Наталья Башегурова
Проект «Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой как одна из инновационных технологий в логопедии»
▼ Скачать + Заказать документы
Подготовила: учитель-логопед
Башегурова Наталья Сергеевна
с. Угловское 2019г
Проект на тему : Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой, как одна из инновационных технологий в логопедии.
Образовательные области: познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие.
Тип проекта : исследовательский, практический.
Публикация «Проект „Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой как одна из инновационных технологий в логопедии“» размещена в разделах
- Артикуляция. Артикуляционная гимнастика
- Биоэнергопластика в работе с детьми
- Проекты. Проектная деятельность
- Работа логопеда. Логопедия
- Темочки
Вид проекта : коллективный.
Длительность проекта : краткосрочный (с 01.04.19 по 30.04.19.)
Необходимые материалы: картотека пальчиковых игр, картотека упражнений по биоэнергопластике. Театр кукол «Чупа и Чупсы» (изготовленный самостоятельно).
Участники проекта : дети старшей и подготовительной группы детского сада «Ладушки».
Актуальность:
Важным условием для начала успешного школьного обучения ребёнка является хорошо сформированная устная речь. Современный ребёнок перед поступлением в школу должен уметь правильно произносить звуки, иметь развитый фонематический слух, знать буквы, читать слоги, иметь богатый словарный запас, строить развёрнутые, связные, грамматически верно оформленные высказывания.
Формирование правильной речи, а в частности правильного звукопроизношения у детей – это сложный процесс, на протяжении которого ребенок учится: управлять своими органами речи, воспринимать обращенную к нему речь, осуществлять контроль за речью окружающих и собственною речью.
В настоящее время наблюдается значительное увеличение числа детей, которые поступают в первый класс с несформированными компонентами устной речи. Наиболее типичным для будущих первоклассников является неправильное произношение звуков. Некоторые дети успешно справляются с этим процессом, но у многих он задерживается. Такое речевое нарушение, к сожалению, не вызывает тревоги у многих родителей. Довольно ошибочно мнение взрослых, которые считают, что при поступлении в школу ребёнок самостоятельно научится произносить звуки, что нарушения звукопроизношения пройдут, как только исчезнут дефекты прикуса и вырастут передние зубы.
Правильное произнесение звуков обеспечивается благодаря хорошей подвижности органов артикуляции. Для формирования необходимых и полноценных артикуляционных укладов используется артикуляционная гимнастика. Ежедневное выполнение гимнастики укрепляет мышцы речевого аппарата, при этом движения органов артикуляции становятся точными, сильными, уверенными.
К сожалению, ежедневные занятия гимнастикой снижают интерес детей к этому процессу, что приводит к уменьшению эффективности от выполнения артикуляционных упражнений. Поэтому я обратилась к необычному и нестандартному методу выполнения артикуляционной гимнастики – использованию биоэнергопластики.
Такая гимнастика помогает длительно удерживать интерес ребёнка, помогает повысить мотивационную готовность детей к занятию, поддерживает положительный эмоциональный настрой ученика и педагога.
Ожидаемые результаты:
Применение артикуляционной гимнастики с биоэнергопластикой будут способствовать привлечению интереса детей к выполнению упражнений, что значительно увеличивает эффективность гимнастики, будут способствовать развитию артикуляционной, пальчиковой моторики, совершенствованию координаций движений, развитию памяти, внимания, мышления.
Выполнение элементов гимнастики руками и языком требует от ребёнка максимальной концентрации зрительного и слухового внимания, сформированной пространственной ориентировки, точных движений пальцами и кистями рук совместно с движениями языка или губ. Сильная мотивация, применение игрового метода на занятиях развивают и укрепляют мышцы артикуляционного аппарата, что значительно облегчит постановку и введение звуков в речь.
Цель: повысить интерес детей к выполнению артикуляционной гимнастики, на основе применения биоэнергопластики.
Задачи:
1. Проследить эффективность применения биоэнергопластики в коррекционном процессе.
2. Объяснить, как средства биоэнергопластики могут способствовать развитию артикуляционной моторики.
3. Повысить профессиональный уровень.
4. Картотека комплексов артикуляционной гимнастики со стихотворными текстами к каждому упражнению.
5. Картотека специально разработанных сказок; перчатки: Чупы и Чупса)
6. Проанализировать результативность работы.
Что такое биоэнергопластика?
В работе с детьми артикуляционную гимнастику с элементами биоэнергопластики предложили использовать А. В. Ястребова и О. Л. Лазаренко. Согласно разработанной ими системе, гимнастика является средством формирования речемыслительной деятельности и культуры устной речи детей шестилетнего возраста.
В литературе последних лет описаны приемы развития мелкой моторики у детей (с задержкой речевого развития – Жукова Н. С., Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б., с заиканием – Белякова Л. И., Рычкова Н. А., с дизартией – Лопатина Л. В., Серебрякова Н. В.).
Все авторы отмечают взаимозависимость речевой и моторной деятельности, стимулирующую роль тренировки тонких движений пальцев рук.
Биоэнергопластика включает в себя три базовых понятия: «био» — человек как биологический объект; «энергия» — сила, необходимая для выполнения определенных действий; «пластика» — плавные движения тела, рук, которые характеризуется непрерывностью, энергетической наполненностью, эмоциональной выразительностью.
Биоэнергопластика - это сочетание плавных движений кистей рук с движениями органов артикуляционного аппарата.
Принцип биоэнергопластики - сопряжённая работа пальцев и кистей рук и артикуляционного аппарата, движения рук имитируют движения речевого аппарата. Комплекс упражнений, согласно принципу биоэнергопластики, способствует развитию подвижности артикуляционного аппарата, что, в свою очередь, оказывает влияние на точность в усвоении артикуляционных укладов.
Выполнение артикуляционной гимнастики одновременно с движениями кистей рук приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что положительно влияет на развитие всей речевой системы.
Использование биоэнергопластики существенно ускоряет исправление неправильно произносимых звуков у детей, так как работающая ладонь во много раз усиливает импульсы, идущие к коре головного мозга от языка.
Биоэнергопластика синхронизирует работу полушарий головного мозга, тем самым, улучшая внимание, память, мышление, речь.
Выполнение элементов гимнастики руками и языком требует от ребёнка максимальной концентрации зрительного и слухового внимания, сформированной пространственной ориентировки, точных движений пальцами и кистями рук совместно с движениями языка или губ. Сильная мотивация, применение игрового метода на занятиях развивают и укрепляют мышцы артикуляционного аппарата, что значительно облегчает постановку и введение звуков в речь.
Этапы реализации проекта :
I. Подготовительный:
1. Выполнение артикуляционной гимнастики (по традиционной методике).
2. Изучение литературы и опыта работы по использованию «биоэнергопластики».
3. Разработка проекта.
4. Изготовление театрализованных игрушек для инсценировок сказок.
5. Проведение индивидуальных и подгрупповых занятий.
II. Основной:
1. Проведение занятий:
-упражнения для губ, челюсти и языка с использованием ведущей руки ребенка с перчаткой;
-упражнения для языка с использованием другой руки ребенка;
-артикуляционные упражнения с использованием обеих рук ребенка.
3. Создание картотеки упражнений, сказок.
III. Итоговый
1. Показ театра пальчиков и языка.
2. Диагностика звукопроизношений детей.
Общие рекомендации по выполнению артикуляционной гимнастики с элементами биоэнергопластики :
• Учитывать индивидуальные особенности детей;
• Подключать руки ребёнка только при полном освоении артикуляционного упражнения и выполнении его без ошибок;
• Следить за тем, чтобы кисти ребенка не напрягались, движения были плавными и раскрепощенными;
• Соблюдать синхронность и точность действий речевых органов и кистей рук.
Этапы работы артикуляционной гимнастики с элементами биоэнергопластики :
1. Обследование строения и подвижности органов артикуляции детей.
2. Знакомство с артикуляционным упражнением по стандартной методике. Отработка его перед зеркалом. Рука в упражнение не вовлекается.
3. Выполнение артикуляционной гимнастики по традиционной методике, педагог сопровождает артикуляционную гимнастику движениями ведущей руки в перчатке, рука ребенка в упражнения не вовлекается.
4. Одновременное выполнение артикуляционной гимнастики педагогом и ребенком с подключением ведущей руки ребенка.
6. Одновременное выполнение артикуляционной гимнастики педагогом и ребенком в сопровождении обеих рук в перчатках.
7. Самостоятельное выполнение ребенком артикуляционной гимнастики в сопровождении обеих рук в перчатках.
Результативность: анализ проделанной работы показал, что применение артикуляционной гимнастики с биоэнергопластикой способствует привлечению интереса детей к выполнению упражнений, что значительно увеличивает эффективность гимнастики, способствует развитию артикуляционной моторики, совершенствованию координации движений, развитию памяти, внимания, мышления. Это позволяет сделать вывод о целесообразности применения данной методики в логопедическом пункте МКДОУ детский сад «Ладушки» и привлечь воспитателей к работе по применению данного метода в работе с детьми.
Проект на тему : Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой, как одна из инновационных технологий в логопедии.
Образовательные области: познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие.
Тип проекта : исследовательский, практический.
Вид проекта : коллективный.
Длительность проекта : краткосрочный (с 01.04.19 по 30.04.19.)
Необходимые материалы: картотека пальчиковых игр, картотека упражнений по биоэнергопластике. Театр кукол «Чупа и Чупсы» (изготовленный самостоятельно).
Участники проекта : дети старшей и подготовительной группы детского сада «Ладушки».
Актуальность:
Важным условием для начала успешного школьного обучения ребёнка является хорошо сформированная устная речь. Современный ребёнок перед поступлением в школу должен уметь правильно произносить звуки, иметь развитый фонематический слух, знать буквы, читать слоги, иметь богатый словарный запас, строить развёрнутые, связные, грамматически верно оформленные высказывания.
Формирование правильной речи, а в частности правильного звукопроизношения у детей – это сложный процесс, на протяжении которого ребенок учится: управлять своими органами речи, воспринимать обращенную к нему речь, осуществлять контроль за речью окружающих и собственною речью.
В настоящее время наблюдается значительное увеличение числа детей, которые поступают в первый класс с несформированными компонентами устной речи. Наиболее типичным для будущих первоклассников является неправильное произношение звуков. Некоторые дети успешно справляются с этим процессом, но у многих он задерживается. Такое речевое нарушение, к сожалению, не вызывает тревоги у многих родителей. Довольно ошибочно мнение взрослых, которые считают, что при поступлении в школу ребёнок самостоятельно научится произносить звуки, что нарушения звукопроизношения пройдут, как только исчезнут дефекты прикуса и вырастут передние зубы.
Правильное произнесение звуков обеспечивается благодаря хорошей подвижности органов артикуляции. Для формирования необходимых и полноценных артикуляционных укладов используется артикуляционная гимнастика. Ежедневное выполнение гимнастики укрепляет мышцы речевого аппарата, при этом движения органов артикуляции становятся точными, сильными, уверенными.
К сожалению, ежедневные занятия гимнастикой снижают интерес детей к этому процессу, что приводит к уменьшению эффективности от выполнения артикуляционных упражнений. Поэтому я обратилась к необычному и нестандартному методу выполнения артикуляционной гимнастики – использованию биоэнергопластики.
Такая гимнастика помогает длительно удерживать интерес ребёнка, помогает повысить мотивационную готовность детей к занятию, поддерживает положительный эмоциональный настрой ученика и педагога.
Ожидаемые результаты:
Применение артикуляционной гимнастики с биоэнергопластикой будут способствовать привлечению интереса детей к выполнению упражнений, что значительно увеличивает эффективность гимнастики, будут способствовать развитию артикуляционной, пальчиковой моторики, совершенствованию координаций движений, развитию памяти, внимания, мышления.
Выполнение элементов гимнастики руками и языком требует от ребёнка максимальной концентрации зрительного и слухового внимания, сформированной пространственной ориентировки, точных движений пальцами и кистями рук совместно с движениями языка или губ. Сильная мотивация, применение игрового метода на занятиях развивают и укрепляют мышцы артикуляционного аппарата, что значительно облегчит постановку и введение звуков в речь.
Цель: повысить интерес детей к выполнению артикуляционной гимнастики, на основе применения биоэнергопластики.
Задачи:
1. Проследить эффективность применения биоэнергопластики в коррекционном процессе.
2. Объяснить, как средства биоэнергопластики могут способствовать развитию артикуляционной моторики.
3. Повысить профессиональный уровень.
4. Картотека комплексов артикуляционной гимнастики со стихотворными текстами к каждому упражнению.
5. Картотека специально разработанных сказок; перчатки: Чупы и Чупса)
6. Проанализировать результативность работы.
Что такое биоэнергопластика?
В работе с детьми артикуляционную гимнастику с элементами биоэнергопластики предложили использовать А. В. Ястребова и О. Л. Лазаренко. Согласно разработанной ими системе, гимнастика является средством формирования речемыслительной деятельности и культуры устной речи детей шестилетнего возраста.
В литературе последних лет описаны приемы развития мелкой моторики у детей (с задержкой речевого развития – Жукова Н. С., Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б., с заиканием – Белякова Л. И., Рычкова Н. А., с дизартией – Лопатина Л. В., Серебрякова Н. В.).
Все авторы отмечают взаимозависимость речевой и моторной деятельности, стимулирующую роль тренировки тонких движений пальцев рук.
Биоэнергопластика включает в себя три базовых понятия: «био» — человек как биологический объект; «энергия» — сила, необходимая для выполнения определенных действий; «пластика» — плавные движения тела, рук, которые характеризуется непрерывностью, энергетической наполненностью, эмоциональной выразительностью.
Биоэнергопластика - это сочетание плавных движений кистей рук с движениями органов артикуляционного аппарата.
Принцип биоэнергопластики - сопряжённая работа пальцев и кистей рук и артикуляционного аппарата, движения рук имитируют движения речевого аппарата. Комплекс упражнений, согласно принципу биоэнергопластики, способствует развитию подвижности артикуляционного аппарата, что, в свою очередь, оказывает влияние на точность в усвоении артикуляционных укладов.
Выполнение артикуляционной гимнастики одновременно с движениями кистей рук приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что положительно влияет на развитие всей речевой системы.
Использование биоэнергопластики существенно ускоряет исправление неправильно произносимых звуков у детей, так как работающая ладонь во много раз усиливает импульсы, идущие к коре головного мозга от языка.
Биоэнергопластика синхронизирует работу полушарий головного мозга, тем самым, улучшая внимание, память, мышление, речь.
Выполнение элементов гимнастики руками и языком требует от ребёнка максимальной концентрации зрительного и слухового внимания, сформированной пространственной ориентировки, точных движений пальцами и кистями рук совместно с движениями языка или губ. Сильная мотивация, применение игрового метода на занятиях развивают и укрепляют мышцы артикуляционного аппарата, что значительно облегчает постановку и введение звуков в речь.
Этапы реализации проекта :
I. Подготовительный:
1. Выполнение артикуляционной гимнастики (по традиционной методике).
2. Изучение литературы и опыта работы по использованию «биоэнергопластики».
3. Разработка проекта.
4. Изготовление театрализованных игрушек для инсценировок сказок.
5. Проведение индивидуальных и подгрупповых занятий.
II. Основной:
1. Проведение занятий:
-упражнения для губ, челюсти и языка с использованием ведущей руки ребенка с перчаткой;
-упражнения для языка с использованием другой руки ребенка;
-артикуляционные упражнения с использованием обеих рук ребенка.
3. Создание картотеки упражнений, сказок.
III. Итоговый
1. Показ театра пальчиков и языка.
2. Диагностика звукопроизношений детей.
Общие рекомендации по выполнению артикуляционной гимнастики с элементами биоэнергопластики :
• Учитывать индивидуальные особенности детей;
• Подключать руки ребёнка только при полном освоении артикуляционного упражнения и выполнении его без ошибок;
• Следить за тем, чтобы кисти ребенка не напрягались, движения были плавными и раскрепощенными;
• Соблюдать синхронность и точность действий речевых органов и кистей рук.
Этапы работы артикуляционной гимнастики с элементами биоэнергопластики :
1. Обследование строения и подвижности органов артикуляции детей.
2. Знакомство с артикуляционным упражнением по стандартной методике. Отработка его перед зеркалом. Рука в упражнение не вовлекается.
3. Выполнение артикуляционной гимнастики по традиционной методике, педагог сопровождает артикуляционную гимнастику движениями ведущей руки в перчатке, рука ребенка в упражнения не вовлекается.
4. Одновременное выполнение артикуляционной гимнастики педагогом и ребенком с подключением ведущей руки ребенка.
6. Одновременное выполнение артикуляционной гимнастики педагогом и ребенком в сопровождении обеих рук в перчатках.
7. Самостоятельное выполнение ребенком артикуляционной гимнастики в сопровождении обеих рук в перчатках.
Результативность: анализ проделанной работы показал, что применение артикуляционной гимнастики с биоэнергопластикой способствует привлечению интереса детей к выполнению упражнений, что значительно увеличивает эффективность гимнастики, способствует развитию артикуляционной моторики, совершенствованию координации движений, развитию памяти, внимания, мышления. Это позволяет сделать вывод о целесообразности применения данной методики в логопедическом пункте МКДОУ детский сад «Ладушки» и привлечь воспитателей к работе по применению данного метода в работе с детьми.