Татьяна Бичикова
Мультфильмы как средство развития речи детей
▼ Скачать + Заказать документы
Мультфильмы, как средство развития речи детей.
В настоящее время продолжается поиск путей совершенствования работы
воспитателя, разработка новых форм, методов и приемов речевого развития, определение возможностей дидактического материала. В связи с этим важным средством в работе педагога являются мультипликационные фильмы, на что указывают современные педагоги А. А. Гуськова,И. А. Ледник, Г. Л. Сперанская.
Публикация «Мультфильмы как средство развития речи детей» размещена в разделах
Мультипликация – одна из форм экранного искусства, синтетический вид, объединяющий живопись, графику, музыку, литературу, элементы театра, танца.
В процессе просмотра мультипликационного фильма дети сопереживают, проживают события вместе с героями. У ребенка это вызывает сильную эмоционально-чувственную реакцию, проявляющуюся в самых разных формах, в том числе в форме речевого высказывания.
Мультипликационные фильмы можно подобрать с учетом лексических тем.
«Птицы»,«Лесные животные»,«Детеныши диких и домашних животных и птиц» :
«Насекомые» : «Муха-Цокотуха» (1960, «Муравьишка-хвастунишка» (1961,
«Тайна игрушек» (1987, «Зай и Чик» (1952, «Ленивое платье» (1987). И др.
Работа по развитию речи дошкольников на материале мультипликационных фильмов должна строиться с учетом следующих принципов:
реалистичность;
сознательность и активность;
взаимосвязь работы над различными сторонами речи;
мотивация речевой деятельности;
наглядность;
развитие;
систематичность и последовательность в обучении;
коммуникативно-деятельностный подход;
воспитывающий характер обучения;
индивидуальный и дифференцированный подход в обучении и др.
Фрагмент работы на примере мультфильма «Муха-Цокотуха» (1960)
На первом этапе в процессе знакомства с лексической темой «Насекомые» с до-
школьниками проводится вводная беседа: каких насекомых дети знают, чем они похожи, в чем отличия, как насекомые переживают зиму и тд.
Предварительная работа: чтение произведений по теме «Муравьишка -хвастунишка»,«Первая скрипка», «Жила-была пчелка
Вступительное слово воспитателя (чтение стихотворения или загадки по
теме мультфильма)
Активизация лексического словаря. Повторение физминуток, стишков на тему «Насекомые» Общая продолжительность первого этапа – 5–6 минут.
На втором этапе (или на этапе подготовки к занятию) – просмотр мультфильма. Затем проводится беседа, которая помогает детям лучше понять содержание мультипликационного фильма, правильно оценить некоторые его эпизоды.
Вопросы и задания. Вспомните и назовите персонажей, которых вы видели в на-
чале мультфильма. Опишите муху, муравья, паука… : как вы думаете, какой у них
характер? Чем они отличаются друг от друга? О чем каждый из них мечтал? А вы бы
хотели оказаться у мухи в гостях? Кого пригласила к себе муха? Что бы вы подарили мухе? Какой злодей оказался у нее? Как можно охарактеризовать комарика? Кто бы хотел оказаться на его месте?
Просмотр мультфильма; подготовка дидактического и демонстрационного материала (картинок с изображением героев мультфильма, опорных картинок);
Упражнение. «Угадай кто»
Цель. Закрепление навыков составления описания насекомого по плану.
Педагог загадывает детям насекомое из просмотренного мультфильма по следующему плану : место обитания, внешний вид, чем питается. Дети должны угадать.
Далее просит одного ребенка загадать по тому же плану другое насекомое, остальные отгадывают.
раскадровка (подготовка картинок по сюжету мультфильма).
_Выкладывание картинок по сюжету мультфильма и рассказывание одним или несколькими детьми.
Заключительная часть. Обмен впечатлениями.