Светлана Беляева
Проект «1000 шагов в настоящее и прошлое улицы Ленина. Мой любимый город — Алапаевск»
▼ Скачать + Заказать документы
Система воспитательной работы, посвященная воспитанию любви к родному городу
Проект «1000 шагов по улице Ленина в прошлое и настоящее»
Если человек не любит старые улицы старые дома,
значит, у него нет любви к родному городу.
Если человек равнодушен к памятникам истории,
он, как правило, равнодушен к своей стране.
Д. С. Лихачев.
Публикация «Проект „1000 шагов в настоящее и прошлое улицы Ленина, Мой любимый город — Алапаевск“» размещена в разделах
Основы патриотизма начинают формироваться в дошкольном возрасте. Патриотическое воспитание дошкольников включает в себя передачу им знаний, формирование на их основе отношения и организацию доступной возрасту деятельности. Фундаментом патриотизма по праву рассматривается целенаправленное ознакомление детей с родным городом.
Педагогический проект «1000 шагов по улице Ленина в прошлого и настоящее» позволит повысить детскую, родительскую и педагогическую компетентность в вопросах истории, культуры города Алапаевска, поможет сформировать патриотические чувства, любовь и заботливое отношение к родному городу.
Цель: приобщение детей к истории и культуре родного города через знакомство с главной улицей города.
Задачи:
- Расширять представления детей об истории родного города, знакомство с историей улицы Ленина.
- Познакомить с различными источниками получения информации.
- Обогащать словарный запас и формировать связную речь.
- Формировать пространственные представления у детей, умение ориентироваться на улице родного города; общее представление об основных архитектурных сооружениях, памятниках, определяющих облик главной улицы родного города.
- Развивать творческие способности детей при передаче своих впечатлений в разных видах детской деятельности.
- Обогащение детско-родительских отношений опытом совместной деятельности через формирование представлений о родном городе.
- Развивать интерес и любознательность, расширять кругозор.
- Воспитывать у детей любовь к родному городу, бережное отношение к ее культурному наследию, к людям, прославившим его.
Планируемые результаты.
- Дети приобретут знания об истории города, его историческом центре. Достопримечательностях.
- У детей появится интерес к историческому прошлому родного города, активность в поиске краеведческого материала.
- Дети узнают и называют исторические места улицы.
- Дети используют полученные знания и умения во всех видах деятельности.
- Дети умеют анализировать, выражать собственное мнение.
- У детей и их родителей повысится познавательный интерес к родному городу, событиям, людям; творческая инициатива.
- Реализация проекта позволит повысить педагогическую компетентность в вопросах исторических и культурных мест города Алапаевска, поможет сформировать заботливое отношение к родному городу
Способы реализации: через разные виды детской деятельности: игровая, познавательно-исследовательская, коммуникативная, продуктивная, двигательная, музыкальная.
Технологии: игровые, здоровьесберегающие, ИКТ, ТРИЗ, Путешествие по Реке времени, личностно-ориентированные.
Методы:
- словесные (беседы, чтение художественной литературы, вопросы, указания);
- наглядные (организация выставки, сбор фотоматериалов, изучение архивных документов, рассматривание иллюстраций, схем, ТСО);
- игровые (двигательная активность детей, дидактические игры, сюжетно-ролевые игры);
- практические (создание развивающей среды, экскурсии и наблюдения, работа в мини-музее «Мой город», дидактические игры).
Приемы достижения результата: создание проблемных ситуаций, положительных эмоций, мотивация деятельности, игровая позиция
Возраст участников 5-6 лет
Этапы реализации проекта
Этап Срок Содержание Мероприятия
Подготовительный
Диагностика
25.10-30. 10
Определить актуальность выбранной темы и уровень заинтересованности участников проекта Анкетирование родителей
Мотивация на участие в проекте
1.11-8.11
Пробуждение интереса к участию в проекте детей и родителей Буклет для родителей
«Познакомьте ребёнка с родным городом»
Блиц-опрос детей
Создание информационной среды
1.11-20.11 Изучение и подбор программно-методического и познавательного материала по формированию системы представлений о настоящем и прошлом улицы Ленина Оформление информационного уголка для родителей.
Составление конспектов занятий, презентаций.
Сбор исторических данных «Функциональные особенности улицы Ленина и находящихся на ней зданий в разные исторические периоды».
Подбор иллюстраций, фотографий, текстов художественных произведений, стихотворений, песен.
Электронный образовательный маршрут.
Обогащение предметно-развивающего пространства группы
1.11-30.11 Создать условия и обстановку для детей, способствующие вызвать желание познать события
Разработка и оформление дидактических игр с патриотическим содержанием.
Оформление книжного уголка «Мой город».
Оформление альбома «Из прошлого в настоящее улицы Ленина».
Оформление лэпбука «Достопримечательности города Алапаевска».
Привлечение специалистов к осуществлению проекта 15.11-8.12 Проведение круглого столов с педагогами, специалистами; консультаций по теме проекта и реализации задач. «Музыкальная гостиная Детский альбом П. И Чайковского».
Физкультурное развлечение «Мы по улице идем».
Основной
Кинозал
10.11-26.11 Погружение в прошлое и настоящее. Виртуальные экскурсии:
«История, легенды и тайны города Алапаевска»
«Путешествие в прошлое Алапаевска»
https://uraloved.ru/
«Панорама города Алапаевска. Вид сверху»
https://zen.yandex.ru/video/watch/5f67ad80725dfb452482a8aa
Путешествие с Городовичком «Достопримечательности города» 15.11-19.11 Посещение с детьми объектов исторического и культурного наследия, находящихся на улице Экскурсия в исторический центр города Алапаевска
Игра – путешествие «Что было раньше, что сейчас».
Детское моделирование. 22.11-10.12 Созидательная работа, нацеленная на преобразование исходного материала или сочетаний материалов в конечный продукт, который будет соответствовать замыслу. Рассматривание план – карты: «Улицы города».
«Нарисуй схему и построй улицу» (из разных видов конструктора)
«Свято- Троицкий собор».
Изготовление макета «Главная улица нашего города».
Строительная игра «Улица будущего».
Игротека
15.11-15.12 Обогащение игрового опыта по развитию и усложнению игрового сюжета, по организации предметного пространства собственной игры через совместные с воспитателем игры подгруппами; создание условий и поддержка самодеятельной игры детей, приобщение детей к разным видам игр (подвижным, с правилами, досуговым, дидактическим, народным, интеллектуальным и др.) Пазлы «Памятные места»
Дидактическая игра-викторина «Знатоки Алапаевска».
Игры ТРИЗ:
«Продолжи»,
«Подбери слово»,
«Так бывает?», «Найди отличия», «Всё ли верно?» «Хорошо-плохо».
Сюжетно-ролевая «Экскурсионное бюро».
Речевые игры см. Приложение
Подвижные игры «Люблю по улице гулять» «Мы по улице идем».
Д/ у: «Самый внимательный горожанин», «Кто больше выделит и запомнит признаков города», «Установи причину».
Городская мастерская 15.11-15.12 Совместная работа детей, родителей и педагогов по созданию и оформлению выставок совместных работ, фото выставок и фотоколлажей по теме проекта. Рисование «Свято-Троицкий собор» «Мой любимый уголок».
Аппликация «Вечерний город».
Конкурс совместного рисунка детей и родителей «Мой город –горд глазами детей».
Изготовление книги : «Улица Ленина из прошлого в настоящее»».
Коллаж «Мой любимый город».
Музыкальная гостиная 22.11-26.11 Приобщение детей к музыкальной культуре, обогащение музыкальных впечатлений Прослушивание музыкальных произведений «Детский альбом П. И Чайковского» (Мама, Игра в лошадки, Новая кукла, Полька, Баба-Яга,
Марш деревянных солдатиков
Болезнь куклы)
«Гимн Алапаевска» песни об Алапаевске.
Литературная гостиная 30.11-15.12 Пополнение багажа детей сказками, рассказами, стихотворениями. Развитие чувства гордости за алапаевских писателей и поэтов Экскурсия в городскую библиотеку им. А. С Пушкина
Чтение и рассматривание книг о родном городе
Конкурс чтецов «С Любовью о Родине».
Путешествие по Реке времени ОД «Путешествие в прошлое улицы».
ОД «История возникновения родного города»,
«Замечательные люди города Алапаевска».
Ситуативный разговор: «Как и кем создавался и строился город?»
Взаимодействие с родителями Подготовка и проведение экскурсий, индивидуальных творческих заданий Экскурсии в исторический центр Алапаевска.
Мини-проекты «Старинные здания на улице Ленина».
Электронный образовательный маршрут для детей и родителей «Исторический центр Алапаевска»
***
Заключительный
13.12-17.12 Проведение итоговых мероприятий.
Награждение победителей викторины и родителей благодарственными письмами. Анализ результатов проектной деятельности. Обобщение опыта. Онлайн-викторина для детей и родителей «Путешествие по главной улице нашего города» ***
Викторина «Что мы знаем о родном городе».
Создание познавательной игры «Тысяча шагов по улице Ленина из прошлого в настоящее»
Результат проекта :
Знания, полученные во время проекта, помогли повысить значимость патриотического воспитания детей, формированию патриотических чувств у дошкольников. Родители и мы, воспитатели убедились в том, насколько актуальна тема изучения родного города. Проект заинтересовал детей и взрослых, сплотил родителей и детей в воспитании будущих граждан своего города и страны.
Все этапы проекта прошли через разные виды деятельности, использовался развивающий, дифференцированный подход к каждому ребёнку.
В дальнейшем мы планируем продолжить работу по этой теме и создать банк данных по истории улиц нашего города.
Перспективы дальнейшего развития проекта :
- Подбор дистанционных, интерактивных форм работы с детьми и родителями при дальнейшем развитии темы проекта.
- Разработка серии вариативных занятий познавательного цикла для детей и родителей по теме проекта с использованием ИКТ.
- Подбор дополнительного материала и исторических фактов по теме проекта совместно с родителями.
- Трансляция результатов проектной деятельности на городском уровне.