марьина ольга
Педагогический проект по развитию познавательной активности и инициативности в старшей разновозрастной (4–6 лет) группе
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность:
Ребенок дошкольного возраста неутомимый исследователь, который хочет все знать, все понять, во всем разобраться, у него своеобразное, особое видение окружающего мира, он смотрит вокруг на происходящее с восторгом и удивлением и открывает для себя чудесный мир, где много интересных предметов и вещей, событий и явлений, так много тайного и неосознанного.
Публикация «Педагогический проект по развитию познавательной активности и инициативности в старшей разновозрастной (4–6 лет) группе» размещена в разделах
Некоторые виды деятельности развиваются, порой, без помощи взрослого и даже вопреки его запретам. К таким видам деятельности относится экспериментирование и игра - важнейший вид поисковой деятельности. Экспериментирование лежит в основе любого процесса детского познания и пронизывает все сферы детской жизни.
В процессе исследования – экспериментирования развивается словарь детей за счет слов, обозначающих сенсорные признаки, свойства, явления или объекта природы (цвет, форма, величина); мнется, ломается; высоко - низко-далеко; мягкий - твердый - теплый и т.
Автор проекта : воспитатель детского сада «Колосок» села Березовка 1-я,
Марьина О. Ю.
Вид проекта : краткосрочный (1 неделя, познавательно – исследовательский.
Вопросы:
Основополагающий.
Как поддержать детскую инициативу?
Проблемный.
Как реализовать полученные знания на практике?
Участники проекта : дети 4-6 лет, педагог, родители воспитанников
Цель проекта : расширение перспектив развития поисково-познавательной, интеллектуальной активности детей путем включения их в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия;
Методические задачи проекта :
Образовательная.
1. Продолжать знакомить детей со свойствами и качествами предметов.
Развивающие.
2. Развивать познавательно – исследовательский интерес, проводя занимательные опыты и фокусы. 3. Развивать связную, диалогическую речь, отвечать на вопросы предложением, согласовывая слова в роде и падеже;
4. Развивать умение делать выводы
Воспитательные. 5. Поощрять детей за умение высказывать и отстаивать свое мнение.
Ожидаемые результаты:
Обогащение детей знаниями о свойствах и качествах древесины, бумаги, пластмассы. Дети приобретут опыт:
- в исследовательской деятельности;
- в выдвижении гипотез и выборе методов доказательства их;
- в активном и доброжелательном взаимодействии с педагогом и сверстниками при проведении исследовательской деятельности;
- в выстраивании игрового действия, сопровождаемого речью;
Этапы реализации проекта :
1 этап – накопление знаний
содержание срок задачи
ОД по развитию познавательно –исследовательской деятельности
«Дерево умеет плавать» ноябрь Расширять представление о дереве, его качествах и свойствах
ОД «В мире пластмассы» ноябрь Познакомить со свойствами и качествами предметов из пластмассы
ОД «Коллекционер бумаги» октябрь Расширять представление о разных видах бумаги и ее качествах
Консультация для родителей
«Как воспитывать инициативу у ребенка» декабрь Повысить знания родителей о воспитании у детей инициативности, к чему стремиться и чего избегать
Приложение 1
Чтение и рассматривание книги Златопольского «Удивительные превращения» раздел Материалы декабрь Пополнять знания детей из энциклопедических источников
2 этап – практический
содержание срок задачи
Работа в мини лаборатории.
«Бумага, ее свойства и качества» 1 день Опытным путем выяснить какими свойствами и качествами обладает бумага.
Приложение 2
Работа в мини лаборатории
«Древесина и ее качества» 2 день Познакомить детей со свойствами дерева. Овладеть средствами познавательной деятельности, способами обследования объекта.
Приложение 3
Работа в мини лаборатории
«Пластмасса и ее качества». 3 день Познакомить детей со свойствами пластмассы
Упражнять детей в умении обследовать предметы, выделять их качества и свойства
Приложение 4
Опыты:
«Плавает или тонет»
«что тяжелее»
«Проверяем предметы на гибкость»
«Нагреваются ли предметы»
«Охлаждаются ли предметы» 4 день В самостоятельной деятельности, путем экспериментирования, подтвердить свои знания о свойствах предметов. Уметь обобщить и подвести итог своей работы, рассказать об этом сверстникам
Приложение 5
Дидактическая игра
«Из чего сделано»
В течении недели
Дидактическая игра
«Не ошибись» -//-
Дидактическая игра «Волшебный мешочек» -//- Расширять знания в области качеств предметов, развивать умение концентрироваться и анализировать
Дидактическая игра «Назови быстро» -//-
Развивать речь, логику (умение группировать объекты по общему признаку, умение концентрироваться, быстроту реакции
3 этап – презентация проекта
ОД «Поможем домовенку добраться домой»
5 день
развивать познавательную активность, умение анализировать ситуацию, планировать эксперимент.
Приложение 6
Таким образом, благодаря совместным усилиям педагога и родителей у дошкольников сформированы знания о свойствах и качествах материалов. Дети научились выдвигать гипотезу и подтверждать, доказывать свое мнение, правильно выстраивая предложения. Приобрели навык поведения опытов, и умение ориентироваться в в ситуации
Список литературы:
• Николаева С. Н. Методика экологического воспитания в детском саду. – Москва: Просвещение, 2002 г.
• Дыбина О. В. Ребенок и окружающий мир. – Москва, Мозаика- Синтез, 2014 г.
• Коваль И. Г. Развивающие игры для детей. – Белгород, ООО «Книжный дом» 2010 г.
• Бондаренко. Дидактические игры в детском саду. – Москва. Просвещение 2001г.
Интернет ресурсы:
• https://metodsovet.su/blog/udivitelnye_svojstva_dereva/2013-12-11-301
• https://www.metod-kopilka.ru/ekologicheskiy_proekt_tema_my_s_prirodoy_druzhim_musor_nam_ne_nuzhen-34051.htm
• https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2012/08/07/zanimatelnye-opyty-eksperimenty-dlya-doshkolnikov
• https://nsportal.ru/detskiy-sad/okruzhayushchiy-mir/2014/09/21/zanimatelnye-opyty-i-eksperimenty-dlya-doshkolnikov