Екатерина Масина
Проект «Биоэнергопластика как средство развития речи»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №103»
Проект
«Биоэнергопластика, как средство развития речи»
Выполнили:
Цыбулькина Н. В.
Масина Е. А.
Саранск, 2019г.
Проект : «Биоэнергопластика, как средство развития речи
у дошкольников с ОНР»
Образовательная область: Речевое развитие.
Вид проекта : исследовательский, практический.
Публикация «Проект „Биоэнергопластика как средство развития речи“» размещена в разделах
- Биоэнергопластика в работе с детьми
- Проекты, проектная деятельность
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» декабрь 2019
Продолжительность проекта : долгосрочный
Начало проекта : октябрь 2018 года
Окончание проекта : май 2019 года.
Автор проекта : Цыбулькина Н. В., Масина Е. А. – воспитатель
Участники: дети старшей и подготовительной группы с ОНР, педагоги группы.
Риск проекта : (частые пропуски детей по причине болезни, карантин).
Актуальность:
Развитие речи детей в значительной мере зависит от потребности в пользовании языком. В дошкольный период происходит становление и формирование речи ребенка. В настоящее время наблюдается значительное увеличение количества детей с речевой патологией. Поэтому одной из актуальных задач является повышение эффективности процесса коррекции речевых нарушений.
Артикуляционная гимнастика способствует развитию и укреплению речевых мышц, что в свою очередь помогает длительному удерживанию артикуляционных поз и правильному звукопроизношению. Однако ежедневное выполнение гимнастики для языка снижают интерес детей к занятиям. Отсюда вытекает проблема: традиционные методы устранения проблем в звукопроизношении не имеют эффективной коррекционной направленности. Для улучшения результата работы над артикуляцией мы решили использовать метод – биоэнергопластики.
«Биоэнергопластика» включает в себя три базовых понятия: био — человек как биологический объект; энергия — сила, необходимая для выполнения определенных действий; пластика — связанное пластичностью движение, которое характеризуется непрерывностью, энергетической наполненностью, эмоциональной выразительностью. Для четкой артикуляции нужны сильные, упругие и подвижные органы речи язык, губы, небо. Артикуляция связана с работой многочисленных мышц, в том числе: жевательных, глотательных, мимических.
Сам термин “биоэнергопластика” состоит из двух слов: биоэнергия и пластика. По мнению И. В. Курис, биоэнергия – это та энергия, которая находится внутри человека. Пластика – плавные, раскрепощённые движения тела, рук, которые являются основой биоэнергоплатсики. Таким образом, «биоэнергопластика» – это соединение движений артикуляционного аппарата с движениями кисти руки.
Использование данного метода ускорит исправление дефектных звуков у детей со сниженными и нарушенными кинестетическими ощущениями, так как работающая ладонь многократно усиливает импульсы, идущие к коре головного мозга от языка. Выполнение артикуляционных упражнений и ритмических движений кистью и пальцами индуктивно приведет к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, будет способствовать улучшению артикуляционной моторики, а значит и улучшению звукопроизношения. Применение артикуляционной гимнастики с биоэнергопластикой будет способствовать увеличению интереса детей к выполнению упражнений, что значительно улучшит эффективность гимнастики. Так же будет способствовать развитию артикуляционной, пальчиковой моторики, совершенствованию координации движений, развитию памяти, внимания, мышления. Одновременное выполнение элементов гимнастики руками и языком требует от ребенка максимальной концентрации зрительного и слухового внимания, сформированной пространственной ориентировки, точных движений пальцами и кистями рук совместно с движениями языка или губ. Поэтому необходимо привлечь внимание ребенка к ощущениям, которые возникают от движений мышц пальцев, языка и губ, научить управлять этими движениями
Цель проекта :
-внедрить в практику коррекционной работы ДОУ метод «биоэнергопластики»
Задачи:
1. Исследовать понятие «биоэнергопластика», определить отличия и связи с фонетической ритмикой, методом мануального сопровождения;
2. Обобщить рекомендации различных авторов по применению биоэнергопластикив коррекции речевых нарушений;
3. Обосновать необходимость использования данного метода в работе над звуками.
4. Создать условия для проведения специальных занятий (картотека рисунков или фотографий ручных поз с описанием движений кисти и пальцев рук; картотека комплексов артикуляционной гимнастики со стихотворными текстами к каждому упражнению;картотека специально разработанных сказок; перчатки: Квики и Кваки)
5. Провести коррекционные занятия, адаптировать упражнения биоэнергопластики к двигательным, неврологическим и психологическим особенностям детей со сложными речевыми нарушениями
6. Привлечь воспитателей к работе по применению данного метода в работе с детьми;
7. Проанализировать результативность работы.
Правила биоэнергопластики :
1. Лучше выполнять упражнения 3-4 раза в день по 3-5 минут. Не следует предлагать детям более 2-3 упражнений за один раз. При выполнении упражнений необходимо соблюдать определённую последовательность - от простых упражнений к сложным;
2. Каждое упражнение выполняется по 5-7 раз.
3. Статические упражнения выполняются по 10-15 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении).
4. Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме.
5. Артикуляционную гимнастику с биоэнергопластикой выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.
6. Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Также ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9 х12 см, но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему.
7. Артикуляционную гимнастику с биоэнергопластикой необходимо выполнять ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись более эффективно. При этом важным аспектом является ритмичность и чёткость выполнения упражнений. С этой целью применяются счет, музыка, стихотворные строки.
План проекта :
I. Диагностический:
1. Обследование строения и подвижности органов артикуляции.
2. Диагностика звукопроизношения.
II. Подготовительный:
1. Формулирование проблемы.
2. Изучение литературы и опыта работы по использованию «биоэнергопластики»
3. Разработка проекта.
4. Проведение индивидуальных и подгрупповых занятий.
III. Основной:
1. Проведение занятий:
-упражнения для губ, челюсти и языка с использованием ведущей руки ребенка с перчаткой;
-упражнения для языка с использованием другой руки ребенка;
-артикуляционные упражнения с использованием обеих рук ребенка.
2. Проведение консультаций для педагогов.
3. Создание картотеки упражнений, сказок.
IV. Итоговый
1. Показ театра пальчиков и языка.
2. Диагностика звукопроизношений детей.
Ожидаемые результаты: Применение артикуляционной гимнастики с биоэнергопластикой будут способствовать привлечению интереса детей к выполнению упражнений, что значительно увеличивает эффективность гимнастики, будут способствовать развитию артикуляционной, пальчиковой моторики, совершенствованию координаций движений, развитию памяти, внимания, мышления. Выполнение элементов гимнастики руками и языком требует от ребёнка максимальной концентрации зрительного и слухового внимания, сформированной пространственной ориентировки, точных движений пальцами и кистями рук совместно с движениями языка или губ. Сильная мотивация, применение игрового метода на занятиях развивают и укрепляют мышцы артикуляционного аппарата, что значительно облегчит постановку и введение звуков в речь.