Нина Ваганова
Проект для детей дошкольного возраста с 3 до 7 лет «Безопасная дорога»
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка.
Проект предназначен для обучения Правилам дорожного движения и правилам безопасного поведения на дорогах детей дошкольного возраста с 3 до 7 лет.
Концепция проекта – воспитание законопослушного гражданина с раннего детства, формирование навыков безопасного поведения на дорогах.
Актуальность проблемы обусловлена тем, что в современном мире никто не застрахован от опасностей. Каждая улица, каждый перекрёсток – явный и несомненный риск для здоровья и жизни.
Особая тревога – за наших маленьких граждан – дошколят.
Публикация «Проект для детей дошкольного возраста с 3 до 7 лет „Безопасная дорога“» размещена в разделах
- ПДД. Правила дорожного движения для детей
- ПДД. Проекты
- Подготовительная группа
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
Страшно, когда в результате дорожно–транспортных происшествий, страдают дети. Несомненно, одна из причин этого явления – незнание или несоблюдение детьми правил дорожного движения, недисциплинированность на дорогах, порой спровоцированная отрицательным примером взрослых, пренебрегающих Правилами.
Общество платит слишком большую цену – жизнь и здоровье наших детей. Поэтому перед нами стоит важная задача – уберечь детей от дорожно-транспортных происшествий, научить их безопасному поведению на дороге.
Перед нами встал вопрос: «Как сделать так, чтобы улицы и дороги стали безопасными для наших детей?» Только нашими усилиями, используя знания, терпение мы научим детей навыкам безопасного общения со сложным миром дорог. Поэтому важным стал поиск новых интересных форм и методов работы с детьми и родителями.
Велика роль детского сада и, в первую очередь, родителей в формировании у дошкольников навыков безопасного поведения на дорогах.
Воспитание нового поколения грамотных участников дорожного движения – основная цель каждой семьи и всех образовательных учреждений.
Проанализировав все выше сказанное мною была поставлена цель:
создание условий для формирования у дошкольников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
- Формировать безопасное поведение у детей на дорогах через ознакомление с правилами дорожного движения.
- Расширять представления детей об окружающей дорожной среде и правилах безопасного поведения на дороге.
- Развивать способность практически применять полученные знания в дорожно–транспортной среде.
- Воспитывать дисциплинированность и сознательное выполнение правил дорожного движения, культуру поведения на дороге.
- Активизировать работу по пропаганде правил дорожного движения и безопасного поведения на дороге среди родителей.
Проект долгосрочный, срок реализации 4 года.
Работа над проектом включает несколько этапов:
1 этап – подготовительный.
2 этап – основной.
3 этап – итоговый.
Участники проекта :
- дети;
- педагоги;
- заместитель заведующего по воспитательно-методической работы;
- музыкальный руководитель;
- инспектор по безопасности дорожного движения;
- родители.
Основные направления работы с детьми:
- диагностика (определение уровня умений и знаний детей по правилам безопасности поведения на дороге);
- организованные формы обучения на занятиях;
- совместная деятельность взрослого и ребенка;
- самостоятельная деятельность ребенка;
- экскурсии и наблюдения;
- ознакомление с окружающим миром;
- развитие речи;
- чтение художественной литературы;
- конструирование;
- изобразительная деятельность;
- игра;
- выступления на районных и областных конкурсах;
- встречи с инспектором по безопасности дорожного движения;
- досуги и развлечения по ПДД.
Принципы реализации проекта :
1. Принцип индивидуального и дифференцированного подхода, т. е. учет личностных, возрастных особенностей детей и уровня их психического и физического развития;
2. Принцип взаимодействия “дети – дорожная среда". Речь не о заучивании детьми правил, а о воспитании дошкольников. Следовательно, не заучивать правила, а понять (принять, превратить в прочные навыки;
3. Принцип практического использования полученных знаний. Воспитание не должно ограничиваться словами и показом картинок. С детьми необходимо выходить к дороге и объяснять ситуации с использованием знаний детей, использовать наблюдения за реальной дорожной обстановкой;
4. Принцип повсеместности. Использование каждой возможности в процессе игр, прогулок, в утреннее и вечернее время и прочих мероприятий, чтобы обратить внимание детей на ту или иную сторону правил;
5. Принцип последовательности. Каждое новое занятие по основам дорожной безопасности должно опираться на уже усвоенное детьми.
Ознакомление с правилами дорожного движения в детском саду основывается на методических принципах постепенности, активности, творческого подхода к изложению материала. Весь материал в данном проекте разбит на темы, каждой из которых отведено специальное занятие. Очерёдность изложения тем распределена по принципу от простого к сложному. Занятия по правилам дорожного движения должны побуждать детей проявлять интерес к изучаемому предмету. При этом следует учитывать возраст обучаемых.
По окончании срока реализации проекта ожидаем следующий результат:
Дети будут соблюдать культуру безопасного поведения на дорогах, будут дисциплинированными пешеходами, проявят свою индивидуальность, самостоятельность, раскроют себя как личность. Повысится ответственность родителей за поведения детей на дорогах.
Организация и содержания обучения и воспитания дошкольников безопасному поведению на дорогах
С целью создания условий для формирования у дошкольников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах мною в 2013 -2014 учебном году был разработан проект по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма «Школа дорожных наук», в реализации которого приняли участие дети дошкольного возраста, их родители, специалисты и педагоги.
Работу по проекту начала с составления паспорта, который имеет определё нную структуру: тема проекта, участники, руководители проекта, актуальность проекта, цель проектной деятельности, задачи, ожидаемые результаты.
При составлении паспорта проекта мною была сформулирована проблема и определена цель проекта. Мне хотелось узнать, какая же система работы будет способствовать накоплению ребёнком опыта безопасного поведения на улицах и дорогах, какие необходимо создать условия для детей дошкольного возраста для формирования навыков безопасного поведения на дорогах.
Кроме этого, определила задачи работы над проектом. Они, на мой взгляд, позволили построить мою работу четко и последовательно, и, самое главное, позволило мне спрогнозировать результаты проекта.
Этапы реализации проекта :
Первый этап «Подготовительный»
Создать предметно – развивающую среду: оборудовать уголок по ПДД, подобрать методическую и учебную литературу, подготовить атрибуты к играм, разработать конспекты занятий, прогулок, игр, изготовить макет «Наша улица».
Оборудовать на территории детского сада площадку по безопасности дорожного движения.
Реализацию проекта осуществлять через все доступные формы и методы работы. Это – игровые занятия, тематические беседы, обсуждение ситуаций, наблюдения за дорогой, прогулки, экскурсии. Заучивание стихотворений, чтение художественных произведений, настольные, подвижные, дидактические и сюжетно–ролевые игры, обучающие мультфильмы, занятия с инспектором по безопасности дорожного движения.
Педагогам определить формы работы по уровню имеющихся знаний у детей, изучить эффективные технологии и методики в области обучения детей правилам безопасного поведения на дороге, разработать сетку занятий с учётом возрастных особенностей и на основе этого составить перспективный годовой план.
Разработать диагностику с целью изучения знаний, полученных детьми в ходе реализации проекта. Мониторинг проводить два раза в год - в начале и конце учебного года.
Подобрать информационный материал для работы с родителями: консультации, анкетирование, инструктаж, памятки, рекомендации, совместные занятия.
Разработать методические рекомендации для педагогов по проблеме дорожно-транспортного травматизма.
Второй этап «Основной»
Провести целенаправленную работу с детьми по совершенствованию усвоенных детьми знаний и умений по профилактике дорожно–транспортной безопасности. Осуществлять практическую образовательную деятельность в различных образовательных областях общеобразовательной программы под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой «От рождения до школы» и по областной образовательной программе для дошкольников "Ребенок и дорога", разработанной государственным образовательным автономным учреждением Амурской области дополнительного образования детей "Центр детского (юношеского) технического творчества".
Задачи работы в разных возрастных группах.
Возраст воспитанников 3-4 года:
• Дать представление об улицах, дорогах, видах транспорта, пешеходном переходе, светофоре и значении его сигналов, о движении транспорта и людей.
• На экскурсиях показать тротуар, проезжую часть дороги, пешеходный переход, объяснить их назначение. Наблюдать за движением транспортных средств и людей, регулированием дорожного движения.
• Учить различать автомобили: легковые, грузовые, маршрутные. Называть отдельные детали у транспортных средств: кабина, руль, кузов, колесо.
• Учить называть местонахождение предметов: справа, слева, впереди, сзади, наверху, внизу. Размеры предметов: большой, маленький, широкий, узкий, высокий, низкий. Цвета предметов, выделяя: красный, желтый, зеленый.
• Ознакомить с действиями, которые выражаются глаголами: остановился, поехал, тормозит, разворачивается и т. д.
• Научить изображать на бумаге дома, автомобили, сигналы светофора; отражать в цвете (красный, желтый, зеленый).
• Закрепить на рисунке изображение геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник).
• Формировать умение конструирования: дом, автомобиль, светофор, пешеходный переход.
• Сформировать привычку – при переходе дороги крепко держать взрослого за руку.
Возраст воспитанников 4-5 лет:
• Уточнить знания детей о назначении светофора.
• Сформировать умение ориентироваться на территории и вокруг дошкольного образовательного учреждения, навыки наблюдения за окружающими предметами.
• На прогулках закреплять знания об установленных для перехода проезжей части местами : наземный и подземный пешеходные переходы; средствах регулирования дорожного движения : знаках и светофора.
• Дать представление об участниках дорожного движения : пешеходе, водителе, пассажире.
• Учить различать дорожные знаки для пешеходов.
• Расширить знания о транспортных средствах, их видах и конструктивных особенностях, профессии «водитель».
• Закрепить умение определять расстояние до предметов: далеко, близко. Изменение направления движения пешеходов и транспортных средств: едет медленно, быстро, бежит, идет, останавливается, поворачивает направо, налево.
• Ознакомить с правилами безопасного перехода проезжей части дороги, безопасного поведения в маршрутном транспорте и на остановке маршрутных транспортных средств.
• Содействовать формированию умения передвигаться на 3-х колесном велосипеде: «по прямой», «с поворотами», «по кругу», «змейкой».
Возраст воспитанников 5-6 лет:
• Закрепить умение свободно ориентироваться на территории и вокруг дошкольного образовательного учреждения.
• На прогулках закрепить знания об участниках дорожного движения, видах транспорта, назначении и местах установки дорожных знаков.
• Дать представление об истории появления автомобиля.
• Ввести понятие «дорожные ситуации - "ловушки"».
• Учить анализировать, прогнозировать дорожные ситуации-«ловушки».
• Закрепить знания правил безопасного перехода проезжей части дороги, безопасного поведения в маршрутном транспорте и на остановке маршрутных транспортных средств.
• Сформировать понимание пространственной терминологии (левая – правая сторона, впереди – сзади, далеко-близко, движение прямо, наискосок).
• Дать представление работе регулировщика-инспектора ДПС, службах «01», «02», «03».
• Ознакомить с особенностями дорожного движения в разное время года и о влиянии погодных условий на движение транспорта и пешеходов.
• Содействовать формированию умения передвигаться на 2-х колесном велосипеде: «по прямой», «с поворотами», «по кругу», «змейкой».
Возраст воспитанников 6-7 лет.
• Дать представление о детском дорожно-транспортном травматизме, причинах ДТП с участием детей.
• Закрепить знания о правах и обязанностях участников дорожного движения.
• Обучить самостоятельно давать оценку действиям участников дорожного движения : водителя, пешехода и пассажира.
• Расширить и закрепить знания о дорожных ситуациях - «ловушках» : закрытого обзора, в зоне остановки маршрутного транспорта, на пешеходном переходе, на углу перекрестка, у светофора, отвлечения внимания, понижения
внимания или “пустынная дорога”, подстерегающие возле дома, середины дороги, при движении вдоль проезжей части.
• Развивать умения определять и предвидеть опасность дорожной ситуации.
• Формировать самостоятельность и ответственность в действиях, связанных с переходом дороги.
• Расширить знания о работе регулировщика-инспектора ДПС.
• На прогулках закрепить знания о дорожных ситуациях - «ловушках», назначении дорожных знаков, правилах безопасного поведения на проезжей части дороги, регулировании дорожного движения.
• В рисунках, аппликациях передавать впечатления, полученные при наблюдении на прогулках и развлечениях. Заучивание стихов, беседе по дорожным ситуациям, рассматривании иллюстраций, отгадывании загадок, для закрепления новых понятий, слов, представлений,.
• Содействовать формированию умения фигурного вождения велосипеда.
Перечень знаний и умений по ПДД выпускников дошкольного образовательного учреждения.
Должны знать:
1. Основные части дороги – проезжая часть, тротуар, обочина, кювет, разделительная полоса.
2. Где должны находиться или двигаться по улице пешеходы, а где – транспорт.
3. Общие правила безопасной ориентации на дороге :
• не переходить проезжую часть дороги наискосок, а перекресток - по диагонали;
• не стоять близко от углов перекрестка и у края проезжей части;
• не стоять близко у края тротуара, а также спиной к проезжей части;
• перед началом перехода дороги надо посмотреть сначала налево, затем направо и опять налево, и лишь убедившись в безопасности перехода, начинать переход, постоянно контролируя дорожную обстановку;
• быть особенно внимательными на дороге при дожде, тумане, снегопаде, гололеде, при плохом освещении и в вечернее время;
• дорогу нужно переходить, но не перебегать.
4. Светофоры транспортные и пешеходные, значение сигналов светофора.
5. Дорожные знаки и их значение : «Пешеходный переход» (их отличие, «Дети», «Пешеходная дорожка», «Место остановки автобуса и троллейбуса», «Жилая зона» (и «Конец жилой зоны», «Подземный пешеходный переход», «Надземный пешеходный переход», «Пост дорожно-патрульной службы», «Полиция».
6. Правила перехода дороги по пешеходным переходам со светофором и без светофора, вне перекрестков и на перекрестках.
7. Где можно и где нельзя играть детям, и как безопасно играть в подвижные игры.
8. Требования дорожных знаков, сигналов регулировщика и светофора не обсуждаются, а выполняются.
9. Другие участники дорожного движения могут ошибаться.
Должны уметь:
1. Правильно двигаться по тротуару, придерживаясь правой стороны.
2. Определять наиболее опасные для пешеходов участки дорог, и места, где не следует переходить дорогу (вблизи крутых поворотов дороги; при наличии крупногабаритных транспортных средств и других объектов, ограничивающих обзор дороги; на нерегулируемых перекрестках с интенсивным движением и большим числом прилегающих дорог, проездов, выездов и т. п.).
3. Занимать правильное положение на дороге : прямо перед собой – пешеходный переход, напротив – светофор.
4. Выбирать наиболее безопасные маршруты движения (до детсада, школы и др.).
5. Безопасно выполнять переход дорог по обозначенным пешеходным переходам в сопровождении взрослых.
6. Оценивать скорость и направление движения автомобилей.
7. Определять безопасные для пешехода расстояния до движущегося транспорта.
8. Практически применять три главных правила безопасности на дороге :
• Не выходить на проезжую часть «с ходу». Всегда приостановиться, осмотреться с поворотом головы и прислушаться.
• Не выходить на дорогу из-за стоящего транспорта или другой помехи обзору.
• Не отвлекаться, пока не закончишь переход дороги, даже если кто-то позовет.
9. При необходимости обращаться за помощью к взрослым пешеходам при переходе дороги в местах интенсивного движения транспорта.
Третий этап «Итоговый»
Провести итоговую диагностику для оценки знаний, полученных детьми с занесением данных в специальную карту развития или диагностический журнал.
Система мониторинга основывается на формировании у ребёнка основных интегративных качеств.