Надежда Шимко
Проект «Александр Невский — душа России»
▼ Скачать + Заказать документы
ПРОЕКТ в подготовительной группе на тему:
"Александр Невский - душа России.
Пояснительная записка
С давних пор наши предки защищали нашу землю, Святую Русь, нашу Родину от захватчиков. Сегодня, на фоне усиливающегося политического давления на Россию со стороны иностранных держав в условиях отсутствия объединяющей национальной идеи, такая позиция должна стать доминирующей в системе нравственных ценностей россиян. Не зря Президент Путин В. В. решительно поставил вопросы повышения и укрепления престижа российской государственности, вооруженных сил и воспитания чувства патриотизма в молодых гражданах страны в приоритетные задачи национальной политики государства. Во многих дошкольных учреждениях педагоги всерьез задумались о создании условий для знакомства детей с историей и героями нашей Родины. В настоящее время проектная деятельность – одна их эффективных форм воспитательно-образовательной работы с детьми в дошкольных образовательных учреждениях. Проект – это работа, которая должна быть выполнена для достижения уникального, заранее определенного результата в рамках, заданных сроков. В ходе работы над проектом создается что-то новое, укрепляются отношения между педагогами и семьями, создается устойчивый интерес к совместной работе по воспитанию детей.
Публикация «Проект „Александр Невский — душа России“» размещена в разделах
- Александр Невский
- Моя Родина Россия
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты
- Родина, Россия. Проекты
- Темочки
Актуальность проекта
Актуальность героико-патриотической темы в воспитании дошкольников напрямую связана с духовно-нравственным воспитанием. Первые чувства духовности, гражданственности и патриотизма. Доступны ли они дошкольникам? Да, доступны, и задача педагогов и родителей – как можно раньше пробудить в растущем человеке чувство гордости за свою родину, верность родной земле, любовь и уважение к армии, гордость за мужество воинов; помочь освоить первоначальное понимание основ духовно-нравственных категорий «Вера», «Верность родной земле», «Светлый образ».
Духовно-патриотическая тема была и остается всегда актуальной в воспитании подрастающего поколения. Героизм, мужество, стойкость, готовность идти на подвиг во имя родной земли – эти характерные черты понятны старшим дошкольникам и неизменно вызывают в них желание подражать воинам, быть такими же как они. А участие в мероприятиях патриотической тематики, помогает ощутить положительные эмоции и чувства сопричастности к памятным событиям страны, формированию представлений о взаимосвязи прошлого, настоящего и будущего. Такие мероприятия одновременно и учат, и воспитывают детей. [3]
Успех духовно-патриотического воспитания во многом зависит и от родителей, от семьи, от той атмосферы, которая царит дома, где поддерживаются семейные традиции, имеется мотивация к взаимодействию у детей и взрослых. [3]
Важно донести до детей мысль: спустя много-много лет люди помнят об исторических событиях, чтят память погибших заступников, защищающих родную землю.
Многовековая история человечества свидетельствует, что любая цивилизация выдерживала самые суровые испытания, пока были живы традиции, пока не оскудела историческая память. И наоборот, самые процветающие сообщества рушились, когда исторические уроки и традиции предавались забвению или просто уничтожались. Именно это, а также современная жизнь диктует необходимость возвращения к приоритетам любви к отечеству.
С целью духовно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста на примере образа Александра Невского – святого, воина, - не проигравшего за свою жизнь ни одного сражения, и который смог пойти на жертвы ради достижения великой цели – единение Руси как государства, развития духовно-патриотических чувств разработали педагогический проект «Заступник земли русской! Князь Александр Невский». Исходя из этих целей были поставлены следующие задачи:
• создать условия для освоения детьми опыта предшествующих поколений, основанного на патриотизме, духовности и нравственности;
• познакомить с жизнью и подвигами святого Великого князя Александра Ярославича Невского;
• развить интерес к истории своей страны, событиям прошлых лет на основе ярких впечатлений и исторических фактов;
• воспитать чувство патриотизма, преданности своей Родине, уважение к защитникам земли русской и памяти об их подвигах;
• ознакомить с памятниками и памятными местами, связанными с событиями княжества Александра Невского;
• Ориентировать семью на духовно-патриотическое воспитание детей.
Информационная карта проекта
Тип проекта : информационно-практико-ориентированный. То есть информация и впечатления, полученные детьми в процессе ознакомления с документальными и историческими событиями из истории России, находят свое отражение в различных видах детской деятельности – игре, изобразительном и художественном творчестве, в создании выставок и экспозиций при активном участии педагогов и родителей.
По количеству детей: групповой.
По характеру контактов: в контакте с семьей.
Участники проекта : дети 6-7 лет, их родители, педагоги группы, инструктор по физической культуре.
Ожидаемый результат: у детей начнет формироваться система жизненно-важных ценностей, морально-нравственные установки и основы духовно-патриотического воспитания; обобщатся знания о защитниках родной земли. Сотрудничество с родителями, направленное на духовно-патриотическое развитие детей и их успешную социализацию, будет иметь более открытый характер.
Срок реализации проекта : 1 месяц.
Новизна проекта направлена на присоединение детей к базовым духовно-патриотическим и духовно-нравственным социокультурным ценностям России на примере подвигов Великого благоверного князя Александра Невского.
В ходе реализации проекта воспитанники познакомились с жизнью и подвигами святого великого князя Александра Ярославича Невского, у них развился интерес к историческому прошлому России, сопричастности к ее судьбе, приобщились к опыту православной культуры. Освоили первоначальное понимание основ духовно-патриотических категорий «Вера», «Верность родной земле», «Светлый образ». [2]
Формы работы с детьми:
• занятия, беседы, игры духовно-патриотического содержания (приложение 2, 3, 4, 5);
• Продуктивная деятельность детей.
• Проведение совместного праздника.
• Использование художественной литературы (приложение 6);
• Просмотр презентаций;
• Организация выставок (совместная деятельность детей и родителей);
• Проведение конкурса семейных видео-проектов «Дорога память о защитниках земли русской».
Формы работы с родителями
• родительское собрание на духовно-патриотическую тему;
• консультация для родителей «Как знакомить детей с историей Руси»;
• проведение совместных учебных мероприятий (выставки, конкурс, праздник);
• наглядные виды работы: информационные стенды для родителей, папки-передвижки, выставки детских работ, дидактических игр, литературы;
• анкетирование.
Материально- техническое:
• оформлен уголок в группе по духовно-патриотическому воспитанию;
• библиотека методической и художественной литературы;
• Медиатека мультфильмов и презентаций на тему «Духовно-патриотического воспитания».
Кадровое:
• сотрудничество с настоятелем Прихода Храма Покрова Божий Матери;
• сотрудничество с сотрудниками библиотечной системы.
Информационно-содержательное:
• создание информационного банка данных:
- разработка занятий, игр, викторин, праздников и т. д. ;
- форм работы с родителями;
• организация работы с родителями (консультации, наглядная информация);
• систематическое оформление информационного стенда.
Для реализации проекта был разработан план мероприятий, предусматривающий три этапа (приложение 1).
Подготовительный этап.
На подготовительном этапе предстояло решить следующие задачи:
• изучить отношение родительской общественности к предлагаемой деятельности в рамках проекта и возможности семей воспитанников по поддержке образовательного процесса;
• скоординировать действия педагогов и родителей по созданию развивающей предметно-пространственной среды;
• разработать основные методические материалы и изготовить необходимые дидактические пособия.
Для изучения общественного мнения родителям было предложено ответить на вопросы анкеты. Большинство родителей отметили, что дети должны иметь представления о взаимосвязи прошлого, настоящего и будущего; знать историю своей страны, и начинать такую работу необходимо как можно раньше. Отвечая на вопросы о духовно-патриотическом воспитании в семье, некоторые родители охотно делились своим опытом, своими семейными традициями почитания и уважительного отношения к защитникам Родины и сетовали на то, что в городе нет постоянно действующего музея боевой славы, в который можно было бы сходить всей семьей.
В некоторых семьях сохранились старые открытки с изображением памятников Александру Невскому. С помощью родителей в группе была создана тематическая выставка «Защитники земли русской», совместно с работниками библиотечной системы подобрана библиотека «На том стоит русская земля», в которую вошли произведения поэтов о Руси, славянах, честности и верности В. Жуковского, А. К. Толстого, Д. Ильина, Е. Санин, С. Бехтеев, Т. Курбатовой, Н. Рубцова, С. Баруздина, А. Твардовского, Л. Кассиля, А. Митяева и многих других писателей и поэтов. Подобраны репродукции картин В. Серова, В. Сурикова, П. Корина, А. Кившенко о битвах А. Невского. Оформлена картотека пословиц, поговорок, загадок о верности, смелости, доблести, мудрости воинов-защитников (приложение 6).
Основной этап.
Основной этап заключается в организации системы занятий с детьми и семьями воспитанников. Данный этап самый длительный по времени, на котором решаются все поставленные цели и задачи проекта.
Цель основного этапа – духовно-патриотическое воспитание дошкольников на основе формирования представлений о жизни и подвигах Александра Невского.
Наряду с традиционными видами деятельности (беседами, сюжетными и дидактическими играми, развлечениями, художественным творчеством, план основного этапа включал в себя мероприятия разнообразных организационных форм, основанные на взаимодействии всех участников образовательного процесса – детей, родителей и педагогов [1].
Обобщающий этап.
Подводя итоги проделанной работы, можно отметить, что интерес родителей к тому, чем заняты их дети в детском саду, значительно повысился. Реализация проекта проходила в атмосфере открытости, доброжелательности и взаимной поддержки взрослых участников. У детей сформировались представления о героическом прошлом русского народа, великом русских князе Александре Невском – защитнике земли русской. Налажена работа обменного библиотечного фонда, где каждый родитель может взять интересующую его книгу и прочитать ее дома вместе с ребенком, в помощь им в группе оформлены памятки «Читаем вместе с детьми». Все рисунки и рассказы дошкольников собраны и бережно хранятся, на следующий учебный год планируется оформление мини-сборника детского творчества и презентации «Что я знаю об Александре Невском».
Также обобщающий этап включал в себя сбор и обработку методического и практического материалов, соотнесение поставленных и прогнозируемых результатов с полученными. Обобщение и презентация опыта на педагогическом совете, разработка методических рекомендаций для педагогов и родителей по совершенствованию различных форм сотрудничества.
Вывод
Для оценки эффективности и воспитательной значимости данного проекта, планируем провести повторный опрос родителей с предложением поделиться своими впечатлениями, чтобы продолжить начатую работу в следующем учебном году.
Несмотря на то, что в процессе реализации проекта пришлось столкнуться со некоторыми трудностями, мы уверены, что такие акции не только можно, но и нужно проводить в детском саду. И начинать работу по формированию духовно-нравственных основ личности и активной гражданской позиции необходимо как можно раньше, чтобы через несколько лет никто не сказал про наших воспитанников: «Это потерянное поколение».
Используемая литература
1. Алешина Н. В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. Старшая и подготовительная группы. – М. : Элизе Трейдинг, ЦГЛ, 2004
2. Социокультурный системный подход к истокам в образовании. Истоковедение. Том 11. – М. : Издательский дом «Истоки», 2017;
3. Рекомендации по применению программы «Социокультурные истоки» в Федеральном образовательном стандарте дошкольного образования. – М. : Издательский дом «Истоки», 2005.
Приложение 1
План мероприятий по реализации проекта «Заступник земли русской!
Князь Александр Невский»
Содержание работы Срок реализации Деятельность Результат
детей родителей
1 этап – подготовительный
Подбор литературных произведений об Александре Невском 1 неделя Заучивание, чтение Помощь в организации Создание мини-библиотеки
Подбор иллюстраций, открыток, фотографий о событиях княжества Александра Невского 1 неделя Рассматривание, обсуждение Помощь в организации Организация фото-выставки
Подбор фотографий и открыток памятников и памятных мест, посвященных подвигам А. Невского 1 неделя Рассматривание, обсуждение Помощь в организации Организация фото-выставки «Мы помним защитников земли русской»
2. этап - основной
Консультация для родителей «Как знакомить детей с историей Руси» 1 неделя Участие в консультации Ознакомление родителей с методическими рекомендациями
Занятие «Кто такие славяне?» 1 неделя Участие в беседе, заучивание стихотворения Беседы с детьми, чтение русских народных сказок Составление картотеки пословиц и поговорок о славянах
Рисование «Русские богатыри» 2 неделя Продуктивная деятельность Оформление выставки детских работ
Рассказ воспитателя «Кто к нам с мечом придет, тот от меча и погибнет» 2 неделя Участие в беседе, просмотр презентации «Александр Невский» Помощь в составлении рассказов об А. Невском Книжки-малышки «На страже земли русской»
Рассматривание иллюстрации с изображением орденов и медалей 3 неделя Участие в беседе по иллюстрациям
Рисование «Защитник земли русской А. Невский» 3 неделя Рассматривание иллюстраций, продуктивная деятельность Организация выставки детских работ
Викторина «Знатоки истории» 3 неделя Обобщение и конкретизация знаний Помощь в проведении викторины Организация фото-выставки «Знатоки истории»
Аппликация «Военные доспехи, снаряжение защитников земли русской» З неделя Продуктивная деятельность; Сюжетно-ролевая игра «Мы – защитники» Дидактические игры «Что для чего?», «Найди и назови» и др. Сбор иллюстраций, рисунков Оформление тематического альбома «Снаряжение русских воинов»
Спортивное развлечение «Будущие защитники Отечества» 3 неделя Участие в командных соревнованиях. Ручной труд «Подарок папе» Участие отцов, дедушек, братьев в соревнованиях Развитие физических качеств
Беседа-рассказ «Памятные места». Знакомство с памятниками, посвященными А. Невскому 4 неделя Рассматривание иллюстраций с изображением Александра Невского. Словесные игры, разучивание пословиц и поговорок Помощь в организации и проведении беседы Формирование представлений о том, как сохраняется память о тех далеких событиях и их героях
Конкурс семейных видео-проектов «Дорога память о защитниках земли русской» 4 неделя Заучивание стихотворений, участие в конкурсе Помощь в разучивании стихотворений и проведении конкурса Подведение итогов конкурса, награждение участников
3 этап - обобщающий
Подведение итогов: сбор и обработку методического и практического материалов 4 неделя Участие в создании мини-музея Помощь в составлении презентации и мини-музея Оформление и презентация проекта Создание мини-музея «На том стоит русская земля»