Слюсарчук Инна
Проект «Волшебница вода» в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
Проект «Волшебница вода»
Тип проекта : познавательно-поисковый.
Актуальность: В дошкольном детстве закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования. Поэтому формирование у детей основы культуры рационального природопользования необходимо начинать с самого раннего возраста.
Публикация «Проект „Волшебница вода“ в средней группе» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Средняя группа
- Темочки
С целью формирования культуры природопользования, в частности, воспитания бережного отношения к воде, в детском саду был разработан проект «Волшебница вода» для детей среднего дошкольного возраста.
Участники проекта : дети средней группы, их родители, воспитатели.
Сроки реализации проекта : 1 месяц (январь).
Цель проекта :
1. Развивать у детей представления о природном объекте – воде.
2. Закладывать основы экологической культуры личности, воспитывать бережное отношение к воде.
3. Поощрять проявление инициативы и любознательности с целью получения новых знаний.
Задачи проекта :
1. Подвести детей к пониманию:
• вода может находиться в жидком и твердом состояниях: при замерзании вода превращается в лед, лед в тепле тает (превращается в воду, летом идет дождь, зимой – снег, снег в тепле тает (превращается в воду);
• вода имеет свойство окрашиваться;
• вода прозрачная, без запаха, без вкуса;
• роли воды в жизни человека, растений, животных.
2. Закрепить представления детей:
• вода бывает холодная, теплая, горячая;
• вода течет, журчит, разливается, ее можно пить, наливать, переливать.
3. Учить детей выполнять простейшие опыты, последовательно выполняя указания педагога.
Ожидаемые результаты:
Образовательные:
• формирование представлений детей о природном объекте воде;
• формирование познавательного интереса;
• обогащение словарного запаса;
• формирование некоторых обследовательских действий.
Воспитательные:
• воспитание бережного отношения к воде;
• привнесение результатов работы в группе в домашние условия.
Перспектива развития проекта :
• в данной группе наблюдения за природным объектом водой, связанные с зимними изменениями в природе;
• в зимний период проведение досуга на улице «Вода имеет свойство замерзать и таять».
Предварительная работа.
1. Определение темы, цели, задач проекта.
2. Определение участников проекта.
3. Определение времени в режиме для группы для реализации проекта.
4. Проведение опытов с водой.
5. Подготовка необходимого оборудования.
6. Поиск, изучение имеющийся литературы по теме проекта.
7. Определение объема знаний детей о воде, в соответствии с возрастом детей группы, учитывая требования «Программы воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой.
8. Определение вопросов диагностики детей по теме, формы фиксации результатов.
9. Определение содержания, методов, форм работы с детьми, родителям по проекту.
Литература:
1. «Программа воспитания и обучения в детском саду» под «редакцией М. А. Васильева, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой.
2. С. Н. Николаева «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве». Москва «Просвещение» 2005 г.
3. Г. П. Тугушева, А. Е. Чистякова «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста». Санкт Петербург Детство – Пресс 2007 г.
4. «Экологическое воспитание дошкольников» (на основе развивающих форм образования) Разработка занятий под ред. Т. В. Бабыниной – Набережные Челны, 2009.
5. Интернет ресурсы.
Материал и оборудование:
Чашка, снег, клеёнка, стаканы, трубочки, салфетки, краски, кисти, баночки, мыльные пузыри, верёвка, платочки, прищепки, комнатные цветы, лейка, бумажные цветы, деревянные спилы, пластмассовые пробки, пластмассовые рыбки, резиновые игрушки.
Схема реализации проекта через разные виды деятельности.
Этапы реализации проекта.
I этап. Подготовительный.
Январь.
1. Составление проекта.
2. Подготовка к реализации проекта.
3. Проведение диагностики детей по теме проекта.
2 этап. Основной.
1 неделя.
1 половина дня:
Рассматривание иллюстраций с изображением купания в водоемах, бассейне, ванне, под душем.
Цель: продолжать формировать представления детей о роли воды в жизни человека, воспитывать бережное отношение к воде.
2 половина дня:
Поисковая деятельность: «Окрашивание воды».
Цель: продолжать знакомить детей со свойствами воды: вода может быть цветной, если в неё добавить краску.
2 неделя.
1 половина дня:
Наблюдения на прогулках за снегом «Снег - он какой?»
Цель: продолжать уточнять представление детей о свойствах снега: белый, холодный, рассыпчатый, мягкий; снег нельзя брать в рот, в тепле он тает и превращается в воду.
2 половина дня:
Тема: «Вода и ее свойства», «Что плавает в воде».
Цель: закрепление знаний детей о свойствах воды и различных предметов:
легкие игрушки и предметы в воде плавают, тяжелые тонут.
Досуг «Зимние забавы».
3 неделя.
1 половина дня:
Игры- забавы «Пускание мыльных пузырей».
Интегрированное занятие «Про маленькую капельку».
II половина дня:
Стирка платочков.
Цель: продолжать формировать представления детей о роли воды в жизни человека: нужна для стирки одежды; в воде мылится мыло, и смывается грязь.
Досуг «Праздник мыльных пузырей».
4 неделя.
I половина дня:
Наблюдения на опытах «Лотосы в воде».
Цель: вода не имеет ни цвета, ни запаха, но имеет свойство впитываться. Формировать у детей представление о том, что вода впитывается в бумагу.
II половина дня:
Поисковая деятельность «Воздух в воде».
Цель: показать, что в воде есть воздух с помощью трубочек.
Работа с родителями.
Консультации для родителей: «Вода! Нельзя сказать, что ты необходима для жизни – ты сама жизнь», Сказка «Как люди речку обидели».
1 неделя
Утро:
Во время умывания чтение потешек о воде.
Вопросы:
1. Что делают дети?
2. Чем умываются?
3. Какая вода?
4. Что вода делает? (течет из крана)
5. Для чего мы умываемся?
Обобщение воспитателя: вода нужна человеку для умывания, чтобы быть чистыми, не болеть, воду надо беречь.
Наблюдение за трудом воспитателя и выполнение трудовых поручений: мытьё игрушек.
Цель: показать детям, что в воде мылится мыло, после мытья игрушки становятся чистыми.
2 половина дня:
Поисковая деятельность.
Наблюдение за водой из лейки.
Цель: продолжать закреплять знания детей о свойствах воды: течет, журчит, брызги летят, капельки капают.
2 неделя.
Утро:
Наблюдение за трудом воспитателя по уходу за комнатными растениями и выполнение трудовых поручений детьми.
Цели: продолжать формировать представление детей о том, что без воды все живое погибает, растения засыхают, теряют листья; после того, как землю польют, она меняет цвет, становится темней; все живое любит чистую воду, загрязнять ее нельзя.
Вопросы:
1. Что делаю?
2. Чем поливаю?
3. Какая вода?
4. Для чего поливают комнатные растения?
Обобщения воспитателя: вода нужна комнатным растениям, если мы не будем поливать их водой, то комнатные растения погибнут.
2 половина дня:
Работа с родителями: показать детям в домашних условиях, что для приготовления пищи, стирки белья, уборки квартиры, поливки комнатных растений, купания людей нужна вода.
3 неделя.
Утро.
Наблюдение за трудом помощника воспитателя: как она моет посуду.
1. Что делает Наталья Павловна?
2. Чем моет посуду?
3. Какая вода?
4. Что делает вода? (льется из крана)
Обобщение воспитателя: вода нужна человеку для мытья посуды, воду надо беречь.
2 половина дня.
Поисковая деятельность: «Прозрачная вода», «У воды нет запаха и вкуса».
Цель: продолжать знакомить детей со свойствами воды: прозрачная, дать детям знания: вода не имеет вкуса и запаха.
Логоритмическое занятие «Путешествие маленькой капли».
3 этап. Заключительный.
1. Диагностика детей по теме проекта.
2. Фото проекта.
Приложение к проекту :
Конспект интегрированного занятия "Волшебница вода"
(экспериментирование с детьми 4-5 лет)
Цель: Формировать у детей представления о качественных изменениях воды и ее свойствах.
Задачи: 1. Создать условия для выявления свойств и качеств воды: прозрачная, мутная, грязная, льется, теплая, холодная, горячая.
2. Стимулировать использование исследовательских и поисковых действий.
3. Закрепить представления о том, что вода может быть холодной, горячей, теплой, грязной.
4. Развивать сенсорную чувствительность тактильных ощущений (холодная, теплая горячая вода) и мыслительную деятельность.
5. Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.
Словарь: горячая, теплая, холодная, прозрачная, грязная, сильная, капает, течет, льется, булькает, кипит, отмывает, моет, пьют, волшебница, волшебник.
Интеграция образовательных областей: познание, чтение художественной литературы, коммуникация.
Предварительная работа: игры-эксперименты с водой; игра «Чудесный мешочек», слушание музыки - «Звуки природы», чтение А. Барто «Девочка чумазая».
Средства обучения : стаканы на каждого ребенка с водой холодной и горячей t ~ 45-55, таз с водой чистой, поролон на дно таза, камешки, таз, мыло, салфетки тканевые, «чудесный мешочек» - мелкие предметы для игры с ним (зубная щетка, мочалка, мыло, расческа, полотенце, опрыскиватель для цветов, фрагмент из мультфильма «Королева Зубная Щетка».
Тип мероприятия: познавательно – исследовательское.
Виды деятельности: игровая, исследовательская, практическая (эксперимент).
Форма организации: игра «Волшебники»
Ход занятия.
I часть.
Сюрпризный момент. Воспитатель говорит детям, что утром почтальон принес в сад мешочек, заинтересовывает детей новым предметом. Сообщает название мешочка - «Чудесный мешочек».
-Этот мешочек волшебный, и кто с ним играет, тоже становится волшебником. Волшебник – это тот, кто умеет делать разные превращения, например: угадывать предмет закрытыми глазами. Хотите стать волшебниками? Предлагает поиграть.
Назвать каждый предмет, поговорить с детьми о его назначении с помощью наводящих вопросов.
Игра - «Чудесный мешочек» - угадай на ощупь.
-Как узнали, что лежит в мешочке?
-Кто помог вам узнать предмет в мешочке? (руки)
- Какие волшебные у вас руки.
А хотите посетить волшебную страну? Давайте все закроем глаза и хлопнем в ладоши. Открываем глазки. Сейчас мы с вами посмотрим мультфильм про королевство «Умывайка». А в волшебную страну мы возьмем с собой предметы из чудесного мешочка.
Просмотр фрагмента мультфильма «Королева Зубная Щетка»
Обсудить с детьми, что случилось с девочкой.
Слышится стук в дверь – приход гостя «Девочка чумазая», дети встречают девочку, знакомятся.
Воспитатель: - Ах ты, девочка чумазая.
Где ты руки
Так измазала?
Черные ладошки;
На локтях - дорожки!
Девочка: - Я на солнышке лежала
Руки кверху держала
Вот они и загорели.
Воспитатель: Ах ты, девочка чумазая,
Где лицо ты так измазала?
Кончик носа черный
Будто закопченный.
Девочка: – Я на солнышке лежала
Нос я кверху держала
Вот и загорела.
Воспитатель: – Ой, ли, так ли?
Так ли дело было?
А. Барто
Надо нам тебя отмыть, и в чистюлю превратить!
- Кто же нам сможет помочь?
Загадка подскажет:
Меня пьют,
Меня льют,
Всем нужна я
Кто я такая. (Вода)
А вот и она! Воспитатель брызгает на детей из брызгалки (ситуация неожиданности, снятие напряжения, обыгрывает появление брызгалки.
- Как вода может помочь нашей девочке? (высказывания детей)
- Вода грязнулю всегда выручает, и в чистюлю превращает.
Воспитатель сообщает детям, что в группе есть горячая и холодная вода. Показывает стаканы с холодной и горячей водой. Кто подскажет, как узнать в каком стакане холодная вода, а в каком горячая, ведь они одинаковые? (предложения детей).
-Правильно нужно осторожно прикоснуться к стакану, прикладывая руки ненадолго, чтобы не обжечься. Кто мне поможет?
-Какой водой будем мыть девочку? (Дети размышляют, почему нельзя мыть холодной водой и горячей, приходят к решению, что надо мыть девочку теплой водой.)
- Где взять теплую воду? Как можно сделать теплую воду? (Смешать холодную и горячую).
Игра – эксперимент «Горячо или холодно»
Дети определяют воду в кружке холодную и горячую, обозначают символами.
А теперь приготовим таз для умывания нашей девочки.
• Опыт: «Смешивание холодной и горячей воды» - воспитатель предлагает сначала всем детям вылить горячую воду, затем холодную, определить воду на ощупь.
Приходят к решению, что в такой воде можно вымыть девочку. Отметить, что вода в тазу чистая, прозрачная.
Девочка чумазая умывается над тазом. Воспитатель сообщает детям, что лучший помощник волшебнице воде в борьбе с грязью – мыло и губка.
Намыливают руки девочке, выбирают полотенце для вытирания.
Воспитатель обращает внимание детей на то, что вода изменила цвет, была прозрачной, стала мутной, грязной. Почему?
Воспитатель: - Вот теперь ты белая, совсем не загорелая. Это была грязь.
Спасибо волшебнице воде и нам волшебникам.
Воспитатель предлагает девочке поиграть и сообщает детям, что вода может не только отмывать грязь, но и имеет силу, и может даже в море камешки передвигать. музыка «Звуки природы» Дети, стоя в кругу, слушают музыки, узнают в музыке шум воды. Воспитатель предлагает детям превратиться в камешки - выполнять движения под ритм музыки движение камешков – сидя на ковре.
II часть.
А еще вода умеет издавать различные звуки.
Артикуляционная гимнастика.
- Когда вода течет из крана, мы слышим звук С-С-С-С
-В кипящем чайнике мы слышим звук воды - Ш-Ш-Ш-Ш.
-А еще вода может вырываться из крана, и мы слышим звук ФР-ФР-ФР-ФР.
- Когда дождик на улице - КАП-КАП-КАП-КАП. (дети произносят звуки вместе с воспитателем).
-А если бросить камешек в воду, что будет? Что мы услышим? Хотите узнать?
Проходите к тазику с водой. Чтобы услышать, что вам скажет водичка, нужно бросить камешек в воду и внимательно слушать ответ в тишине.
• Опыт- эксперимент «Что сказала водичка?»
Дети бросают камешки в таз с водой, прислушиваются к звуку.
Воспитатель:
-Кто у нас самый внимательный волшебник?
- Что ответила вам водичка? (БУЛЬ)
Воспитатель. - Волшебница вода умеет издавать разные звуки.
III часть.
Воспитатель: – Какими замечательными волшебниками вы сегодня были вместе с волшебницей водой! Молодцы! Помогли девочке отмыть грязь, научились определять горячую и холодную воду. Что еще интересного узнали о волшебнице воде? (ответы детей). (Она может издавать звуки, имеет силу)
А за то, что вы помогли грязнуле стать чистой, девочка подарит вам подарки! (сюрпризный момент)
- Вам понравилось быть волшебниками и играть с волшебницей водой? А теперь давайте найдем у нас в группе игрушки, которые можем помыть, и приведем их в порядок!
КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОГО ЗАНЯТИЯ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ
«ВОЛШЕБНАЯ КАПЕЛЬКА»
ЦЕЛИ:
Познакомить детей со свойствами воды (чистая, грязная, без вкуса, без запаха).
Закрепить знания детей об использовании воды в жизни людей.
Воспитывать любовь к природе, бережное отношение к воде.
ОБОРУДОВАНИЕ И МАТЕРИАЛЫ:
солнышко (из цветного картона);
туча (из цветного картона);
капля (из цветного картона);
стаканчики с водой: 2 больших и маленькие;
кисточки с набранной на них краской (на подносе);
ватные палочки; листы белой бумаги (для рисования);
синяя (голубая) краска.
Ход ЗАНЯТИЯ:
1. Воспитатель и дети рассаживаются полукругом на ковре.
В руках у воспитателя солнышко.
Детки, посмотрите, что это у нас такое: яркое, тёплое, лучистое? (дети - солнце)
Вот как солнышко встает,
Выше, выше, выше.
(Поднять руки вверх. Потянуться)
К ночи солнышко зайдет
Ниже, ниже, ниже.
(Присесть на корточки. Руки опустить на пол)
Хорошо, хорошо,
Солнышко смеется.
А под солнышком нам
Весело живется
(Хлопать в ладоши. Улыбаться)
Но вот появилась на небе большая туча! (воспитатель закрывает часть солнышка.) Она чуть не закрыла наше солнышко! А из тучки кто-то выпрыгнул! (Показать каплю.)
Посмотрите-ка, кто это к нам в гости пришел? (Капелька воды).
Эта капля жила в туче. Скажите, а где ещё могут жить капельки? (дети в ручейке, в речке, в луже, в кране).
Да, там, где вода, таких капелек очень, очень много.
Ребята, а мне капелька на ухо прошептала, что она хочет попить водички, чтобы подрасти. Давайте ей поможем.
Дети, посмотрите, а у нас здесь есть два больших стакана с водой.
(1 стакан с чистой водой, а 2 стакан с грязной)
Посмотрите, какая вода в стаканчике? (дети - чистая, прозрачная). Ребята, а где бывает чистая вода? (дети - в кране, в бутылке, в роднике). Эту воду пьют, готовят суп, компот, чай.
А в этом стаканчике, какая вода? (дети - грязная). А где у нас бывает грязная вода? (В луже, на улице). Эту воду можно пить? ( ответы детей: нет, нельзя)
--Правильно. Какую же воду можно пить? ( ответы детей: только чистую)
Давайте вместе с капелькой попьем водички? (дети пьют воду из маленьких стаканов.) Понравилась вам чистая водичка? ( дети: да.) Она не сладкая, как чай. Она не солёная, как суп.
Вывод: Ребята значит у чистой воды нет вкуса, но её очень приятно пить. ( дети: да)
--А теперь понюхайте водичку, чем она пахнет? ( дети: ничем).
Вывод: Правильно ребята вода без запаха.
Воспитатель раздаёт детям кисточки с набранной краской.
А ещё чистую водичку можно покрасить в разные цвета. Опустите каждый свою кисточку в свой стаканчик с водой. Что вы видите? ( дети: водичка окрасилась, стала цветной.) Правильно. Капельке очень понравилось, какая красивая у вас получилась водичка! А теперь положим кисточки обратно на поднос.
--Вывод: Что можно сделать с водой? ( дети: закрасить). Да, в воде может раствориться краска.
Ребята, идите сюда, посмотрите, на небе опять появилась тучка. А что бывает, когда на небе много туч? Что капает с неба? ( дети: дождик.)
Правильно, идет дождь, с неба падает много-много капелек. Покажите, как капают капли на ладошку? (Указательным пальцем ударяют по открытой ладони.)
(включить музыку «звуки дождя»)
«Капля раз, Капля два, Прыжки на носочках, руки на поясе.
Очень медленно сперва.
А потом, потом, потом
Все бегом, бегом, бегом.
Мы зонты свои раскрыли, Развести руки в стороны.
От дождя себя укрыли.» Сомкнуть руки над головой полукругом
Ребята, капельке очень понравилось с нами играть, но посмотрите, она заскучала. Она одна и ей скучно без своих подружек; вас много, а она одна. Давайте мы с вами нарисуем ей подружек, таких же капелек. Когда много капелек бывает? ( дети: когда идет дождь).
Вот мы с вами сейчас и нарисуем дождик. Переходим к столу для рисования. Я вам раздаю подписанные листочки бумаги, чтобы вы не перепутали свои рисунки. Чтобы нарисовать дождик, нужно обмакнуть палочку в розетку с голубой краской, аккуратно приложить её к листу бумаги (сопровождаю действиями). Получилась вот такая капелька. Ребята возьмите ватные палочки и нарисуйте много капелек. Дети рисуют, воспитатель помогает кому нужно.
--Молодцы! У нас получился проливной дождь!
Давайте подарим наши рисунки капельке. Теперь ей не скучно, у неё стало много-много подружек. Скажем ей «До свидания!» Появляется туча. Капелька и рисунки прячутся за тучу. Смотрите, дети, капелька с подружками спряталась в туче. Но она к нам снова вернётся, когда пойдёт дождик.