Марина Клименко
Проект «Буквоград» — создание собственной азбуки (1–3 класс)
▼ Скачать + Заказать документы
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВВЕДЕНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №3
г. о. Звенигород
Проект «Буквоград»
Создание собственной азбуки.
Совместный проект учеников 1 «В» и 3 «Б» классов
Руководители: Клименко М. А. Петрова Н. Г.
Цель: - закрепить в сознании детей все изученные буквы и звуки
Задачи:
Публикация «Проект „Буквоград“ — создание собственной азбуки (1–3 класс)» размещена в разделах
- Буквы. Проекты
- Начальная школа. 1 класс
- Начальная школа. 1-4 классы
- Начальная школа. 3 класс
- Проекты
- Проекты в школе. Начальные классы, 1 - 4 классы
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Школьные, ученические проекты, исследовательские работы
- Темочки
1. Образовательная – формировать стремление как можно лучше освоить навыки чтения, стать активным читателем; прививать такие навыки как любознательность, стремление к познанию нового.
2. Развивающая – развивать у детей сообразительность, способность работать в коллективе; речь, умение быстро и четко формулировать свой ответ и делать выводы.
3. Воспитательная – воспитывать умение выслушивать своего товарища, культуру поведения, такое качество личности, как сознательность.
Оборудование. Интерактивная доска:
"Если хочешь много знать,
Многого добиться,
Обязательно читать
Должен научиться".
Ход урока:
Под музыку “Чему учат в школе” дети и гости занимают места.
Ученик :
Я помню тот звонок веселый,
Что прозвенел мне в первый раз,
Когда вошёл с цветами в школу,
В свой самый лучший, первый класс.
Как встретил у дверей учитель,
Наш верный друг на много дней,
И шумная семья большая
Подружек новых и друзей.
Садясь за парту осторожно,
Чтоб школьной формы не измять,
Я азбуку свою раскрыл,
Раскрыл и школьную тетрадь.
Теперь я знаю буквы, слоги,
Умею говорить, считать,
И постепенно, понемногу
Я научился читать
Я сегодня говорю:
“За все тебя, АЗБУКА, благодарю”
Учитель:- Добрый день, дорогие ребята! Сегодня у нас необычный урок, а урок подведения итога нашего проекта, над которым мы работали два месяца, чтобы разработать и создать собственную азбуку.
-А что у нас получилось узнаем чуть позже, для начала давайте вспомним, как же появился первый букварь, а помогут нам в этом наши старшие наставники ребята из 3 «Б» класса.
Презентация 1 слайд
1 Ученик: -В давние-давние времена дети тоже учились в школе, но читали они не по букварю и писали они не в тетрадях. В старину буквы вырезали на деревянных дощечках, а писали в тетрадях, сделанных из бересты. Потом на земле появились книги. Сначала книжные листы делали из кожи животных, а позже их стали делать из бумаги. Уже в древности люди понимали, как важно уметь читать книги, потому что, читая книги, узнаешь много важного и интересного. Сначала книги были рукописные. Их переписывали от руки. Переписывание книг занимало много времени, из-за этого книги были очень дорогие, и их было мало. Со временем люди изобрели машины, которые могли напечатать любое количество книг. И вот на земле появилась первая печатная азбука - азбука Ивана Федорова. Буквы этой азбуки были немного похожи на наши. Но сможете ли вы прочитать, что тут написано?
2 слайд
2 Ученик:- Назовите первые буквы современного алфавита (А, Б, В, Г, Д.). А раньше эти буквы и писались и назывались совсем иначе. Например: а - аз, б - буки, в - веди, г - глаголь, д - добро, е - есть, ж - жизнь, и - иже, л - люди, с - слово и т. д. Какое слово произошло от названия первых русских букв? (Азбука). Обучение чтению в те времена занимало 2-3 года. Сначала учитель заставлял детей запоминать названия букв, затем складывать из них слоги, потом слова. Например, буки+люди+аз = бла, глаголъ+он = го, = бла-го, слово+люди+он = сло, = бла-го-сло, веди+иже = ви, = бла-го-сло-ви. Я не случайно выбрала такое непонятное слово. Ведь в те времена не было специальных рассказов для детей. И дети учились читать совершенно непонятные им тексты молитв. Представляете, как трудно было тогда научиться читать? Только самые усидчивые и настойчивые дети осоваивали чтение. Большинство людей в древности не умело читать и писать. Поэтому самые лучшие, самые умные люди стали думать над тем, как облегчить детям заучивание непонятных букв. Как сделать это занятие более интересным и занимательным. Азбуки стали оформлять тщательно выполненными красивыми рисунками. Название букв упростили и придумали азбуку, в которой были изображения предметов, названия которых начинались на ту или иную букву алфавита. Этот способ запоминания букв используется до сих пор. Где вы встречались с такими картинками?
3 слайд
3 Ученик: -Например на страницах "Великолепной русской азбуки. Подарка для добрых детей" можно было прочитать такие тексты:
Не много говори, и привыкай более слушать; будь кроток, тих, скромен. Не все, что придет на ум, рассказывай; но всегда думай, о чем ты говорить намерен. Чего действительно не знаешь, не утверждай и не оспаривай. Что взаймы взял, отдай; что обещал, выполни, что получил даром, за то благодари.
Почитай своих родителей. учителей и старших себя, исполняй приказания первых и слушай советы последних. когда говорят старшие, со вниманием слушай и не перебивай речь их. Не откладывай до завтра то, что можешь сделать сегодня.
-Понравились ли вам эти поучения?
-Нужны ли они нам в современной жизни?
-Где и когда мы ими пользуемся?
4 слайд
4 Ученик: - В те далекие от нас времена печатали разные буквари : одни для детей из богатых семей - цветные, с красивыми нарядными картинками, другие для бедных крестьянских и рабочих детей. Для простого народа, делали маленькие, плохо отпечатанные, книжки без иллюстраций. Но жили в нашей стране и хорошие добрые люди, которые заботились о детях. Например, Лев Николаевич Толстой в своей усадьбе Ясная Поляна, на свои деньги, организовал школу для бедных крестьянских детей. Специально для этой школы он создал «Азбуку». В нее он включил маленькие рассказы на темы жизни крестьян. Многие рассказы из Азбуки Льва Николаевича Толстого до сих пор используются для обучения детей чтению.
5 слайд
5 Ученик:- Буквари постоянно совершенствовались. Ваши прабабушки и прадедушки учились по букварю Дмитрия и Елены Тихомировых. Этот букварь очень похож на современные буквари. Его издавали более 160 раз. И сейчас в некоторых школах учатся по букварю Тихомировых. (Рассматривание современного издания буквари Тихомировых) Чем этот букварь отличается от современных букварей? (В нем на страницах даны образцы письменных букв и тексты для списывания письменными буквами).
6 слайд
6 Ученик: -Когда пошли в школу ваши мамы и папы был создан новый красочный букварь (показ современного Букваря). Этот букварь оставался практически неизменным на протяжении 40 лет. По содержанию материал букваря делится на три части: подготовительный, букварный и после букварный периоды. В подготовительный период дети учились различать предложения, слова и слоги. Для этого использовались различные картины, серии рисунков, предметные картинки. В букварный период основная задача была научиться различать звуки и буквы, читать слова и небольшие тексты. В после букварный период - ученики читали интересные занимательные
7 слайд
7 Ученик: -Перед создателями букварей всегда стояла задача: сделать обучение чтению, письму и счету более доступным и занимательным. Поэтому появилась Азбука - веселая учебная книга для обучения ребенка в дошкольный период. К книге прилагались указания для родителей и воспитателей; "Как обучать по Азбуке ребенка 5-6 лет". В этой книге были не только страницы для чтения, но и для занятий математикой, трудом и рисованием. (Рассматривание Азбуки). Это пособие выдержало много изданий.
Учитель: У нас в классе оформлена выставка букварей, какими они были раньше.
-А теперь пришла пора посмотреть, что же у нас получилось?
1 Ученик: Как хорошо уметь читать!
Не надо к маме приставать
Не надо бабушку просить:
«Прочти, пожалуйста, прочти!»
Не надо умолять сестрицу:
«Ну, прочитай еще страницу!»
Не надо звать,
Не надо ждать,
А можно взять и прочитать!
-Но для этого буквы необходимо знать!
-Гласные здесь?
(Дети которые готовили страницы с гласными буквами выходят и отвечают) :
-Здесь
2 ученик:
-Гласные тянутся в песенке звонкой,
Могут заплакать и закричать
В темном лесу звать и аукать
И в колыбели ребенка качать.
1 ученик: -А согласные здесь?
(Дети которые готовили страницы с согласными буквами выходят и отвечают) :
-Здесь
3 ученик:
-А согласные согласны
Тарахтеть, свистеть, пыхтеть,
Даже рыкать и шипеть,
Но не могут они петь.
1 ученик: -Буквы которые не имеют звука здесь?
Выходят два ученика которые готовили страницы с Ъ и Ь знаком
-Здесь
4 ученик:
-Твердый знак – такая штука…
В общем нет такого звука.
Буква есть, а звука нет,
Почему? Пока секрет!
5 ученик:
- Нет также звука «мягкий знак»
Но без него нельзя никак.
6 ученик:
-Буквы – значки, как значки на парад,
В четком равненье построились в ряд.
Каждый в условленном месте стоит,
И называется – Алфавит!
Учитель: - Я вижу, что все страницы готовы. Пора приступать к сбору книги, нашей азбуки.
(учитель показывает всем обложку азбуки, ребята подходят по очереди и крепят свою страницу.)
Учитель: -Посмотрите ребята, какая замечательная азбука у нас получилась. (показывает книгу)
-Но что-то мы все-таки забыли?
-Давайте, напишем послания будущим первоклассникам, и это станет первой страницей нашего букваря, согласны?
(учитель раздает каждому листочек, ребята пишут пожелание и приклеивают на первую страницу азбуки)
-А теперь пора спеть нашу любимую песню про буквы!
Дети поют песню: «Тридцать три родных сестрицы»
33 родных сестрицы,
Писаных красавицы.
На одной живут странице,
А повсюду славятся.
К вам они сейчас спешат,
Славные сестрицы –
Очень просим всех ребят
С нами подружиться!
А Б В Г Д Е Ж
Прикатили на еже!
З И К Л М Н О
Дружно вылезли в окно!
П Р С Т У Ф Х
Оседлали петуха –
Ц Ч Ш Щ Э Ю Я –
Вот и все они, друзья!
33 родных сестрицы писаных красавицы!
На одной живут странице, а повсюду славятся!
Познакомьтесь с ними, дети,
Должен вам шепнуть тайком:
Очень плохо жить на свете
Тем, кто с ними не знаком!
Учитель: -На этой веселой ноте, я хочу завершить наш урок, всем спасибо за работу!