектуальных и социальных компетенций у подрастающего поколения. Для реализации поставленных задач необходимо развивать у дошкольников познавательную активность.
Публикация «Формирование познавательной активности при использовании конструктора Лего в дидактических играх» размещена в разделах
Одной из задач ФГОС ДО является обеспечение вариативности и разнообразия содержания образовательных программ и организационных форм уровня дошкольного образования, возможности формирования образовательных программ различных уровней сложности и направленности с учетом образовательных потребностей и способностей воспитанников.
Широким образовательным потенциалом обладает конструктор ЛЕГО, выпускающийся образовательной датской корпорацией LEGO GROUP. Достоинствами этого конструктора являются эстетичность, привлекательность для детей и полифункциональность. Именно поэтому конструктор ЛЕГО широко внедряется в зарубежные и отечественные образовательные и специальные (коррекционные) учреждения, а также имеется во многих семьях. Деятельность с конструктором ЛЕГО как с дидактическим материалом настолько привлекательна и эмоционально окрашена для ребенка, что часто ее рассматривают как конструктивно – игровую деятельность. Игровая деятельность является ведущей для дошкольников, поэтому использование конструктора ЛЕГО в образовательных целях не противоречит возрастным особенностям детей.
Интеграция различных видов детской деятельности позволяет поддерживать естественное стремление ребенка к познанию окружающего мира через активное взаимодействие с ним и дает ребенку способы целостного и более глубокого восприятия, осознания и творческого преобразования окружающего на основе деятельностного подхода. В отечественной педагогике достаточно широко изучены педагогические возможности такого вида детской продуктивной деятельности, как конструирование. В работах В. В. Давыдова, А. В. Запорожца, Н. Н. Поддьякова отмечено, что дошкольники в процессе продуктивной деятельности учатся выделять существенные свойства предметов и явлений, устанавливать связи между отдельными предметами и отражать их в образной форме.
Всем известно классическое предназначение ЛЕГО – это конструирование по образцу, по памяти, по показу воспитателя, а также фантазируя свою постройку. Я хочу предложить использование ЛЕГО в дидактических играх, что делается не столь часто в наших дошкольных учреждениях, как хотелось бы.
Использование конструктора ЛЕГО позволяет развивать у детей следующие навыки и умения:
1. узнавать и сравнивать, обобщать предметы по форме, используя в качестве эталонов геометрические фигуры;
2. классифицировать предметы по различным качествам: форме, цвету, величине;
3. определять место расположения предмета и объекта в пространстве;
4. считать и сравнивать числа;
5. упорядочивать предметы по величине;
6. сравнивать и измерять предметы с помощью условной мерки;
7. делить целое на части различными способами;
8. ориентироваться в двухмерном пространстве.
Использование конструктора ЛЕГО в качестве дидактического материала в игровых упражнениях математического содержания, дидактических и строительно – конструктивных играх, в сочетании с занятиями по математике и по конструированию являются одним из эффективных средств уточнения, закрепления и формирования у дошкольников познавательной активности.
Используя конструктор и поле– ЛЕГО очень легко организовать дидактические игры «Что лишнее?», «Что изменилось?», «Чудесный мешочек», «Золушка», «Логическая цепочка», «Ленточки», «Какой детали не хватает?», «Подбери пару», «Клад», «Путаница», «Угадай, где что находится», «Четвертый лишний», «Раздели угощение», «Зеркало», «Разные бутерброды на завтрак» и т. д. Воспитатели часто сталкиваются с проблемой использования дидактических игр узкой направленности, когда в магазине их не купишь, а делать своими руками получается не всегда эстетично. Конструктор ЛЕГО с полем - ЛЕГО здесь незаменим : ребенок развивает навыки ориентировки на плоскости и в пространстве на основе пространственных направлений: вверху – внизу, слева – справа; закрепляет понятия «цвет», «форма», «размер»; активизирует умения сравнивать и классифицировать объекты по различным признакам, развивать умения сравнивать по длине как визуально, так и путем наложения или прикладывания одного предмета к другому и т. д.
Применение конструктора ЛЕГО в дидактических играх как метод активизации познавательной деятельности способствует проявлению у дошкольников самостоятельности, подталкивает их к творческому поиску, развитию способности анализировать, принимать решения. А вот сделать процесс познания интересным и увлекательным для каждого ребенка – это уже наша задача, уважаемые педагоги!
ЛИТЕРАТУРА.
1. Бурматова Ольга. Играем и считаем вместе с ЛЕГО // Детский сад от А до Я., № 5, 2014, стр. 78 – 96., - 136с.
2. Бурматова Ольга. Новый взгляд на любимый конструктор // Детский сад от А до Я., № 1, 2014, стр. 61 – 75, - 128с.
3. Тупичкина Елена. Конструирование из геометрических фигур как средство формирования у дошкольников математических отношений / Е. Тупичкина, М. Арест // Детский сад от А до Я., № 2, 2012, стр. 32 – 42, - 145с.