Панова Лидия
Проект «Глиняные игрушки»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Верхнекетский детский сад» Верхнекетского района Томской области
ПРОЕКТ
Данилова А. М.
Пустовалова А. В.
Панова Л. Г.
Педагоги высшей
квалификационной категории.
Белый Яр – 2018 год
2
1. Проект : «Глиняная игрушка»
2. Участники проекта : дети и родители подготовительной к школе группы воспитатели Данилова А. М., Пустовалова А. В., музыкальный руководитель – Панова Л. Г.
3. Образовательные области, в рамках которых проводится работа по проекту :
Публикация «Проект „Глиняные игрушки“» размещена в разделах
- Игрушки. Проекты
- Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2019
познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, окружающий мир, кружок «Мастера и мастерицы».
4. Тип проекта : исследовательский, творческий
Проблема: в современный век компьютерных игр наблюдается падение интереса к народной глиняной игрушке. Опрос детей показал, что дети плохо различают изделия народных промыслов, отличие их друг от друга
Одним из ярких проявлений массовой культуры, глубоко жизненным и народным является игрушка. Традиции ремесла и искусства игрушки передавались из поколения в поколение. Игрушка близка к фольклору, она создаёт ощущение особенностей русского национального народного творчества. Особый интерес у детей вызвала глиняная игрушка свистулька, возникло желание освоить технологию изготовления такой игрушки.
7. Цель проекта : Изучение народных промыслов, глиняных игрушек.
8. Задачи проекта :
1. Определить: Что такое глиняная игрушка?
2. Исследовать историю возникновения глиняной игрушки.
3
3. Изучить глиняную игрушку в современности.
4. Выяснить процесс изготовления глиняной игрушки.
5. Представить глиняную игрушку в исполнении детей и родителей.
9. Необходимое оборудование: глина, стеки, акриловая краска, кисти, баночка, лак.
10. Предполагаемый продукт проекта : глиняная игрушка – свистулька.
Участники проекта :
• Дети
• Педагоги
• Родители
Срок реализации проекта : апрель - май 2018 года.
Принципы реализации проекта :
• Принцип дифференциации и индивидуализации предполагает создание условий для проявления способностей каждого ребенка.
• Принцип диалогического общения как неотъемлемого условия взаимодействия педагога и ребенка
• Принцип доступности предусматривает осуществление работы с учетом особенностей возраста
4
• Принцип системности. Достижение цели обеспечивается решением комплекса задач образовательной и воспитательной направленности с соответствующим содержанием, что позволяет получить прогнозируемый результат.
• Принцип последовательности. Заключается в постепенном повышении требований в процессе деятельности.
Формы реализации проекта : :
• Посещение библиотеки (поиск информации).
• Беседа «Глиняная игрушка».
• Дидактические игры.
• Практические занятия: изготовление глиняной игрушки.
Планирование
№П/П ЭТАП ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА
1. Выбор и обоснование проекта Постановка проблемы. Поиск теоретического материала по теме. Беседа о глиняной игрушке. Поиск литературы, иллюстраций. Просмотр презентации «Глиняная игрушка».
2. Выбор изделий, материалов и инструментов. Просмотр презентаций в интернете по изготовлению игрушки – свистульки из глины Приготовление материалов и инструментов.
3. Выбор оптимальной технологии. Планирование работы с опорой на технологические карты. Повторение правил безопасного труда. Запись плана работы.
4. Практическая работа и корректировка деятельности. Критерии оценки качества изделий. Изготовление глиняной игрушки, которая должна звучать.
5. Корректирование проекта. Предложения по усовершенствованию. Усовершенствование проекта. Декоративное оформление. Оформление документации.
6. Защита проекта. Праздничная защита коллективного проекта. Защита проекта.
Основной этап:
1) Беседа с презентацией «Глиняная игрушка».
1 История возникновения глиняной игрушки.
Древнейшие глиняные игрушки, найденные археологами на территории нашей страны, относятся к эпохе бронзы, ко 2 тысячелетию до Рождества Христова.
Это маленькие глиняные топорики, посуда, погремушки. Находили глиняную игрушку в раскопках 10-17 веках, это были свистульки в виде коней, птиц, фигурок людей.
6
Они вылеплены из глины, обожжены, иногда украшались росписью и глазурью. Известно, что царский двор при Алексее Михайловиче закупал игрушки в "Москве на торгу".
Игрушечное производство в 17-18 веках достигает большой высоты. Богатые семьи заказывали дорогие игрушки, их покупали и в царскую семью: лебедей, два петуха, одну утку, при ней трое детей, город с солдатами.
В 18-19 веках производство глиняной игрушки достигло невиданного расцвета, главными покупателями были простые люди.
Уникальный центр народного творчества - деревня Хлуднево, Калужской области.
Хлудневская игрушка - свидетельство неугасающей народной традиции, в основе которой лежит близость человека с природой. Кроме гончарного промысла здесь был и другой – женский промысел - изготовление глиняной игрушки.
Широко известны такие народные промыслы как - Гжель, Скопин, Дымково, Филимоново, Каргополь.
Игрушки лепили женщины и девочки, начиная с 7-8 лет. Занимались этим в свободное от сельских работ время - большей частью зимой и весной до покосов.
2 Глиняная игрушка в современности.
Если раньше в старину глина использовалась человеком в бытовых целях. Из нее изготавливали посуду (горшки, тарелки, детские игрушки и сувениры. То в наше время глина и изделия из нее стали как видом декоративно-прикладного творчества, изучаемое детьми в кружках. Глиняные изделия используются как сувениры, подарки и все реже в быту.
Яркая, жизнерадостная, решенная с предельной чёткостью в пластическом и цветовом отношениях, наивная
7
глиняная игрушка обладает волшебной способностью украшать наш быт, вносить тепло и радость в убранство жилища.
Практические занятия: изготовление и оформление глиняной игрушки.
Процесс изготовления глиняной игрушки.
Казалось бы, процесс создания глиняной игрушки прост до безобразия : смешать глину с водой, размять ее, придать необходимую форму, просушить получившееся изделие на воздухе, а потом обжечь на огне. Но у каждого мастера, есть свои тонкости. Кроме того, легким это дело кажется лишь на первый взгляд: образ, появившийся в голове, сложно воплотить потом из глины, да так, чтобы это не казалось нелепой абстракцией.
Игрушки различаются по манере лепки, по тому, какая глина взята для изделия. Лучше всего лепятся игрушки, свистульки из жирной глины. Эта глина используется для филимоновских игрушек. За иссиня-черный цвет ее прозвали синикой.
А вообще игрушки лепят из той глины, какая есть в данной местности.
Заключительный этап:
1) Анализ и оценка эффективности деятельности, проведенной по проекту.
2) Выставка детских работ.
3) Презентация проекта.
8
№ п/п Мероприятие Сроки Ответственные
1. Разработка и утверждение плана проекта 12-13 апреля Дети. Педагоги. Родители
2. Экскурсия в библиотеку 16 апреля Воспитатели, родители
3. Просмотр презентаций о народных промыслах 17 апреля Данилова А. М.
4. Игра «Народные промыслы» 18 апреля Пустовалова А. В.
5. Выставка «Глиняная свистулька» 19 апреля Панова Л. Г.
6. Дидактическая игра «Лото по народным промыслам» 20 апреля Пустовалова А. В.
7. Занятие лепка из глины «Птички» 23 апреля Данилова А. М.
8. Игра «Что, где, когда?» 24 апреля Пустовалова А. В.
9. Музыкальное занятие «Чарующий звук» 25 апреля Панова Л. Г.
10. Мастер-класс «Птичка – свистулька» 27 апреля Данилова А. М., родители. дети
11. Оформление глиняной игрушки 3 мая Данилова А. М.
12. Презентация проекта 11 мая Дети
Бюджет
Наименование Цена (р.) Количество (шт.) Стоимость (р.)
1 Глина для лепки 115 2 230
2 Краски акварельные 200 200
Всего: 430руб.
Себестоимость: 430 : 16 шт. = 26 р. 80 коп.
Методические материалы для проекта
• www.arcyclopedia.com- иллюстрированная энциклопедия по искусству.
• www.culturemap.ru – культура регионов России
• Учебник: Конышева Н. М. Чудесная мастерская: М. : Ассоциация XXI век; АО «Московские учебники и Картолитография», 2000. – 160 с. ; ил
• Книги: Федотов Г. Я. дарите людям красоту: Из практики нар. худож. ремесел.
Кн. для учащихся ст. классов. - М. : Просвещение, 1985. – 255 с., ил.
Ожидаемые результаты: Предполагается, что в результате реализации проекта дети
узнают:
1. историю возникновения глиняной игрушки;
2. применение глиняной игрушки в современности;
3. процесс изготовления глиняной игрушки.
научатся:
1. находить нужный материал в дополнительной литературе;
2. использовать для дополнительных сведений материалы библиотеки;
3. лепить и оформлять глиняную игрушку;
Список литературы
1.
Основы художественного ремесла. В. А. Барадулина, М., «Просвещение», 2007.
2.
Народное декоративно-прикладное искусство. Л. Д. Роднели, М., «Просвещение», 2014.
3.
Сказку сделаем из глины, теста, снега и пластилина. В. С. Горичева, М. И. Нагибина, Ярославль - «Академия развития», 2008.
4.
А. А. Грибовская «Детям о народном искусстве» Учебно-наглядное пособие. М., «Просвещение», 2012.
5.
Дайн Г. Л. «Игрушечных дел мастера. Книга для учащихся». М., «Просвещение», 2014.
Интернет ресурсы
•
Свободная интернет – энциклопедия «Википедия».
•
https://spacenation.info/svistulki.html
•
https://www.hramislovo.ru/ortho_present/games_to_play
•
https://www.toybytoy.com/toy/2010-12-19-2
https://www.art.ioso.ru