ИРИНА ФУРШТЕЙН
Проект «Будем здоровы!»
▼ Скачать + Заказать документы
Продолжительность проекта : долгосрочный (1 год)
Участники проекта : дети средней группы, их родители, воспитатели группы, специалисты детского сада.
Подготовила: Козенкова И. Н., воспитатель
Учреждение: МДОУ «Детский сад №7 общеразвивающего вида» г. Железногорск
Актуальность темы:
На современном этапе развития общества выявлена тенденция к ухудшению состояния здоровья детей в разных регионах, особенно пострадавших от аварии на Чернобыльской АЭС.
Публикация «Проект „Будем здоровы!“» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2016
Проблема воспитания личной заинтересованности каждого человека в здоровом образе жизни в последние годы является особенно актуальной в связи с негативной тенденцией к ухудшению состояния здоровья всех социально- демографических групп населения России и особенно детей дошкольного возраста. Вопросу отсутствия основ здорового образа жизни людей сейчас уделяется особое внимание. Данная проблема обсуждается на разных уровнях как наиболее приоритетная, вплоть до главы государства. Естественно, что возросло внимание и к здоровью детей. К сожалению, не у всех детей дошкольного возраста сформированы представления о здоровом образе жизни, навыках правильного питания, а также потребность в двигательной активности. Немаловажную роль в этом играют родители детей. Многие родители личным примером не показывают, как надо вести здоровый образ жизни, не имеют традиций в семье, направленных на формирование у детей привычки к здоровому образу жизни. Так возникла необходимость поиска новых форм работы с детьми и родителями, которые дадут положительный эффект в формированию у детей навыков здорового образа жизни, потребности в сохранение и укреплении своего здоровья.
Цель: формирование у детей убеждений и привычек к здоровому образу жизни через совместную деятельность воспитателей, детей, родителей специалистов.
Задачи проекта :
Для детей:
1. Просвещать воспитанников по вопросам ЗОЖ;
2. Воспитать потребности в здоровом образе жизни;
3. Охранять и укреплять здоровье детей, снизить заболеваемость;
4. Воспитать у детей культурно- гигиенические навыки.
5. Повышать функциональные и адаптационные возможности организма детей за счет внедрения здоровьесберегающих педагогических технологий и проведения совместных мероприятий с родителями оздоровительной направленности.
Для родителей:
1. Просвещать родителей по вопросам формирования привычки у детей к здоровому образу жизни;
2. Привлечь родителей к участию в мероприятиях за здоровый образ жизни;
3. Повышать педагогическую компетентность родителей по вопросу сохранения и укрепления здоровья детей.
4. Совершенствовать взаимодействие взрослого и ребенка
5. Формировать позицию тесного сотрудничества, умение организовать совместную деятельность, направленную на формирование здорового образа жизни.
Для педагогов:
1. Проведение диагностической работы по выявлению знаний и представлений о здоровом образе жизни.
2. Проведение анкетирования.
3. Создание условий, стимулирующих развитие познавательно- поисковой деятельности.
4. Организация совместной деятельности детей и родителей по формированию здорового образа жизни.
5. Объединить усилия сотрудников ДОУ и родителей для эффективной организации оздоровительной работы.
Ожидаемые результаты:
Для детей:
– формирование представление о здоровом образе жизни;
– формирование потребности детей к двигательной активности;
– формирование потребности в ведении здорового образа жизни;
– владение детьми навыками самооздоровления;
– повышение знаний о здоровом питании, о том, что здоровье человека зависит и от окружающей среды;
– закрепление знаний об «овощах», «фруктах», «ягодах» пользе их употребления;
– формирование потребности в культурно- гигиенических навыках;
– развитие двигательной активности детей в разных формах.
Для педагогов:
– анализ достигнутых результатов по проекту (успехов и неудач);
– оценка проекта в целях определения его актуальности.
Для родителей:
– приобретение родителями базовых знаний о возрастных и индивидуальных особенностях детей, о способах взаимодействия с ребенком.
– установление тесного взаимодействия с педагогами в вопросе формирования у детей навыков здорового образа жизни.
– увеличение инициативы родителей использовать двигательную деятельность с детьми.
– повышение знаний родителей о физических умениях и навыках ребенка и значимости совместной двигательной деятельности с детьми.
– созданий традиций поведения здорового образа жизни.
Мотивирование детей, выбор темы с использованием методики «трех вопросов».
Что мы знаем о здоровье? Что мы хотим узнать о здоровье? Что сделать, чтобы узнать?
Надо день начинать с зарядки (С).
Каждый день утром и вечером надо чистить зубы (М).
Надо заниматься спортом (П).
Как беречь здоровье (А)
Что есть можно и полезно?
Что такое невидимая грязь (С).
Распорядок дня. (Е)
Зачем всегда надо сохранять порядок Попросить родителей рассказать, что надо делать, чтобы быть здоровым.
Прочитать в книжках.
Спросить Галину Ивановну, медсестру.
Посмотреть в интернете
Центры активности.
На основе ситуативных высказываний детей, записей, сделанных модели трех вопросов, создаем план проекта для каждого центра.
Центр книги:
- Чтение художественной литературы на тему «Здоровый образ жизни» :
С. Михалкова стихотворении "Прививка", «Про девочку, которая плохо кушала», К. Чуковский «Мойдодыр», «Барабек», А. Анпилов «Зубки заболели», А. Барто «Девочка чумазая», К. Чуковский "Мойдодыр", "Правила поведения для воспитанных детей" Г. П Шалаева, О. М. Журавлёва, О. Г. Сазонова, " Сказка про здоровье" Ирис Ревю ", пословицы, поговороки, загадки о фруктах, овощах, о здоровом образе жизни.
Э. Машковская "Зоопарк", С. Михалков в стихотворении "Прививка и др.
сказка: «Как Ваня чистым стал». Л. Вахрушева, Г. Остер «Вредные советы».
- рассматривание иллюстраций, рассматривание книги «Азбука здоровья», просмотр сериала «Азбука здоровья» Смешарики.
Центр познавательный:
- «Беседа о витаминах»
- «Беседа об овощах с практическим составлением натюрморта.»
- Беседа «Чистота — залог здоровья!»
- Беседа «Почему в группе должен быть порядок».
- Сочини историю «История моего друга, который никогда не мыл руки и не чистил зубы»
-Встреча с интересными людьми : медсестра д. сада Галина Ивановна.
-Беседа: «Почему полезно заниматься физкультурой»
-Познавательная деятельность «Радуга здоровья».
-«Беседа о культурно-гигиенических навыках»
- Рассказы детей «Мой спортивный уголок дома»
-Рассказы детей «Мой спортивный уголок дома»
-Вечер «Сейчас узнаем» - Витамины и здоровый организм.
«Азбука здоровья» (сериал «Смешарики»)
- Рассматривание иллюстраций, плакатов, фотографий о фруктах, овощах, о здоровом образе жизни.
Центр творчества
Нод :
1. Лепка «Во саду ли, в огороде»
2. Рисование «Натюрморт из овощей.»
3. Аппликация «Заюшкин огород»
4. Рисование «Красивые салфетки»
5. Рисование «Кошка с воздушными шариками»
6. Изготовление атрибутов к игре – драматизации «Мойдодыр»
7. Аппликация коллективная: «Чудо-дерево»
8. Создание альбома «Полезные продукты»
9. Создание коллажа «Спорт»
Центр искусства
Чтение и разучивание стихов о спорте, здоровье, закалке, здоровом образе жизни, исполнение песен
Центр игры
-Сюжетно ролевые игры: «Поликлиника», «Аптека», «Парикмахерская», «Столовая» готовим полезные продукты».
– Дидактические игры «Угадай, что в мешочке», «Мяч на поле», «Что лишнее?», «Найди два одинаковых мяча», «Составь натюрморт из фрукток и овощей», «Туалетные принадлежности», «Вредно и полезно», «Что полезно для здоровья», «Раздели на группы»- летние и зимние виды спорта и др.
– Организация на воздухе подвижной игры "Делай, как я"; с мячом "Съедобное- несъедобное", " Ловишки в кругу", "Черное и белое", "Рыбаки и рыбки ", " Овощи и фрукты " и т. д.
-Игра - драматизации «Айболит».
В работе с родителями
1. Консультация "Игры в семейном кругу"
2. Беседа "Физических умениях и навыках ребенка и значимость совместной двигательной деятельности с детьми. "
3. Наглядность в виде информационных файлов «Здоровый образ жизни детей»
4. Картотека подвижных игр
5. Родительское собрание на тему: "Приобщение детей к здоровому образу жизни".
6. Анкетирование родителей.
Участие родителей
Оформление книжного уголка, подбор иллюстративного материала для изготовления альбомов «Полезные продукты», коллажа «Спорт», участие в подготовке атрибутов для инсценировки сказок Чуковского К. И «Мойдодыр»,подбор иллюстративного материала для оформления уголка «Будем здоровы!». Проведение совместной зарядки (воспитателя, родителей и детей). Сбор наглядного материала в виде информационных файлов «Здоровый образ жизни детей. Картотека подвижных игр. Консультация "Игры в семейном кругу" Беседа «Физических умениях и навыках ребенка и значимость совместной двигательной деятельности с детьми.» Консультация "Игры в семейном кругу". Беседа Физических умениях и навыках ребенка и значимость совместной двигательной деятельности с детьми. Наглядность в виде информационных файлов «Здоровый образ жизни детей». Картотека подвижных игр для родителей.
Родительское собрание на тему: "Приобщение детей к здоровому образу жизни".
Перспективный план проекта
месяц
Содержание работы
сентябрь - Мониторинг заболеваемости детей. Постановка проблемы по теме проекта.
Подобрать художественную литературу по теме: «Здоровый образ жизни». С. Михалков «Как у нашей Любы», «Про девочку, которая плохо кушала». К. Чуковский «Мойдодыр», «Барабек». А. Анпилов «Зубки заболели».
Подготовить наглядный иллюстрированный материал. Родительское собрание на тему: «Поговорим о здоровье всерьез»
Анкетирование родителей. «Здоровый образ жизни это…».
Оформление уголка здоровья для детей.
Подбор материалов для оформления родительского уголка: «Будь здоров малыш!».
Сообщение на родительском собрании о выбранной теме проекта.
2 этап. Практический
Октябрь -Вечер «Сейчас узнаем» - «Зачем нам нужна чистота».
-Рассматривание книги «Азбука здоровья»- «Чистота – залог здоровья». Правила личной гигиены.
-Беседа «Почему в группе должен быть порядок?».
-Чтение А. Барто «Девочка чумазая».
-Практическая деятельность: создание альбома «Как мы отдыхали летом».
-Д/и «Можно или нельзя», «Чистюли и чистюльки».
-Дидактическая игра «Это правда или нет».
-Сюжетно- ролевая игра «Больница».
-Родительское собрание «Роль семьи в оздоровлении детей».
Ноябрь -Сказка: «Как Ваня чистым стал». Л. Вахрушева.
-Беседа: «Чтобы уши слышали. Правила бережного отношения к ушам и слуху».
-Познавательно - игровая деятельность «Советы доктора Пилюлькина».
-Чтение К. И. Чуковский «Мойдодыр».
-Чтение С. Михалков «Как у нашей Любы».
-Рассматривание книги «Азбука здоровья».- Свежий воздух и вода.
-Д/И «Туалетные принадлежности».
-Д/И «Это я, это я, это все мои друзья».
-Лепка «Витамины для зайчонка».
-Изготовление атрибутов к игре – драматизации «Мойдодыр».
-Консультация для родителей: «Точечный массаж при ОРЗ».
-Сюжетно- ролевая игра «Аптека».
-Встреча с интересными людьми – «Врач детской поликлиники».
Декабрь -Беседа «Береги зрение».
-Сказка: «Путешествие в страну Умывай-ка» Л. Вахрушева.
-Чтение Э. Успенский «Как мальчик Яша плохо ел».
-Познавательная деятельность «Глаза- главные помощники человека».
-Подготовка к инсценировке: «Мойдодыр» К. Чуковского.
-Рассматривание книги «Азбука здоровья»- Как ты видишь.
-.д\и «Да-Нет.» (вредные привычки).
-д\и «Что с чем дружит?»
-Сюжетно- ролевая игра «Скорая помощь».
-Сочини историю «История моего друга, который никогда не мыл руки и не чистил зубы».
-Решение кроссворда «Что сначала, что потом».
-Консультация для родителей: «Кариеса можно избежать»
-Изготовление чесночных бус.
Январь -Сказка «Почему у мышонка заболел живот» Л. Вахрушева.
-Беседа: «Почему полезно заниматься физкультурой».
-д\и «Дружная семейка».
- д\и «Что полезно для здоровья».
-Чтение Г. Остер «Вредные советы».
-Чтение К. И. Чуковский «Барабек», «Обжора».
-Инсценировка К. И. Чуковского «Мойдодыр».
-Лепка «Зимние забавы».
-Решение кроссворда «Правильно ли поступал мальчик?».
-С/р игра «Столовая» - готовим полезные продукты.
-Рассказы детей «Мой спортивный уголок дома».
-Консультация для родителей «Зимние игры и развлечения для детей».
Февраль -Беседа: «Питание- необходимое условие для жизни человека».
-Сказка: «Волшебная тыква», «Принцесса яблонь» Л. Вахрушева.
- Досуг «Витаминный калейдоскоп».
-Чтение С. Михалков «Про девочку, которая плохо кушала»
-Рассматривание книги «Азбука здоровья»- Как ты ешь».
-д\и «Раздели на группы»- летние и зимние виды спорта
-д\и «Узнай на вкус».
- с\р игра «Больница».
-Практическая деятельность «Приготовление витаминного салата».
-Решение кроссворда «Как мы все узнаем».
-Аппликация коллективная: «Древо здоровых продуктов».
-Консультация для родителей «Основы правильного питания».
-Праздник «Папа, мама, я - спортивная семья».
Март -Сказка «Мудрая груша» Л. Вахрушева, чтение.
-Беседа «Почему болят зубы».
-.д\и «Полезно – вредно».
- д\и «Подбери пару».
-Игра- драматизация: «Медвежонок спортсмен».
-Решение кроссворда «Как называются наши органы».
-Встреча с интересным человеком: «Тренер спортшколы».
-Создание альбома «Полезные продукты».
-Рассматривание книги «Азбука здоровья» - Как растут зубы. Как их правильно чистить.
-Консультация для родителей «Роль витаминов для детей».
-Приготовление витаминного чая.
Апрель -Беседа: «Сон – лучшее лекарство».
-Сказка «Ночное путешествие» Л. Вахрушева.
-Чтение С. Михалков «Не спать».
-Изготовление атрибутов к игре - драматизации «Айболит».
-Рассматривание книги «Азбука здоровья»- Правила здорового сна.
-Интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?».
-Рисование «Мишка делает зарядку».
-д\и «Угадай вид спорта».
-С/р игра «Аптека».
- Музыкально- спортивный праздник с родителями «Масленица».
Май -Вечер «Сейчас узнаем» «Легенда о том, как были открыты лечебные свойства подорожника».
-Сказка «Добрые дела маленькой феи» Л. Вахрушева.
-Беседа «Если хочешь быть здоров - закаляйся».
-Чтение С. Михалков «Про мимозу».
-Чтение Э. Успенский «Как мальчик Яша любил ходить по лужам».
-Создание альбома «Спорт».
-Консультация для родителей «Контрастное воздушное и водное закаливание».
Презентация проекта :
- Праздник «Папа, мама, я- спортивная семья»».
-Презентация коллажа «Спорт», «Полезные продукты».
-Презентация выставки «Чудеса из овощей и фруктов».
Литература:
-«Метод проектирования в детском саду» О. Д Смирнова.
-«Проектная деятельность дошкольников» Н. Е. Веракса, А. Н. Веракса.
-«Метод проектов в образовательной работе детского сада» Л. В. Михайлова- Свирская
-«Исследовательская деятельность в ДОУ», Курск-2010г.
-«Азбука здоровья» К. Люцис.
-«Перспективное планирование в ДОУ» Н. Голицына.
- «Естественно – научные наблюдения и эксперименты в д/с» А. И. Иванова.
-«30 уроков здоровья» Л. А. Обухова.
- «Познавательные сказки для детей 4-7 лет».Л. Н. Вахрушева.
-«Долго ли до беды?» А. Г. Макеева.
-«Неизведанное рядом» О. В. Дыбина.
В своей работе с детьми я использую здоровьесберегающие технологии напревленныые на реализацию задач проекта. Это комплекс медицинских, психологических и педагогических мер, направленных не только на защиту детей, но и на формирование у них ценностного и осознанного отношения к состоянию своего здоровья. Подробно какие именно указано в приложении к проекту.
В работе с детьми
1. Профилактическая гимнастика (дыхательная, артиккуляционная, пальчиковая, улучшение осанки, профилактика плоскостопия, зрения, физ. минутки).
2. Корригирующая гимнастика, дорожка «здоровья».
3. Воздушное контрастное закаливание.
4. Подвижные и спортивные игры.
5. Самостоятельную двигательную активность ребенка.
6. Закрепление культурно-гигиенических навыков (мыть руки, лицо, правильно пользоваться мылом, расческой, насухо вытираться, вешать полотенце на свое место, закрепить умения правильно пользоваться столовыми приборами (вилкой, ножом) есть аккуратно, бесшумно, сохранять правильную осанку за столом;
Результаты проекта :
Работа в данном проекте позволила, на мой взгляд, продемонстрировать детям практическую пользу от соблюдения принципов ЗОЖ через систему интересных для них мероприятий, доказывающих, что здоровый образ жизни – не ущемление их свободы, а расширение границ этой свободы и возможность полноценного воплощения их потенциала. Проект «Будем здоровы!» способствовал разработке плана мероприятий по снижению заболеваемости у дошкольников, познакомил родителей с методикой семейного воспитания по вопросам ЗОЖа, способствовал привлечению родителей для участия в воспитательном процессе, реализовал поставленные задачи. Родители поняли важность поставленной проблемы, приобщились к активной работе по физическому воспитанию детей, приняли активное участие в спортивных мероприятиях и пришли к выводу, что в итоге совместной работы по оздоровлению детей, заболеваемость в группе снизилась.
Приложения к проекту :
1. Здоровьесберегающие педагогические технологии.
2. Консультации "Игры в семейном кругу"
3. Беседы о физических умениях и навыках ребенка, о значимости совместной двигательной деятельности с детьми и т. д.
4. Загадки, пословицы, поговорки и стихи о спорте и здоровом образе жизни.
Литература :
1. Стихи для детей о здоровье и закалке
" https://zanimatika.narod.ru/ZOJ.htm"
2. "Зоопарк", Э. Машковская
3. "Прививка"С. Михалков.
4. "Правила поведения для воспитанных детей " Г. П. Шалаева, О. М. Журавлёва, О. Г. Сазонова
5. "Мойдодыр" К. Чуковский
6. "Айболит " К. Чуковский
7. "Сказки для здоровья" https://detskiychas.ru/sochinyaem_skazki/skazka_pro_zdorove/
8. "Использование игровых ситуаций в повседневной жизни в формировании понятий о здоровом образе жизни "https://vospitatel.com.ua/zaniatia/proekty/bud-zdorov/poteshki.html"