Мария Климова
Проект «Азбука пожарной безопасности»
▼ Скачать + Заказать документы
ПРОЕКТ «АЗБУКА ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ».
ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ОСНОВ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
Климова М. С. воспитатель
МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №9 «Рябинушка» г. Губкин, Белгородская обл.
Публикация «Проект „Азбука пожарной безопасности“» размещена в разделах
- Пожарная безопасность
- Пожарная безопасность. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2022
Проблема безопасности жизнедеятельности человека в нашем современном мире одна из актуальных. События за последний период, происходящие в мире, свидетельствуют об увеличении природогенных и социогенных опасностей для жизни человека.
Подготовить современного человека к таким чрезвычайным ситуациям можно только на основе сформированных знаний и умений, навыков практического обучения основам безопасности жизнедеятельности.
Данные знания формируются в процессе воспитания, тем самым обучение детей безопасности жизнедеятельности становится актуальной и неотъемлемой задачей для педагогов дошкольных образовательных организаций.
Знание и соблюдение противопожарных требований только тогда становятся естественными в поведении человека, когда они привиты с детства. Именно в дошкольном возрасте возникают благоприятные условия для воспитания у ребенка чувства опасности перед огнем, навыков умелого обращения с ним и овладения знаниями, помогающими предупредить загорание или сориентироваться в сложной ситуации пожара.
Дети - наше будущее, и забота об их здоровье и безопасности, в которой немалое место отведено профилактике детской гибели и травматизму при пожарах, должна исходить от всех без исключения взрослых.
Заинтересованность каждого ребенка обеспечивает результат столь важной в наше время работы по обучению дошкольников правилам пожарной безопасности и привитию им навыков правильных действий в случае пожара.
Потребность обучения детей правилам пожарной безопасности подтверждает статистика пожаров из-за шалости детей с огнем. Анализ многих происшествий, связанных с поведением ребенка во время пожара, показывает, что малышей отличает пассивно-оборонительная реакция: от страха ребенок прячется в укромные места вместо того, чтобы покинуть горящий дом или позвать на помощь. Вместе с тем, детям свойственна тяга к огню, и поэтому запреты, как правило, малоэффективны. Необходимо вести постоянную, целенаправленную работу по привитию навыков острожного обращения с огнем, давать знания о свойствах огня и дыма, учить правильному поведению в экстремальной ситуации пожара.
Для решения проблемы по пожарной безопасности в нашем детском саду реализуется долгосрочный проект «Азбука пожарной безопасности». Активными участниками проекта являются сотрудники, воспитанники детского сада, родители, социальные организации. Взаимодействие со всеми участниками образовательных отношений строится в соответствии с годовым планом по пожарной безопасности и имеет системный, комплексный характер.
Цель проекта - формирование у детей дошкольного возраста основ пожарной безопасности, навыков осознанного, безопасного поведения при пожаре.
Для реализации этой цели с воспитанниками используются такие формы и виды совместной деятельности, как беседы, опросы, совместная деятельность взрослого и ребенка, организованная образовательная деятельность на занятиях, самостоятельная деятельность ребенка, экскурсии и наблюдения, чтение художественной литературы, конструирование (моделирование, изобразительная деятельность, интерактивные, сюжетно-ролевые, подвижные, дидактические развивающие игры, встречи с сотрудниками пожарной части, добровольного общества пожарных, различные викторины, квесты, квн и досуговые развлечения.
Для работы с родителями разработаны консультации, анкеты, папки – передвижки, буклеты с информацией о правилах поведения при пожаре, о способах пожарной безопасности для усвоения как детьми, так и взрослыми.
Совместно с детьми родители принимают активное участие в конкурсах, изготовлении макетов, атрибутов к сюжетно-ролевым играм.
В группах детского сада созданы центры по пожарной безопасности. Цель центров направлена на изучение и закрепление с детьми правил пожарной безопасности. Центры, наполненные дидактическими, настольно-печатными играми, атрибутами для организации и проведения сюжетно-ролевых игр, иллюстративным материалом, познавательной и художественной литературой. Подготовлены подборки бесед, видеороликов, интерактивных игр, сценариев театрализованных постановок, картотек игр, раскрасок.
В рамках реализации проекта по профилактике пожарной безопасности в детский сад были приглашены пожарные из части № 8 и сотрудники из Губкинского отделения пожарной части. Экскурсоводом стал самый настоящий пожарный. Нашим ребятам на практических примерах рассказали об устройстве пожарной машины, об истории становления спасательной пожарной службы во всей стране и конкретно в нашем городе. Как правильно вести себя при пожаре, каким образом и чем можно обезвредить огонь. Дети увлечённо отгадывали загадки и участвовали в обучающих играх на пожарную тематику.
Реализуя данный проект, нами проведен квест «Юные пожарные», дети познакомились с разнообразием пожарной техники, средствами пожаротушения, предметами одежды и инструментами пожарных, угадывали загадки и сказки про пожары и учились решать простые проблемные ситуации при возникновении пожара.
Особенностью данного проекта является то, что в ходе его реализации, нами создаются такие условия и ситуации, которые побуждают детей самостоятельно мыслить, находить и решать элементарные познавательные задачи, воплощать идеи на практике, тем самым стимулируют самостоятельность, активность и инициативность детей дошкольного возраста.
Литература:
Авдеева Н. Н., Князева О. Л. Безопасность : Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста. – СПб. :
«ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2009. – 144 с.
Коган М. С. Осторожней будь с огнем утром, вечером и днем! – Новосибирск: Сибирское унив. изд – во, 2009. – 219 с.
Кононова И. В. Сценарии по пожарной безопасности для дошкольников.
2-е изд. – Москва: Айрис – пресс: АЙРИС дидактика, 2007. – 126 с.
Лыкова И. А., Шипунова В. А. Пожарная безопасность. ИД Цветной мир,
2014. – 8 с.
Саво И. Л. Пожарная безопасность в детском саду. Детство – Пресс, 2013.
– 224 с.
Шорыгина Т. А. Беседы о правилах пожарной безопасности. Сфера, 2020.
– 64 с.