Александра Гречихина
Проект «Бабушкины игрушки»
▼ Скачать + Заказать документы
Вид проекта : групповой, краткосрочный (три недели)
Продолжительность: с 04.03.2019 по 25.03.2019
Тип проекта : познавательно-исследовательский.
Участники проекта : : дети, родители, творческая группа педагогов (старший воспитатель, музыкальный руководитель).
Возраст детей 3-4 лет(2-ая младшая группа).
Актуальность
Публикация «Проект „Бабушкины игрушки“» размещена в разделах
- Игрушки. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» май 2019
Важнейшей составной частью развивающей среды являются игра и игрушка. Игрушки для ребенка - это «среда», которая позволяет выражать чувства, исследовать окружающий мир, формировать и реализовывать творческие способности; игрушки учат общению и познанию себя. Сами по себе игрушки ничего не будут значить, если малыш не знает, как и во что с ними играть. В 2-3 летнем возрасте дети многие игрушки используют не по назначению или вообще не играют с ними.
Последние десятилетия ознаменовались выраженным интересом к проблеме сохранения культурного наследия. Можно ли в наше время переоценить важность и необходимость эстетического воспитания дошкольников через восприятие народно-прикладного искусства. И начинать это воспитание необходимо, безусловно, с самого раннего возраста, с детского сада.
Эффективная работа МБДОУ по формированию основ эстетического развития детей требует грамотного подхода в этом направлении. Надо тренировать в детях наблюдательность, внимательность, сочувствие, сопереживание.
Важно формировать у детей потребность в самостоятельном познании окружающего мира где встречаются уникальные экспонаты с глубоким прошлым.
Необходимо сочетать ознакомление детей с яркими объектами и творческой и игровой деятельностью.
Проблема
Необходимость развивать у детей желание как можно больше узнать о народной культуре, воспитывать духовно-нравственные качества.
Цель проекта :
Познакомить детей с русским народным творчеством: глиняной, тряпичной, нитяной и деревянной, игрушкой. Духовно-нравственное воспитание и приобщение детей к истокам народного искусства и быта через игрушки, потешки, песенки.
Задачи
Для детей:
1. Познакомить детей с игрушками, играми-забавами, в которые играли их бабушки раньше.
2. Воспитывать бережное отношение к игрушкам и уважение к труду мастеров.
3. Закрепить знания о материалах, из которых изготавливались игрушки : ткань, солома, дерево, глина.
4. Обогатить словарь детей: народная игрушка, соломенная, кукла-пеленашка, кукла-мотанка, кукла-оберег, гончар, роспись, узор, и т. д.
5. Привлечь родителей к участию в проекте через знакомство с их игрушками.
6. Изготовление альбома-«Игрушки моих бабушки и дедушки».
Задачи
Для педагогов:
Объединение педагогов в единый творческий коллектив;
Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме нравственности у дошкольников;
Подобрать методы и приемы для формирования нравственных качеств у детей;
Повысить профессиональную компетентность педагогов по духовно-нравственному воспитанию дошкольников
Подвести итоги проведенного исследования и сформулировать выводы.
Задачи
Для родителей:
Повышать заинтересованность родителей в выполнении общего интересного дела; способствовать проявлению творческих способностей, полноценному общению (обмен мнениями, опытом семейного воспитания, создавать условия для реализации собственных идей.
Методы исследования.
Для детей:
1. Наблюдение за взаимоотношениями между детьми в различных режимных моментах.
2. Беседы, наблюдение.
Для педагогов:
1. Систематизировать информацию по теме;
2. Обобщить опыт работы.
Для родителей:
1. Приобщать к истокам русской народной культуры;
2. Обеспечить непрерывную связь поколений;
3. Принимать активное участие в образовательном процессе.
Продукты проекта
Для детей:
-Познакомить детей с игрушками их близких.
-Развивать воображение и фантазию, умение создать игрушку из доступного материала.
-Воспитывать бережное отношение к игрушке изготовленной своими руками.
Для педагогов:
- Конспекты мероприятий;
- электронная презентация «В мире игрушек».
- картотеки стихов, загадок, народных песен, связанных с игрой, обрядовыми куклами;
- СD-диск с презентацией проекта.
Для родителей:
- Беседа с родителями по теме;
- Информационный стендовый материал;
- Изготовление альбома-«Игрушки моих бабушки и дедушки».
- Оформление мини-музея " Бабушкины игрушки".
Ожидаемые результаты по проекту
Для детей:
1. Позитивное развитие отношений в детском коллективе.
2. Заинтересованность детей темой: Бабушкины игрушки, проявление их познавательной активности;
3. Проявляют доброту, заботу, бережное отношение к игрушкам;
4. Положительная динамика в развитии речи детей младшего дошкольного возраста.
Для педагогов:
1. Совершенствование профессиональной компетентности воспитателя ДОУ.
2. Мастер-класс: «Тряпичная кукла своими руками».
Для родителей:
- Активное участие родителей в реализации проекта в результате, которого происходит преемственность между детским садом и семьей.
Этапы реализации проекта
Подготовительный
Планирование всего проекта.
Для педагогов.
Планирование всего проекта. Создание необходимых условий для реализации проекта;
Разработка и накопление методических материалов по проблеме;
Создать развивающею среду для игровой, продуктивной и творческой деятельности детей. Подобрать художественную литературу.
Создание предметно- развивающей среды: подобрать игрушки из ткани, соломы, глины, дерева.
Для детей.
Беседа: «В какие игрушки играли наши бабушки и дедушки» Беседа: «Русская матрешка»(история появления матрешки). Продуктивная деятельность: «Роспись матрешки».
Экскурсия в музей «Русская изба» в детском саду.
Игрушка – «Кукла из ткани и соломы». Продуктивная деятельность: «Кукла-мотанка».
Для родителей.
Оформление информационного уголка для родителей.
Индивидуальные консультации по запросам родителей.
Обсуждение цели, задачи с родителями.
Деятельностный
Для педагогов.
- Организация и проведение мастер-класса «Тряпичная кукла своими руками».
Для детей.
- Дидактические игры: «Веселые матрешки», «Соберем матрешку».
- Сюжетно -ролевые игры: «Магазин игрушек», «Мы едем к матрёшкам».
- Предметное и сюжетное рисование, лепка, изготовление поделок.
Для родителей.
- Беседа с родителями по теме;
- Информационный стендовый материал;
- Изготовление альбома-«Игрушки моих бабушки и дедушки».
- Оформление мини-музея в группе: «Бабушкины игрушки».
Завершающий
Для педагогов.
- Организация досуга «Мы играем с куколкой» (музыкальное развитие)
- Подведение итогов реализации проекта.
Для детей.
- Продуктивная деятельность: Лепка «Неваляшка».
Для родителей.
- Анализ результатов проекта.
- Презентация.
Образовательная деятельность в ходе режимных моментов и в совместной с родителями деятельности по теме проекта :
Продуктивная деятельность: рисование на тему: «Роспись матрешки».
Беседа: «Русская матрешка».
- Игрушка – «Кукла из ткани и соломы».
- Экскурсия в музей: «Русская изба» в детском саду.
- Мастер-класс «Тряпичная кукла своими руками».
- Организация выставки мини-музея в группе: «Бабушкины игрушки».
5. Игровая деятельность детей:
Дидактические игры: «Веселые матрешки», «Соберем бусы».
Сюжетно -ролевые игры:
«Магазин игрушек», «Мы едем к матрёшкам».
Изготовление альбома:
«Игрушки моих бабушки и дедушки».
Литература
1. Е. А. Косаковская «Игрушка в жизни ребенка».2005г.
2. Л. С. Киселева, Т. А. Данилина «Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения»2011г.
3. Картушина М. Ю. Забавы для малышей. – М. : ТЦ «Сфера», 2006г.
4. Кряжева Н. Л. развитие эмоционального мира детей. – Екатеринбург: УФактория, 2004г.
5. Развитие и обучение детей раннего возраста в ДОУ: Учебно-методическое пособие / составитель Дмина Е. С. – М. : ТЦ «Сфера», 2006г.
6. Губанова Н. Ф. Развитие игровой деятельности. Система работы в первой младшей группе детского сада. М. : Мозаика – Синтез, 2012.-128с.
7. Колдина Д. Н. Лепка и рисование с детьми 2-3 лет. Конспекты занятий. - М. : Мозаика – Синтез, 2008.-58с.
8. Познание предметного мира: комплексные занятия. Первая младшая группа/автор – сост. Ефанова З. А. - Волгоград: Учитель, 2013.- 87с.
9. Тимофеичева И. В., Оськина О. Е. - Ладушки. Развивающие игры-занятия для детей раннего возраста. Конспекты занятий / Под ред. Воровщикова С. Г. ,- М. :УЦ Перспектива, 2013.