Елена Шуть
Проект «Быть здоровыми хотим!»
Проект «Быть здоровыми хотим!»
Девиз проекта :
«Знать должны и взрослые, и дети, что здоровье – главное на свете»
Тип проекта : познавательно - творческий, групповой
Вид проекта : групповой
Продолжительность: краткосрочный (01.02. – 19.02 2021г)
Участники проекта : дети и родители старшей группы, педагог
Актуальность темы:
Публикация «Проект „Быть здоровыми хотим!“» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
Одна из основных задач ФГОС ДО — охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия. Вопросы формирования у дошкольников основ здорового образа жизни, потребности в ежедневной двигательной деятельности отражены во всех ныне действующих программах воспитания и обучения. Наряду с работой по закаливанию, формированию культурно-гигиенических навыков и основных движений в этих программах ставится задача обучения ребенка заботе о своем здоровье и безопасности. Современное состояние общества, высочайшие темпы его развития представляют все новые, более высокие требования к человеку и его здоровью.
Самой актуальной проблемой на сегодняшний день является сохранение и укрепление здоровья детей. Здоровье рассматривается как полное физическое, психическое и социальное благополучие, как гармоничное состояние организма, которое позволяет человеку быть активным в своей жизни, добиваться успехов в различной деятельности. Для достижения гармонии с природой, самими собой необходимо учиться заботится о своем здоровье с детства. Очень важным на сегодняшний день является формирование у детей дошкольного возраста убеждений в необходимости сохранения своего здоровья и укрепления его посредствам здоровьесберегающих технологий и приобщения к здоровому образу жизни.
«Здоровье — это вершина, которую должен каждый покорить сам» — так гласит восточная мудрость.
Наша задача, как педагогов — научить детей покорять эту вершину.
Чтобы жить в нашем мире, человек должен иметь контроль над собой: над своим телом, душой, умом. С сильным умом, в сильном теле можно добиться любых успехов, любых высот.
Обсуждая с детьми на «Утреннем сборе», тему предстоящей недели: «Здоровей-ка!», у детей возник ряд вопросов: «Что такое здоровье?», «Где его можно взять?», «А сколько лет здоровье будет с нами?», «А ко всем оно может прийти?», «Что значит здоровый образ жизни?», «Почему продукты бывают вредными и полезными?», «Зачем вредные продукты продают в магазине?» и другие.
Проблемная ситуация:
«Что значит здоровый образ жизни?»
Цель проекта :
создание устойчивой положительной мотивации детей к сохранению и укреплению собственного здоровья, через формирование у них двигательных навыков, знаний и ценностей здорового образа жизни.
Задачи:
Образовательные: расширять знания детей о здоровье как о главной ценности жизни, продуктах здорового и нездорового питания; формировать знания об организме человека, о влиянии движений на функционирование органов и систем;
Развивающие: развивать познавательные способности, творческое воображение, коммуникативные навыки, двигательную активность.
Воспитательные: формировать потребность в физических упражнениях и подвижных играх; поддерживать интерес к занятиям спортом;воспитывать у детей самоуважение, чувство социальной значимости, активной жизненной позиции, направленной на сохранение и укрепление собственного здоровья; формировать у детей и родителей положительное отношение к здоровому образу жизни средствами физкультурных праздников, досугов; способствовать ощущению родителями радости, удовольствия от совместной с детьми двигательной деятельности.
Привлечение родителей к активному участию в воспитательном процессе по формированию здорового образа жизни детей и создание условий для поддержания этой позиции.
Ожидаемые результаты по проекту :
Дети. Сформированы представления о полезной и вредной пище: об овощах и фруктах, молочных продуктах, полезных для здоровья человека.
Сформированы представления о том, что утренняя зарядка, игры, физические упражнения вызывают хорошее настроение, с помощью сна восстанавливаются силы.
Сформированы привычки следить за своим внешним видом, умение правильно пользоваться мылом, аккуратно мыть руки, лицо, шею, уши; насухо вытираться после умывания, вешать полотенце на место, пользоваться расческой и носовым платком.
Родители. Родители получили информацию по укреплению здорового образа жизни в семье. Появился интерес к воспитательно-образовательному процессу, желание общаться с педагогами, участвовать в жизни группы.
ЭТАПЫ ПРОЕКТА
I. Этап - предварительный
Модель «трёх вопросов»
Что мы знаем? Что хотим узнать? Что сделать, чтобы узнать?
Чтобы не болеть, нужно заниматься спортом.
Каждое утро надо чистить зубы, делать утреннюю гимнастику.
Нельзя есть чипсы, жвачку, пить газировку, а больше есть фруктов. Что значит здоровый образ жизни?
Почему продукты бывают полезные и неполезные?
Что будет, если люди не будут заниматься спортом? Прочитать в книгах, энциклопедиях. Посмотреть в интернете.
Спросить у родителей.
Информация для родителей о предстоящем проекте, привлечение их к участию в проекте.
Разработка плана мероприятий по теме проекта.
Подбор художественной литературы для чтения, Подготовка презентации, Проведение НОД, бесед, консультаций для родителей.
Подбор наглядно - информационного материала для просмотра.
Подбор сюжетных картинок, фотографий, иллюстраций и музыкальных произведений.
Работа с методическим материалом, литературой по данной теме.
II. Этап «Практический»
План реализации проекта
Цикл бесед и ситуативных разговоров:
«Путешествие в страну Здоровье»
«Кто день начинает с зарядки, у того дела в порядке»
«Как устроено тело человека».
«Полезные вещества – что это?»
«Витамины я люблю – быть здоровым я хочу!».
«Я руки мою…» (место проведения - прогулка)
«Если бы ты был врачом, то…»
«Очень, нужен людям сон».
НОД по окружающему миру «Петрушка-физкультурник»
Презентации: «Вредные и полезные продукты», «Я и мое тело»
Рассматривание иллюстраций, плакатов: «Овощи и фрукты», «Правильная осанка», «Строение тела человека»
Гимнастика для глаз: «Влево, вправо посмотри, своим глазкам помоги», «Далеко – близко»
Опыты и эксперименты: «Что чувствуешь?», «Что за кока-кола?».
Чтение художественной и научно-популярной литературы: В. Берестов «Больная кукла», Е. Крылов «Как лечили петуха», В. Драгунский «Что полезно для здоровья, пословицы, загадки, энциклопедия для детей «Почемучка».
Сюжетно-ролевые игры: «Семья», «Продуктовый магазин», «Больница»
Лепка из пластилина, рисование, аппликация (деятельность и материалы по выбору детей)«Овощи и фрукты - полезные продукты».
Дидактические игры:«Четвертый лишний»,«Посмотрим в зеркало, как аккуратно мы одеты», «Режим дня», «Чудесный мешочек»,«Кому что нужно». «Угадай на вкус» (5-6 фруктов, овощей)
Экскурсия в медицинский кабинет детского сада.
Подвижные игры: «Съедобное несъедобное», «Быстро возьми, быстро положи»;
«Мышеловка»; «Кого назвали - тот и ловит», «Забрось мяч в корзину», «Передай мяч», «Лови, кидай, упасть на давай» (бросание и ловля, «Повторяйте за мной»
Игровой самомассаж лица, ушных раковин.
Профилактические гимнастики (дыхательная, пальчиковая, на улучшение осанки, профилактика плоскостопия).
Оздоровительная ходьба по территории детского сада (ежедневно на прогулке)Самостоятельная деятельность детей в центрах развития
Взаимодействие с родителями:
– Объявление о начале реализации проекта
– Консультация для родителей в рамках реализации проекта :«Здоровое питание - здоровый ребенок», «Пальчиковая гимнастика», «Здоровье в порядке – спасибо зарядке», «Нестандартное физкультурное оборудование своими руками»
– Изготовление атрибутов к сюжетно– ролевым играм: «Продуктовый магазин», «Больница».
– Изготовление спортивного инвентаря в физкультурный уголок: гантели из бросового материала, дорожки здоровья, игры «Серсо» из бросового материала
- Составление альбома «Книга о вкусной и здоровой пище. Лучшие рецепты родителей»
Практический выход
– Выставка детских работ «Овощи и фрукты - полезные продукты»
–«Книга о вкусной и здоровой пище. Лучшие рецепты родителей»
– Изготовление атрибутов к сюжетно– ролевым играм: «Продуктовый магазин», «Больница»
– Изготовление спортивного инвентаря в физкультурный уголок «Крепыш»
III. Этап «Заключительный»
Презентация проекта в виде : выставка детских работ «Овощи и фрукты - полезные продукты», «Книга о вкусной и здоровой пище. Лучшие рецепты родителей», участие детей и родителей в физкультурном досуге «День Здоровья»
Реализовывая данный проект, пришла к выводу, что полученные ребенком знания, представления о себе, своем здоровье и физической культуре позволили найти способы укрепления и сохранения его. Приобретенные навыки помогли осознанно выбрать здоровый образ жизни. У каждого взрослого человека есть такие воспоминания о детстве, которые наполняют душу несравнимым ни с чем теплом. Самое лучшее нам хочется «взять с собой» во взрослую жизнь, продолжать лучшие семейные традиции. Я надеюсь, что выбранный путь – здоровый образ жизни - и станет той самой лучшей семейной традицией, которую ребята возьмут во взрослую жизнь. Ведь каждый из нас хочет видеть своих детей здоровыми, счастливыми, чтобы дети, вырастая, жили в ладу с собой, окружающим миром, другими людьми. А за всем этим стоит здоровый образ жизни. Именно он дает физические и духовные силы, здоровую нервную систему, способность противостоять вредным влияниям, чувствовать радость от того, что живешь.